Музей приземлился в Боровой
Первый в Беларуси музей авиационной техники откроется 4 июля на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца. Как ведется подготовка к знаменательному событию и что в этот день ожидает минчан и гостей столицы, выясняли корреспонденты «МК» Аэроклуб встретил солнцем и теплом. К нашему приезду примерно два десятка винтокрылых и крылатых машин были полностью готовы к показу, и только над несколькими самолетами в стороне от основной площадки колдовали специалисты. Подходим ближе к транспортному «Ан-26». - Прибыли из Мачулищ восстанавливать этот аппарат, – пояснил техник группы регламента и ремонта средств наземного оборудования 50-й смешанной авиационной базы ВВС и войск ПВО Сергей Ильин. – Почистим, покрасим, и самолет будет как новый. На другом объекте трудилась дюжина специалистов, командированных с Минского авиаремонтного завода. - Этот пассажирский «Ил-18» до недавнего времени хранился в Бресте, – заметил сборщик-клепальщик Александр Афанасьев. – Самолет перевозили в Минск на трейлерах. Для этого пришлось выезжать туда и разбирать его по частям. На крылатую машину, списанную лет 30 назад, жалко было смотреть, особенно изнутри. А ведь, насколько я знаю, это единственный сохранившийся на территории нашей страны представитель легендарного семейства «Ил-18». - После реставрации лайнер займет достойное место в музее авиатехники в Боровой, – продолжил руководитель группы авиаремонтников предприятия Вячеслав Локтев. – Работы выполним в срок, несмотря на капризы природы, ведь специалисты у нас высококвалифицированные – только 6-7 разрядов. На прощание узнаем, что этот самолет раньше был правительственным и несколько раз горел. На нем в разные годы летали руководители советского государства Никита Хрущев и Леонид Брежнев. А еще этот лайнер перевозил из Байконура на аэродром Чкаловское, что под Москвой, космонавта-2 Германа Титова. Такая вот история. Впрочем, о каждом воздушном судне, находящемся в Боровой, есть что рассказать. Какое-то из них перевозило пассажиров, а какое-то служило в войсках, считалось боевым. Теперь эти машины на заслуженной пенсии, не разрезаны на куски, а хранятся в музее, идейным вдохновителем и организатором которого десять лет назад выступил начальник Центрального аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский. Первые четыре самолета прописались на Боровой в 1999 году. С тех пор все помыслы энтузиастов, а Мочанскому активно помогали Анатолий Купреев, Виктор Сакович, Николай Гунич, нацелены на поиск новых экспонатов. Всего за эти годы на площадку аэроклуба приземлились 19 крылатых и винтокрылых машин. За последний год эту цифру довели до 25 экземпляров. - Идея собрать в одном месте крылатую и винтокрылую технику родилась во время поездки в Германию в 1998 году после посещения там авиационных музеев, – говорит Николай Мочанский. – Для этого нужно было заручиться поддержкой государственных органов, определиться с выбором площадки под музей. Помню, как вместе с настоятелем Всехсвятского прихода протоиереем Федором Повным приехали в аэроклуб. Стали размышлять: поселок Боровая – это живописный уголок в двух шагах от столицы, здесь просторно и комфортно. Одним словом, другого места, более удобного для отдыха горожан и воплощения нашей идеи в жизнь нельзя было и придумать. Тогда-то с благословения батюшки и было положено начало образования авиационного музея. Было непросто, ведь бесхозный самолет по нынешним временам – это огромная редкость. Чтобы разыскать что-либо мало-мальски пригодное, приходилось колесить по городам и весям Беларуси. Технику находили в бывших военных городках, в лесах и даже пионерских лагерях. Так, истребитель-бомбардировщик «Су-7Б» прибыл из Поставского района, где его нашли в лесу. Добытые трофеи восстанавливали своими силами, на средства аэроклуба и спонсоров. - Сегодня в экспозиции музея авиационная техника самых различных видов и классов, – продолжает Мочанский. – Авиация времен Великой Отечественной войны в музее представлена пока только военно-транспортным самолетом «Ли-2». Заслуживает внимания труженик «Ан-2», или известный всем кукурузник, который изготовили в 1948 году, и он по-прежнему летает. Среди знаменитостей истребитель «МиГ-15» – на самолете такого типа в свое время летал и погиб первый космонавт Юрий Гагарин. Машину собирали по крупицам: одну часть привезли из Мачулищ, вторую нашли в оздоровительном детском лагере на Нарочи. Около двух лет самолет восстанавливали на авиаремонтном заводе. На реставрацию «Як-25» ушло пять лет, на ремонт «МиГ-19» – около четырех, «МиГ-27» – примерно три года. В ближайшее время в Боровой появятся еще несколько самолетов. Ждут приземления самого большого в мире вертолета «Ми-26», самолетов «Ту-134», «Ту-124», «Як-40».
Автор: Игорь ГОЛОД, «Минский курьер».
18 июня 2009 года
Источник: http://www.belarustime.ru/ |