Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Минская область как объект исследования мест падений самолетов 1941-1945 г.

На протяжении более 15 лет научно-исследовательской группой "Рубон" под руководством историка Дмитрия Киенко проводятся системные исследования в области авиапоиска мест безвозвратных потерь самолетов на территории Беларуси. Результаты работ и исследований сводятся в единую (региональную) базу данных. Ранее была опубликована статья "Гродненский регион как объект исследования мест падений самолетов 1941-1945 г." [1], систематизирующая результаты поисковых работ по Гродненской области, нынешняя публикация посвящена Минскому региону.

Форма подачи материала в виде таблиц более содержательна и системна (для наглядного восприятия), при этом следует учитывать, что у каждого случая имеются свои «истории», которые в своей совокупности невозможно описать в рамках одной публикации.

Минская область в силу своего географического положения находилась в самой гуще событий, связанных с действиями авиации. Регион характеризуется весьма "плотным" наполнением его территории местами потерь самолетов, это вызвано несколькими факторами.

год немецкие советские итого
1941 5 45 50
1942 1   1
1943 3 1 4
1944 15 30 45
не установлено 2   2
Всего 26 76 102

Во-первых, регион оказался в зоне активных действий авиации (в зоне противодействия немецкой авиации атакам советских бомбардировщиков) при наступлении немецких войск 1941 г.

Во-вторых, в 1944 г. основной уровень потерь приходится на советскую бомбардировочную авиацию, самолеты которой были сбиты во время атак на Минск, Борисов и Молодечно, а также штурмовиков Ил-2, участвующих в операции «Багратион», атаковавших «котлы» окруженных войск противника.

Значительная часть первоначальной информации по Молодеченскому и Логойскому районам была получена благодаря поискам краеведа из Радошкович  Вячеслава Бриштена, который с середины 80-х годов осуществлял не только поиск "на земле", но и в архивах, а также вел переписку с ветеранами. Сегодня его сын – Дмитрий продолжает дело отца и является заместителем руководителя научного-исследовательской группы "Рубон". Регулярные полевые выезды позволили наладить контакты и сотрудничество с краеведами "на местах". Особенно следует отметить помощь краеведов Крупского, Логойского и Молодеченского районов.

В таблице видно, что Логойский район выделяется значительным количеством обнаруженных мест падений самолетов. Все места были обнаружены в результате интенсивных выездов и полевых исследований, проведенных на его территории научно-исследовательской группой "Рубон" в период 2015-2019 г.г.

По состоянию на 1 июля 2019 г. на территории Минской области в базе данных имеется 102 места падений самолетов.


Вытяжное кольцо парашюта летчика бомбардировщика СБ сбитого в Логойском районе.


Клемма аккумуляторная советского бомбардировщика СБ. Минский район.


После удара о землю на задней стенке обтекателя отпечатались контуры сот радиатора двигателя М-103, самолет СБ. Логойский район.


Шильды с номерами моторов самолета СБ. Вверху уже почищена, снизу еще нет. Логойский район.


Элемент двигателья М-103 советского бомбардировщика СБ, Логойский район.


Элемент звезды с обшивки самолета СБ, сбитого в Логойском районе.


Элемент остекления кабины — видно оргстекло, зажатое между двух резиновых вставок. Логойский район.

Следует отметить, что здесь не учтены самолеты, заявленные как «сбитые истребителями ПВО в июле 1944 г.», так как в советских документах не указаны их районы падения, а летчики ограничились в донесении лишь словами "сбит западнее Минска", в немецких же документах имеются сведения лишь о маршруте полета; не учтены также самолеты, потерянные на аэродромах Мачулищи и Лошица при авианалете немецкой авиации 3 июля 1944 г., так как они не были "в вылете". Самолёты, упавшие на меридиане шоссе Орша-Минск, еще находятся на стадии обработки.

