Л-410 В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ БЕЛАРУСИ. НЕБОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ НЕБОЛЬШОГО САМОЛЁТА.
Белорусская гражданская авиация знает примеры самолётов, которые должны были массово прийти на авиалинии, но в итоге в эксплуатации находилось лишь несколько лайнеров. К числу таких можно отнести чехословацкий Л-410.
Самолёт был разработан в 60-е годы, пошёл в серию в 70-е, на протяжении 70-80-х годов регулярно модернизировался. Из 1100 построенных самолётов более 800 поставили в Советский Союз. Л-410 разрабатывался для замены заслуженному Ан-2 на местных воздушных линиях [1].
Чехословацкий пассажирский самолёт планировалось поставить и в Белорусское управление гражданской авиации. Разрабатывая план перспективного развития на 1975-1990 год в БССР планировалось основные авиаперевозки внутри республики перевести на Як-40 и Л-410. Для приёма этих воздушных судов предполагалось реконструировать 34 аэродрома в областных и районных центрах. Фактически Л-410 заменял пассажирские Ан‑2, а на смену сельскохозяйственным Анам рассматривался М-15, производства Польской Народной Республики.
Первые самолёты планировалось поставить в БССР в 1980-1981 годах. И на конец 1981 года их должно было быть 10-12 единиц. Для базирования Л‑410 рассматривались следующие аэропорты: Гомель (с 1980 года), Витебск (с 1981 года), Могилёв (с 1983 года). К 1990 году планировалось эксплуатировать 21 (а после и до 30) Л-410, 30 Ан-2 и 90 М-15 [2, л. 115, 120, 205, 206].

Л-410 в окраске советского Аэрофлота. Автор рисунка Александр Доротько.
В действительности же Л-410 не пришёл в подразделения БУГА. Ответить на вопрос почему, сегодня однозначно сложно, но этому могут быть несколько причин. Так, в 80-е годы продолжился спад авиаперевозок на местных воздушных линиях республики. Острой нужды в замене Ан-2 на Л‑410 в 80-е годы уже не было. Не были начаты и поставки в СССР сельскохозяйственных М-15. Поэтому эксплуатация на МВЛ БССР одного типа воздушного судна – Ан-2, возможно, виделась более рациональной.
Хоть поставки Л-410 в советский период так и не состоялись, в аэропорты республики всё же прилетали Л-410 из других управлений гражданской авиации. В частности, известно, что в 80-е годы по маршруту Смоленск-Могилёв-Гомель летал Л-410 Смоленского авиапредприятия. Путь из Смоленска в Могилёв самолёт преодолевал за 30 минут. Из Могилёва в Гомель за 35 минут.
Экономическая обстановка в республике в 90-е годы ещё больше снизила потребность населения в авиаперевозках. Однако в начале нового тысячелетия ситуация стала улучшаться и в авиационных кругах вновь заговорили о развитии авиаперевозок на внутриреспубликанских рейсах. В 1997 году было создано грузовое агентство по авиационным перевозкам «РубиСтар», а в 2002 году предприятие было реорганизовано в авиакомпанию. Уже в конце 2002 года началась эксплуатация Л-410УВП (рег. номер EW‑215KB), который был выпущен в 1982 году [3]. Модификация УВП отличается от базового варианта удлинённым фюзеляжем, увеличенным крылом, хвостовым оперением и более мощными двигателями.

Л-410 авиакомпании «РубиСтар» EW-215KB. Автор рисунка Александр Доротько.
Самолёт летал на рейсах в Калининград, Могилёв и др. Занимался перевозками пассажиров, грузов, почты [4, c.175, 187, 245]. Стоит признать, что востребованность в авиаперевозках на Л-410 оказалась невысокой. Например, Л-410 «РубиСтар» летал из Могилёва в Шереметьево один раз в неделю. Билеты не раскупались. Были случаи, когда самолёт вылетал в Шерементьево пустым, а возвращался с одним пассажиром. Рейс пробовали «накатать», но заинтересованности у пассажиров он так и не вызвал [5].
Перед открытием рейса из Могилёва в Шереметьево была озвучена следующая информация: цена билета до Москвы 131 тыс. белорусских рублей, при покупке туда и обратно – 248 тыс. белорусских рублей. Как отмечал начальник Могилёвского аэропорта, стоимость сопоставима с железнодорожным транспортом при покупке билета в спальном вагоне. Предусматривались скидки для детей до двух лет – 90%, а от двух до двенадцати – 50%.
Рейс Могилёв-Шереметьево просуществовал с 13 февраля по апрель 2003 года [6, с.201].
С июня 2003 года Л-410 и Ан-24 авиакомпании «РубиСтар» летали также по маршруту Витебск-Калининград-Витебск [6, с.175].

Л-410 авиакомпании «РубиСтар» EW-215KB в аэропорту Шереметьево в феврале 2003 года. Автор фотографии Анатолий Бурцев.
В ноябре 2003 года в честь 70-летия белорусской гражданской авиации в аэропорту Минск-1 проходила выставка авиатехники, где, среди прочих, гостям был представлен и Л-410 авиакомпании «РубиСтар» [7].

