Самолеты на привале
Мечтаете летать если не наяву, то хотя бы во сне? Загляните в музей авиации – и героические истории, красочные впечатления, а уже потом, дома, волшебные полеты во сне вам гарантированы. Проверено на себе.
Безумству хитрых…
Начинался музей с вертолета Ми-1. На нем когда-то летали курсанты аэроклуба ДОСААФ, потом машину отправили «на пенсию». Она и стала первым экспонатом музея авиационной техники, который разместился на территории аэроклуба в поселке Боровая, под Минском. Сейчас здесь 26 самолетов и вертолетов. Практически вся воздушная техника – военная.
Как собиралась коллекция – отдельная история. Большинство машин пришлось не просто выпрашивать – скорее, выклянчивать, а то и внаглую похищать. Иначе упомянутый Ми-1 мог стать не только первым, но и единственным экспонатом. Трофейный МиГ-17, к примеру, стоял на постаменте в Лунинецком районе. Отдавать его тамошние управленцы ни в какую не хотели. Мол, местная достопримечательность, молодежь к нему цветы возлагает. Пришлось идти на хитрость. Энтузиасты музея договорились с крановщиком, ночью самолет сняли, погрузили и рванули в Минск. Следом в погоню бросилась милиция на машине с мигалками. Догнали, правда, только в поселке Боровая. Тащить оттуда самолет назад было тяжело, так МиГ-17 и остался в музее. Впрочем, есть здесь и подаренные экспонаты. К примеру, Ил-29 – полностью оборудованный самолет – достался в дар от Вяземского аэроклуба.
На таком учился Гагарин
А вот чтобы заполучить Як-18, пришлось повоевать. Этот раритетный самолет – один из самых ценных экспонатов в музее. Выпускать Як-18 начали с 1947 года. Это учебная машина, впереди сидит курсант, сзади инструктор. Предназначалась для полетов в сложных условиях днем и ночью. На такой, к слову, учился летать Юрий Гагарин.
На постсоветском пространстве летающих самолетов этой модели осталось раз, два и обчелся. В Беларуси таких больше нет. Да и этот, музейный, нашелся случайно. Стоял он на школьном дворе в деревне Мокшаны Витебской области. За ободранную, обшитую кровельным железом, без остекления, с колесами от сеялки и винтом из куска забора машину руководство школы стояло насмерть. Как ни странно, убедительным оказался последний аргумент: за несколько десятилетий, которые самолет простоял в школе, ни один из учеников не стал летчиком. Машину отдали, но только в обмен на другой, уже современный самолет – Як-52.
Жертва шпионажа
В музее стоит и один сверхзвуковой МиГ-25. Он был первым в мире серийным истребителем, достигшим рубежа скорости 3000 километров в час. Этот самолет стал рекордсменом по числу установленных мировых рекордов, из них три – абсолютные. Специально для этой машины были созданы ракеты, которые поражали цели на расстояние 200 километров. То есть, к примеру, самолет-нарушитель летит еще над Борисовом, а ее уже сбивает летчик над Минском.
Вообще, в свое время МиГ-25 был очень прогрессивным самолетом. Чтобы машина не нагревалась при высоких скоростях, на 85 процентов ее сделали из нержавеющей стали, 5 процентов – титан, остальное – дюраль. За образцом этого самолета гонялись представители других стран. И нашелся-таки предатель. В конце 1970-х одну из таких воздушных машин угнали в Японию, что облегчило другим конструкторам создание подобных самолетов.
Хоть кроликов разводи
Сейчас в музее реставрируют Ми-26 – самый большой вертолет в мире. Он действительно громадный и может перевозить до 20 тонн крупногабаритных грузов, в том числе машины, бронетранспортеры. Танк, правда, даже в Ми-26 не помещается. Вертолет можно использовать и для транспортировки людей: в нем оборудовано 82 сидячих места. Также есть возможность разместить до 60 раненых на носилках или обустроить госпиталь и перевозить оборудование.
Кстати, крупногабаритные грузы не обязательно транспортировать внутри вертолета. До 20 тонн можно закрепить на внешней подвеске. Музейный Ми-26, к слову, именно так и был доставлен в поселок Боровая – на вертолете такой же модели.
