ИХ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ
От станции столичного метро «Московская» до ближайшей к музею остановки «Экспобел» автобус № 113 едет около двадцати минут. За окном городская застройка заканчивается кольцевой дорогой и плавно переходит в лес. Оживленный пешеходный переход через Логойское шоссе в последний раз напоминает нам о суете дня…
Порядком «изношенная» грунтовая дорога от шоссе к музею оказалась на удивление заполненной машинами. Из-под автомобильных колес вырывались клубы раскаленной пыли. Солнце светило ярко — «летная погода», сказали бы пилоты.
В воздухе в лучах небесного светила искрился старенький биплан Ан-2. Из его открытого люка выпрыгивали маленькие черные точки, за которыми быстро расцветали купола парашютов. Для Центрального аэроклуба ДОСААФ выходные — это самое рабочее время.
Незаметно для себя я подошел к приземистому строению с двускатной крышей. Рядом с ним какой-то парень выкладывал из тачки новый бордюр.
— Скажите, где здесь можно найти Центральный аэроклуб?
— Вот за этим домом, — отвлекшись от работы, махнул рукой парень.
Перед зданием клуба стояла беседка, окруженная декоративными деревьями. В ней сидели курсанты и увлеченно о чем-то говорили.
Директора музея авиатехники полковника запаса Юрия Петрова я нашел быстро — он вместе с коллегами находился в одном из классов, где только что завершилось совещание. Мы разговорились — собеседник оказался открытым и общительным, много шутил. Речь сразу же зашла о музее. Было заметно, что администрация аэроклуба лелеет свое уникальное детище, как жемчужину.
Юрий Александрович показал десятки фотографий из жизни музея, сделанных с самого первого дня его основания. Например, здесь часто бывают молодожены, пополняющие свой свадебный альбом экзотикой. Одна пара даже заехала на территорию музея на «кадиллаке»…
— Вас, конечно, интересуют сами машины, — сказал Юрий Александрович. — Идемте…
СЛОЖЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
При первом знакомстве этот музей может показаться диковинным. Прямо возле входа, сверкая металлическими корпусами, стоят три МиГа разных моделей. Они бросаются в глаза непривычной гладкостью форм. У калитки на высоких стойках, словно в полете, замер один из первых советских вертолетов Ми-1М. А за ним — столько необычной авиатехники, что возникает ощущение неловкости, будто ты нарушаешь гармонию этих неземных машин… За полосой же стоящих самолетов и вертолетов раскинулось летное поле аэродрома Боровая. Там как раз садился Ан-2, который я видел по дороге сюда.
В музее очень много уникальных экспонатов, среди которых, к примеру, самолет радиоэлектронной борьбы Як-28ПП. По словам Юрия Александровича Петрова, это очень редкая машина — в СССР с 1967‑го по 1971 год их было построено всего 84.
Рядом с собратом как-то неказисто смотрелся круглоносый Як-25. Этот экспонат и вовсе штучный: во всем СНГ их остались единицы. Что удивительно, самолет нашли лежащим на брюхе на берегу Минского моря, в одном из бывших пионерских лагерей…
За «яками» стояли два самолета опытно-конструкторского бюро имени П. О. Сухого — Су-7БМК и Су-17М. На первый взгляд, они очень похожи своей открытой «пастью» воздухозаборников. Но при детальном рассмотрении видно, что экспонаты эти совершенно разные.
— После списания Су-7БМК в 1986 году летчики отдали его селу Янчуки Поставского района в качестве памятника, получив взамен сруб бани, — рассказывает Юрий Александрович. — За два десятилетия он пришел в состояние, едва ли подлежащее ремонту, но мы все же сумели его восстановить. А вот Су-17М повезло больше: он поступил с авиаремонтного завода в Барановичах.
Экспозицию «сушек» продолжил бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24М — «невезучий», по мнению работников музея, самолет. Во время «службы» ему на взлете из-за ошибки летчика тросом аварийного тормозного устройства срезало щитки шасси. Через несколько лет в полете открылся обтекатель радиолокационной станции, который тут же вырвало вместе с частью другого оборудования. Бомбардировщик вновь отремонтировали, и он продолжил летать, но в 2008 году на горе-самолет рухнула бетонная стена. Снесло полкрыла, повредило стабилизатор, буквально выбило из корпуса левый двигатель. После таких злоключений директору аэроклуба Николаю Мочанскому было нетрудно добиться того, чтобы самолет после ремонта передали в музей…
Секция «сушек» завершалась широко раскинувшим крылья штурмовиком Су-25. На его счету 367 боевых вылетов во время войны в Афганистане. Музей принял «ветерана» из Лиды в 2005 году.
