Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 1. - Авиация в Беларуси - Каталог статей - Музей авиационной техники - Боровая
Вторник, 28.03.2017, 20:36
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [100]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 1.

Одна из многих. История в/ч 40598.
бомбить, штурмовать, корректировать, разведывать для блага Родины

Исторический взгляд сына участника войны на биографию в/ч 40598

Вступление

В последние годы появилось желание ознакомиться с историей авиационной части, начавшей и закончившей свою судьбу на территории БССР, части, которая впоследствии (14.10.1942 г.) получила наименование 44 отдельная корректировочная авиационная эскадрилья (44 ОКАЭ), части, которая в 50-е годы стала первой в БССР освоившей вертолётную технику — 89 окраэ, части, где в сентябре 1943 г. начал служить на фронте лётчиком мой отец. Но до этого в течение многих тяжёлых, кровавых, героических, трагических месяцев его предшественники во славу Родины начали героическую историю этой части.

Часть 1
Предшественники. Патриоты-бомбёры.

Начало войны стало серьезным испытанием для ВВС Красной Армии. Внезапно напавший враг нанес огромный урон нашим авиационным соединениям. Особенно сильно пострадали части, находившиеся в Западном особом военном округе (ЗапОВО).


Дислокация ВВС Западного ОВО, июнь 1941 года.

Война застала 97 ближнебомбардировочный авиаполк (ББАП) в стадии окончания формирования. На этот момент, в июне 1940 г., из личного состава полка 13 лётчиков было переучено на Су-2, а в 1 квартале 1941 г. 97 ББАП получил авиационную технику. Более того, согласно плана переучивания лётного состава частей ВВС Красной Армии на новую авиационную технику, 97 ББАП был определён как центр для переучивания на самолеты Су-2 ближнебомбардировочных полков, расквартированных на территории Западного особого военного округа. К началу войны 97 ББАП (командир полка — майор Е.Л. Иванцов), входивший тогда в состав 13 бомбардировочной авиадивизии (БАД), базировался на Бобруйском аэродроме. Дата 22.06.1941 г. и фигурирует в армейских документах как дата окончания формирования 97 ближнебомбардировочного (а в первые полгода войны название полков менялось — ближний, скоростной, наконец, просто бомбардировочный) авиаполка. В то время полк имел на вооружении 50 самолетов Су-2, однако 14 из них еще находились на 389-м складе, были собраны, но передать летному составу их не успели, и противнику удалось захватить эти бомбардировщики на аэродроме Бобруйск.


Самолеты Су-2 97-го ББАП на захваченном немцами на аэродроме Бобруйск.

Уже во второй половине дня 22 июня 1941 г. бомбардировщики Люфтваффе, расправившись с приграничными аэродромами, нанесли удары по тыловым аэродромам ЗапОВО, в том числе и по Бобруйскому. Командование 13 БАД уже утром первого дня войны приняло меры для разгрузки Бобруйского аэродрома, в результате чего боеготовые самолеты 97 ББАП перелетели на запасной аэродром Миньки. Поэтому потери Су-2 от налетов оказались незначительными. Приведя в боевое состояние самолеты, 97-й ББАП с полевого аэродрома Миньки (юго-восточнее Бобруйска) на третий день войны начал наносить бомбовые удары по наступающим соединениям 2-й танковой группы.

«…самолеты трижды атаковали танковую колонну фашистов по дороге «Кобрин — Картуз-Береза — Синявка». В оперативной сводке начальнику штаба дивизии по данным на 20 часов 45 минут сообщалось о том, что в течение дня «произведено 34 самолетовылета… Сброшено 162 бомбы… Отмечено 10 прямых попаданий. При налете на противника потеряно 10 самолетов…», в т. ч. среди пропавших без вести были экипажи в составе Агарков Д. В.-Горовой В. К., Овчинников П. А.-Габеев Б. У.

Наиболее напряженный бой произошел в полдень 26 июня, когда 25 Су-2 с высоты всего 300 м бомбили танковую колону около г. Слонима. Не имея истребительного прикрытия, бомбардировщики сами активно вели воздушный бой. Экипажи доложили об уничтожении пяти Мессершмиттов, из которых два были на счету старшего политрука Шаронова и еще один — штурмана его экипажа лейтенанта Засорина. За 26 июня 97-й ББАП, произведя 34 вылета, лишился 14 самолётов: десять было сбито в бою, два разбились при посадке, а ещё два были сданы в ремонт из-за технических неисправностей. Девять пилотов погибли, один получил ранение и 14 пропали без вести.

Су-2
Су-2 97 ББАП, июнь 1941 г.