Еще Ми-26 используют службы МЧС. К примеру, с той машины, которую сейчас реставрируют в музее, тушили пожары в Греции и Турции. На память об этом внутри осталась даже надпись «выход» по-гречески. Этот же вертолет участвовал в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС: с него поливали окрестности Чернобыля специальным составом, чтобы не поднималась радиационная пыль. Когда посетители забираются внутрь вертолета, нередко удивляются: «Какой сарай большой!» «Да! – смеются в ответ работники музея. – Можно разводить хоть кур, хоть кроликов». Естественно, даже на потеху зевакам сарай или склад из вертолета никто устраивать не будет. Скорее всего, после реконструкции в нем разместят всё, что лежит в запасниках музея: оборудование, летную амуницию, книги об авиации.
Летающий танк
Су-25, прежде чем был списан «на пенсию» и попал в музей, воевал в Афганистане. Этот самолет сделал 367 боевых вылетов. По количеству бомбардировок на нем приклеены звездочки – три с числом «100» и одна с «67».
Су-25 еще называют летающим танком. Кабина летчика в нем отливается отдельно, как танковая броня. А уже потом к ней лепится весь самолет. О толщине кабины можно судить по ступеньке для ног – это всего половина брони. Казалось бы, зачем так защищать пилота, если одно меткое попадание по корпусу может сбить самолет и никакая броня не спасет. Однако именно поэтому все системы в Су-25 продублированы. Если выходит из строя один двигатель – можно лететь на втором.
Есть в музее и первый советский истребитель-бомбардировщик – Су-7, и первый советский перехватчик – Як-25. Последний, кстати, тоже создавался необычно. Вначале сконструировали прицел, с помощью которого можно обнаружить бомбардировщик, а уже потом вокруг него стали лепить самолет. В результате получилась хитрая велосипедная схема – по центру два основных колеса и по бокам маленькие. Но самолет получился на удивление летучим. Причем экипаж состоял из двух человек. Один из них нужен был специально для того, чтобы работать с очень сложной аппаратурой.
А вот у Су-24, установленном в музее, печальная судьба. Эта машина была выпущена в 1989 году. За время полетов она сталкивалась с другим самолетом, как-то в воздухе у нее оторвался колпак, потом сносило колеса. В довершение всего на самолет упала бетонная плита и обрубила ему полхвоста. Столько пережившая на своем веку машина даже выглядит как-то уныло. Сотрудники музея называют ее самым несчастным самолетом из всех экспонатов.
Проверка «на вшивость»
О технике, собранной в музее авиации, рассказывать можно еще долго. Но лучше приехать и увидеть все это своими глазами. Там вам покажут копию американского самолета, сделанную по заказу Сталина (на таком Иосиф Виссарионович летал на Тегеранскую конференцию 1943 года). Или самолет той модели, на которой летал и впоследствии погиб Юрий Гагарин. Или останки штурмовика Ил-2, сбитого в годы Великой Отечественной войны. Самолет нашли в болоте, там же были обрывки документов, по которым сотрудники музея надеются узнать что-нибудь о пилоте и машине.
Глядя на каждый из экспонатов, удивляешься: надо ж было все это придумать, разработать и построить! Причем восхищаешься мастерством и конструкторов, и летчиков. Достаточно увидеть, сколько приборов установлено в кабине. Чтобы только бегло взглянуть на каждый, нужна не одна минута. Так еще ведь надо следить за тем, что происходит в воздухе, вести бой, не растеряться и принимать решения.
– Летные училища недаром проводят психологический отбор, – рассказывает инженер-авиамоделист Геннадий Сердюк. – Хотя люди разные бывают. Помню, был у нас командир экипажа. Он столько всего знал, к нему весь полк советоваться приходил. Но только взлетал, как менялся неузнаваемо: ручки дергает, орет. Другой командир – наоборот, к нему ни с каким вопросом не подступишься, но летал как бог.
А вообще, по мнению Геннадия Викторовича, все, кто болеет авиацией, – самые морально здоровые люди. Потому что в этом деле проверяешься «на вшивость» каждый день. – Жалко только, в последнее время желающих стать летчиками мало, – сокрушается Геннадий Сердюк. – Поменялись ценности у людей…
"Знамя юности"
Алеся ГОЛОВЧИЦ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА
13 июля 2010 года
Источник: http://zn.by/ |