Ползунов Василий Степанович родился 14 октября 1919 года в селе Матышево (Матышевская волость Аткарского уезда Саратовской губернии, сегодня Волгоградская область). Из крестьянской семьи, по национальности русский. Судьба складывалась сложно, в раннем возрасте остался без отца, начал трудиться в местном колхозе, после устроился на стройку землекопом. Поступил на учёбу в педагогическое училище, но не закончил его.
В 30-е годы, как и многие сверстники, Ползунов решил поступать в авиашколу. В 1940 году заканчивает 2-ю объединённую школу пилотов и авиационных техников ГВФ в Тамбове и работает в структуре ГУГВФ.
С началом Великой Отечественной войны был переведён в Особую Прибалтийскую авиагруппу ГВФ. Участвовал в боевых действиях с мая 1942 года (первоначально в звании старший сержант) в качестве пилота санитарной эскадрильи. Уже в первые месяцы проявил себя как энергичный, смелый лётчик, который способен выполнить любую сложную задачу. 10 боевых вылетов совершил в расположение окружённой 39-й армии, доставлял боеприпасы, вывозил раненых. Летал в условиях обстрела зенитной артиллерии и автоматчиков противника, несмотря на это выполнял на отлично задачи, был награждён орденом Красной Звезды. Чуть позже ему было присвоено офицерское звание – младший лейтенант. После преобразования Прибалтийской авиагруппы воевал во 2-м отдельном авиаполку ГВФ (позже ставшим 105-м гвардейским).
Кроме самолёта По-2 освоил Р-5, Ли-2 и Си-47. Выполнял задачи в интересах фронта, летал к партизанам. Отличился в ходе операции по спасению воспитанников Полоцкого детского дома под кодовым наименованием «Звёздочка» на её завершающем этапе в апреле 1944 года. За годы Великой Отечественной войны совершил около 200 боевых вылетов.
В 1946 году был демобилизован и принят на работу в 22-й транспортный авиаотряд в Минске, летал командиром корабля на самолётах Си-47 и Ли-2. В 1947 году экипаж Ползунова 4 месяца подряд держал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании среди подразделений ГВФ. Был одним из передовиков в 22-м авиаотряде. В 1949 году был принят на работу в 1-ю отдельную учебную авиационную эскадрилью ГВФ в Минске, где занимались переподготовкой на Ли-2, а позже на Ил-12 и Ил-14. Занимал должности командира звена, заместителя командира эскадрильи, а с 1954 года и командира эскадрильи. В 1960 году был переведён в 104-й объединённый авиаотряд, летал на Ан-10, Ан-12, одним из первых освоил Ту-124. Позже занимал должность командира лётного отряда в составе Минского объединённого авиационного отряда. Стаж лётной работы составил 33 года, налет практически 15 000 часов.
За особые заслуги в освоении современной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу в гражданской авиации, в 1973 году В. С. Ползунов был удостоен почётного звания «Заслуженный пилот СССР».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1974 года за большие успехи, достигнутые в выполнении и перевыполнении плановых заданий 1973 года и принятых социалистических обязательств, Василию Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1974 года руководитель полётов в аэропорту Минск, с 1980 и до выхода на пенсию диспетчер службы движения аэропорта Минск-1.
Василий Степанович был награждён орденом Ленина (16.01.1974), 2 орденами Красного Знамени (06.07.1943; 13.11.1943), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (01.02.1943; 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (15.07.1971), Красной Звезды (07.08.1942), 2 орденами «Знак Почёта» (07.01.1953; 15.08.1966), медалями, среди которых есть «Партизану Отечественной войны» 1-й степени в 1944 году.
Василия Степановича Ползунова не стало в 1991 году.
В Минске на доме № 8 по ул. Короткевича установлена памятная доска в честь летчика Василия Ползунова .
|