НЕБОМ ЖИВУТ ИСТРЕБИТЕЛИ
«АХ ТЫ, ДОРОЖКА ВЗЛЕТНАЯ...»
...Аэродром Барановичи. На своем веку ему довелось повидать разное: и трагическое, и героическое, и восторженно-праздничное. В довоенные годы, когда здесь базировались части 60-й истребительной авиационной дивизии и 314-го отдельного разведывательного авиаполка Западного особого военного округа, его «взлетка» давала путевки в заоблачные дали крохотулям-истребителям И-16 и И-153, разведчикам Як-2 и Як-4, бомбардировщикам СБ. Приходится лишь сожалеть, что почти все эти крылатые машины уже в первые дни Великой Отечественной были... сожжены на земле. Удар воздушной фашистской армады был настолько мощным и неожиданным, что уцелели очень немногие.
В годы оккупации на аэродроме хозяйничали гитлеровские люфтваффе. Отсюда их «хейнкели», «юнкерсы» и «дорнье» взлетали на бомбардировку Москвы. В победном 45-м взлетную полосу в Барановичах облюбовали краснозвездные штурмовики 11-й гвардейской Нежинской Краснознаменной, ордена Суворова авиационной дивизии Героя Советского Союза гвардии полковника А.Наконечникова и истребители из 144-й иад. Спустя пять лет их сменили истребители 39-й авиационной дивизии, призванные в связи с возросшей агрессивностью блока НАТО крепить надежность защиты западных и северных воздушных рубежей страны.
Помнит бетонка Барановичского военного аэродрома запах шин и грозных тяжелых бомбардировщиков легендарного 203-го гвардейского Орловского авиационного полка, базировавшихся здесь до распада Советского Союза. Того самого полка, отважные соколы которого на ТБ-7 еще в 41-м бомбили Берлин - логово фашистского зверя. С уходом орловцев в начале 90-х единовластными хозяевами первоклассной взлетной «дорожки» стали летчики 61-й авиабазы.
ДИТЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
Офицерскую юность вспоминает ветеран 61-го истребительного авиационного полка подполковник в отставке Н.Филатов:
- Почти 20 лет в истребительной авиации - самые незабываемые, яркие на впечатления времена. Мы несли боевое дежурство и в Белоруссии, и в районах Крайнего Севера. Летали много, ночью и днем, на всех посильных диапазонах высот и скоростей для самолетов того времени. Наш 61-й полк был детищем «холодной войны». С середины 50-х годов авиация НАТО стала систематически и нагло нарушать воздушное пространство СССР. Отпугивали мы непрошеных гостей как могли.
Так, летом 1956-го на перехват нарушителей госграницы взлетали капитаны Ю.Стажаров и Г.Соколов. Но в обоих случаях противник включал ускорители и забирался на большие высоты. Достать его на наших МиГ-17ПФ было весьма проблематично. Хотя порой и удавалось. Используя способ «динамического потолка», майор С.Сопов однажды сблизился с «Канберрой» английских ВВС на дистанцию открытия огня, приготовил пушки, но приказа на поражение нарушителя почему-то не последовало.
А сколько раз мы принимали беспилотные «подарки» - разведывательные воздушные шары! Первый из них, помню хорошо, на МиГ-17Пф сбил капитан Э.Евглевский. Позже, с 1960 по 1966 год, когда наша третья авиаэскадрилья на самолетах Як-25М выполняла задачу по охране северных границ СССР с аэродромов Тикси и Амдерма, счеты с шарами сводили экипажи в составе майора Л.Ткаченко и капитана Ю.Бутковского, майора В.Бутакова и капитана А.Коберника, майоров Н.Коробова и Я.Ситдикова. Да что там шары, - улыбается Николай Павлович, - капитана А.Саковича взять. Это же потенциальный Талалихин! Об этом факте мало кто знает - Сакович едва не завалил U-2 того самого Пауэрса, который в 1960 году рискнул испортить нашей стране праздник Первомая.
