Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Будут ли беларуские Су-30 в беларуском небе?

09.02.2016 в очередной раз появилась информация о планах приобретения для ВВС и войск ПВО Беларуси истребителей Су-30. Об этом, по сообщению БелТА, проинформировал журналистов командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев: «Мы планируем закупку к концу 2020 года. Пока тот боевой состав, который у нас есть, позволяет выполнять задачи по несению боевого дежурства и подготовке летчиков» белорусские летчики перейдут на новые самолеты. [источник]
Пятью днями ранее, 04.02.2016, о планах обновления авиационного парка ВВС и войск ПВО Беларуси – приобретении транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ-5, учебно-боевых самолетов Як-130, а также истребителей Су-30СМ, которые заменят собой истребители МиГ-29, имеющими почти 30-летний период эксплуатации, в интервью корреспонденту «СБ» сообщил заместитель министра обороны по вооружению генерал-майор Игорь Латенков. Причем, было отмечено, что хотя количество Су-30СМ будет несколько меньшим, однако «Суммарный потенциал Вооруженных Сил по авиации практически не изменится. Возможности же по уничтожению воздушных целей увеличатся, а боевые задачи за счет большего тактического радиуса можно будет выполнить с любого аэродрома страны». Причем, было отмечено, что уже достигнута предварительная договоренность с корпорацией «Иркут» на приобретение этих истребителей, а «на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонт и сопровождение данного типа летательных аппаратов уже освоены». [источник]
Фактически, ничего нового заместитель министра обороны по вооружению не сообщил, т.к. о планах Беларуси приобрести в России новые вертолеты Ми-8МТВ-5 и учебно-боевые самолеты Як-130 информация появлялась регулярно. Причем, не только о планах, но и об их реализации. Так, 23.02.2015, во время проходившей в Объединенных Арабских Эмиратах международной военной выставки IDEX-2015, был заключен контракт о приобретении Беларусью 12 гражданских вертолетов МИ-17. Затем 08.11.2015, во время проходившей в этой же стране авиационной выставки Dubai Airshow-2015, состоялись переговоры руководства холдинга «Вертолеты России» с делегацией беларуского министерства обороны, на которых обсуждались вопросы выполнения контракта на поставку Беларуси 12 военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5 и поставки военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5. Контракт же о поставке в Беларусь 12 военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5, шесть из которых должны были поступить в 2016 г., а еще шесть – в 2017 г., был заключен 16.06.2015, на проходившим Подмосковье международном военно-техническом форуме «Армия-2015».
Также в 2015 г. был заключен контракт о приобретении Беларусью учебно-боевых самолетов Як-130, четыре из которых были поставлены в этом же году, а поставка еще четырех ожидается в 2016 г. [источник]
А вот о реализации планов беларуского руководства пополнить боевой состав авиации ВВС и войск ПВО самолетами Су-30 пока ничего не известно, хотя об этих планах или, скорее, намерениях, информация периодически появляется на протяжении уже более пяти лет.

