Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [157]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [1]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 4.

«Мирная» жизнь боевой части

В последние месяцы войны личный состав 151 ОКРАП стал более щедро поощряться награждением правительственными наградами (если посмотреть официальные документы той поры внимательно, то можно увидеть, что так делалось во многих частях Вооружённых сил РККА, участвующих в боевых действиях с германскими войсками), причём немало военных получили свои награды уже после 09.05.1945 г. «Победа в 1945-м состоялась лишь благодаря подвигу солдат 41-го года. Тогда, как вспоминают ветераны, награды давались скупо. Медаль «За отвагу» или «За боевые заслуги» в первое военное лето равносильна «Золотой Звезде» в последние месяцы сражений. Но героев надо помнить вне зависимости от того, признаны их подвиги официально или обойдены вниманием власти» (из статьи В. Кулинченко «Мертвые и забытые»). А в конце 1945 г.-начале 1946 г. личный состав ВС стал получать памятные наградные медали «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За взятие Праги», «За взятие Будапешта» и т.д., а главное, — «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Многие военнослужащие полка получили очередные воинские звания, например, командир полка Золочевский Ю.М. стал полковником, командир 1 АЭ Березин А.Г. — майором, командир звена 1АЭ Дайтер М.А — ст. лейтенантом и т.д.

Полк отдыхал, «зализывал раны», ремонтировал технику. В частях начались учебные занятия.

25.07.1945 г. 151 полк начал передислоцирование на аэродром в с.Уречье Слуцкого района, тогда, Бобруйской (а позже — Минской) области БССР.

Бобруйская область — та местность, где перед войной комплектовался и дислоцировался 97 ББАП — часть, в которой служили тогда несколько командиров и опытных кадров для 151 полка; часть, которая явилась фундаментом формирования 151-го корректировочно-разведывательного Новгородского орденов Суворова III степени и Кутузова III степени отдельного авиационного полка, часть, личный состав которой (в том числе из числа участников ВОВ) во второй половине 50-х годов первой в ВВС КБВО успешно освоил новую авиационную технику — вертолёты.

Во второй половине 1945 г. в полку не стало истребительной эскадрильи. В соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии (№ орг/10/85685 от 19 июля 1945 года.) из состава полка исключена эскадрилья на самолетах Ла-5 в полном боевом составе и передана в 129 ИАД, а 10 сентября 1945 года об уходе эскадрильи был отдан приказ № 0146 по 151 ОКРАП, где были отмечены подвиги личного состава эскадрильи с начала формирования до ухода из состава полка. После чего полк остается в составе: звено управления, эскадрилья на Ил-2; звено ночных корректировщиков на По-2.

10 декабря 1945 года получен новый штат мирного времени. По штату состав полка состоит из следующих подразделений: звена управления, эскадрильи на Ил-2; эскадрильи на Як-9; звена ночных корректировщиков на По-2. Всего 22 самолета. Личный состав из числа офицеров, сержантов, рядовых и вольнонаемных в количестве 177 человек.

25 декабря 1945 года закончено формирование полка по новому штату. Полностью сформирована только одна эскадрилья — на самолетах Ил-2. Не полностью сформированы: звено управления и звено ночных корректировщиков. О переходе на новый штат отдан приказ по части № 02 от 2 января 1946 года.

Калошин
Калошин А.Н.

В конце 1945 г. начале 1946 г. стали демобилизоваться военнослужащие срочной службы довоенного и первых военных годов призыва, на смену которым ещё в конце войны стали приходить молодёжь из военных училищ и «срочники» 1925-1926 гг. рождения, которые успели получить «боевую практику». В то же время в полку появляются военнослужащие из других частей. Численность личного состава полка в 1945-1948 гг. стала постепенно уменьшаться: из состава части ушли многие опытные кадры, например, полковник Золочевский Ю.М, подполковник Кузьменко П.И., подполковник Журавлёв З.П, инженер-майор Шаргунов Г.А, майор Березин А.Г., капитан Моисеенко Н.Г., ст. лейтенант Аврамчик Г.Н. и ряд других.