В тот день Анатолий Николаевич находился на одном из военных аэродромов неподалеку от Свердловска. Он, в то время командир звена, перегонял в родную часть с Новосибирского авиазавода сверхзвуковые самолеты-перехватчики Су-9. Саковича по тревоге подняли на перехват. Невзирая на то, что на борту самолета отсутствовали ракеты. Зато был приказ - атаковать по-любому, вплоть до тарана! И таранил бы, да не сработала «земля»: штурманы не смогли как следует навести перехватчик на цель.
Самолет-нарушитель вошел в зону «зээрвэшников», которым и достались все лавры победителей. С печальными, как известно, дальнейшими последствиями для отечественной авиации. «Такие самолеты нам не нужны!» - осерчал Никита Сергеевич и, сделав ставку на ракеты, отдал распоряжение о сокращении авиаполков. Но Саковича, надо отдать должное, министр обороны все же не забыл - за мужество вручил отважному пилоту золотые часы.
Политики приходили и уходили, а авиация, невзирая на их капризы, выжила. Весомый вклад в это дело внесли и авиаторы 61-го полка. В конце 1951 года группа авиаторов(Попуванов, Мельников, Орлов, Капатилов, Басевич, Каиндин, Сандаков) убыла для выполнения интернационального долга в Северную Корею, где на МиГ-15 достойно проявила себя в воздушных боях с американскими асами.
Осваивая Су-9, летчики 61-го полка в 60-х годах прошлого века впервые в Советском Союзе опробовали взлеты и посадки с грунтового аэродрома в Пружанах. В рамках военного сотрудничества в 61-й истребительной авиабазе (1996 - 1999 гг.) успешно прошел программу освоения истребителей МиГ-29 летный и инженерно-технический состав ряда стран Африки и Латинской Америки. А сколько раз в последующие годы желание приобщиться к секретам летного мастерства приводило на аэродром Барановичи иностранные военные делегации! А коль едут заморские гости, значит, согласитесь, белорусское летное качество того стоит.
В НЕБЕСАХ МЫ ЛЕТАЕМ ОДНИХ
Успех к барановичским авиаторам пришел отнюдь не по мановению волшебной палочки. Были в истории 61-й иаб и черные дни. Один из таких периодов - начало 90-х годов, когда молодую армию суверенного государства буквально лихорадило под гнетом непродуманных перемен. Особенно несладко пришлось летчикам. Они практически не летали, их денежное содержание не выдерживало никакой критики. Отсутствие социальных гарантий, жилья, перспектив в службе привело к тому, что многие офицеры летного состава части ушли «на гражданку». Только за 1995 и 1996 годы с небом расстались 36 высококвалифицированных летчиков (от 3-го класса до «летчика-снайпера»).
Однако подавляющее большинство авиаторов все же остались верны своей профессии, воинскому долгу - верили в перспективу белорусской военной авиации. И свет в конце тоннеля забрезжил.
В 1998 году Глава государства Александр Лукашенко побывал в гостях у авиаторов 61-й авиабазы, увидел их проблемы своими глазами, пообещал помощь и поддержку. И данное слово сдержал. За прошедшие годы на базе произошли разительные перемены. - Благодаря заботе государства о человеке в погонах, - говорит командир 61-й иаб летчик-снайпер полковник Александр Марфицкий, - нам удалось сохранить летный состав - цвет и гордость нации. Более того, если еще три года назад классной квалификации не имели 38 % летчиков авиабазы, то сегодня этот показатель сократился до 16%. Словом, для нас, авиаторов, наступило, считаю, новое время - время конкретных дел, небывало смелых и дерзких новаций... Сегодня в боевом строю 61-й авиабазы находятся модернизированные на 558-м авиаремонтном заводе истребители МиГ-29БМ и Су-27УБМ. На МиГах белорусские авиаторы, напомним, установили 15 мировых рекордов в скороподъемности и скорости полета по замкнутому маршруту. Истребитель МиГ-29БМ в минувшем году достойно представил достижения белорусского военно-промышленного комплекса на международном салоне МАКС-2005 в Жуковском.