История вопроса
Пожалуй, впервые о намерении закупить российские истребители Су-30 или МиГ-35 поведал председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Сергей Гурулев. Это было еще 04.05.2011.
Спустя четыре месяца, 16.09.2011 эту информацию подтвердила и уточнила московская газета «Коммерсант», сообщив, что Беларусь вскоре получит 18 самолетов Су-30К.
Затем о планах приобретения в России истребителей Су-30 и МиГ-35, причем уже не «или», а «и», а также учебно-боевых самолетов Як-130 – в целях подготовки летного и инженерно-технического состава для эксплуатации и обслуживания этих истребителей, информация появилась в конце августа 2012 г. в связи с планируемым выводом из боевого состава ВВС и войск ПВО Беларуси всех Су-27.
Вскоре, 21.09.2012, по информации агентства «БелТА», Президент Беларуси А.Г.Лукашенко по итогам встречи 15.09.2012 со своим российским коллегой В.В.Путиным сделал заявление, что «по военно-воздушным силам оговаривали много вопросов; я попросил поддержки и ее получил. В ближайшее время мы получим современные самолеты».
Под этими «современными самолетами», очевидно, подразумевались 18 российских истребителей Су-30К, которые в это время находились в Беларуси на территории Барановичского 558-го Авиаремонтного завода. Эти истребители по контракту от 30.11.1996 на 40 истребителей общей стоимостью 1,8 млрд. долл., были поставлены Россией в Индию двумя партиями (8 – в 1997 г. и 10 – в 1999 г.) вместо тогда еще не готовых Су-30МКИ с условием их возврата производителю – авиакорпорации «Иркут» после поставки Индии всех оговоренных контрактом Су-30МКИ с оплатой разницы их стоимости. Причем эти Су-30К были не новыми самолетами, а отремонтированными и немного модернизированными Су-27УБ из состава ВВС России. Причем, в отличие от условий контракта с Индией, они были укомплектованы только российским оборудованием, а вся их модернизация заключалась в установке системы заправки топливом в воздухе. Кроме того, эти самолеты не были многофункциональными, т.е. фактически не были способными к применению по наземным целям, например, не могли применять УР класса «воздух-поверхность» или КАБы. 
Контракт на поставку Индии Су-30МКИ Россией был выполнен только в 2007-2009 гг., после чего все Су-30К были доставлены из Индии в Беларусь и размещены на территории 558-го Авиационного ремонтного завода. По одной версии – для ремонта и модернизации до варианта Су-30КН, по другой – во избежание уплаты НДС при ввозе в Россию.

Несмотря на появившуюся информацию, что Беларусь может стать обладательницей модернизированных Су-30КН, сразу же по прибытии Су-30К в Барановичи их собственник – авиакорпорация «Иркут», а также «Рособоронэкспорт» приступили к поиску покупателя. Причем, «Рособоронэкспорт» не рассматривал даже возможности продажи истребителей в страны ближнего зарубежья, так как в этом случае лишался бы своих законных посреднических процентов. О безвозмездной же передаче истребителей кому бы то ни было, вообще не могло быть и речи, т.к. авиакорпорация «Иркут» намеревалась получить за эти 18 самолетов, по разным источникам, от 270 до 360 млн. долл.
На такое привлекательное ценовое предложение первым откликнулся Вьетнам, приобретавший до этого у России, как правило, новые самолеты. И в середине мая 2012 г. на 558-м Авиаремонтном заводе побывала вьетнамская делегация, которой после осмотра Су-30К представители «Рособоронэкспорта» предложили начать предконтрактную работу. Однако никаких официальных комментариев по этому поводу ни от «Рособоронэкспорта», ни от 558-го Авиаремонтного завода, ни от авиакорпорации «Иркут» не последовало, а в середине августа 2013 г. стало известно, что Вьетнам заключил контракт на приобретение 12 новых истребителей Су-30МК2.

