Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

История авиакомпании "BELAIR"

Сегодня уже мало кто помнит о существовании в 90-е годы в Беларуси авиакомпаний, кроме Белавиа, которые занимались пассажирскими перевозками. К сожалению, тема истории авиакомпаний Беларуси не раскрыта в полной мере. В данной статье рассматривается авиакомпания «Белэйр». Полное название Авиакомпания "БЕЛЭЙР ЛТД" общество с ограниченной ответственностью. Нижеприведённый материал написан на основании имеющихся интернет источников и является обзорным по теме авиакомпании «Белэйр».

В конце 80-х годов XX века в Советском Союзе начались реформы, которые известны в истории как «Перестройка». Данные процессы затронули все отрасли народного хозяйства и жизнедеятельности страны, в том числе и гражданскую авиацию Белоруссии. Предприятия гражданской авиации республики стали выделяться в отдельные структуры. В начале 90-х годов начали появляться первые авиакомпании. Например, авиакомпания «Трансавиаэкспорт» была образована в 1992 году. В 1996 году появилась авиакомпания «Белавиа», «Минскавиа», «Могилёвавиа» и так далее. Ещё в 1991 году была образована авиакомпания «Белэйр». Во многих имеющихся источниках указывается, что авиакомпания существовала с 1992 года [8], однако в Едином государственном регистре она была зарегистрирована 23.07.1991 года. [1]

Если «Трансавиаэкспорт» была образована в результате процесса конверсии, путём передачи Ил-76 из военной авиации в гражданскую, а авиакомпании «Белавиа», «Могилёвавиа», «Минскавиа» и другие были образованы на основе имеющихся авиапредприятий Белорусского объединения гражданской авиации (БОГА), то авиакомпания «Белэйр» была образована как частная авиакомпания. Основателем является Евгений Кузьмин, который в 90-е годы входил в число влиятельных бизнесменов Беларуси [1].

МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ

Местом базирования авиакомпании был выбран аэропорт Минск-2 (сегодня Национальный аэропорт Минск).

ПАРК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

В парк авиакомпании входили самолёты Ил-76ТД, Ту-134А, Як-40. [9] Благодаря такому разнообразию воздушных судов удавалось гибко реагировать на быстро меняющиеся запросы авиаперевозок. В приведённой ниже таблице* представлены данные по самолётам «Белэйр»:


п/п
Тип Регистрационный
номер
Дата
постройки
Дата начала эксплуатации
в авиакомпании
Дата прекращения эксплуатации
воздушного судна
1 Ил-76ТД EW-76836   май 1993 1 января 1995
2 Ил-76ТД EW-76837   июль 1992 1996
3 Ту-134А EW-65565 1983 1993 1995
4 Ту-134А EW-65605 1974 1993 ноябрь 1995
5 Як-40 EW-87669   июль 1992 октябрь 1993

*таблица создана на основе информации, изложенной на сайте russianplanes.net [7]

ТУ-134

ТУ-134А EW-65565

Самолёт был приобретён в 90-е годы в результате реэкспорта гражданских воздушных судов из Германии. До этого он эксплуатировался в ВВС ГДР, имел регистрационный номер DDR-SDT. Ту-134А EW-65565 отличался от других самолётов Ту-134А гражданской авиации Беларуси отсутствием остекления носовой части. На месте штурманской кабины находилась РЛС. Такая особенность была характерна для Тушек, поставляемых на экспорт.


Ту-134А EW-65565 в аэропорту Минск-2 8 сентября 1993 года. Фотография Paul.

Самолёт Ту-134А EW-65565 эксплуатировался в авиакомпании всего 2 года (по одной информации на протяжении 1993 и 1994 года или с 1993 по 1995 год), после чего был продан в Россию в авиакомпанию Черноморсоюз. И первое время нёс окраску авиакомпании Белэйр.


Ту-134А RA-65565 а/к Черноморсоюз, 14 мая 1996 года в Сочи. Фотография Paul.