Самым зрелищным моментом III Международной выставки «MILEX-2005» стала демонстрация возможностей боевого применения самолета Су-27УБМ на полигоне под Борисовом. Эта крылатая машина, созданная для завоевания господства в воздухе, успешно справилась там с задачами, ранее свойственными лишь штурмовикам и бомбардировщикам. В более широком масштабе свои боевые возможности модернизированные машины проявили в начале октября 2005 года. На авиационном полигоне Ружаны экипажи Су-27УБМ и МиГ-29БМ после семилетнего перерыва успешно отработали атаки наземных целей с реальным применением бомб 250-килограммового калибра и пушечного вооружения. Особенно отличились подполковники А.Журавлевич и Ю.Осовцов, майоры А.Захарченя, А.Мороз, В.Плужник и А.Сорокин. Их снайперская работа реально показала, что и среди истребителей 61-й иаб есть мастера бомбоштурмовых ударов.
Впервые за 15 лет на вооружение авиабазы поступил самый «молодой» и совершенный в нашей военной авиации комплексный тренажер летного состава МиГ-29БМ и группы руководства полетами, разработанный на Барановичском авиаремонтном заводе в кооперации с российским ОКБ «Русская Авионика». Это уникальное изделие облегчает и упрощает процесс обучения, способствует снижению затрат при переучивании летчика с одного типа самолета на другой. Электронная начинка тренажера обеспечивает имитацию самых сложных режимов полета, моделирует на основе цифровых карт не только любой ландшафт местности, но и время суток, погодные условия. Проекционная система визуализации тренажера обеспечивает отображение наблюдаемого летчиком закабинного пространства, земной поверхности, наземных и воздушных объектов и целей противника, применение всей номенклатуры вооружения самолета МиГ-29БМ.
Поистине революционными в плане переоснащения для авиаторов 61-й иаб стали 2004 - 2005 годы, когда на вооружение были приняты новые образцы автоматизированных систем управления (АСУ): командного пункта - «Неман» и пункта наведения авиации - «Спрут». Эти новинки позволили повысить эффективность управления подразделениями истребительной авиации не менее чем на 30 процентов. Впервые их возможности и возможности перспективных АСУ всех звеньев системы управления ВВС и войск ПВО были продемонстрированы в 2004 году в ходе учений на российском полигоне Ашулук. Не подкачали на том учении и летчики 2-й эскадрильи 61-й иаб, уничтожившие в учебном воздушном поединке аналоги крылатых ракет. Отличились подполковник В.Тоболич, майоры С.Галунко, Ю.Ковалев и М.Самойлов. Обе выделенные для них мишени «Стриж-3М» (скорость их полета на высоте 500 м более 2000 км/ч) были уничтожены меткими пусками ракет. Успешно поразили наши летчики и все парашютные мишени М-6.
Личный состав авиабазы неоднократно (в 1997 - 2001 гг.) принимал участие в совместных с ВВС России учениях и тренировках с посадками на аэродромах Бежецк и Ладейное Поле.
Кроме учений с боевой стрельбой, авиаторы 61-й иаб продемонстрировали свое высокое мастерство и при выполнении учебно-боевых задач в ходе проведения комплексных учений Вооруженных Сил «Березина-2002», «Чистое небо-2003», «Щит Отечества-2004», двухсторонних командно-штабных тренировок Объединенной системы ПВО стран-участниц СНГ.
Несколько слов о профессионалах, знания и опыт которых бесценны. «Наш командир удалой, мы все пойдем за тобой». Вряд ли ошибусь, если этими словами из популярной песни выскажу общее мнение авиаторов 61-й иаб о полковнике Александре Марфицком. Ему подчиненные верят, для них снайперский почерк командира в небе - эталон летного мастерства.
Выпускник Харьковского летного училища лейтенант Марфицкий прибыл на аэродром Дземги (Комсомольск-на-Амуре), имея в активе 260 часов налета. Уже через два года сдал на 3-й класс и возглавил звено. Затем летал в Приморском крае, вырос до замкомэска. Ему настойчиво предлагали должность в Ахтубинской школе летчиков-испытателей. И не случайно: где еще такое увидишь, чтоб летчик знал «внутренности» самолета почти на уровне инженера. Но у Александра Эдуардовича масштаб был шире - околоземная орбита! И взял бы эту высоту, ведь Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина окончил с красным дипломом, да и многие его друзья-коллеги побывали в космосе, но непрофессионализм одного из врачей в Звездном поставил, образно говоря, подножку. Досадно, но что поделаешь. Вернулся летчик на аэродром офицерской юности Дземги, принял эскадрилью. Вскоре освоил Су-27, сменил дальневосточные холода на Андижан (Среднеазиатский военный округ), откуда в 1993-м прибыл в 61-й иап, а в апреле 2002-го возглавил авиабазу.