Никаких официальных комментариев ни от «Рособоронэкспорта», ни от авиакорпорации «Иркут», ни даже от родного министерства обороны не последовало и после заявления А.Г.Лукашенко 21.09.2012. Но вскоре, в октябре 2012 г. директор Федеральной службы России по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил, что «Россия вместе с Беларусью продолжает поиск покупателя на партию истребителей Су-30, перебазированных из Индии в Беларусь».  
Однако, очевидно, надежда получить эти Су-30К у руководства Беларуси сохранялась, тем более, что 558-й Авиаремонтный завод имел к тому времени большой опыт работы с Су-27, ведь он еще в 1989 г. первым в СССР освоил их ремонт. Впоследствии на заводе освоили и модернизацию Су-27, например в 2012-2013 гг. здесь была осуществлена модернизация нескольких истребителей Су-27 Сил воздушной обороны Казахстана. Таким образом, на заводе вполне могла быть выполнена и модернизация «индийских» Су-30К, которые фактически были Су-27УБ уровня Су-27УБМ2. В этом варианте вооружение истребителя составляли УР класса «воздух-воздух» (Р-27ЭР (Р-27Р), Р-27ЭТ (Р-27Т), Р-73 (Р-73Л) и РВВ-АЕ), УР «воздух-поверхность» (Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, Х-31А и Х-31Р), авиабомбы с лазерным наведением и с телевизионно-командной системой наведения (КАБ-500Л и КАБ-1500Л , КАБ-500Кр и КАБ-500Кр), неуправляемые авиабомбы калибром до 500 кг, универсальные контейнеры малогабаритных грузов (КМГУ), а также неуправляемые ракеты типа С-8, С-13 и С-25. Также истребитель имел беларуский комплект постановки помех X-диапазона, израильскую контейнерную оптико-электронную прицельную систему Litening фирмы Rafael, российскую модернизированную БРЛС Н001, усовершенствованные системы навигации, получения и передачи информации о наземных и воздушных целях на другие самолеты, наземные станции и центры управления. 
Таким образом, Су-30К был вполне современным самолетом, не уступающим по многим показателям некоторым другим вариантам Су-30, о которых будет рассказано чуть ниже.
Тем не менее, поиск покупателей на них длился долго и периодически появлялась информация о поставках их в различные страны. Например, в июне 2013 г. заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил, что ведутся консультации о возможности модернизации этих истребителей с целью поставки Эфиопии. Затем, в октябре 2013 г. директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин и глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин в составе российской правительственной делегации посетили Анголу, где провели переговоры о поставке этих истребителей в эту страну. В итоге в ноябре 2013 г. топ-менеджер «Рособоронэкспорта» Михаил Завалий заявил, что 12 из 18 Су-30К будут поставлены «южноафриканской стране» в ближайшее время, а еще 6 – позднее.
После этого о готовности провести на 558-м Авиаремонтном заводе глубокую модернизацию собственных, но выведенных из боевого состава ВВС и войск ПВО Беларуси Су-27, с установкой на них современных авионики, средств поражения воздушных и наземных целей, а также средств защиты, 31.01.2014 г. сообщил журналистам Председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев. По его информации, решение о модернизации должно было быть принято министром обороны после доклада президенту.
Однако до августа 2014 г. о судьбе Су-27 ничего не было известно. Только в конце августа 2014 г. министр обороны генерал-лейтенант Юрий Жадобин сообщил, что решение о дальнейшей судьбе Су-27, которые находились в эксплуатации более 25 лет, будет принято до конца 2014 г. – либо их будут выставлять на продажу, либо ремонтировать и модернизировать. Причем министр обороны обратил внимание, что самолеты пока не сняты с вооружения, а лишь прекращена их эксплуатация.
Затем об этих Су-27, как и о планах оснащения авиации беларуских ВВС и войск ПВО самолетами Су-30 больше года никто не вспоминал. Затем 20.10.2015 командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев на встрече с журналистами заявил, что для замены Миг-29 министерство обороны Беларуси планирует приобрести Су-30, однако речь шла уже о Су-30СМ, выпускающихся для ВКС России, причем срок поставки был назван весьма отдаленный: «Авиапарк истребителей Миг-29 стареет, их нужно менять. В качестве альтернативы рассматриваются истребители Су-30СМ, но это перспектива после 2020 года». [источник](http://belarmy.by/lenta-novostei/ministerstvo-oborony-belarusi-mozhet-zamenit-istrebiteli-mig-29-na-su-30)
Затем, 09.02.2016, генерал-майор Олег Двигалев назвал более близкий срок реализации планов приобретения Су-30СМ: «Мы планируем закупку к концу 2020 года». [источник]
(http://www.belta.by/society/view/zakupka-samoletov-su-30-dlja-belorusskih-vvs-planiruetsja-k-2020-godu-180813-2016/

Что имеем – не храним?
О том, что надежда на получение Беларусью «индийских» Су-30К была живучей, свидетельствует также и заявление начальника Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси генерал-майор Петра Тихоновского, сделанное 07.12.2012, о том, что имеются «достаточно серьезные» перспективы технического переоснащения беларуской военной авиации. Но что конкретно имел ввиду начальник Генерального штаба – неизвестно, возможно – именно «индийские» Су-30К.
А двумя месяцами ранее, 14.10.2012, выступая на семинаре Министерства обороны с руководителями республиканских средств массовой информации на тему «Современное состояние и перспективы развития Вооруженных Сил Республики Беларусь», командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев проинформировал участников мероприятия о принятии решения вывести из боевого состава ВВС и войск ПВО Беларуси всех Су-27 (17 – Су-27П и 4 – Су-27УБМ1) в связи с высокой стоимостью их эксплуатации, в частности, большого расхода топлива, а также отсутствием необходимости в условиях относительно небольшой Беларуси использовать самолет с большой продолжительностью полета, которому необходимо после выполнения задания находится продолжительное время в воздухе, вырабатывая топливо для выполнения посадки.
Официальная церемония прощания с Су-27 состоялась на аэродроме Барановичи 61-й истребительной авиационной базы 07.12.2012 – в день когда начальник Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси генерал-майор Петр Тихоновский заявил о «достаточно серьезных» перспективах технического переоснащения беларуской военной авиации.

