Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [138]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Авиалайнер Ту-154. Разработка и эксплуатация в СССР до 1983 года.

К началу 60-ых годов XX века авиастроение во всём мире получило богатый опыт эксплуатации первых турбореактивных авиалайнеров. В СССР на авиалинии вышли реактивные Ту-104, а также турбовинтовые Ан-10 и Ил‑18. У каждого из данных самолётов были свои недостатки и достоинства: Ту-104 имел высокую крейсерскую скорость, около 900 км/ч, однако был требователен к качеству и длине ВПП, обладал относительно низкой надёжностью; Ан-10 имел высокую пассажировместимость (112 человек), неприхотливость к грунтовым полосам, но имел меньшую по сравнению с Ту-104 скорость полёта; Ил-18 обладал высокой экономичностью и дальностью, однако его скорость была аналогична Ан-10. Все перечисленные воздушные суда занимали одну и ту же нишу авиаперевозок (авиалинии протяжённостью 1500-3500 км). С учётом новых достижений в науке и технике, а также накопленного опыта, появилась возможность разработать следующее поколение пассажирских самолётов. При создании нового авиалайнера требовалось обеспечить высокую скорость как у Ту-104 и неприхотливость к ВПП как у Ан-10, а также повысить показатели надёжности.  В то же время за рубежом началась разработка новых пассажирских самолётов аналогичного класса (например Boeing 727). В сложившейся обстановке требовалось создать новый самолёта, который бы пришёл на смену первому поколению советских турбореактивных авиалайнеров, а также в перспективе обеспечил конкуренцию разрабатываемым самолётам зарубежного производства на международном рынке авиаперевозок.

В 1963 году ОКБ Туполева начало проработку проекта нового авиалайнера. Первоначально рассматривался вариант разработки модификации Ту-104Б – Ту-104Д. Предполагалось переделать хвостовую часть под 3 двигателя. В 1964 году проект получил название Ту-154. От идеи глубокой переделки Ту-104 со временем отказались. Среди конструкторских бюро был объявлен конкурс на новый авиалайнер, в нём кроме ОКБ Туполева приняло участие и ОКБ Ильюшина с проектом Ил-72/74. Победу в конечном итоге одержал Ту-154. Проект Ту-154 наиболее полно отвечал требованиям в период 70-80-ых годов [1].

По результатам конкурса 24 августа 1965 года вышло постановление Совета Министров СССР за номером 647-240. В нём предусматривалось спроектировать и построить среднемагистральный пассажирский самолёт с тремя турбовентиляторными двигателями типа НК-8-2. Эскиз воздушного судна был сделан в 1965 году. В 1967 году был заложен первый опытный экземпляр, в 1968 году борт был построен и готов к испытаниям. Самолёту присвоили номер СССР-85000. 3 октября 1968 года состоялся первый полёт Ту-154. Вначале производство планировалось развернуть в Москве, однако по ряду причин заказ был отдан на завод № 18 в Куйбышеве. В 1969 году было изготовлено 5 опытных бортов. Интересно отметить тот факт, что одному из опытных самолётов был присвоен регистрационный номер СССР-85703 (рисунок 1), а после его изменили на СССР-85003. Спустя 22 года номер 85703 был присвоен первому Ту-154М, который поступил в Белоруссию.


Ту-154 СССР-85703 (позже получивший номер 85003) на заводе в 1969 году

В 1970 году началось серийное производство Ту-154, построено 4 самолёта. 25 декабря 1970 года 3 самолёта были переданы во Внуковское производственное объединение для опытной эксплуатации [2]. В течении 1971 года Ту-154 осуществляли грузовые перевозки в Киев, Тбилиси, Минеральные Воды и Симферополь. На основе полученных в ходе опытной эксплуатации данных было принято решение о начале перевозки пассажиров. В первую очередь Ту-154 передавались в два подразделения Аэрофлота: Внуковскому авиаотряду Московского транспортного управления ГА и Центральному управлению Международных Воздушных Сообщений.

9 февраля 1972 года в 49 годовщину образования Аэрофлота Ту-154 осуществил первый рейс с пассажирами на борту. Начались полёты на внутрисоюзных и международных маршрутах. Также в 1972 году Ту-154 были поставлены на экспорт в болгарскую авиакомпанию «Балкан».

В 1974 году эксплуатацию Ту-154 начали за пределами Москвы. С 1974 по 1982 год Ту-154 прописались в более чем 30 авиапредприятиях Аэрофлота. В указанный период 11 из 15 республик СССР получили Ту-154. Забегая вперёд, скажем, что Белорусская ССР стала 12 республикой, получившей в распоряжение Ту-154. Основная причина того, что Ту-154 передали в Белорусское управление гражданской авиации одним из последних, является состояние аэропортовой инфраструктуры, которая не позволяла эксплуатировать данный тип воздушного судна.

На протяжении всего периода выпуска Ту-154 его неоднократно модернизировали и дорабатывали. В гражданской авиации эксплуатировались следующие модификации: Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б, Ту-154Б-1, Ту-154Б-2, Ту-154С, Ту-154М. То есть 7 основных моделей.

Ту-154 (базовый вариант) производился с 1970 по 1974 год.

Первая модификация – Ту-154А появилась в 1974 году, она отличалась более мощными двигателями НК-8-2У, и увеличенным числом пассажирских кресел (с 152 до 158).