После ряда стройных истребителей открылась галерея крылатых гигантов. Мы прошли мимо «летающей лаборатории» Ан-26ЛЛ с характерной «бородавкой» стеклянного иллюминатора на левом борту. К слову, ранее в этом самолете находилось… кафе аэроклуба.
Далее ряд больших самолетов продолжил четырехвинтовой Ил-18В, окрашенный в бело-голубые цвета советского Аэрофлота. В такой же гамме существует и реактивный пассажирский Ту-134А, поступивший в фонды музея практически в рабочем состоянии. Юрий Александрович Петров даже показал мне разрезы на фюзеляже, сделанные для того, чтобы самолет уже никогда не смог взлететь.
Гиганты заканчивались вертолетом Ми-26 — самой большой винтокрылой машиной в мире. Еще на «службе» он был прозван «акулой» за нанесенную на фюзеляж пасть морского хищника. На транспортировку такой тяжести сил хватило только у его брата-близнеца из МЧС.
— Популярность экспонатов можно определить по состоянию забора вокруг них утром, — с улыбкой пояснил Юрий Александрович. — Если ограждение расшатано, а трава у него примята — значит, ночью приходили люди посмотреть на них. И перед Ми-26 площадка всегда вытоптана — самый лестный немой комплимент для него.
Настоящие реликвии музея — обломки двух самолетов времен Великой Отечественной войны. Это легендарный штурмовик Ил-2 и пикирующий бомбардировщик Пе-2. Сотрудники Центрального аэроклуба ДОСААФ вместе с военнослужащими 52‑го отдельного специализированного поискового батальона и поисковиками-волонтерами извлекли погибшие машины из белорусских болот. Оба двигателя Пе-2, пролежав в своей «могиле» столько лет, до сих пор истекают маслом. Сейчас работники музея пытаются установить личности героев‑летчиков: обе крылатые машины были найдены с останками экипажей…
За ограждением возле ангара стояли две последние новинки музея, все еще находящиеся на реставрации: Як-40 и Ил-14П. Як как раз готовился к покраске. Ил же, наоборот, проходит процедуру снятия шести слоев «макияжа», нанесенных на него во время предыдущей стоянки в городе Светлогорске Гомельской области. Там он использовался в качестве детского кинотеатра и к моменту транспортировки в музей был уже некоторое время заброшен.
— У нас еще много планов по развитию музея, — делится Юрий Александрович. — Со дня на день мы получим из Минского государственного высшего авиационного колледжа уникальный МиГ-2БМ. Самолетов такой модификации во всем СНГ осталось всего два — второй находится в музее авиационной техники в Таганроге. Также в нашем музее появится весьма необычный экспонат — списанный катапультный тренажер. Есть планы по налаживанию сотрудничества с зарубежными музеями, так что, возможно, наши фонды пополнятся иностранными раритетами.
* * *
В разговоре Юрий Александрович Петров посетовал, что люди зачастую не слишком уважительно относятся к выставленным здесь самолетам и вертолетам. Воспринимают их как аттракцион: хотят обязательно забраться в кабину, подержаться за штурвал, пощелкать переключателями, отвинтить что-нибудь.
Многие не желают понимать, что с этими машинами связаны человеческие судьбы: летчиков, техников, спасенных людей. Недавно музей посетил вертолетчик с 14‑летним стажем. Он узнал в Ми-8 с бортовым номером 36 вертолет, на котором начинал службу… Так что чрезмерное любопытство и небрежность посетителей способны не только повредить экспонаты, но и осквернить память.
В беседе о самолетах и музее я не заметил, как наступил полдень. Однако всего пара человек прогуливалась по дорожкам мимо экспонатов. Почему так мало посетителей?
— Пока наш музей еще не обрел широкую известность, — ответил Юрий Александрович. — Но мы работаем в этом направлении. В начале весны я разослал во множество учреждений образования письма с информацией о нашем музее. После этого в мае каждый день к нам приезжали по два-три автобуса с детьми. Все были в восторге. Кроме того, за два года у нас побывали туристы из Испании, Бельгии, Китая, Германии, США и даже Австралии и Бразилии. Регулярно приезжают гости из России. Так что интерес к экспозиции есть. Главная проблема — в рекламе. Если все будет идти по плану, вы скоро сможете увидеть ролики о нашем музее на плазменных рекламных экранах столицы.
…После экскурсии мой собеседник поспешил по своим служебным делам, позволив мне продолжить любоваться самолетами. И я остался один среди гордых стальных птиц. Какими они были в полете? Кто управлял ими в небесах?.. Воображение полнилось образами ревущих двигателей и сверкающих корпусов.
Последняя стоянка отслуживших свое машин стала для меня маленьким кусочком неба на земле.
Автор: Илья Фукалов
Фото: Петров Ю. А.