В дальнейшем, воздушное судно эксплуатировалось в различных авиакомпаниях России вплоть до 2016 года.

Ту-134А EW-65605

Вторым Ту-134А авиакомпании Белэйр был самолёт с регистрационным номером EW-65605. Первоначально Тушка была поставлена на экспорт в ГДР в 1974 году. Имел различные регистрационные номера: DM-SCU, DDR-SCU, D-AOBI. Эксплуатировался авиакомпанией Interflug. В 1991 году в результате реэкспорта был поставлен обратно в СССР в Сыктывкарский ОАО и получил регистрационный номер СССР-65605. В начале 90-х годов находился на капитальном ремонте в Минске на 407-ом авиаремонтном заводе. Так как у Сыктывкарского авиапредприятия не было средств на оплату ремонта воздушных судов, самолёт Ту-134А СССР-65605 остался в Беларуси и был передан авиакомпании Белэйр [11].


Ту-134А EW-65605 в аэропорту Минск-2 8 сентября 1993 года. Фотография Paul.

В цветах белорусской авиакомпании самолёт пролетал с 1993 по 1995 год. После чего был продан авиакомпании Черноморсоюз. Эксплуатировался различными авиакомпаниями России до 2009 года.


Ту-134А RA-65605 а/к Черноморсоюз, 14 мая 1996 года в Сочи. Фотография Paul.

ИЛ-76

В распоряжении авиакомпании находилось два грузовых самолёта Ил-76ТД.

Ил-76ТД СССР-76836.

Самолёт был построен в марте 1992 года. Возможно первоначально некоторое время эксплуатировался в КБ Илюшина. В мае 1993 года был приобретён авиакомпанией Белэйр. Регистрационный номер был изменён с СССР-76836 на EW-76836.


Ил-76ТД EW-76836 в аэропорту Минск-2 1994 год.

31 декабря 1994 года самолёт выполнял перевозку груза из Люксембурга (Аэропорт Люксембург-Финдел (LUX / ELLX)) в Сараево (SJJ / LQSA). В аэропорту Сараево были сложные метеоусловия — сильный ветер, дождь. В результате данных обстоятельств Ил-76 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. [12] Самолёт повредил носовую часть, переднюю стойку шасси. Ил оказался в зоне, которая обстреливалась сербскими снайперами (события происходили во время гражданской войны в Югославии). Из-за опасности попадания под обстрел воздушное судно не стали эвакуировать [9].

Самолёт долгое время пролежал на территории аэропорта Сараево, после чего, в 2000-2001 году был разделан и вывезен за пределы аэропорта. Данные обстоятельства с самолётом Ил-76 во многом способствовала в будущем развалу авиакомпании.

Ил-76ТД СССР-76837

Вторым Ил-76 авиакомпании был СССР-76837. По информации сайта russianplanes.net самолёт первоначально эксплуатировался в Белорусском УГА в 1992 году, а после, в 1993 году был передан авиакомпании Белэйр.


Ил-76ТД EW-76837 авиакомпании «Белэйр»

Возможно самолёт был сразу приобретён для авиакомпании. Эксплуатировался до 1996 года, после чего летал в Azza Air Transport и имел регистрационный номер (ST-APS).

Ил-76ТД ST-APS 17 марта 2001 года (аэропорт Шарджа, ОАЭ).

Оба Ил-76ТД авиакомпании эксплуатировались по программе ООН в Югославии.

ЯК-40

На данный момент известно, что в авиакомпании Белэйр эксплуатировался один самолёт Як-40 EW-87669. Самолёт 1980 года постройки, летал в ВВС Польши. В 1992 году принадлежал авиакомпании БелАвиаСервис (БАС) и имел регистрационный номер СССР-87669.


Як-40 EW-87669 в аэропорту Внуково, август 1993 года.

В 1993 году был продан в Россию и эксплуатировался в различных авиакомпаниях до 2009 года. Самолёт простоял на хранении до 2019 года, сейчас находится в Минске на авиаремонтном заводе.


