1 августа 2002 года 65-я транспортно-боевая вертолётная база отметила сорокалетний юбилей. История этой части достойна солидной книги: в прошлом — это особый, лидерный вертолётный полк в масштабах ВВС великой авиационной державы мира, какой был СССР. Кроме всего прочего, это ещё и старейший вертолётный полк в Беларуси. Бывшие 181-й и 276-й вертолётные полки «моложе» 65-го соответственно на 10 и 20 лет.
За основу 65-го вертолётного полка в 1962 году была взята Лунинецкая 342-я отдельная вертолётная эскадрилья подполковника Михаила Полухина, которая — первой в истории авиации! — осваивала вертолёты-гиганты Ми-6. Первым командиром полка (уникальный случай в истории советской авиации!) стал сербский лётчик подполковник Милан Настасич — человек удивительной, можно сказать, фантастической судьбы. Отважный югославский партизан, в конце 1943 года он освоил в Италии профессию военного лётчика и летал в Северной Африке. В сентябре 1944 года Верховный штаб Югославской Армии переправил Настасича в СССР, где он окончил Энгельское лётное училище им. М. Расковой. Кавалер югославских орденов «За храбрость» и «За заслуги перед народом», он служил в ВВС Югославии до 15 сентября 1948 года. В этот день, несогласный с политическим курсом Иосипа Броз Тито, он решается на отчаянный шаг: на бомбардировщике Пе-2 перелетает в Советский Союз.
Затем была Военно-воздушная академия в Москве, должность заместителя командира полка стратегических бомбардировщиков Ту-16, переучивание на вертолёты и служба в вертолётном полку в Грузии. Восемь лет в Белоруссии подполковник Милан Настасич руководил 65-м полком. После него полком командовали ещё десять человек. Последний командир — полковник Сергей Баула. Последний, поскольку в соответствии с планом реформирования наших Вооруженных Сил полк сокращается до отдельной эскадрильи. Так что нынешний юбилей у части тоже — последний.
Даже краткий экскурс в историю полка даёт основания утверждать, что по уровню заслуг перед Родиной в ВВС рядом с 65-м вертолётным и поставить некого. Какой ещё авиационный полк носил звание отличного восемь лет подряд, десять раз награждался переходящим Красным знаменем Военного совета ВВС БВО? Кто может еще похвалиться участием во всех без исключения учениях, на которые привлекались войска Белорусского военного округа? «Ладога», «Днепр», «Неман», «Нёман-71», «Эфир-72», «Весна-72», «Лес», «Запад-73», «Электрон-73», «Весна-75», «Удар-75», «Березина», «Запад-81», «Осень-88» — все и не перечесть. А выполнение специальных задач за рубежом? Кобринские вертолёты бороздили небо Эфиопии, Камбоджи, Сирии. Особая строка в биографии — девять лет войны в Афганистане. Уже в 1980 году в ДРА убыла первая группа вертолётчиков из 65-го полка. 20 июня 1982 года в Кандагар в полном составе улетела 4-я эскадрилья подполковника В. Мурашова на вертолётах Ми-6. Через год их в Кабуле сменила 1-я эскадрилья майора Александра Герцева на Ми-8. Эта командировка была омрачена гибелью экипажа заместителя командира эскадрильи по политчасти капитана Л. Белицкого, посмертно награждённого орденом Ленина. Орденов Красной Звезды удостоены два других члена экипажа — старший лейтенант В. Израилит и лейтенант 0. Тувальский. В1985 году в Кундуз ушла 3-я эскадрилья подполковника Ю. Субботкина, а в Шинданд — 2-я эскадрилья полка. В 1986 — 1987 годах в Кабуле базировалась 1-я эскадрилья кобринцев, а завершала афганскую эпопею здесь же, в Кабуле, 2-я эскадрилья. Почти все вертолётчики, прошедшие Афганистан, удостоены правительственных наград. Воспитанник полка Вячеслав Письменный стал Героем Советского Союза, орденом Ленина награждён подполковник Александр Герцев, 27 лётчиков удостоены ордена Красного Знамени, 85 — ордена Красной Звезды. Афганская война унесла жизни капитанов Л. Белицкого, В. Михайлова, А. Комиссарова, старших лейтенантов О. Тувальского, В. Израилита, В. Аксютина, В. Кириковича, лейтенантов В. Белякова, С. Емеца.
