Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Репортаж с 61-й истребительной авиабазы ВВС Республики Беларусь

Барановичи

Репортаж с 61-й истребительной авиабазы ВВС Республики Беларусь

1 мая одна из лучших частей Военно-воздушных сил и войск ПВО Республики Беларусь - 61-я истребительная авиабаза (ИАБ) на аэродроме Барановичи - отметила свое 55-летие. Этому событию был посвящен авиационный праздник, гостями которого стала авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи». Пилотаж группы истребителей Су-27 из подмосковной Кубинки, недавно отметившей свой собственный 15-летний юбилей, стал настоящим украшением праздника в Барановичах. И хотя сами хозяева в воздух не поднимались, посмотреть в Барановичах было на что, ведь именно здесь базируются наиболее совершенные в ВВС Беларуси истребители Су-27 и МиГ-29. Более того, 61 ИАБ - первая в республике, получившая на вооружение модернизированные самолеты МиГ-29БМ и Су-27УБМ1. На празднике, прошедшем 29 апреля в Барановичах, побывали наши корреспонденты Виктор Друшляков и Андрей Зинчук.

Юбилей 61-й ИАБРусские ВитязиСу-27
 
Исторический путь 61 ИАБ начинается 15 декабря 1950 г., когда в Белоруссии на­чалось формирование предшественника нынешней авиабазы — 61-го истребитель­ного авиаполка ПВО, укомплектованного поначалу истребителями МиГ-15бис. 1 мая 1951 г. новому полку было вручено Боевое Знамя — с тех пор этот день и отме­чается как годовщина создания части. В 50-е гг. личный состав 61 иап нес боевое дежурство на новейших в то время реак­тивных истребителях МиГ-15бис, МиГ-17 и перехватчиках Як-25. В 1959 г. полк од­ним из первых в стране перевооружился на сверхзвуковые истребители-перехват­чики Су-9, а в 1971 г., также раньше мно­гих других, освоил скоростные высотные перехватчики МиГ-25П. В 1984-1991 гт. 61 иап имел смешанный состав: на воору­жении одной его эскадрильи находились перехватчики МиГ-25П и МиГ-25ПДС, а две другие эксплуатировали истребители МиГ-23МЛД. В 1990 г. в Барановичах ба­зировалось четверть сотни МиГ-23 и более дюжины МиГ-25. Стоит отметить, что соседями истреби­телей по аэродрому долгие годы были лет­чики Дальней авиации: вместе с 61 иап в Барановичах стоял 203-й тяжелобомбардировочный авиаполк, вооруженный са­молетами Ту-22 (а до этого — Ту-16). Такое соседство продолжалось до начала 90-х гг., когда после распада СССР Республика Беларусь приняла решение отказаться от ба­зирования на ее территории частей Дальней авиации. Буквально в последний год существования Советского Союза, в 1991 г., 61 иап начал получать новую тех­нику — истребители четвертого поколения Су-27. На эти самолеты перевооружились две эскадрильи полка, ранее эксплуатиро­вавшие истребители МиГ-23, а еще одна эскадрилья некоторое время по-прежнему продолжала летать на МиГ-25.

Распад СССР, образование независи­мой Республики Беларусь и формирова­ние ее собственных Военно-воздушных сил, начатое в 1992 г. (подробнее об этом — см. «Взлёт» №5/2005, с. 20—23), оказало значительное влияние на дальнейшую историю истребительного полка в Барано­вичах. На базе бывшего 61 иап бывшей 2-й Отдельной Армии ПВО Советского Союза в Барановичах 1 января 1994 г. бы­ла сформирована 61-я истребительная авиабаза ВВС Республики Беларусь. В се­редине 90-х гг. на ее вооружении состояло 23 истребителя Су-27П и три десятка МиГ-29, поступивших в Беларусь в 1992 г. в результате вывода Западной группы войск из Германии (ранее большая их часть входила в состав 787 иап в Финове). Перехватчики МиГ-25П с вооружения 61 ИАБ были к этому времени уже сняты. В декабре 2001 г. ВВС и Войска ПВО Беларуси объединились в один вид воору­женных сил — Военно-воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь, и с 2002 г. 61 ИАБ входит в состав войск Западного оперативно-тактического ко­мандования ВВС и войск ПВО РБ. Теперь она имеет двухэскадрильный состав: одна эскадрилья эксплуатирует истребители Су-27П, вторая - МиГ-29.

Сегодня база в Барановичах — одна из двух истребительных частей белорусских ВВС (другая, 927 ИАБ в Березе, вооруже­на самолетами МиГ-29). В 2004 г. на воо­ружение 61 ИАБ начали поступать пер­вые в республике модернизированные истребители МиГ-29БМ, а затем и Су-27УБМ1. Доработка самолетов, по­лучающих принципиально новые качест­ва многофункциональных боевых ма­шин, современное оборудование и высо­коточные средства поражения, осуществ­ляется на расположенном в тех же Бара­новичах 558-м авиаремонтном заводе. Первый публичный показ звена модер­низированных МиГ-29БМ состоялся во время воздушного парада в Минске 3 ию­ля 2004 г. А Су-27УБМ1 впервые проде­монстрировал публике свои боевые воз­можности на полигоне под Минском в мае 2005 г.