Однако суждение командующего ВВС и войсками ПВО о высокой стоимости эксплуатации Су-27 и отсутствии необходимости в условиях относительно небольшой Беларуси использовать самолет с большой продолжительностью полета, которому необходимо после выполнения задания находится продолжительное время в воздухе, вырабатывая топливо для выполнения посадки, на фоне его же заявления о планах приобретения Су-30СМ, вызывает, по меньшей мере, недоумение.
Хотя, учитывая, что командующий ВВС и войсками ПВО не летчик, можно предположить, что его недостаточно проинформировали об этих самолетах, т.к. Су-30СМ имеет практически такой же расход топлива, что и Су-27, а по продолжительности полета даже без дозаправки топливом в воздухе, намного его превосходит. Да и по себестоимости обслуживания Су-30СМ никак не экономичнее Су-27, т.к. имеет намного больший «набор» вооружения и оборудования, обеспечивающего применение не только по воздушным целям, как Су-27, а и по наземным, как, например, снятый с вооружения в Беларуси, но с успехом применяющихся ВКС России в Сирии, Су-24.

Таким образом, если исходить из указанных командующим ВВС и войск ПВО критериев оценки «стражей воздушных границ», то предпочтительней был бы не Су-30СМ, а Су-35, который является более «продвинутой» версией Су-27, чем Су-30СМ.
Кстати, Министерство обороны России, которое еще в 2015 г. вело переговоры о закупке в 2016 г. 48 новых Су-30СМ на сумму 66 млрд. руб. и заявляло о планах к 2020 г. иметь 60 новых Т-50 и 60 Су-З0СМ, фактически отказалось от этих планов. В частности, уже появилась информация о планах закупки только 12 Т-50 и о продлении срока эксплуатации имеющихся Су-35.
Первый контракт на поставку в состав ВКС России 48 Су-35 был подписан в 2009 г. и полностью выполнен в 2015 г. В последних числах декабря 2015 г. был заключен еще один контракт – на поставку в течение 2016-2020 г. в состав ВКС еще 50 Су-35. Также в 2015 г. был заключен контракт на поставку 24 Су-35 в Китай и ведутся переговоры о поставке 12 Су-35 в Индонезию.

Сравнительные характеристики Су-30, Су-35 и Су-27.



Расход топлива у Су27, Су-30 и Су-35 практически одинаков, т.к. все эти самолеты оснащены двумя двигателями АЛ-31Ф или его модификациями (АЛ-31ФП на Су-30СМ). В итоге самолеты имеют имеет удельный расход топлива на крейсерском режиме 2 х 0,67 кг*кгс/час, на максимальном – 2 х 0,75 кг*кгс/час (2 x 95 кг/мин), на полном форсаже – 2 х 1,92 кг*кгс/час (2 x 400 кг/мин). Таким образом, более экономичным по расходу топлива является находящийся в строю МиГ-29, который за 262 сек сжигает на полном форсаже 3380 кг топлива (100%), а Су-27 за те же 262 сек – 4700 кг (50%), т.к. имеет в 1,5 раза более мощные двигатели. При этом тяговооруженность МиГ-29 со 100% топлива – 1,16, а с 50% – 1,31, тяговооруженность Су-27 со 100% топлива – 0,97, а с 50% – 1,19. А ведь эти показатели немаловажны для истребителя маневренного боя, что подтверждалось неоднократными воздушными «боями» МиГ-29 и Су-27, причем и без кавычек. Так, например, в период эритрейско-эфиопского вооруженного конфликта произошло два воздушных боя эритрейских МиГ-29 и эфиопских Су-27 в районе Быдыме. На сближении на встречных курсах летчики обменялись пусками Р-27 и, сорвав друг другу захват, пошли на сближение. В маневренном бою пара на пару ни один из противников не смог добиться успеха, но меньший запас топлива у МиГ-29 заставил их пилотов выходить из боя. Имея больший запас топлива, Су-27 начали преследование в ходе которого сбили один МиГ-29 или ракетой Р-73 или огнем пушек…