По районам:

  • Березинский — 1
  • Борисовский — 9
  • Вилейский — 4
  • Воложинский — 3
  • Дзержинский — 1
  • Копыльский — 2
  • Клецкий — 5
  • Крупский — 12
  • Логойский — 14
  • Любанский — 2
  • Червеньский — 2
  • Стародорожский — 4
  • Минский+Минск — 18
  • Молодеченский — 18
  • Слуцкий — 4
  • Смолевичский — 1
  • Солигорский — 2

Всего 102

Таким образом, исходя из имеющихся наработок в Минском регионе потенциально в авиапоиске может быть не менее 150 мест падений.

По потерям 1941 г. условно регион можно разделить на две части: северную и южную. Это обусловлено направлениями ударов танковых групп Вермахта, на которые вынужденно «работала» фронтовая и дальняя авиация, соответственно потери были понесены вдоль основных дорог, по которым двигалась техника противника в июне 1941 г. (среди них было обнаружено и точное место гибели экипажа Героя Советского Союза капитана Н.Гастелло, найдены элементы конструкции самолета и оборудование кабины штурмана).


Элемент советского самолета, предположительно СБ, сбитого летом в 1941 г. в Крупском районе.


Местные жители приспособили под заслонку печи элемент обшивки советского бомбардировщика А-20 сбитого в июне 1944 г., Крупский район.


Переключатель, советский самолет американского производства А-20 сбит в июне 1944 г., Крупский район.

Если говорить о потерях 1944 г., то их также можно разделить на две составляющие: потери АДД при ударах по Минску, Молодечно и Борисову, при поддержке прорыва партизан у оз.Палик и потери фронтовой авиации, в особенности штурмовиков Ил-2. Отметим, что значительная часть Ил-2 (7 из 9) была потеряна не при атаках по отходящим войскам противника, а при ударах по "котлам", в том числе и сбитый у поселка Сосны Герой Советского Союза Б. Окрестин.

Обращает на себя внимание существенное значение в графе "неизвестные" по советским самолетам - все они относятся к 1941 г. По предварительным данным в большинстве своем они представляют самолеты СБ, однако пока дополнительных сведений, позволяющих «вычислить» экипаж или принадлежность к полкам, не имеется. Наличие такого количества самолетов СБ вполне сопоставляется с интенсивностью и общим направлением их вылетов в данный регион, а также заявками «на победу» с немецкой стороны. Однако ни одни источники пока не позволяют точно локализовать места их падений, так как в «советском» случае есть только указание на цели и время вылета, а в «немецком» - время атаки. Эти данные не позволяют локализовать места, поэтому приходится работать «от земли».

При отсутствии фактической (документальной информации) установить места падений самолетов и узнать о событиях, которые этому предшествовали/имели место после помогает работа с местным населением. Как правило, местные жители весьма часто полностью подтверждали факт падения или посадки советских многомоторных самолетов с экипажем в составе от 2 до 3 человек в 1941 г.

Примером может служить ситуация в Городокском сельсовете Молодеченского района. На окраине деревни имеется безымянная могила советских летчиков, место падения самолета которых было локализовано группой "Рубон" еще в 2017 г. К сожалению, тип и принадлежность самолета к полку на данный момент не установлены ввиду отсутствия значимых находок, однако, по всей вероятности, учитывая множество косвенных факторов, это был СБ. Работы по этому самолету и экипажу продолжаются.

Безымянная могила советских летчиков на окраине деревни (Молодеченский район), место гибели экипажа было локализовано группой "Рубон" в 2017 г.

В другом случае, в Логойском районе на 4-5 день войны советский двухмоторный самолет, преследуемый немецким истребителем, загоревшись в воздухе, упал на лес. Погибли два лейтенанта и сержант. Деревня Боровые, в 200 м от которой погиб экипаж, была сожжена немецкими полицейскими частями во время войны вместе с жителями и не восстанавливалась после войны. Свидетелей нет, тем не менее, опросом было установлено, что экипаж первично был захоронен рядом, однако в течение трех лет поисков и дополнительного опроса жителей соседних деревень оказалось, что в 50-е годы их как безымянных перезахоронили на кладбище в д. Беларучи. Нашелся даже свидетель, который вспомнил, что будучи школьником помогал учителю по труду в Беларучской школе заливать цемент для памятника безымянным летчикам. По найденным элементам двигателей и дюраля было установлено что это был СБ, однако имена летчиков до сих пор неизвестны.