К первым числам июля 1941 г., выполнив 146 боевых вылетов, 97-й ББАП (согласно отчёта штаба полка), уничтожив огромное количество наземной техники противника, а также 14 немецких истребителей, утратил боеспособность. 07.07.1941 г. оставшихся в строю летчиков, штурманов, механиков, оружейников, мотористов и штаб полка вывели в 10 запасной авиаполк (ЗАП) на переформирование.

После переформирования в конце августа полк приступил к боевым действиям на Брянском фронте. Характер боевой работы и тактика применения самолётов 97-го ББАП мало изменились по сравнению с началом войны: авиаторы сбрасывали на фашистов бомбы с высоты 700–1600 метров с последующим обстрелом целей из пулеметов, разбрасывали над районами расположения германских войск выпускаемые Главным политическим управлением Красной Армии листовки. К сожалению, часто ставилась задача действовать по району, что приводило к низкой эффективности, поскольку конкретных целей экипажи не получали.

Наиболее напряженная работа отмечалась 2 сентября, когда были выполнены 47 вылетов. Пять экипажей не вернулись в тот день домой. 10 сентября вражеские истребители подбили Су-2 командира полка майора Е.Л. Иванцова (командир полка в период с 08.1940 г. по 10.09.1941 г.), но тяжело раненный летчик сумел дотянуть до своего аэродрома.

Вот что писала по этому поводу газета «Сталинский сокол» за 21 сентября 1941 года: «Недавно авиачасть майора тов. Иванцова выполняла ответственное задание по уничтожению фашистских танков и пехоты. Товарищ Иванцов решил вести своих питомцев на цель в районе М. «Сталинские соколы» появились точно над объектом и отлично выполнили боевую задачу. Вражеские подразделения были застигнуты врасплох.

Возвращаясь, авиачасть тов. Иванцова приняла бой с фашистскими истребителями. Но меткий огонь наших штурманов вскоре заставил уйти «восвояси» немецких летчиков. В бою сильное повреждение получил самолет, пилотируемый тов. Иванцовым, майор был ранен.

За свою многолетнюю практику тов. Иванцову приходилось не раз встречаться с трудностями, преодолевать опасности. И на этот раз закаленный в боях за Родину командир напряг все свои силы. Более 150 км он вел свою машину одной рукой. Вот и родной аэродром. Первым искусно приземлился Евдоким Лазаревич Иванцов. Встречавшие подошли к самолету.

Такая машина могла вернуться только под управлением художника своего дела, настоящего мастера-летчика. Именно таким является тов. Иванцов. Эти качества упорно приобретают и все летчики авиачасти майора.»

После длительного лечения Евдоким Лазаревич вернулся в строй и участвовал в боевых действиях до 30.04.1944. После этого времени подполковник Иванцов был назначен командиром 550 бао в ТуркВО.

С 1.09 по 28.09.41 г. экипажи переформированного 97 полка совершили 562 вылета, в основном уничтожая противника, в том числе и танкистов Гудериана, в районе н. п. Стародуб, Почеп, Глухов; с сентября 1941 г. полк входил в состав 61-й смешанной авиадивизии Брянского фронта (61-я САД с сентября по октябрь 1941 года была передана в состав ВВС Брянского фронта 1-го формирования, с 10 ноября по 24 декабря 1941 года — в составе ВВС  Юго-Западного фронта, в периодс 24 декабря 1941 года по 8 февраля 1942 года 61-я САД входила в состав ВВС Брянского фронта 2-го формирования — после этого срока она была расформирована).

Потери самолетов 97-го ББАП в сентябре были существенно ниже, чем летом. По донесению ВВС Брянского фронта на 30 сентября 1941 г. полк имел в своём составе:
— Су-2 — 15 шт. (в т. ч. исправных — 10 шт.),
— У-2 — 1 шт.,
— лётчиков, пилотов — 27 чел.,
—летнабов, стрелков–бомбардиров — 24 чел.,
— инженеров — 3 чел.,
— техников/механиков — 60 чел.,
— мл. авиамехаников — 62 чел.
Готовность для выполнения боевой задачи днём оценивалась в 20 экипажей, ночью — 0.

Успешную боевую работу полка в сентябре отметили в газете «Сталинский сокол» за 26 сентября 1941 года военком 97 ББАП батальонный комиссар Н. Бакланов и секретарь партбюро части А. Воронцов: «О размерах боевых действий нашей части в войне с германским фашизмом можно судить хотя бы по тому, что за последний месяц летчики больше 400 раз бомбили позиции и ближние тылы противника... ...Замечательными подвигами отмечен боевой путь старшего лейтенанта–большевика Золочевского. Подразделение, которым он командует, за последние 24 дня совершило 147 боевых вылетов. Без единой потери со своей стороны летчики нанесли врагу огромный урон...»