И вот, на основании Директивы Генерального штаба ВС СССР, директивы Командующего Войсками Белорусского Военного Округа, приказом войскам 1-й Воздушной армии № 003 от 9 марта 1948 года, 151-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный орденов Суворова и Кутузова полк был переформирован в 235-ю отдельную корректировочно-разведывательную авиационную Новгородскую орденов Суворова и Кутузова эскадрилью (по штату № 15/801) с базированием на аэродроме Уречье Слуцкого района Бобруйской области.

Командиром 235 ОКРАЭ был назначен боевой лётчик подполковник Калошин Аркадий Николаевич, начальником штаба части был назначен майор Шилов В. А., среди руководящих командиров оказались капитан Кондратьев Е.Ф., капитан Вовк В.И. и др.

В эти годы молодые офицеры начинают обзаводиться семьями. Ряд военнослужащих, которые ушли в армию не успев получить среднего образования, пошли учиться в вечернюю школу рабочей молодёжи (ВШРМ). Среди них был и Дайтер М.А., который ушёл в военное училище после 9 класса средней школы. В 1947 г.он поступил в ВШРМ п. Уречье и в 1949 г. получил аттестат о среднем образовании. В числе таких «школьников» были, в частности, также Николашин Ф.Н., Воронов В.П., Тиховодов В.И., который даже получил серебряную медаль по окончании ВШРМ, и ряд других военнослужащих. В августе 1949 г. Дайтер М.А. получает очередное звание — капитан.

Военнослужащие
Военнослужащие в/ч 40598. Аэродром Уречье, 1951 год.

В феврале 1950 г. подполковник Калошин А.Н. покидает воинскую часть 40598, а командиром становится получивший очередное звание, майор, Кондратьев Е.Ф. Происходит замена и начальника штаба, которым становится прибывший «со стороны» гвардии капитан Фролов.

Личный состав всё это время продолжает летать, закреплять свои умения на авиационной технике Ил-2, УИл-2, По-2. В результате учёбы и полётов в мирное время опытные лётчики начинают получать классность: так 06.10.1950 г. приказом командира учебной в/ч 13718 в числе других, было присвоено звание «военный лётчик 3-го класса» Дайтер М.А.

Свидетельство военного летчика 3-го класса Дайтер М. А.

В должности командира части майор Кондратьев Е.Ф. служит по октябрь месяц 1951 г. В это время из числа офицеров, воевавших в ВОВ в части ещё служат: А. Бондарев, В. Вовк, М. Дайтер, Б. Дубец, А. Каменотрус, А. Насоненко, Н. Грицаенко, В. Хайкин, И. Колесник, Н. Сорокин, Ф. Николашин, В. Поздеев, Н. Воронов, Н. Кращенко, В. Сибиряков, Исангужин(?) и ряд других. Однако в части медленно, но неизбежно происходит замена и уменьшение численности личного состава. 

В первом ряду слева направо: М.А Дайтер, Л.Н. Бондарев, Я.П. Наконечный, Коноплёв; Н.А. Грицаенко. Май 1952 г., с. Уречье.

Опять назначается новый командир части — подполковник Наконечный Яков Павлович, одновременно меняется и начальник штаба — им становится майор Агарков.

Весной 1952 г. Дайтеру М.А. присваивают очередное воинское звание — майор.

В первой половине 1953 г. в части происходит очередное сокращение.

Требуется отметить, что в послевоенный период среди прочих преобразований неоднократно происходит и переформирование управления ВВС. Так, 1 ВА была перебазирована в августе 1945 г. из Восточной Пруссии на территорию БССР, управление ВА — в Бобруйск. С марта 1946 г. 1 ВА вошла в состав БВО, управление перебазировано в Минск. В январе 1949 г.1 ВА переименована в 26 ВА, в апреле 1980 г. управление 26 ВА переформировано в управление ВВС БВО, а 1.05.88 г. — в управление 26 ВА.