Из-за этого малого запаса топлива к МиГ-29 и «приклеилось» когда-то обидное прозвище «истребитель для завоевания превосходства в воздухе над дальним приводом». Но в условиях Беларуси это, очевидно, не недостаток, а достоинство, т.к. командующий ВВС и войск ПВО был абсолютно прав, отметив, что в условиях относительно небольшой Беларуси нет необходимости использовать самолет с большой продолжительностью полета из-за чего Су-27 приходится после выполнения задания находится продолжительное время в воздухе, вырабатывая топливо для выполнения посадки.
Кстати, здесь также командующего либо не правильно проинформировали, либо он сам сделал такие выводы, наблюдая «нарезающий» круги над аэродромом Су-27, вернувшийся после перехвата учебной цели, будучи поднятым из дежурного звена.
Что так и было – не приходится сомневаться. Ведь согласно «Руководства по летной эксплуатации», предусмотрены три варианты заправки самолета топливом, которая осуществляется закрытым способом – под давлением или открытым – через заливные горловины: полная, основная и частичная. При полной заправке заправляют все баки, при основной – только баки 2 и 3, при частичной заправке бак 2 заправляют открытым способом полностью (контроль визуально) или менее 3400 (контроль по топливомеру). Варианты заправки топливом определяются исходя из сложности и продолжительности полетного задания и, соответственно, расхода топлива. Полностью заправляют самолеты после окончания летного дня (а вдруг война?) и заступающие на боевое дежурство (неизвестно сколько придется гоняться на нарушителем). Естественно, после непродолжительного полета полностью заправленного самолета из дежурного звена, приходится сжигать топливо впустую.
На самолетах Су-27УБ, Су-27УБК и Су-30, при сохранении такого же, как и на одноместных Су-27, полного запаса топлива, предусмотрены варианты основной и промежуточной заправки.
Кстати самолет Су-30СМ имеет систему дозаправки в топливом в воздухе, в этой связи для ВВС и войск ПВО Беларуси потребуется приобретать еще и один, как минимум, самолет-топливозаправщик. Однако, учитывая, что при дозаправке топливом в воздухе продолжительность полета Су-30СМ зависит только от физиологических возможностей экипажа (после консультаций с учеными-медиками время пребывания самолета в воздухе ограничили 10 час.), поэтому остается открытым вопрос: «Что столько времени ему делать в небе Беларуси?»…

Что за «птичка» - Су-30СМ?
Двухместный многоцелевой истребитель типа Су-30 был разработан на базе учебно-боевого двухместного самолета Су-27УБ (Т-10У) «ОКБ Сухого» и выпускается в различных модификациях на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут».
Самолет предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения всех типов летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Также может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применению авиационных средств поражения.
Самолет выпускался и выпускается в нескольких модификациях, зависящих, в основном, от требований страны поставки:
К – коммерческий. Истребитель-перехватчик, также может дополнительно применяться по морским и наземным целям. Первый полет в 1993 г.
МК – модернизированный коммерческий. Ударный самолет, предназначенный для поставок на экспорт. От предыдущего отличается большей номенклатурой вооружения, увеличенными с 30 т до 38,8 т максимальной взлетной массой, с 4 т до 8 т боевой нагрузкой, с 2 тыс. час. до 3 тыс. час. ресурсом планера и с 900 час. до 1,5 тыс. час. ресурсом двигателя. Первый полет в 1993 г.
МКИ – модернизированный коммерческий индийский. Модификация Су-30МК для Индии. Производился в рамках российско-французско-израильско-индийской кооперации. Первый полет прототипа в 1997 г.
КН – коммерческий новый. Модификация Су-30К. Первый полет в 1999 г. Опыт модернизации Су-30К до версии Су-30КН имеет 558-й авиаремонтных завод.
МКК – модернизированный коммерческий китайский. Фактически создан на основе Су-27, т.к. практически без доработок использованы от Су-27М центроплан, консоли крыла, воздухозаборники, хвостовые балки, оперение и шасси, а агрегаты хвостовой части фюзеляжа – от Су-27СК. Первый полет Су-30МКК-1 выполнен 20.05.1999.
МКИ(А) – модернизированный коммерческий индийский для Алжира.
МКМ – модернизированный коммерческий малайзийский. Модификация Су-30МКИ для Малайзии. 
МКВ – модернизированный коммерческий вьетнамский.
МК2 – модернизированный коммерческий, версия 2, т.е. модификация Су-30МК. С 2003 г. поставляются в Китай и Индонезию. Первый полет в 2002 г.
МК2В – модификация Су-30МК2 для Венесуэлы.
М2 – модификация Су-30МК2 для ВВС России. Серийное производство с 2010 г.
СМ – серийный модернизированный. Модификация Су-30МКИ для ВВС России. Первый полет – 21.09.2012.



