Сегодня уже мало кто помнит о существовании в 90-е годы в Беларуси авиакомпаний, кроме Белавиа, которые занимались пассажирскими перевозками. К сожалению, тема истории авиакомпаний Беларуси не раскрыта в полной мере. В данной статье рассматривается авиакомпания «Белэйр». Полное название Авиакомпания "БЕЛЭЙР ЛТД" общество с ограниченной ответственностью. Нижеприведённый материал написан на основании имеющихся интернет источников и является обзорным по теме авиакомпании «Белэйр».
В конце 80-х годов XX века в Советском Союзе начались реформы, которые известны в истории как «Перестройка». Данные процессы затронули все отрасли народного хозяйства и жизнедеятельности страны, в том числе и гражданскую авиацию Белоруссии. Предприятия гражданской авиации республики стали выделяться в отдельные структуры. В начале 90-х годов начали появляться первые авиакомпании. Например, авиакомпания «Трансавиаэкспорт» была образована в 1992 году. В 1996 году появилась авиакомпания «Белавиа», «Минскавиа», «Могилёвавиа» и так далее. Ещё в 1991 году была образована авиакомпания «Белэйр». Во многих имеющихся источниках указывается, что авиакомпания существовала с 1992 года [8], однако в Едином государственном регистре она была зарегистрирована 23.07.1991 года. [1]
Если «Трансавиаэкспорт» была образована в результате процесса конверсии, путём передачи Ил-76 из военной авиации в гражданскую, а авиакомпании «Белавиа», «Могилёвавиа», «Минскавиа» и другие были образованы на основе имеющихся авиапредприятий Белорусского объединения гражданской авиации (БОГА), то авиакомпания «Белэйр» была образована как частная авиакомпания. Основателем является Евгений Кузьмин, который в 90-е годы входил в число влиятельных бизнесменов Беларуси [1].
МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ
Местом базирования авиакомпании был выбран аэропорт Минск-2 (сегодня Национальный аэропорт Минск).
ПАРК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
В парк авиакомпании входили самолёты Ил-76ТД, Ту-134А, Як-40. [9] Благодаря такому разнообразию воздушных судов удавалось гибко реагировать на быстро меняющиеся запросы авиаперевозок. В приведённой ниже таблице* представлены данные по самолётам «Белэйр»:
№
п/п |
Тип |
Регистрационный
номер |
Дата
постройки |
Дата начала эксплуатации
в авиакомпании |
Дата прекращения эксплуатации
воздушного судна |
1 |
Ил-76ТД |
EW-76836 |
|
май 1993 |
1 января 1995 |
2 |
Ил-76ТД |
EW-76837 |
|
июль 1992 |
1996 |
3 |
Ту-134А |
EW-65565 |
1983 |
1993 |
1995 |
4 |
Ту-134А |
EW-65605 |
1974 |
1993 |
ноябрь 1995 |
5 |
Як-40 |
EW-87669 |
|
июль 1992 |
октябрь 1993 |
*таблица создана на основе информации, изложенной на сайте russianplanes.net [7]
ТУ-134
ТУ-134А EW-65565
Самолёт был приобретён в 90-е годы в результате реэкспорта гражданских воздушных судов из Германии. До этого он эксплуатировался в ВВС ГДР, имел регистрационный номер DDR-SDT. Ту-134А EW-65565 отличался от других самолётов Ту-134А гражданской авиации Беларуси отсутствием остекления носовой части. На месте штурманской кабины находилась РЛС. Такая особенность была характерна для Тушек, поставляемых на экспорт.
Ту-134А EW-65565 в аэропорту Минск-2 8 сентября 1993 года. Фотография Paul.
Самолёт Ту-134А EW-65565 эксплуатировался в авиакомпании всего 2 года (по одной информации на протяжении 1993 и 1994 года или с 1993 по 1995 год), после чего был продан в Россию в авиакомпанию Черноморсоюз. И первое время нёс окраску авиакомпании Белэйр.