Як-40 RA-87669 аэродром Вологда 30 августа 2014 года.

ДРУГИЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА АВИАКОМПАНИИ БЕЛЭЙР

По другим источникам в авиакомпании также эксплуатировались Ту-154Б-2, Ил-76МД и другие, не указанные выше, Ту-134А. Однако данная информация не подтверждается фотоисточниками. [10] По информации работников авиационной отрасли, которые работали в те годы, в начале 90-ых годов были случаи, когда авиакомпании закрывали свои маршруты самолётами других авиакомпаний, которые брали в аренду. Причём брали самолёты с экипажами порой для того, чтобы обслужить всего пару маршрутов. Естественно воздушные суда не перекрашивались в цвета авиакомпании Белэйр. В частности, в 1993 году самолёты Ту-134А Белэйр находились на авиаремонтном заводе на доработках и маршруты авиакомпании обслуживались самолётами и экипажами Минской АТБ и Минского лётного отряда (бывшего Второго Минского ОАО). Вполне возможно, что таким же образом брали в аренду самолёты Ту-154Б-2. Также существовали планы купить в Чехии 6 самолётов Як-40.

ЗАКРЫТИЕ АВИАКОМПАНИИ

В 90-ые годы в гражданской авиации Беларуси были не самые лёгкие времена. Сказывался распад СССР, ухудшение экономического состояния граждан и как следствие не востребованность авиаперевозок населением. Многие авиакомпании не имели своей собственной серьёзной технической базы. В результате всего вышеперечисленного, проблемы были и у авиакомпании Белэйр, большой ущерб принесло авиационное происшествие с Ил-76 в Сараево. В середине 90-ых многие воздушные суда были проданы другим авиакомпаниям. В 1999 году владелец Белэйр Евгений Кузьмин свернул бизнес и перешёл в авиакомпанию Белавиа.

Авиакомпания «Белэйр» имела одну из самых интересных окрасок среди других белорусских авиаперевозчиков, которая выделялась своей элегантностью. Самолёты были окрашены в национальные цвета с элементами национальных узоров. [5]

Автор Всеволод Тарасюк.

Источники:

1. Сделано в Беларуси. Транспорт и логистика: окно в Европу и пионеры автомобильного бизнеса // Ежедневник URL: https://ej.by/legends/transport/2017/01/10/sdelano-v-belarusi-transport-i-logistika-okno-v-evropu-i-pionery.html

2. Airline History URL: https://airlinehistory.co.uk/airline/belair-bel-air/

3. 1991-2006. Итоги. Транспорт // Завтра твоей страны URL: https://zautra.by/news/news-89

4. Банкротство в Республике Беларусь URL: http://www.bankrot.by/manufacturer/lit/2

5. "Вышиванка" и васильки: какие любительские эскизы предлагали для ребрендинга "Белавиа" // TUT.BY URL: https://news.tut.by/society/422122.html

6. Авиакомпания "БЕЛЭЙР ЛТД" ООО // СТАТУСПРО URL: https://statuspro.by/service/unp/100056601

7. Авиакомпания Belair // RUSSIANPLANES.NET URL: https://russianplanes.net/airline/985

8. Гражданская авиация Беларуси // Белорусский авиадневник URL: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/grazhdanskaja_aviacija_belarusi/3-1-0-178

9. Осколки Аэрофлота. Белоруссия. // Мир авиации. 1995. №1.

10. Ливрея для модели SCS Ту-134А-3 V 1.0 белорусской частной компании Belair Ltd. // Avsim.su URL: https://www.avsim.su/f/fs2004-livrei-i-teksturi-dlya-samoletov-39/scs-tu-134-v1-0-belair-11079.html

11. Карточка борта самолета Ту-134А RA-65605 // RUSSIANPLANES.NET URL: https://russianplanes.net/reginfo/6864

12. Aviation Safety Network URL: https://aviation-safety.net/database/record.php?id=19941231-1

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (29.01.2020)
Просмотров: 1039 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024