Самолеты всех этих модификаций, кроме Су-30СМ, поставлены Россией в десяток стран:



Таким образом, Су-30СМ, является модификацией «индийского» Су-30МКИ, с адаптированными под требования российских ВКС системами радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания, вооружения, катапультирования и обеспечения.
Почему именно Су-30МКИ стал основой для Су-30СМ?
Во-первых, потому что эта модификация является наиболее «упакованной». В частности, установлены двигатели с управляемым вектором тяги и система дистанционного управления, включенные в единый контур управления.
Во-вторых, этот самолет ритмично выпускается Иркутским авиапредприятием уже больше десяти лет, а Су-30К для Индии были выпущены еще в 1997 г. Таким образом, производство Су-30МКИ абсолютно отлажено, как говориться – «тщательно вылизано», что отражается на сроках и качестве производства каждого самолета, а также – на его стоимости.
Однако идея создания СУ-30СМ на базе экспортного Су30МКИ вызывает и немало вопросов. В частности, о «русификации» его электронной «начинки», ведь СУ-30МКИ комплектовался оборудованием нескольких иностранных и совместных производителей (http://forums.airforce.ru/matchast/5040-su-30-istoriya-serii-6/): французские индикатор на фоне лобового стекла Thales Avionics HUD3022 и многофункциональные дисплеи Thales Avionics MD55S, инерциальная система ЛИНС-1000 российско-французского производителя RS Alliance (комплектующие – французской компании Sagem). Даже в российской многофункциональной радиолокационной системе управления «Барс» истребителей Су-30МКИ (МКА, МКМ), Су-30СМ используются процессоры индийского производства Vetrivel (DRDO). Кроме того на Су-30МКИ устанавливались французский комплекс инерциальной и спутниковой навигации INS/GPS Totem (фирма Thales), израильские станция радиоэлектронной борьбы EL/M-8222 (фирма Elta) и контейнерная оптико-электронная прицельно-навигационная система Litening (фирма Rafael), индийские вычислительные системы, украинская нашлемная система целеуказания «Сура-К» (завод «Арсенал»). Очевидно, что для СУ-30СМ оборудование должно было быть только российского производства. В этой связи даже высказывались мнения, что СМ будет стоить дешевле МКИ.