Незадолго до этого, в марте 2005 г., бело­русские военные летчики Вячеслав Бровченко, Александр Бочкарев и Юрий Кова­лев установили на новых истребителях МиГ-29БМ серию мировых авиационных рекордов. Недавно, 7 февраля 2006 г., эти рекорды были зарегистрированы Между­народной авиационной федерацией (FAI) в качестве официальных. Беларуси теперь принадлежат 15 высших мировых дости­жений. Среди них скорость на замкнутом 1000-км маршруте, составившая 891 км/ч (рекорд принадлежит штурману 61 ИАБ военному летчику первого класса майору Юрию Ковалеву), а также на 100-км и 500-км замкнутых маршрутах — 1665 и 1060 км/ч соответственно (установлены начальником станции летных испытаний 558 АРЗ летчиком-снайпером полковни­ком Александром Бочкаревым). Стоит заметить, что ранее в данной категории (класс С-1-h, реактивные самолеты взлет­ной массой 12—16 т) подобные рекорды за­фиксированы не были. С 10 марта 2005 г. они принадлежат Беларуси.

Еще 12 высших мировых достижений по скороподъемности в классе С-1-i (реак­тивные самолеты массой 16—20 т) получе­ны 4 и 10 марта 2005 г. старшим инспекто­ром службы безопасности полетов ВВС и войск ПВО РБ летчиком первого класса подполковником Вячеславом Бровченко. Высоту 3 км управляемый им МиГ-29БМ с бортовым №07 набрал за 51 с, 6км — за 1 мин 7 с, 9 км — за 1 мин 28 с, 12 км — за 2 мин 14 с. При этом все эти показатели за­регистрированы троекратно: как для само­лета без нагрузки, так и с грузом в 1 и 2 т. Ранее рекорды времени набора указанных высот в данном классе принадлежали аме­риканским пилотам административного самолета «Гольфстрим» G-IVSP (время на­бора высоты 3,6 и 9 км без груза и с грузом 1000 кг, действовали с мая 1995 г.) и рос­сийским летчикам Олегу Смирнову и Вла­димиру Архипенко, выступившим на вы­сотном самолете М-17 «Стратосфера» (время набора высоты 3, 6 и 9 км с грузом 2000 кг и высоты 12 км без груза и с грузом 1000 и 2000 кг, действовали с апреля 1990 г.). Примечательно, что белорусские военные летчики значительно перекрыли предыдущие рекорды своих американских и российских коллег: показатели набора высоты 3 км без груза и с грузом 1000 кг улучшены на 80%, а остальные десять ре­кордов скороподъемности — в 3,3—4,4 раза! Но установление мировых рекордов — лишь один из эпизодов службы 61 ИАБ. Ее летчики традиционно участвуют во всех учениях и тренировках ВВС и войск ПВО РБ, проводимых также и совместно с ВВС России. Например, в 2000 и 2001 гг. лич­ный состав авиабазы участвовал в тактиче­ских учениях с боевыми стрельбами на российском полигоне «Ашулук».
В истории 61 ИАБ есть и трагические страницы. Ровно десять лет назад, 23 мая 1996 г, при выполнении планового трени­ровочного полета геройски погиб летчик авиабазы подполковник Владимир Карват.

Полетное задание военного летчика первого класса В. Карвата включало вы­полнение упражнений Курса боевой под­готовки истребительной авиации, связан­ных с отработкой тактических приемов воздушного боя на малых высотах в сложных метеоусловиях ночью. Взлет с аэро­дрома Барановичи на самолете Су-27П с бортовым №29 он произвел в 22.44, ко­гда уже совсем стемнело. Летчик присту­пил к выполнению задания, как вдруг, на 8-й минуте полета, при нахождении на высоте 900 м и скорости 540 км/ч, система встроенного контроля выдала предупреж­дение о падении давления в первой гидро­системе. Владимир Карват доложил об этом на зе­млю, прекратил выполнение задания и раз­вернул истребитель на обратный курс на аэродром посадки. Неожиданно, через 29 с, команда об отказе первой гидросистемы «снялась». Правда, ненадолго: вскоре сра­ботали сигнализаторы об отказах двух ка­налов системы дистанционного управле­ния, через 5 с — демпфера курса, еще через 6c — снова СДУ. Но машина продолжала управляться, и опытный военный летчик Владимир Карват (налет его составлял 1200 ч), перейдя на аварийный режим рабо­ты «жесткая связь», тянул терпящий бедст­вие истребитель к аэродрому. И тут, на вы­соте 600 м и скорости 440 км/ч при сниже­нии с углом тангажа - 32-35°, произошло непоправимое: истребитель неожиданно резко вскинул нос, увеличив угол атаки до 67°. Перегрузка мгновенно возросла с -0,5 до +5,8, а скорость упала с 440 до 60 км/ч, и Су-27 свалился в плоский штопор. Ника­кие манипуляции с рычагами управления результата не имели: управление самолетом было полностью утрачено. Летчик доложил об этом на землю и получил команду на катапультирование. Однако он видел, что по курсу падения Су-27 находится деревня, и продолжил попытки вывода истребителя из неуправляемого вращения, стараясь, по крайней мере, увести его подальше от лю­дей и построек. Последнее ему удалось: с вертикальной скоростью около 30 м/с и с очень малой поступательной скоростью истребитель плашмя упал на землю вблизи деревни Малое Гатище, не причинив вреда местным жителям.