На основании Директивы Генерального штаба Советской Армии, директивы штаба ВВС СА, директивы штаба 26 ВА (№ 05/004305 от 2 сентября 1953 г. и № 05/004373 от 5 мая 1953 г.) 235-я отдельная корректировочно-разведывательная авиационная Новгородская орденов Суворова и Кутузова эскадрилья была переформирована в 54-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный Новгородский орденов Суворова и Кутузова отряд(по штату № 15/316) с базированием на аэродроме Бронное Речицкого района Гомельской области.
Образованной авиачасти передаётся Боевое Знамя и номер воинской части, её Боевая история и небольшое число личного состава, имеющего боевой опыт.

Формирование авиаотряда было возложено на командира 235 ОКРАЭ подполковника Наконечного Я.П., которое было закончено 18 сентября 1953 года, а 1 октября 1953 года командование отряда принял майор Дайтер М.А., заместитель командира 235 ОКРАЭ (директива штаба 26 ВА № 05/004305 от 2 сентября 1953 года и № 4373 от 5 мая 1953 года).

Эта вновь формируемая войсковая часть вместе с частью самолётов Ил-2, УИл-2 и По-2 перебазируется на аэродром вблизи г. Речица (август 1953 г.), а после службы здесь всего в течение пару-тройки месяцев (в ноябре 1953 г.), она перебазируется на аэродром г. Лунинец.

Лунинец, 1954г.

Военнослужащие в/ч 40598, г.Лунинец, 1954г.
Слева направо, офицеры: Головлёв, Попов, Исангужин, Каменотрус, Сибиряков, Дайтер, Боровиков, Грицаенко, Колено, Поздеев, Стрижак.
Солдаты и сержанты: Песик, Майоров, Резников, Шаталов, Ересько, Бондарев, Белоног, Дмитриенко, Кондранс, Шалонин, Круменьш, Кузьменко, Высоцкис.

В составе части того времени служат офицеры И. Колесник, Т. Колено, Е. Попов, Боровиков, В. Сибиряков, Г. Головлёв, Стрижак, А. Каменотрус, Н. Грицаенко, В. Хайкин, В. Поздеев, В. Воронов, Исангужин и другие.

Здесь, в Лунинце, личный состав части вместо Ил-2 с 01.02.1954 г начинает переучиваться на самолёты Як-11.

Аэродром Лунинец
Слева-направо: В. Воронов, М. Дайтер, Е. Попов, И. Колесник, В. Сибиряков около самолёта Як-11. Аэродром Лунинец, июнь 1954 г.

Теперь часть продолжает свою службу летая на самолётах Як-11 и По-2, а рядом на аэродроме соседняя часть (75 гв. шап) получила и вовсю учиться летать на самолётах МиГ–15. В эти годы начальниками штаба части по очереди становились капитаны Коноплёв, Вошкин С.А, Боровиков, замполитом становиться ст. лейтенант Колесник И.И., инженером части был Колено Т.В, штурманом части — капитан Каменотрус А.А.

1955 г.
Лунинец, 1955 г. Сидят слева-направо:
Воронов В.П, Каменотрус А.А, Дайтер М.А, Боровиков.
Стоят: Попов Е.П, Колесник И.И, Колено Т.В.

Анализ результатов локальных войн в ряде государств Юго-Восточной Азии начала 50-х годов показал целесообразность развития и применения авиационных частей, вооружённых вертолётами. Так, ВВС США широко использовали вертолётные части для оперативной доставки военнослужащих (в т. ч. и эвакуации раненных), лёгкого вооружения, для разведки, корректировки огня, связи и т. п. Военное руководство СССР приняло решение, используя опыт противников, сначала формировать вертолётные части на базе частей военно-транспортной авиации (ВТА), позже эти вертолётные части были переданы в состав армейской (фронтовой) авиации ВВС с оперативным подчинением командующему Сухопутных войск.