Л-410 авиакомпании «РубиСтар» EW-215KB на выставке в аэропорту Минск-1 в ноябре 2003 года. Автор фотографии Сергей Коньков.
Эксплуатация Л-410 прошла без особых авиапроисшествий. Известно, что в марте 2004 года в Национальном аэропорту «Минск» после учебно-тренировочного полёта у самолёта разрушилась шина левой стойки шасси, самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы [8]. Эксплуатация Л-410 в «РубиСтар» была прекращена в 2005 году, вероятно из-за невостребованности полётов на местных воздушных линиях.
Следующий этап в истории Л-410 в Беларуси относится к 2011 году. В июне в Витебске была создана частная авиакомпания «Витавиа». В октябре 2011 года был подписан контракт на поставку новых самолётов Л-410 в Чехии. В середине мая 2012 года было заявлено, что в ближайшее время в аэропорт Витебск прибудут первые самолёты с завода-изготовителя. Всего в авиакомпании должно было летать 5 Л-410, 3 из которых в пассажирском варианте, а 2 в варианте для административных и частных полётов. Стоимость одного самолёта – 3,5 млн. евро. Предполагалось летать внутри республики в Минск, Гомель и Брест. Кроме того, рассматривались рейсы в соседние страны в Калининград, Москву, Варшаву, Киев и Симферополь [9].
Для эксплуатации Л-410 переучивание в Чехии должны были пройти 6 авиатехников и 6 пилотов. Поставки самолётов так и не начались, построенные самолёты не были оплачены, простояв некоторое время на заводе, машины были поставлены другому заказчику. Авиакомпания «Витавиа» была ликвидирована в 2013 году [10].
В 2014 году в Беларуси вновь задумались об авиаперевозках на Л-410. Было предложено обновить флот авиакомпании пассажирскими Л-410 и организовать рейсы в Литву, Россию (Калининград), Болгарию и др.
В октябре 2014 года директор ОАО «Авиакомпания Гродно» Олег Качалов озвучил следующую информацию [11]:
«Чтобы выйти на международный уровень, гродненская авиакомпания с помощью Минтранса приобретет два самолета L–410. Не бэушных — прямиком с завода в Чехии. На первом этапе нужны два таких судна вместимостью по 19 пассажиров, в перспективе — еще два. Летный состав, в котором пока 18 пилотов, готов к переменам. Олег Качалов особо выделил направление на Калининград, куда можно впервые организовать круглогодичный рейс. Потребность в нем уже сегодня высока. Литовские авиаторы предлагают гродненцам открыть летние маршруты на балтийский курорт в Палангу. В авиакомпании не прочь также возить чартерами людей на отдых в Болгарию, Крым».
Были планы на Л-410 и у грузовой авиакомпании «Genex» [12]. Но дальше планов дело не продвинулось.
В Национальный аэропорт «Минск» летал Л-410 литовской авиакомпании «Трансавиабалтика», который занимался перевозкой почты и грузов. Самолёты авиакомпании летали в Беларусь более 20 лет.

Л-410 авиакомпании Transaviabaltika. Автор фотографии Александр Соц.
Периодически самолёт Л-410 можно было видеть и в других аэропортах Беларуси. В частности, в Бресте [13].

Л-410 авиакомпании «Полярные авиалинии» в Бресте 14 июля 2019 года. Автор фотографии: Александр Александро́вич.
Самолёт местных воздушных линий Л-410 на протяжении нескольких десятилетий рассматривался руководством авиационной отрасли республики в качестве основного средства авиаперевозок на внутриреспубликанских рейсах и в страны ближнего зарубежья. По ряду причин Л-410 не приобрёл в Беларуси широкого распространения, но всё же оставил свой след в истории нашей гражданской авиации.
Всеволод Тарасюк
Список использованных источников
- L-410 Turbolet. Авиационная энциклопедия «Уголок неба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.airwar.ru/enc/craft/l410.html – Дата доступа: 18.01.2025.
- Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 81.
- Карточка борта Лет Л-410УВП Бортовой №: ER-LIC [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/reginfo/56981 – Дата доступа: 18.01.2025.
- Теляков, В. А. Сквозь облака и годы / В. А. Теляков. – Минск: ―Минская фабрика цветной печати. 2003. – 272 с.
- Взлетная полоса. Возобновлены регулярные рейсы из Могилевского аэропорта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/vzletnaya-polosa.html – Дата доступа: 21.01.2025.
- Теляков, В.А. Земля и небо рядом / В.А. Теляков. – Минск: – ЧУП «КАВАЛЕР». 2013 – 294 с.
- Информация о ЛА Лет Л-410УВП EW-215KB [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/id182814 – Дата доступа: 18.01.2025.
- Адрес события. Минск. СБ Беларусь Сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/adres-sobytiya-192.html – Дата доступа: 18.01.2025.
- В Беларуси появится новая авиакомпания: чешские самолеты L-410 будут летать внутри страны и в Калининград [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://people.onliner.by/2012/05/15/vitebsk – Дата доступа: 18.01.2025.
- Частная компания «Витавиа» обанкротилась — самолеты проданы, холдинг закрывается [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://people.onliner.by/2013/03/28/aviakompaniya – Дата доступа: 18.01.2025.
- В Гродно будет создана вторая в стране международная авиакомпания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/polety-nayavu-i-vo-sne-24102014.html – Дата доступа: 21.01.2025.
- Гражданская авиация Беларуси. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/grazhdanskaja_aviacija_belarusi/3-1-0-178 – Дата доступа: 18.01.2025.
- Информация о ЛА. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/id277788 – Дата доступа: 21.01.2025.
|