МУЗЕЙ АВИАЦИИ В БЕЛАРУСИ? ДАВНО ПОРА!
Идея создания музея авиации в Беларуси давно витала в среде авиалюбителей. Однако, идея оставалась идеей, а официальные лица кивали на то, что, дескать, в Монино есть авиамузей, и этого вполне достаточно. Но не стало СССР и «общий» музей стал российским. Беларусь стала независимым государством, но неизвестно откуда появилось «мнение», что на белорусской земле нет авиационных традиций, что это «неавиационная» республика (видимо, больше «танковая»), что любителей авиации здесь раз, два и обчелся. И это о земле, родившей гениального конструктора П.О.Сухого, прославленного летчика-испытателя П. Стефановского, выдающегося военачальника, маршала авиации, легендарного истребителя С. Грицевца, единственного советского летчика, сбившего 9 самолетов в одном бою А. Горовца, единственного летчика совершившего 4 тарана в небе, Ковзана и многих, многих других! Богатейшая история и у ВВС Западного и Белорусских военных округов, сейчас на наших глазах пишется история ВВС Республики Беларусь. Поэтому сегодня имеется уникальная возможность создать, наконец, музей авиации в Беларуси, республика этого заслужила. Авиация всегда была гордостью любой нации. С завистью мы прочитали в газетах о том, что министр иностранных дел России А.Козырев, посетив Норвегию, в качестве дара передал музею авиации Норвегии самолет МиГ-15. Во всех развитых странах существуют подобные музеи, и у Беларуси есть все возможности для того, чтобы иметь свой музей. Для этого нужны лишь желание и совместные усилия всех, кто не равнодушен к авиации, к истории, к будущему нашего государства. Сейчас, когда идет сокращение ВВС и самолеты идут на слом и разборку, мы обязаны сохранить авиационную технику для будущих поколений, для истории.
Уже сегодня, без особых затрат, музей ВВС может иметь самолеты Су-7б,Су-17,МиГ-21,МиГ-17,МиГ-15УТИ, МиГ-15, Як-28ПП, МиГ-25Р, МиГ-25УБ, МиГ-23, Су-25, Су-24, Ил-28 и, возможно, редкий образец Ил-10. В годы войны небо Беларуси было ареной ожесточенных воздушных боев. Мы ждем информацию о местах падений наших и немецких самолетов, о местах захоронения летчиков, ждем рассказов очевидцев о подвигах наших воздушных героев. Ждем помощи от поисковиков, ждем их рассказов и на страницах журнала «АэроПлан». При создании музея не обойтись и без помощи моделистов-стендовиков.
Надеемся на ветеренов авиации, на их поддержку и помощь, надеемся на помощь официальных структур и бизнесменов, надеемся на помощь наших парламентариев и правительства, и, особеннно, комитета по делам молодежи при Совете Министров Республики Беларусь.
Только все вместе мы сможем сделать это святое и нужное дело. Работа по созданию музея уже проводится руководством ВВС Республики Беларусь, есть различные варианты его создания. Но ничья помощь не окажется лишней, а центром по сбору информации, предложений, разработок, мы считаем, должен быть журнал всех авиалюбителей Беларуси «АэроПлан».
Редколлегия ждет ваших писем, предложений. Ни одна ценная идея, ни один интересный материал не пропадет. В журнале мы будем отражать то, как идет создание музея и что уже сделано. Пишите! У нас всех сегодня уникальный шанс — принять участие в создании музея авиации республики. Вам будет чем гордится перед своими потомками, вы оставите достойный след в истории авиации Беларуси. Ну, а пессимистам советую сходить к киоскам, которые торгуют пластмассовыми моделями-копиями самолетов и посмотреть, сколько там мальчишек с горящими глазами, мальчишек, отказывающих себе в конфетах и мороженом и покупающих модели, несмотря на весьма «кусачие» цены. У авиации в Беларуси есть будущее и мы верим, что музею авиации на белорусской земле быть!
Николай Качук
Источник: «АэроПлан» №5 1994 год. |