Следующей модификацией, созданной в 1975 году, стал Ту-154Б. На воздушном судне был установлен дополнительный топливный бак, добавлен аварийный выход в хвостовой части фюзеляжа, было доработано крыло [2]. Количество мест в салоне возросло до 164.

В 1977 году вышла новая модификация Ту-154. Была изменена система кондиционирования, система электроснабжения, часть топливной системы, шасси. Поскольку изменения не были существенными, новую модификацию назвали Ту-154Б-1.

В 1977 году была начата разработка ещё одного варианта Ту-154. Так как в летний период на основных маршрутах существовал дефицит пассажирских кресел, то было предложено сделать конвертируемый пассажирский салон. В случае необходимости демонтировалась легкосъёмная передняя перегородка второго салона, что позволяло разместить вместо 164 кресел 180. Такая конвертация могла быть осуществлена за 4 часа силами технического состава авиационно-технической базы. Модификацию предполагали назвать Ту-154К, т.е. конвертируемый. Однако кроме салона переделка не коснулась других частей конструкции, поэтому самолёту присвоили название Ту-154Б-2 [2]. Данная модификация выпускалась в период с 1978 по 1985 год и стала самой массовой.

В 1978 году начался процесс модернизации ранее выпущенных самолётов Ту-154 и Ту-154А в варианты Ту-154Б и Ту-154Б-1. Переоборудование осуществлялось в период с 1978 по 1986 год, и через неё прошёл 41 самолёт ранних модификаций. Один из таких самолётов был поставлен в Минск в 1987 году. Также в период с 1983 по 1986 год часть самолётов ранних выпусков модернизировали в грузовой вариант Ту-154С.

Последней серийной модификацией Ту-154 стал Ту-154М. В 1978 году один из Ту-154 испытывался с новым двигателем – Д-30КУ. Данная силовая установка имела большую тягу чем НК-8-2У на 7 %, кроме того, двигатель являлся более экономичным. В 1985 году Ту-154М был запущен в серийное производство. Кроме двигателей, был модернизирован планер и ряд других систем и оборудования.

Забегая вперёд, скажем, что, хоть эксплуатация Ту-154 в БУГА началась в 1983 году, всё же первый Ту-154 в Белоруссии «прописался» годом ранее. Им стал Ту-154Б СССР-85122, который был передан в Минское авиационное техническое училище гражданской авиации [3]. Летом 1982 года самолёт совершил посадку в аэропорту Минск-1. Хоть воздушная гавань не была приспособлена для такого авиалайнера, было решено выполнить специальный технический рейс, за штурвалом находились лётчики-испытатели. Ту-154 благополучно приземлился и занял своё место на стоянке учебного аэродрома. Самолёт списали в пользу училища из-за того, что не была решена проблема течи топливного бака после капитального ремонта. Кстати, Ту-154Б СССР-85122 был первым Ту-154Б переданным Аэрофлоту в 1975 году [2]. В конце 70-ых – начале 80-ых некоторые Ту-154 стали передаваться в учебные заведения. Наличие Ту-154Б в МАТУ ГА позволило на территории Белоруссии организовать подготовку технического состава для эксплуатации данного типа ВС.


Ту-154Б СССР-85122 на территории аэропорта Минск-1 (учебный аэродром Минского авиационно-технического училища гражданской авиации)

К 1982 году была готова взлётно-посадочная полоса нового аэропорта Минск-2, летом были открыты регулярные рейсы на Ту-134А и появилась возможность начать эксплуатацию Ту-154 в Белоруссии.

Для успешного освоения Ту-154 в Минском ОАО требовалось обучить персонал. В частности, лётный состав. Подготовка экипажей началась ещё в 1981 году. К переучиванию допускались только пилоты и штурманы первого класса (первый класс присваивался только через высшую квалификационную комиссию Министерства гражданской авиации, кандидатуры на должность командира корабля утверждались министром гражданской авиации). Освоение Ту-154 после переучивания минские авиаторы проходили в Свердловске и Тбилиси с 1981 года [4, стр.10-11].

Большое усилие по продвижению Ту-154 в Белоруссии прилагал начальник Белорусского управления ГА – Курило Виктор Михайлович, который задал большие темпы освоения нового типа ВС.

Проделанный минскими авиаторами труд позволил к 1983 году подготовить всё необходимое для начала эксплуатации Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации.

Всеволод Тарасюк

Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации в 1983-1991 годах

Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации и Белорусском объединении гражданской авиации в период с 1992 по 1996 год

Ту-154 в авиакомпаниях Белавиа и Гомельавиа в период с 1996 по 2005 год

Среднемагистральный авиалайнер Ту-154М в авиакомпании «Белавиа» в период с 2006 по 2016 год

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Уголок Неба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.airwar.ru/enc/craft/tu154m.html – Дата доступа: 21.03.2021.
  2.  Сайт авиационной истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-41 – Дата доступа: 21.03.2021.
  3. Белорусский авиадневник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/uchebnye_aehrodromy_matuga/3-1-0-181 – Дата доступа: 21.03.2021.
  4. Самолёты уходят как люди… Транспортный вестник №49(5952) от 08.12.2016.
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (09.02.2022)
Просмотров: 151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022