Исторически же становление авиации Сухопутных войск СССР связано с появлением в конце 1940-х гг. относительно молодого класса летательных аппаратов — вертолётов. Первая авиационная вертолётная часть (26-я отдельная учебно-тренировочная АЭ в г.Серпухов Московской обл.) начала формирование 28 октября 1948 г. Впоследствии она была реорганизована в 550-й отдельный авиаполк вертолётов Ми-1, а затем полк стал 5-м Учебно-тренировочным центром ВВС. Но именно дата 28 октября стала датой послевоенного создания армейской (войсковой) авиации. В августе 1952 г. началась подготовка военных вертолетчиков и в 1-м специализированном учебном заведении — 160-м военном авиационном училище в г. Пугачёве, где в первом выпуске училища 1954 г. было 77 вертолетчиков.

В 1955 г. в коллективе всё чаще появляется информация о том, что часть 40598 опять будет переучиваться на другую авиатехнику, на этот раз — вертолётную. Кроме того, она будет переформирована.

Лунинец
Мешков П.А. и Дайтер М.А.
г.Лунинец, 01.05.1956 г.

И вот появляются документы: Директива Генерального штаба ВС СССР от 25 января 1955 года, директива ВВС ВС СССР, директива 26-й Воздушной армии № 05/00702 от 5 марта 1955 года, согласно которых 54-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный Новгородский орденов Суворова и Кутузова отряд переформировывается в 89-ю отдельную корректировочно-разведывательную авиационную Новгородскую орденов Суворова и Кутузова эскадрилью с дислокацией на аэродроме Лунинец Брестской области (приказ 54 окрао № 0021 от 25 июля 1955 года; приказ 89 окраэ № 001 от 25 июля 1955 года). В часть после окончания 5-го учебного вертолётного центра на аэродроме в Тёплом Стане на должность инструктора и командира звена вертолётчиков приходит капитан Барабанов И.Л. Делаются намётки по формированию группы первых вертолётчиков, куда входят лётчики Дайтер М.А., Барабанов И.Л., Стрижак И.Е., Самойленко И.Д., Коган С.М., Прохницкий, штурманы Сибиряков В.Н. и Головлёв С.И., инженер Афанасов В.К., авиамеханик Влох и др.

По штату в 89 окраэ предусмотрено:
— личный состав — всего 185 человек (офицеры, сержанты, солдаты, рабочие и служащие);
— материальная часть: самолеты Ил-28, УИл-28, Як-12, вертолеты Ми-1;
— наземная техника. 

Формирование эскадрильи было возложено на начальника штаба 26-й Воздушной армии генерал-майора авиации Морунова, которое было (официально) закончено 25 декабря 1955 года. В этот период реорганизации части временно исполнял обязанности командира 89 окраэ майор Дайтер М.А, но приказом 26 ВА от 28 ноября 1955 года командиром 89 окраэ был назначен майор Мешков П.А., а майор Дайтер М.А. — заместителем командира по летной подготовке. Заместителем командира эскадрильи по политической части назначен старший лейтенант Колесник И.И. (приказ 26 ВА № 010/п от 30.6.55 г.), начальником штаба авиаэскадрильи приказом 26 ВА № 0131 от 25 июля 1955 г. назначен капитан Вошкин С.А. (в то время врио начальника штаба по очереди побывали капитаны Кульков, Вошкин С.А., Солнышкин А.И.), штурманом части — капитан Каменотрус А.А, техническими руководителями — капитан Афанасов В.К. и Колено В.Т.

 Во второй половине 1955 г., ближе к зиме, часть офицеров начинает изучать теорию вертолётной техники и готовиться к практическому переучиванию полётам на вертолётах — судьба распорядилась сделать эту часть исполнителем теории развития вертолётного направления в авиации КБВО. В конце сентября-начале октября 1955 г. прибывает на спарке Ми-1У лётчик–инструктор капитан Булынин, который назначен вторым командиром звена вертолётчиков(а в ноябре ждут прибытия ещё одной — новой спарки). Булынин вместе с Барабановым И.Л. начинают подготовку вертолётчиков. Одним из первых к переучиванию приступает майор Дайтер М.А. После переподготовки 13.04.1956 г. он совершает первый вылет на вертолёте Ми-1У, всего же за апрель он выполняет 29 вылетов только на Ми-1(штурманом экипажа у него становится старший лейтенант Сибиряков В.Н.), а 9 мая 1956 г. (в то время эта дата была рабочим днём) лётчиком-инструктором капитаном Булыниным майор Дайтер М.А. допускается к самостоятельным полетам на вертолёте Ми-1У. 