Под стать командиру и его коллеги по службе: заместитель командира иаб полковник Ю.Воробьев, заместитель командира иаб по идеологической работе подполковник В.Рябухин, заместитель командира иаб по летной подготовке подполковник А.Журавлевич, начальник службы безопасности полетов подполковник П.Трухан, командир эскадрильи подполковник Ю.Осовцов, командиры звеньев майоры А.Захарченя, А.Мороз и В.Плужник, капитан А.Кривоносов, заместитель командира авиационного звена капитан В.Кошиль и многие другие. Есть высококлассные мастера и среди наземных специалистов: начальник группы руководства полетами подполковник А.Мурычин, заместитель командира по тылу - начальник тыла иаб подполковник А.Дрозд, заместитель командира иаб по вооружению майор А.Плавсюк, начальник ИАС иаб подполковник А.Варченя, инженер группы регламента авиадвигателей ТЭЧ иаб капитан И.Кружилин, начальник технического расчета подготовки авиационного оборудования эскадрильи капитан И. Чайко, заместитель начальника ТЭЧ иаб - начальник производства капитан Фурса, начальник технического расчета СД эскадрильи капитан А.Матвейчук, старший техник технического расчета подготовки и регламента высотного оборудования и высотного снаряжения капитан О.Бачурин, старший помощник начальника оперативного отделения капитан А.Клименко, прапорщики А.Нестерович, И.Кадыко. Это прежде всего их заслуга в том, что по итогам 2005 учебного года 61-я иаб заняла первое место среди частей Западного оперативно-тактического командования и третье место в ВВС и войсках ПВО.
Из досье «Армии» |
61-я истребительная авиационная база была образована 1 января 1994 года согласно директиве начальника Главного штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь от 5.08.1993 г. № 5/0169. Основой для ее создания послужил 61-й истребительный авиационный полк который был сформирован на основании директив военного министра Вооруженных Сил СССР от 15.11.1950 г. № 5/396478 и Главного штаба войск ПВО страны от 20.11.1950 г. № 946215 на аэродроме Барановичи в период с 15 декабря 1950 года по 1 мая 1951 года. В числе двух других полков (129-го и 201-го) 61-й иап структурно вошел в состав 39-й истребительной авиационной дивизии (иад) ПВО, позже преобразованной в 11-й корпус войск ПВО. 1 мая 1951 года полку было вручено Боевое Знамя.Этот день приказом военного министра от 5.09.1951 г. № 00204 определен как годовой праздник части.
Полк возглавили: подполковники В.Д.Шашенок (командир части), П.И.Мартынов (заместитель командира по политчасти), Г.В.Маточкин (начальник штаба). Первая авиационная техника, состоявшая на вооружении полка: истребители МиГ-15 (6 единиц), УТИ МиГ-15 (1ед.), По-2 (3 ед.), Як-11 (3 ед.). В 1959 году авиаторы 61-го иап приступили к освоению новых самолетов: МиГ-17, Як-25М, Су-9.
В 1968 году на вооружение полка поступают самолеты МиГ-25П, в 1984 году - МиГ-23МЛД, в 1991году - Су-27П, в 1993 году - МиГ-29.
В соответствии с требованиями директивы министра обороны Республики Беларусь от 11.08.1992 года 11-й корпус ПВО был расформирован, 61-й иап вошел в состав Военно-Воздушных Сил Республики Беларусь.
23 мая 1996 года свой полет в бессмертие совершил подполковник Владимир Карват. Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 1996 года № 484 он первым удостоен звания Героя Беларуси (посмертно). Приказом министра обороны Республики Беларусь от 22.05.1997 г. подполковник Карват навечно зачислен в списки 1-й авиаэскадрильи 61-й авиабазы.
10 апреля 2002 года 61-я иаб вошла в состав Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь. | Николай ХУДЕНКО - специально для журнала «Армия» Источник: журнал "Армия" 2006 г. №2 |