21.09.2012 первый Су-30МКИ поднялся в воздух с аэродрома Иркутского авиационного завода, а за полгода до этого, еще в марте 2012 г., уже был заключен контракт на поставку для авиации Вооруженных сил России 30 Су-30СМ (http://lenta.ru/news/2012/03/22/su30sm/), хотя об этих планах было известно еще раньше. Например, в июле 2011 г. в блоге http://bmpd.livejournal.com/36343.html появилась информация, что Министерством обороны России планирует заключить контракт с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» на приобретение 28 Су-30СМ, с опционом еще на 12. Причем сообщалось, что контракт будет подписан в 2012 г., а поставки начнутся через 18 месяцев после подписания. Также сообщалось, что 28 Су-30СМ будут поставлены в состав ВВС России, а опцион на 12 самолетов – для авиации ВМФ России, возможно – для авиации Черноморского флота.
И действительно, в 2012 г. Минобороны заключило с «Иркутом» два контракта на поставку 30 Су-30СМ для ВВС до 2016 г. В декабре 2012 г. в состав ВВС поступили первые два Су-30СМ, в 2013 г. – 16, в 2014 г. – 18, в 2015 г. – 5. Последний Су-30СМ из заказанных в 2012 г., должен был поступить в состав уже ВКС в начале 2016 г.
В декабре 2015 г. был заключен второй контракт на поставку до 2020 г. в состав ВКС еще 50 Су-30СМ.
В настоящее время 4 Су-30СМ из состава ВКС России находятся на авиабазе «Хмеймим» в Сирии. Об этом свидетельствуют обнародованные израильскими экспертами спутниковые снимки авиабазы, где базируется группировка российской авиации. Кроме Су-30СМ на фотографиях, полученных 26.01.2015 с израильского космического аппарата «Эрос», специалисты Фишеровского института аэрокосмических стратегических исследований опознали 7 Су-24, 6 Су-34 и 9 Су-25, еще 4 самолета, по их мнению, находились на выполнении боевого задания.
Несколько ранее британское издание «The Independent» сообщало, что четыре Су-30СМ находятся на авиабазе «Латакия», здесь же якобы находятся еще 30 боевых самолетов ВКС России: 12 Су-25С, 12 Су-24М2С и 6 Су-34С.

В декабре 2013 г. Министерство обороны России заключило контракты и на поставку Су-30СМ для авиации ВМФ. 12 из них поступило в 2014 г. и 8 – в 2015 г. Все самолеты вошли в состав авиаэскадрильи Черноморского флота, базирующейся на аэродроме Саки.
07.09.2015 Минобороны России и корпорация «Иркут» заключили еще один контракт – на поставку для авиации ВМФ в 2016-2017 гг. 8 Су-30СМ. Всего же планировалось для авиации ВМФ России приобрести 50 Су-30СМ.
Таким образом, по планам Министерства обороны России, общее количество самолетов Су-30СМ в ВВС и авиации ВМФ к 2020 г. должно быть 160 единиц. Однако этим планам, очевидно, не суждено сбыться.

Всем сёстрам по серьгам, а союзникам по Су-30СМ
Из-за кризиса, ставшего следствием резкого падения цен на энергоносители, и введенных экономических санкций стран Запада по отношению к России, финансирование Министерства обороны России в 2015 г. было уменьшено, в том числе и на приобретение военной продукции. Также очевидно, что и военный бюджет на 2016 г. будет значительно урезан.
В этой связи Министерство обороны России, которое еще в 2015 г. вело переговоры о закупке в 2016 г. 48 Су-30СМ на сумму 66 млрд. руб. и заявляло о планах к 2020 г. иметь 60 новых Т-50, 120 – Су-35С и 60 – Су-З0СМ, фактически отказалось от этих планов. Например, уже появилась информация о закупке только 12 Т-50 и о планах продлить сроки эксплуатации имеющихся Су-35.
Кроме того, в последних числах декабря 2015 г. Министерство обороны России согласовало с компанией «Сухой» пятилетний контракт на поставку 50 Су-35 на сумму более 60 млрд. руб., т.е. более дешевых самолетов по сравнению с Су-30СМ.

Стоимость самолетов Су-30



Также появилась информация, что, по мнению ряда руководителей Министерства обороны России, повысить боеготовность и боевую эффективность ВКС России в условиях ограниченных финансовых ресурсов можно и путем модернизации существующего авиапарка. В частности предлагается произвести доработки БРЭО самолетов Су-30 и Су-27УБ, вследствие чего они приобретут новые функции и будут максимально унифицированы с фронтовыми истребителями МиГ-29СМТ. Это позволит ВКС иметь в составе группировок фронтовой истребительной авиации тяжелые Су и легкие МиГи, что наиболее оптимально с точки зрения выполнения поставленных боевых задач и приемлемо по затратам на содержание в мирное время. 
Таким образом, возможно, что изготовленные по контрактам Гособоронзаказа некоторые виды вооружения, в том числе и самолеты Су-30СМ, оказались невостребованными Министерством обороны России из-за сокращения военного бюджета и, как следствие этого, планов приобретения более дешевых, но не менее эффективных, Су-35 и МиГ-35. В этой связи невостребованные Су-30СМ очевидно было решено продать даже по более низкой цене союзникам по ОДКБ, в частности, Казахстану, Беларуси, Армении.