Вертолёт Ми-1



Самолёт Ил-28Р

 

Помимо учебных полётов по освоению вертолётов Ми-1, в мае-августе 1956 г. в Лунинце продолжаются полёты на самолётах Як-11 и По-2. К этому времени в часть после окончания 5-го учебного вертолётного центра дополнительно прибыли также вертолётчики капитаны Наказнюк и Деев.

А уже 11 августа 1956 г. производится перегонка авиатехники на аэродром Осовцы и передислокация войсковой части 40598 сухопутным транспортом в г. Берёза-Картузская. И здесь личный состав летает на По-2 и Ми-1, постоянно закрепляет свои теоретические знания и практические навыки пилотирования и эксплуатации, особенно вертолётной авиатехники. В этот же период в составе части 40598 появляется лётное подразделение на самолётах Ил-28. И вот, вновь образованная часть, наконец-то, становиться полноценной 89 окраэ.

В мае-июне 1957 г. майор Дайтер М.А. заканчивает курс лётчиков-инструкторов в г.Пугачёве, повторный курс повышения квалификации он заканчивает там же в мае 1958 г. Эта квалификация позволяет ему вместе с капитаном Барабановым И.Л. усиленно заниматься переучиванием лётных кадров КБВО полётам на Ми-1.


Капитан Барабанов И. Л.
и майор Дайтер М. А.

Свидетельство Дайтер М.А. об окончании сборов
подготовки лётчиков-инспекторов ВВС на Ми-1, 1958 год.

Первых переученных лётчиков-вертолетчиков в КБВО начали готовить осенью 1957 года в основном из летчиков-штурмовиков, летавших до этого на самолетах Ил-10 и молодых лётчиков реактивной авиации, попавших под огромное сокращение ВС СССР этих лет, но пожелавших остаться служить и вынужденных переучиваться на вертолёты. Руководили подготовкой, переучиванием и формированием первых вертолетных подразделений полковник Мамонтов и подполковник Татаринов. Первым инспектором в истории КБВО в винтокрылой авиации стал подполковник Константин Кусливый, прошедший переучивание в 160-м училище в Пугачёве. В это время и сама 89 окраэ пополняется новыми вертолётными кадрами: это, как группа лётчиков из 4-го выпуска Пугачёвского училища (Александр Буряков, Пётр Бабий, Иван Османкин), так и группа переученных лётчиков — Николай Бирюков, Александр Сова, Виктор Школа, Маврин, Гоцуляк, Щербаков, Ерёмин, Малетин, Овчинников и др.

Со временем жизнь и приобретение опыта применения вертолётов вынуждают менять первоначальные задачи, стоящие перед вертолётными частями. В данном случае, задачи, поставленные ранее перед вспомогательной и десантно-транспортной авиацией, решались обособленно в узких рамках — если первая осуществляла связь и наблюдение, корректировку артогня и вывоз раненых с поля боя, то вторая ограничивалась только транспортно-десантными функциями. Как оказалось, события 1956 г. в Венгрии показали недостатки такого подхода и на первый план вышла комплексность решения задач вертолётными частями. Поэтому-то в конце 1950-х гг. принимается решение включать вертолётные подразделения в состав дивизий общевойсковых соединений. В КБВО их начинают формировать согласно приказа командующего 26-й ВА от 29.08.1957 г.№ 0172, после чего на базе 89 окраэ началось формирование первых отдельных вертолётных звеньев для работы в танковых и мотострелковых дивизиях округа. Командирами этих звеньев становятся наиболее подготовленные лётчики.

В 1959 г. Мешков П.А. получил очередное звание — подполковник, а после записи 27.11.1959 г. ст. инспектора лётчика в/ч 13718 гв. подполковника Кусливого в лётной книжке майора Дайтер М.А о том, что тот «по уровню подготовки достоин представления классификации «Военный лётчик второго класса», 07.01.1960 г. приказом главкома ВВС № 09 второй класс военного лётчика был присвоен майору Дайтер М.А.