Ту-134А RA-65565 а/к Черноморсоюз, 14 мая 1996 года в Сочи. Фотография Paul.
В дальнейшем, воздушное судно эксплуатировалось в различных авиакомпаниях России вплоть до 2016 года.
Ту-134А EW-65605
Вторым Ту-134А авиакомпании Белэйр был самолёт с регистрационным номером EW-65605. Первоначально Тушка была поставлена на экспорт в ГДР в 1974 году. Имел различные регистрационные номера: DM-SCU, DDR-SCU, D-AOBI. Эксплуатировался авиакомпанией Interflug. В 1991 году в результате реэкспорта был поставлен обратно в СССР в Сыктывкарский ОАО и получил регистрационный номер СССР-65605. В начале 90-х годов находился на капитальном ремонте в Минске на 407-ом авиаремонтном заводе. Так как у Сыктывкарского авиапредприятия не было средств на оплату ремонта воздушных судов, самолёт Ту-134А СССР-65605 остался в Беларуси и был передан авиакомпании Белэйр [11].
Ту-134А EW-65605 в аэропорту Минск-2 8 сентября 1993 года. Фотография Paul.
В цветах белорусской авиакомпании самолёт пролетал с 1993 по 1995 год. После чего был продан авиакомпании Черноморсоюз. Эксплуатировался различными авиакомпаниями России до 2009 года.
Ту-134А RA-65605 а/к Черноморсоюз, 14 мая 1996 года в Сочи. Фотография Paul.
ИЛ-76
В распоряжении авиакомпании находилось два грузовых самолёта Ил-76ТД.
Ил-76ТД СССР-76836.
Самолёт был построен в марте 1992 года. Возможно первоначально некоторое время эксплуатировался в КБ Илюшина. В мае 1993 года был приобретён авиакомпанией Белэйр. Регистрационный номер был изменён с СССР-76836 на EW-76836.
Ил-76ТД EW-76836 в аэропорту Минск-2 1994 год.
31 декабря 1994 года самолёт выполнял перевозку груза из Люксембурга (Аэропорт Люксембург-Финдел (LUX / ELLX)) в Сараево (SJJ / LQSA). В аэропорту Сараево были сложные метеоусловия — сильный ветер, дождь. В результате данных обстоятельств Ил-76 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. [12] Самолёт повредил носовую часть, переднюю стойку шасси. Ил оказался в зоне, которая обстреливалась сербскими снайперами (события происходили во время гражданской войны в Югославии). Из-за опасности попадания под обстрел воздушное судно не стали эвакуировать [9].
Самолёт долгое время пролежал на территории аэропорта Сараево, после чего, в 2000-2001 году был разделан и вывезен за пределы аэропорта. Данные обстоятельства с самолётом Ил-76 во многом способствовала в будущем развалу авиакомпании.
Ил-76ТД СССР-76837
Вторым Ил-76 авиакомпании был СССР-76837. По информации сайта russianplanes.net самолёт первоначально эксплуатировался в Белорусском УГА в 1992 году, а после, в 1993 году был передан авиакомпании Белэйр.
Ил-76ТД EW-76837 авиакомпании «Белэйр»
Возможно самолёт был сразу приобретён для авиакомпании. Эксплуатировался до 1996 года, после чего летал в Azza Air Transport и имел регистрационный номер (ST-APS).
Ил-76ТД ST-APS 17 марта 2001 года (аэропорт Шарджа, ОАЭ).
Оба Ил-76ТД авиакомпании эксплуатировались по программе ООН в Югославии.
ЯК-40
На данный момент известно, что в авиакомпании Белэйр эксплуатировался один самолёт Як-40 EW-87669. Самолёт 1980 года постройки, летал в ВВС Польши. В 1992 году принадлежал авиакомпании БелАвиаСервис (БАС) и имел регистрационный номер СССР-87669.
Як-40 EW-87669 в аэропорту Внуково, август 1993 года.
