Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [138]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Ту-154 в БУГА и БОГА в период с 1992 по 1996 год

Авиалайнер Ту-154. Разработка и эксплуатация в СССР до 1983 года

Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации в 1983-1991 годах

Ту-154 в Белорусском управлении гражданской авиации и Белорусском объединении гражданской авиации в период с 1992 по 1996 год

В 1992 году начался новый этап развития как Республики Беларусь, так и гражданской авиации. Происходил передел наследства бывшего Аэрофлота. Резко упала платежеспособность населения и объёмы перевозок. В то же время, в условиях большей самостоятельности, перед авиаторами республики открылись новые горизонты. Появилась возможность в открытии новых рейсов как в ближнее, так и дальнее зарубежье. В частности, на Ту-154 были открыты рейсы в Китай. Основными пассажирами в те годы были коммерсанты, которые занимались покупкой товаров за границей. Выполнение рейсов для перевозки грузов на фоне падения спроса на авиапутешествия у населения республики позволило сохранить кадры в те непростые годы.

Кроме того, стал вопрос об обеспечении надлежащего качества технического обслуживания. В частности, возникла проблема в поставках запасных частей (например колёс). Требовалось заново наладить все цепочки поставок в новых, зачастую сложных условиях.

В процессе преобразования в гражданской авиации республики отмечалось снижение уровня безопасности полётов. Имели место авиапроисшествия и предпосылки авиакатастроф.

Так, например, 13 октября 1992 года Ту-154Б-2, борт 85528 выполнял рейс из Владивостока.

Примечание: В период с 1992 по 1994 год установить точную дату смены государственного знака, наносимого на воздушные суда, с «СССР» на «EW» затруднительно, поэтому для повествования государственный знак не всегда будет уточняться.

На борту самолёта находилось 62 человека, граждан Литвы, которые возвращались из Китая. Во время загрузки багажа, и вследствие недостаточного контроля как со стороны экипажа, так и со стороны служб аэропорта, на борт было загружено 16 800 кг груза, вместо положенных 10 000 кг. В переднем салоне (при снятых креслах) было загружено 6414 кг, в заднем 6414 кг, в переднем 973 кг и 1747 кг, во втором багажнике по 1036 кг в каждом отсеке. Была нарушена центровка ВС (перегружена носовая часть) [1].

Во время разбега, на скорости 320 км/ч, после неудачной попытки оторвать переднюю стойку, командир экипажа принял решение прекратить взлёт, длина разбега составила 2500 метров (длина полосы 3500 метров). Для торможения были выпущены интерцепторы, применён реверс, аварийное торможение. Пробежав 1000 метров по ВПП, на скорости 200 км/ч самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, произошло разрушение передней стойки, и на расстоянии 283 метра от торца ВПП воздушное судно остановилось, получив серьёзные повреждения, восстановлению Ту‑154 не подлежал. Никто из находившихся на борту не пострадал [1]. После, специалисты Минской АТБ занимались демонтажем пригодного к дальнейшей эксплуатации оборудования.


Ту-154Б-2 СССР-85528 (фотография советского времени)

Первый белорусский Ту-154М (борт 85703) в 1992 году сменил надпись «АЭРОФЛОТ» на «БЕЛАРУСЬ», при этом надпись «Аэрофлот» нанесли буквами меньших размеров ниже иллюминаторов, а флаг СССР заменили на белорусский, но государственный знак в регистрационном номере по-прежнему остался «СССР».

В 1993 году вместо «СССР» нанесли «EW», а надпись «АЭРОФЛОТ» закрасили. Самолёт имел хороший салон, поэтому в период с 1992 по 1995 год периодически использовался правительством республики.

В 1992 году в Минск из Российской Федерации был поставлен Ту-154М СССР-85748 (дата выпуска 7 октября 1992 года). Это был первый Ту-154, поступивший уже в постсоветский период.

В 1993 году на базе Белорусского управления гражданской авиации (БУГА) было образовано Белорусское объединение гражданской авиации (БОГА) «Белавиа». В объединение вошли практически все авиапредприятия бывшего Белорусского УГА. На самолётах вместо надписи «АЭРОФЛОТ» в верхней части фюзеляжа появляется надпись «BELAVIA», то есть название нового объединения ГА республики. На Ту-154 Белорусского УГА надпись «БЕЛАРУСЬ» нанесли только на борт 85703, остальные Ту-154 до 1993 года сохраняли надпись «АЭРОФЛОТ».


Ту-154Б-2 СССР-85509 в аэропорту Минск-2 в апреле 1993 года

На первом этапе преобразования БУГА в Белорусское объединение ГА «Белавиа» некоторые Ту-154 сменили надписи на «BELAVIA» и государственные знаки на «EW», закрасив при этом флаг Советского Союза. Такая окраска была основной для периода весна 1993 - лето 1994 года. 


Ту-154Б-2 EW-85411 13 июня 1994 года во Франкфурте

В 1994 году кили многих самолётов перекрасили полностью в синий цвет, нанесли логотип объединения, который в народе окрестили «комаром». Также мотогондолы первого и третьего двигателя перекрасили в синий цвет с нанесением двух белых линий на уровне синей линии, которая имелась на фюзеляже в районе иллюминаторов.