Примчавшаяся через 20 минут после па­дения Су-27П пожарная машина смогла ликвидировать пламя, но спасти самого летчика не удалось: он геройски погиб, спасая других людей. Подвиг военного летчика 1 класса подполковника Владими­ра Карвата был по достоинству оценен: Указом Президента РБ от 21 ноября 1996 г. ему первому в республике присвоено зва­ние Героя Беларуси (посмертно). Благодар­ные жители деревни Малое Гатище назва­ли его именем улицу.

Расследование катастрофы Владимира Карвата позволило установить ее точную причину. Из-за разрушения соединения трубопровода первой гидросистемы в ле­вом хвостовом обтекателе произошла утеч­ка рабочей жидкости с последующим воспламенением ее паров от высокой темпе­ратуры находящегося рядом трубопровода отбора воздуха из-за 7-й ступени компрес­сора двигателя. Пожар в отсеке левого хво­стового обтекателя, не имеющем соответ­ствующих датчиков (поэтому летчик пона­чалу и не знал о его возникновении), при­вел к перегоранию проводки системы сигнализации, а затем и электрожгутов систе­мы дистанционного управления. В резуль­тате этого произошла самопроизвольная перекладка стабилизатора в положение «на кабрирование» на максимальный угол, что стало причиной сваливания самолета и полной потери управляемости. На осно­вании результатов расследования причин катастрофы самолета Владимира Карвата, на заводе-изготовителе были предприняты меры по повышению надежности системы дистанционного управления истребителей Су-27 в случае возникновения пожара, а ранее выпущенные машины подверглись необходимым доработкам.
Заметный след в летописи 61 ИАБ оста­вили 175 военнослужащих, награжденных за боевые заслуги орденами и медалями.

Помимо навечно зачисленного в списки личного состава 1-й авиационной эскадри­льи 61 ИАБ Героя Беларуси Владимира Карвата среди них два Героя Советского Союза, три кавалера ордена Ленина, 18 — Красного Знамени, 45 — Красной Звезды, 33 — «За службу Родине» и многие другие. Сегодня личный состав 61 ИАБ продол­жает решение задач несения боевого де­журства по защите воздушных границ Рес­публики Беларусь.
 

Модернизированные истребители МиГ-29БМ, состоящие на вооружении 61 ИАБ с 2004 г. Самолеты могут оснащаться внушительным арсеналом высокоточного оружия (на тележках перед МиГ-29БМ №05 видны ракеты Х-29Т, Х-29Л и Х-31П). Одно из заметных внешних отличий - съемная штанга дозаправки.

Два образца модернизированного многофункционального истребителя Су-27УБМ1, базирующиеся на аэродроме Барановичи. По их образцу планируется доработать и остальные двухместные Су-27УБ из состава 61 ИАБ ВВС РБ.

Вверху: наследие недавнего советского прошлого 61 ИАБ (в то время - 61-го истребительного авиаполка 2 OA Войск ПВО Советского Союза) - истребители МиГ-23МЛД и МиГ-23УБ. Такие машины состояли на вооружении двух эскадрилий полка в Барановичах до начала 90-х гг., когда были заменены более современными Су-27П и Су-27УБ.
Внизу: модернизированный многоцелевой транспортный вертолет круглосуточного применения Ми-8МТК01 использовался на празднике в Барановичах для выброски групп парашютистов.
Вверху: МиГ-29 из дежурного звена 61 ИАБ ВВС РБ в любую минуту готов подняться в воздух для защиты западных рубежей воздушного пространства Республики Беларусь.
Внизу: Военно-транспортные самолеты Ил-76 в Беларуси состоят на вооружении 50-й авиабазы в Мачулищах. Но этот Ил-76М, который можно было видеть во время праздника в Барановичах, - не белорусский. На нем на авиашоу прибыли технический состав и необходимое имущество АГВП ВВС России «Русские Витязи».
  Источник: Журнал "Взлет"  2006 г. №5
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (15.05.2011)
Просмотров: 8512 | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024