|
В Советском Союзе авиационные музеи находились лишь на территории Российской Федерации. Но после распада «империи» подобные заведения появились и в ближнем зарубежье. Не стала исключением и Белоруссия. Летом 2009 года на аэродроме ДОСААФ Боровое под Минском открылась авиационная выставка. Музеем собрание авиационной техники пока не назовешь, но, думается, что этого не миновать. Своей авиационной промышленности, если не считать авиаремонтный завод в Минске, в Белоруссии никогда не было и авиатехнику пришлось собирать по крупицам. Что-то нашли в воинских частях, что-то сняли с постаментов и реставрировали опять же на Минском авиаремонтном заводе.
Несмотря на эти объективные трудности, удалось собрать неплохую коллекцию, в которой можно увидеть подлинные образцы самолета первоначального обучения Як-18 с хвостовым колесом, первенца отечественного серийного вертолетостроения Ми-1 и транспортный Ли-2. Як-18 с двигателем М-11ФР когда-то был подарен Машковской средней школе Витебской области, где простоял 45 лет, а Ли-2, поступивший из музея Великой Отечественной войны, планируется довести до летного состояния. Для этого есть все условия, включая двигатели. Конечно, не обошлось и без Ан-2. Хотя этому биплану недавно исполнилось 60 лет, он по-прежнему в строю, достаточно лишь взглянуть через забор на летное поле аэродрома. Из летательных аппаратов, оснащенных поршневыми двигателями, можно назвать еще вертолет Ка-26, некогда принадлежавший Госавтоинспекции. С каждым годом этих винтокрылых машин становится все меньше и меньше.
Остальные экспонаты - самолеты и вертолеты оснащены газотурбинными силовыми установками. Самый ранний из них учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15. Рядом с ним пристроились МиГ-17 и МиГ-19. А чуть поодаль - барражирующий перехватчик Як-25 - довольно редкая машина. Чудом сохранились истребитель МиГ-21СМ и истребитель-бомбардировщик Су-7БМ. Первый из них вернулся из Афганистана, и после списания командир 927-го Кенигсбергского орденов Александра Невского, Краснознаменного истребительного авиаполка полковник В.Г. Лазарь подарил машину агрофирме «Малеч». Правда, благодарные потомки не удержались и разбили фонарь кабины пилота МиГ-21, который без перископа пришлось изготавливать подручными средствами. Хотя подлинную откидную часть фонаря при желании еще можно найти. Отсутствует на истребителе и пушка ГШ-23Л.
Помимо отмеченных машин на выставке можно увидеть учебно-боевой самолет МиГ-23УБ, истребители-бомбардировщики МиГ-27К и Су-17М, штурмовик Су-25, фронтовой бомбардировщик Су-24, постановщик помех Як-28ПП и самый скоростной самолет - учебно-тренировочный перехватчик МиГ-25ПУ. Самолеты четвертого поколения представлены истребителем МиГ-29.
Из транспортных машин - рамповый Ан-26 и пассажирский Ил-18. Последний из них после прекращения эксплуатации в Аэрофлоте был установлен в Бресте и десятилетия спустя отреставрирован для музейной стоянки в Боровом. Но почему-то родной регистрационный номер машины СССР - 75781 (заводской №181003805) заменили «символическим». В этом самолете предполагается развернуть экспозицию по истории авиации и т. о. превратить выставку в полноценный музей. Ил-18 - в полете большая редкость, в Белоруссии они не эксплуатируются.
На стоянке также можно увидеть вертолеты Ми-2, Ми-8Т и Ми-24П. Хочется надеяться, что к следующему лету выставка пополнится новыми экспонатами.
А рядом за забором бурлит настоящая жизнь, готовятся к полетам самолеты Ан-2 и Як-52, вертолеты Ми-2.
Журнал «Авиа Архив» 1(2) - 2010
|