Единственный борт, который сохранил ещё советскую окраску и номер – Ту-154Б СССР-85059 – самый возрастной Ту-154 в парке воздушных судов. Авиалайнер долгое время не эксплуатировалось и был разделан на металлолом одним из первых.

В 1994 году в аэропорт Минск-2 прибыло два Ту-154М (борт 85724, а чуть позже и 85725), которые стали на хранение. Обеспечением обслуживания и поддержанием лётной годности занимался инженерно-технический состав Минской АТБ. В период с 1994 по 1996 год самолёты были перекрашены в окраску БОГА «Белавиа». На данный момент автору точно не известно, использовались ли 85724 и 85725 на рейсах. Возможно 85725 совершал лишь периодические облёты для поддержания состояния лётной годности.


Ту-154М EW-85725 в аэропорту Внуково

Летом 1995 года на баланс Минской АТБ поступил Ту-154М EW-85815, который предназначался для литерных рейсов [2, с.113]. Для обслуживания этого борта была создана бригада в цехе технического обслуживания, которую возглавил Ушаков В.А., а после Тишкевич С.И. 


Ту-154М EW-85815 в аэропорту Минск-2 21 августа 1996 года

Некоторые воздушные суда сдавались в аренду другим зарубежным авиакомпаниям. В 1994 году борт 85509 был передан в аренду авиакомпании «Air Kazakhstan», где ему присвоили казахскую регистрацию [3].

В 90-е годы был продолжен процесс развития аэропортовой инфраструктуры республики для приёма Ту-154. Так, в 1993 году была удлинена взлётно-посадочная полоса аэропорта Витебск [4, с. 190], а в 1995 году в аэропорт был выполнен первый технический рейс Ту-154, что в дальнейшем позволило открыть рейсы за границу с ещё одного областного центра Беларуси [5, с. 174].

4 апреля 1995 года вышел Указ №126 Президента Республики Беларусь «О повышении эффективности управления авиацией», а в конце года приказ председателя Государственного комитета по гражданской авиации Республики Беларусь от 27 декабря 1995года №56, на основании которого предполагалось реорганизовать Белорусское объединение ГА и, в частности, открыть новые пассажирские авиакомпании. Название «Белавиа» унаследовала авиакомпания, базировавшаяся в аэропорту Минск-2, на базе Гомельского ОАО появлялась авиакомпания «Аэропорт «Гомельаваиа», кроме того, создавались авиакомпании «Минскавиа» и «Аэропорт «Могилёвавиа». Помимо «Белавиа», Ту-154 должны были появиться и у «Гомельавиа». Например, Ту-154М EW-85724 и EW-85725 должны были отойти гомельской авиакомпании, однако самолёты до конца 1996 года были переданы в Россию. Возможно, из-за юридических проблем.

20 апреля 1995 года был подписан акт о списании борта 85528, который был повреждён во Владивостоке в 1992 году.


Ту-154Б-2 EW-85352 в ливрее БОГА «Белавиа». Аэропорт Минск-2 12 мая 1996 года.

В период с 1992 по март 1996 года эксплуатация части парка самолётов Ту-154Б/Б-2 была приостановлена. Так, до 1996 года прекратилась эксплуатация следующих бортов: 85059, 85372, 85331, 85582 и 85528, кили этих самолётов даже не перекрашивали в синий цвет, характерный для объединения ГА «Белавиа». Имеющийся парк Ту-154 не был востребован, поэтому часть самолётов простаивала.

Таким образом, за период с 1992 по март 1996 года в Беларусь было поставлено 4 Ту-154М, один из которых поступил новым с завода. Из эксплуатации выведено 5 бортов Ту-154Б/Б-2. То есть количество Ту-154 практически не изменилось с 1991 года. Однако более остро стал вопрос с исправностью воздушных судов. За 5 лет наметились проблемы с простоем ВС по причине невостребованности.

Всеволод Тарасюк

Ту-154 в авиакомпаниях Белавиа и Гомельавиа в период с 1996 по 2005 год

Среднемагистральный авиалайнер Ту-154М в авиакомпании «Белавиа» в период с 2006 по 2016 год

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авария Ту-154Б-2 Белорусского УГА в а/п Владивосток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://airdisaster.ru/database.php?id=1135 – Дата доступа: 26.04.2021.
  2. Щавлинский Н.Б. Национальная авиакомпания Белавиа / Н.Б. Щавлинский. – Минск: ООО «МэджикБук», 2006. – 210 с.
  3. Портал авторской авиационной фотографии RUSSIANPLANES.NET [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/reginfo/5208 – Дата доступа: 15.12.2021.
  4. Теляков, В. А. Сквозь облака и годы / В. А. Теляков. – Минск: –Минская фабрика цветной печати. 2003. – 272 с.
  5. Теляков, В.А. Земля и небо рядом / В.А. Теляков. – Минск: – ЧУП «КАВАЛЕР». 2013 – 294 с.ъ
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (24.03.2022)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022