 Ценная информация для пополнения базы данных получается в процессе обработки сведений партизанских архивов в Национальном архиве Республики Беларусь.[2]

Так например, после выявления в одном из документов слов: "Обнаружено место падения самолета, из экипажа в составе 5 человек один погиб, двое разыскиваются, двое-майор и ст. лейтенант направлены на ближайшую площадку Комарова для эвакуации" было проведено исследование, в результате которого оказалось, что эта информация была передана шифротелеграммой из бригады Бельского 30 июня 1944 г.[3] Сопоставив эти данные с созданной базой данных по вылетам и потерям АДД в рамках операции «Багратион» было установлено место гибели членов экипажа самолета из состава 15 ГАП ДД в Старобинском районе.

В представляемой базе данных учитывались также оставленные экипажем самолеты, которые не разбились и не сгорели при посадке, но тем не менее были безвозвратно потеряны.

Так один из СБ поздних серий выпуска 1940 г. совершил посадку у д. Антополь. Через месяц после посадки 13 детей, возвращаясь со сбора грибов, залезли в стоявший на поле самолет. Один из них, не зная с чем имеет дело, расстопорил блестящую "вертушку" взрывателя ФАБ, раскрутил ее, приведя взрыватель в боевое состояние. Раздался взрыв, все дети погибли от детонации бомб, находившихся в бомболюке [4]. К сожалению, и такие сюжеты отражают реальность картины истории авиации в Беларуси.

По типам

Fi-156

1

 

СБ

18

He-111

3

А-20

2

Ju-88

7

И-15бис

3

Ju-87

4

Ил-2

9

Fw-58

2

Ил-4

18

Me-110

1

Ли-2

6

Fw-190

3

С-47

6

Fw-189

1

Пе-2

1

Ме-109

1

Як-9

1

неизвестный

3

неизвестный

12

Всего 102

В ходе многолетней работы в данном регионе удалось установить принадлежность 70% самолетов и выявить фамилии более 60 членов экипажей. По немецким самолетам ведется активное сотрудничество с исследователями из Германии.

Так по сбитым самолетам Ил-4 АДД установлены все немецкие летчики, которые их атаковали, а на один из экипажей найдено подтверждение со стороны зенитных орудий, прикрывавших Минск.

Систематизированная в базе данных нашего авиапоиска информация позволяет увидеть «общую картину» в регионе, а в совокупности с Гродненской и Брестской областями - и наиболее полную картину на западном ТВД, избежать «дублей», когда разные свидетели и документы описывают один и тот же уже выявленный случай, планировать дальнейшие исследования, не искать "второй раз" ранее обнаруженные места падений, закрывает "белые пятна" в мозаике действий авиации и судеб экипажей, пропавших в небе в Беларуси (особенно это актуально для раскрытия вопроса и темы "1941"г., где значительная часть невернувшихся самолётов считается пропавшими без вести). 

 Ссылки на материалы и источники

[1] Киенко Д. "Гродненский регион как объект исследования мест падений самолетов 1941-1945 г." / Д.Г. Киенко // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснаць: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі, Мінск, 7 красавіка 2017 г. Вып. 16 / рэдкал.: А. А. Каваленя (адк.рэд.), С.Я. Новікаў (нам. адк. рэд.) [і інш.]. - Мінск: 2017. - С. 155-159.

[2] Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ)  Фонд 1450 Оп.23

[3] НАРБ Фонд 1450 Оп.23 д.67

[4] http://rubon-belarus.com/avia-history/423-sluchaizagorie.html

Руководитель научно-исследовательской группы военной истории и археологии Белаурси «Рубон», историк Дмитрий Киенко.

г. Минск



Источник: http://rubon-belarus.com/avia-history/minskoblastaviaobzor.html
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (11.12.2019)
Просмотров: 854 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024