С Казахстаном контракт на приобретение 4 Су-30СМ был заключен в 2014 г. Причем, в его «пакет» было включено и переучивание летного и инженерно-технического состава Сил воздушной обороны Казахстана на Иркутском авиационном предприятии.
Первые два самолета (бортовые красные «01» и «02») вылетели из Иркутска на аэродром Талды-Курган, где базируется 604-я авиационная база Сил воздушной обороны Казахстана, 07.04.2015, самолет «03» – 14.04.2015, самолет «04» – 17.04.2015. И уже 07.05.2015 все четыре самолета приняли участие в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане.
Судя по заводским номерам (10МК5 1118 – первый полет в Иркутске 31 января, 10МК5 1119 – 19 февраля, 10МК5 1120 – 8 февраля, 10МК5 1201 – 27 февраля) эти самолеты из партии, производившихся по заказам Министерства обороны России.
Затем появилась информация, в частности в газете «Ведомости», что с Казахстаном в 2015 г. был заключен контракт на поставку 7 Су-30СМ на общую сумму более 10 млрд. руб., что при курсе 65 руб. за долл. составляло 150,5 млн. долл.
По информации Центр анализа мировой торговли оружием (www.armstrade.org), Казахстан планирует в 2016-2020 гг. приобрести еще 32 Су-30СМ – по 8 в год и заменить ими за этот период все имеющиеся в составе авиабазы истребители Су-27 и истребители-бомбардировщики МиГ-27. Кстати, Министерство обороны России заключило контракт о приобретении в этот же период 50 Су-35, стоимость которых почти в 1,5 раза меньше Су-30СМ, т.е. общая стоимость 50 Су-35 примерна равна общей стоимости 32 Су-30СМ.
По некоторым сведениям, в составе Сил воздушной обороны Казахстана в настоящее время имеется три истребительных авиабазы (полка) на вооружении которых находятся МиГ-31, Су-27, МиГ-29 и МиГ-23.Таким образом, для полного перевооружения Сил воздушной обороны Казахстану 32 Су-30СМ явно недостаточно.
Также появилась информация и о планах приобретения Казахстаном легких истребителей МиГ-35.

А что же Беларусь?
Очевидно, если исходить из того, что у Беларуси оборонительная доктрина, то и ВВС и войска ПВО страны было бы целесообразно оснащать легкими истребителями типа МиГ-35, а не тяжелыми и многофункциональными Су-30СМ, т.к. нет необходимости захватывать чье-то воздушное пространство, а следовательно и иметь истребители большого радиуса действия. К тому же обслуживание МиГ-35, который является модификацией МиГ-29, значительно дешевле, чем Су-30СМ, цена летного часа МиГ-35 почти в 2,5 раза ниже, чем Су-30СМ. К тому же срок службы МиГ-35 составляет не менее 40 лет, а летный ресурс – свыше 6 тыс. час, что существенно больше, чем у Су-30СМ.
В этой связи, учитывая, что в составе ВВС и войск ПВО Беларуси находится 37 МиГ-29 различных модификаций, на хранении (или уже реализованы за рубеж?) – 21 Су-27 различных модификаций, а 558-й Авиационный ремонтный завод способен провести ремонт и глубокую модернизацию как СУ-27, так и МиГ-29, может было бы целесообразно в условиях ограниченных финансовых ресурсов, как предлагают руководители российского военного ведомства, повышать боеготовность и боевую эффективность «стражей воздушных границ» путем их модернизации, а не приобретении новых Су-30СМ стоимостью почти 1,5 млрд. российских рублей за штуку (на август 2015 г.)?
Но хватил ли «золотого запаса» даже для этого?

Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog



Источник: http://www.bsblog.info/budut-li-belaruskie-su-30-v-belaruskom-nebe/
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Spatkai (29.08.2016) | Автор: Леонид Спаткай E
Просмотров: 2446 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024