Среди этой информации необходимо отметить, что в те годы военные вертолёты нередко применялись для помощи людям во время пожаров, ежегодных наводнений в населённых пунктах Полесья БССР и т.п.

В 1961 г. подполковник Мешков П.А. ушёл в отставку. На место командира 89 окраэ был назначен подполковник Алятин В.А, заместителем командира АЭ остался майор Дайтер М.А., начальником штаба — капитан Солнышкин А.И, замполитом-капитан Колесник И.И.

Весной 1962 г. майор Дайтер М.А. по состоянию здоровья (ухудшение зрения) был списан с лётной работы и ушёл в отставку.

А в декабре 1963 г. войсковая часть № 40598 прекратила своё существование — 89-я отдельная корректировочно-разведывательная Новгородская орденов Суворова и Кутузова эскадрилья расформировывается.

В заключение хотелось бы привести слова подполковника запаса Валерия Непарко: «...мы — поколение ныне живущих — наследники и продолжатели традиций старших поколений, славы их боевых воинских частей. И может быть следует, сохраняя прерванную нить летописи, передать Боевое Знамя и ордена 151-го отдельного корректировочного разведывательного авиационного Новгородского орденов Суворова и Кутузова полка одной из воинских частей ВВС…, сформированных в послевоенное время и не имеющих на своем Боевом Знамени ни почетных наименований, ни наград?».

Автор: Борис Дайтер
Соавтор: Александр Шматов

P. S. Авторы не считают работу по затронутой теме завершенной и приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных людей. По ряду причин, не все страницы биографии в/ч 40598 и её предшественников, а также не все служившие в 97 ББАП, 209 ББАП, 44 ОКАЭ, 151 ОКРАП, 235 ОКРАЭ, 54 ОКРАО, 89 ОКРАЭ перечислены и отмечены в этой статье. Мы с благодарностью примем любую дополнительную информацию, рассказы и пожелания читателей и всех причастных к службе в в/ч 40598. Все предложения и дополнения можно изложить в комментариях или сообщить по электронной почте через обратную связь сайта.

Приложения.

ФОТОАЛЬБОМ В/Ч 40598 (ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД)
СПИСОК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НАГРАЖДЁННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ СССР ЗА УЧАСТИЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг. В СОСТАВЕ ДРУГИХ АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЕЙ И СЛУЖИВШИХ В В/Ч 40598 В ПЕРИОД 1945-1963 ГГ.

Список использованных источников:


1. Перечень № 12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2. Хазанов Д. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Контрнаступление. М.: Техника - молодежи, 2001.
3. Хазанов Д., Гордюков Н. Су-2 на фронтах Великой Отечественной. // Уголок неба URL: http://www.airwar.ru/ (дата обращения: 2016 г.).
4. Авиаторы Второй мировой URL: http://www.allaces.ru
5. «Боевой состав Советской Армии».
6. Л. Мацокин Летчики 209-го бомбардировочного авиаполка // Авиация второй мировой войны URL: http://www.wio.ru/ww2arus.htm (дата обращения: 17.12.2016).
7. Ветераны Березовского гарнизона // Газета "Честь И Слава" №3, 2016 г. URL: http://ru.calameo.com/books/001647916f5569efc6358 (дата обращения: 3.07.2016.).
8. Кулинченко В. Мертвые и забытые // Военно-промышленный курьер URL: http://vpk-news.ru/ (дата обращения: 27.09.2016).
9. План переучивания летного состава частей ВВС Красной Армии на новой материальной части на 1941 год // Архив Александра Н. Яковлева URL: http://www.alexanderyakovlev.org/
10. Анціпенка В. Даўгінаўскі “генерал” // Старый и новый Минск URL: http://minsk-old-new.com/minsk--be.htm (дата обращения: 21.06.2016).
11. Су-2 (ББ-1) Ближний бомбардировщик // Планета ВВС URL: http://planetavvs.ru/ (дата обращения: 2016 г.).
12. Боевая работа 209-го бомбардировочного авиаполка // Авиация второй мировой войны URL: http://www.wio.ru/ww2arus.htm (дата обращения: 17.12.2016.).
13. Широкорад А. Артиллерия в Великой Отечественной войне // URL: http://www.e-reading.by/ (дата обращения: 7.10.2016).
14. Хапаев Н. Корректировщики указывают цели // Библиотека Авиатема URL: http://avia.lib.ru/ (дата обращения: 14.05.2016).
15. Восспоминание лётчика 44 ОКАЭ и 151 ОКРАП Дайтер.М.А.
16. От Шемурши до Кёнигсберга. Военный фотоальбом старшины Коновалова // URL: http://domain1.chuvashia.com/ (дата обращения: 11.02.2016).
17. Форумы авиации СГВ URL: http://www.sgvavia.ru/forum/85-1817-3- (дата обращения: 2016 г.).
18. Донесение о боевом составе частей ВВС на 30 сентября 1941 года ВВС Брянского фронта // URL: http://www.teatrskazka.com/Raznoe/SbornikBoevyhDokumentov/Issue43/Issue43_103.html
19. Савончик В. ВВС 13-й Армии 4 // Проза.ру URL: http://www.proza.ru/ (дата обращения: 9.04.2016).
20. Бессмертный полк URL: http://www.moypolk.ru/
21. Яцковский Серафим Владимирович // Герои страны URL: http://www.warheroes.ru/main.asp
22. 209 ближнебомбардировочный авиационный полк // Социальная сеть "В контакте" URL: https://vk.com/
23. Журавлева Т. По долгу памяти // Бессмертный полк URL: http://moypolk.ru/
24. Победители URL: http://www.pobediteli.ru/
25. Выписка по истории части 89 ОКРАЭ - начальник штаба в/ч 40598 капитан Солнышкин, 09.10.1962г.
26. Псковская наступательная операция левого крыла Ленинградского фронта // Википедия URL: https://www.wikipedia.org/
27. Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» URL: http://podvignaroda.ru/podvig-flash/
28. Военный альбом URL: http://waralbum.ru/
29. Выписка из исторического формуляра раздела 1 «организационного строительства части»- 151 ОКРАП, в/ч 40598 нач. архива штаба БВО Трофимов.
30. Непарко В. Полковой судьбы неведомые нити // Маяк. 2016. 14 октября.
31. Погиб в небе над Полесьем // iratta.com/ URL: http://iratta.com/ (дата обращения: 29.08.2016).
32. Терехова Е. М. Наш "пчелиный улей" // Библиотека Авиатема URL: http://avia.lib.ru/
33. Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь // Музей авиационной техники-Боровая URL: http://aircraft-museum.ucoz.ru/
34. Воинские части. Наименование и нумерация. Боевые знамена. // 44 ракетный полк в/ч 89503 URL: http://rocketpolk44.narod.ru/index.html (дата обращения: 12,09,2016).
35. Солдат.ру URL: http://www.soldat.ru/
36. Организационная структура авиационной части // Файловый архив студентов URL: http://www.studfiles.ru/ (дата обращения: 23.12.2016).
37. Первые дни Великой Отечественной войны // AviaSkins URL: http://aviaskins.com/ (дата обращения: 11.12.2016).
38. Лётная книжка лётчика Дайтер М.А в период 02.10.1942 г.-14.11.1945 г.
39. Лётная книжка лётчика Дайтер М.А за 1946г. (15.01-16.12)
40. Лётная книжка лётчика Дайтер М.А за период 03.01.1947 г.-23.12.1949 г.
41. Лётная книжка лётчика Дайтер М.А за период 10.01.1950 г.–30.11.1956 г.
42. Лётная книжка лётчика Дайтер М.А за период 15.01.1957 г.–31.01.1959 г.
43. Лётная книжка лётчика Дайтер М.А за период 06.01.1959 г.–09.12.1961 г.
44. Качук Н. Век винтокрылой авиации // Армия. 2007. № 5.
45. Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской / Феськов В., Голиков В., Калашников К., Слугин С., Томск: Издательство научно-технической литературы, 2013.
46. Солонин М. С. Другая хронология катастрофы 1941. Падение «сталинских соколов». М.: Издательство "Яуза", 2011.
47. Вахламов В. 15 отдельный разведывательный запасной авиационный полк // М-Хобби. 2011. №№ 4, 5.
48. Поисково-исторический форум SmolBattle URL: http://smolbattle.ru/ (дата обращения: 8.11.2016).
49. Обобщенный банк данных Мемориал URL: https://www.obd-memorial.ru/html/index.html
50. Презентация Уренской МРЦБС «Нам досталась нелегкая участь солдата. История одного альбома».
51. Тимин М, Злобин И. Тайна Бобруйского аэродрома, июнь 1941 год // Военное обозрение URL: https://topwar.ru/ 
52. История подходит к концу // История мировых войн URL: http://wunderwafe.ru/