В 1993 году был продан в Россию и эксплуатировался в различных авиакомпаниях до 2009 года. Самолёт простоял на хранении до 2019 года, сейчас находится в Минске на авиаремонтном заводе.
Як-40 RA-87669 аэродром Вологда 30 августа 2014 года.
ДРУГИЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА АВИАКОМПАНИИ БЕЛЭЙР
По другим источникам в авиакомпании также эксплуатировались Ту-154Б-2, Ил-76МД и другие, не указанные выше, Ту-134А. Однако данная информация не подтверждается фотоисточниками. [10] По информации работников авиационной отрасли, которые работали в те годы, в начале 90-ых годов были случаи, когда авиакомпании закрывали свои маршруты самолётами других авиакомпаний, которые брали в аренду. Причём брали самолёты с экипажами порой для того, чтобы обслужить всего пару маршрутов. Естественно воздушные суда не перекрашивались в цвета авиакомпании Белэйр. В частности, в 1993 году самолёты Ту-134А Белэйр находились на авиаремонтном заводе на доработках и маршруты авиакомпании обслуживались самолётами и экипажами Минской АТБ и Минского лётного отряда (бывшего Второго Минского ОАО). Вполне возможно, что таким же образом брали в аренду самолёты Ту-154Б-2. Также существовали планы купить в Чехии 6 самолётов Як-40.
ЗАКРЫТИЕ АВИАКОМПАНИИ
В 90-ые годы в гражданской авиации Беларуси были не самые лёгкие времена. Сказывался распад СССР, ухудшение экономического состояния граждан и как следствие не востребованность авиаперевозок населением. Многие авиакомпании не имели своей собственной серьёзной технической базы. В результате всего вышеперечисленного, проблемы были и у авиакомпании Белэйр, большой ущерб принесло авиационное происшествие с Ил-76 в Сараево. В середине 90-ых многие воздушные суда были проданы другим авиакомпаниям. В 1999 году владелец Белэйр Евгений Кузьмин свернул бизнес и перешёл в авиакомпанию Белавиа.
Авиакомпания «Белэйр» имела одну из самых интересных окрасок среди других белорусских авиаперевозчиков, которая выделялась своей элегантностью. Самолёты были окрашены в национальные цвета с элементами национальных узоров. [5]
Автор Всеволод Тарасюк.
Источники:
1. Сделано в Беларуси. Транспорт и логистика: окно в Европу и пионеры автомобильного бизнеса // Ежедневник URL: https://ej.by/legends/transport/2017/01/10/sdelano-v-belarusi-transport-i-logistika-okno-v-evropu-i-pionery.html
2. Airline History URL: https://airlinehistory.co.uk/airline/belair-bel-air/
3. 1991-2006. Итоги. Транспорт // Завтра твоей страны URL: https://zautra.by/news/news-89
4. Банкротство в Республике Беларусь URL: http://www.bankrot.by/manufacturer/lit/2
5. "Вышиванка" и васильки: какие любительские эскизы предлагали для ребрендинга "Белавиа" // TUT.BY URL: https://news.tut.by/society/422122.html
6. Авиакомпания "БЕЛЭЙР ЛТД" ООО // СТАТУСПРО URL: https://statuspro.by/service/unp/100056601
7. Авиакомпания Belair // RUSSIANPLANES.NET URL: https://russianplanes.net/airline/985
8. Гражданская авиация Беларуси // Белорусский авиадневник URL: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/grazhdanskaja_aviacija_belarusi/3-1-0-178
9. Осколки Аэрофлота. Белоруссия. // Мир авиации. 1995. №1.
10. Ливрея для модели SCS Ту-134А-3 V 1.0 белорусской частной компании Belair Ltd. // Avsim.su URL: https://www.avsim.su/f/fs2004-livrei-i-teksturi-dlya-samoletov-39/scs-tu-134-v1-0-belair-11079.html
11. Карточка борта самолета Ту-134А RA-65605 // RUSSIANPLANES.NET URL: https://russianplanes.net/reginfo/6864
12. Aviation Safety Network URL: https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19941231-1
|