Спасательные работы в районах стихийных бедствий — это тоже дело рук кобринских вертолётчиков. Март 1969 года — 12 Ми-4 пришли на помощь людям во время землетрясения в Кзыл-Орде. В 1972 году 18 экипажей Ми-8 боролись с лесными пожарами в Подмосковье. За мужество и отвагу майор В. Яковлев и капитаны Ю. Акимов, Б. Козаченко, В. Шиткин награждены медалями «За отвагу на пожаре». В ноябре 1974 года и в апреле 1979 года кобринские вертолётчики оказывали помощь населению Брестской и Гомельской областей, пострадавшему от наводнения. Вертолётами Ми-8 и Ми-6 было эвакуировано 3312 человек, перевезено 3369 тонн грузов. За лётное мастерство, мужество и героизм, проявленные в борьбе со стихией, полк был удостоен высшей в то время награды Белоруссии — Почётной Грамоты Президиума Верховного Совета БССР. Не миновала кобринчан и горькая чернобыльская чаша. Полковник Василий Водолажский, руководитель сводной оперативной группы вертолётчиков, посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации и навечно зачислен в списки части. Традиции спасателей продолжены и нынешним поколением кобринских вертолётчиков. В 1992 — 1993 годах — обеспечение гуманитарной миссии ООН в горячем небе Камбоджи. В 2000 — 2002 годах вертолёты-гиганты Ми-26 работали в Греции — тушили лесные пожары. По признанию западных специалистов, ничего более эффективного для борьбы с пожарами, чем вертолёты Ми-26, в мире просто нет.
Многое в богатой истории 65-го полка имеет приставку «впервые» и навсегда останется в истории отечественной вертолётной авиации. В сентябре 1962 года пятёрка Ми-6 впервые на учениях десантировала мотострелковый батальон и впервые перевозила бронетранспортёры БТР-152. В феврале 1965 года — опытно-исследовательские учения с ракетно-техническими частями. Год 1967-й ознаменован тем, что на учении «Ладога» впервые в истории авиации кобринские вертолётчики в составе 24 Ми-4 и 7 Ми-6 провели стрельбы по наземным целям в боевом порядке полка. В 1971 году — экспериментальные опытно-показательные учения «Неман-71», в которых участвовали 45 Ми-8 и 22 Ми-6. Этот список можно продолжать и продолжать... За время существования части вертолётчики из Кобрина освоили вертолёты Ми-4, Ми-6 (в том числе и винтокрылые топливозаправщики Ми-6ТЗ), Ми-8 (с 1970 года), Ми-26. Накануне своего расформирования 65-я транспортно-боевая база имела три эскадрильи (были времена, когда в её состав входили пять эскадрилий). 1 вэ эксплуатировала вертолёты Ми-8Т и Ми-8МТ, 2-я — вертолёты-гиганты Ми-26, а 3-я — вертолёты — постановщики помех Ми-8СМВ, Ми-8ППА, МИ-8МТП и Ми-8МТПИ.
3 августа 2002 года авиабаза отпраздновала свой последний, сороковой день рождения. Съехались ветераны со всей Беларуси, из России и Украины. Среди них были и бывшие командиры легендарного 65-го вертолётного полковники в запасе Н. Топтун, Г. Фёдоров, В. Лыков, М. Васильев. Были поздравления, подарки, авиационно-спортивный праздник. Вспомнили и живых, и погибших. Не вернувшийся из полёта экипаж Ми-8Т капитана Александра Брика; с командиром погибли капитаны В. Полуян, С. Щелганов, В. Шашарин. Разбившийся прямо на окраине местного аэродрома в 1990 году экипаж Ми-6 капитана М. Витущенко. Домой тогда не вернулись старшие лейтенанты А. Федотов, А. Слизевич, С. Тимофеев, прапорщик Н. Середович. О них помнят, их не забыли.
Трудно представить Кобрин без вертолётчиков. Здесь всё напоминает о них. Даже памятник советским воинам, освободившим в 1944 году город, — это вознёсшиеся ввысь пять несущих лопастей вертолёта Ми-6, увенчанные красной звездой. 65-й полк базируется здесь с 1964 года. И верно сказано: «Настоящая жизнь в городе начиналась с приходом военных». Хочется только добавить — военных вертолётчиков. И всё же небо Кобрина по-прежнему будут будить вертолётные движки — только теперь 65-й отдельной смешанной вертолётной эскадрильи, преемницы традиций уникального лидерного 65-го отдельного вертолётного полка ВВС СССР.
Подполковник Николай Качук
Источник: Журнал «Армия» 2002 год №4 |