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 1. Предшественники. Патриоты-бомбёры.

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 2. Корректировщики.

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 3. Корректировщики-разведчики.

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (29.01.2017)
Просмотров: 4244 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 8
1 Almer  
Классная статья! Толково сделано.
Профиль подписанный Ил-28 на Ил-28Р исправьте.
Думаю, что история эскадрильи, несмотря на то, что формально она закончилась, все-таки имела свое продолжение. Это продолжение уже мной написано (совершенно случайно, я думал что описываемая мной в/ч была "новообразованной", хотя, честно скажу, сильные подозрения в ее "корнях" были..) и вот благодаря этой статье я убедился. 
Спасибо авторам!

2 сын_своего_отца  
Спасибо за отзыв, а Ваша статья про историю в/ч 40598 как называется и где её можно прочесть?

3 Almer  
Я писал выше, что в/ч была новообразованной, т.е. с другим номером.  Но у меня есть сильные подозрения, что матчасть и летно-технический состав ушел туда из Вашей части, т.к. на этом же аэродроме в это же примерно время и на тех же типах ЛА она была сформирована, и задачи были во многом те же.
Статья пока без названия, возможно будет опубликована в журнале "Армия" или в журнале "Авиация и Время", когда-не знаю, у них может и год лежать в редакции.
Опись фонда 151 ОКРАП из ЦАМО РФ я сегодня скинул Александру.

4 сын_своего_отца  
Статья«Полковой судьбы неведомые нити»   вгазете «Маяк» от 14.10.2016г., сайт http://maiak.by/news/people/polkovoy-sudby-nevedomye-niti.html#show_comments и в газете «Честь и Слава» № 03 от марта
2016г. сайт http://ru.calameo.com/read/001647916f5569efc6358(статья «Ветераны берёзовского гарнизона», стр.3-4) излагают подобное мнение,
что какая-то  часть наземного состава в/ Статья
ч 40598 участвовала в формировании другой в/ч 
в гарнизоне аэр.Осовцы.

5 сын_своего_отца  
Дополнение ответа Almeru: куда попали лётные экипажи из 89 окраэ точно сказать не могу, часть их упоминается в статье "Век винтокрылой авиации" Н.Качука. Точно знаю, что что после отставки отца его штурман. ст.л-т С.Головлёв попал во вновь формируемый полк на аэр. Межица, , получил очередное звание. Знаю, что  позже его любимые ученики В.Школа и А.Сова попали на службу в ГСВГ, Н.Бирюков--то ли в г.Брест, то ли в г. Пружаны? и т.д и т.п.

6 axledog  
В руки попала модель самолета Су-2, подаренная летчиками генералу Ханаеву в день 60-летия. Модель из дерева и в целости, только слезла краска и нет кабины. Узнал, что реставрация будет стоить 15 тыс рублей. Если кто нибудь возьмется восстановить, или знаком с родственниками генерала, отдам бесплатно. Это больше чем простая вещь. Она дышит историей. Пишите в фейсбук https://www.facebook.com/adagaev или обращайтесь по телефону 89037837121.

7 Саша  
0
Вероятно, Вы имели в виду Хапаева Николая Борисовича?

8 axledog  
да

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024