Кроме боевых действий экипажи полка для поднятия патриотического духа населения принимали участие и в праздничных мероприятиях 7 ноября 1941 г., когда две девятки Су-2 97-го ББАП, ведомые старшим лейтенантом Поздеевым Петром Ильичём, адъютантом эскадрильи, участвовали в воздушном параде в г. Куйбышеве, посвященном годовщине революции. Безупречно выдержав строй над городом и импровизированными трибунами с руководством страны (Сталин оставался в Москве, но филиал Совнаркома и большинство наркоматов перебазировались в Куйбышев), авиаторы заслужили благодарность маршала К.Е. Ворошилова.

Из состава 97-го полка ряд военнослужащих личного состава были награждены за летне-осенний период в конце 1941 г. и начале 1942 г.

Награждение военнослужащих 97 ближнебомбардировочного авиационного полка во второй половине 1941 г. и первой половине 1942 г.

п/п

Фамилия,

имя, отчество

Звание,

должность

Указ, приказ

награждения

Примеча-ние

Орден Ленина

1

Золочевский

Юрий Митрофанович

ст. лейтенант

пилот, комэск

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

2

Кожняков

Яков Фёдорович

мл. лейтенант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

3

Чернышов

Николай Фёдорович

ст. лейтенант

пилот, комэск

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

Орден Красного Знамени

4

Аврамчик Григорий Николаевич

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

5

Алифан

Григорий Тимофеевич

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

6

Атамасов

Дмитрмй Андреевич

мл.лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

7

Башкирцев

Борис Александрович

мл.лейтенант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

8

Березин

Александр Георгиевич

лейтенант

пилот,ком.звена

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

9

Васильченко

Николай Петрович

лейтенант

пилот,ком.звена

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

10

Веретельников

Иван Прохорович

сержант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

11

Верстальников

Иван Прохорович

сержант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

12

Войтенко

Леонид Тимофеевич

мл.лейтенант

пилот,ком.звена

пр.№1,

Брянск.фр.,30.10.1941г.

 

13

Волошин

Сергей Максимович

ст. лейтенант

зам. комэска

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

14

Годишин

Павел Никитович

сержант

штурман эскадр.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

15

Гончаров

Павел Матвеевич

сержант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

16

Гришин

Иван Михайлович

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

17

Дейнекин

Павел Иванович

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

18

Дзуцев

Михаил Гаврилович

лейтенант

зам. комэска

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

19

Дмитриенко

Андрей Петрович

мл. лейтенант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

20

Засорин

Игорь Павлович

ст.лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№55/Н,

Брянск.фр.,23.06.1942г.

 

21

Капаев

Юрий Николаевич

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

22

Крикотин

Михаил Герасимович

лейтенант

нач.связи эск.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

23

Кулик

Фёдор Тихонович

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

24

Кульбак

Алексей Власович

капитан

пилот, комэск

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

25

Луптов

Иван Александрович

лейтенант

пилот, ком.звен.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

26

Мазин

Александр Михайлович

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

27

Марченков

Василий Матвеевич

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

28

Марыняк

Сергей Макарович

ст. лейтенант

штурман эскадр.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

29

Мейлус

Иван Игнатьевич

сержант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

30

Милорава

Георгий Иванович

сержант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

31

Мирошниченко

Григорий Герасимович

мл. лейтенант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

32

Олейников

Николай Иванович

ст.лейтенант

пилот, ком.звен.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

33

Ольховатский

Василий Лукич

капитан

штурман эскадр.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

пропал

б/в

34

Первой

Василий Мифодьевич

мл.лейтенант

пилот, ком.звен.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

35

Петренко

Александр Васильевич

ст.лейтенант

нач.хим.службы

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

36

Савченко

Павел Дмитриевич

капитан, пилот,

зам.комэска

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

37

Сало

Пётр Михайлович

ст.лейтенант

зам.комэска

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

38

Сандухадзе

Мелитон Никифорович

сержант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

39

Сыромятников

Иван Алексеевич

мл.лейтенант

пилот

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

40

Тарабарин

Фёдор Григорьевич

лейтенант

пилот, ком.звен.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

41

Усов

Пётр Семёнович

мл.лейтенант

ком. звена

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

42

Хапаев

Николай Борисович

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

43

Чернявский

Иван Иванович

лейтенант

стрелок

пр.№1,

Брянск.фр.,30.10.1941г.

 

44

Чехляд

Михаил Сергеевич

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

45

Шаронов

Николай Васильевич

ст.политрук

комиссар эскад.

пр.№1,

Брянск.фр.,30.10.1941г.

 

46

Шпаков

Андрей Николаевич

мл.лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№1,

Брянск.фр.,30.10.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

47

Щербина Дмитрий Акимович

ст. лейтенант

штурман

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

48

Южин

Андрей Игнатьевич

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

погиб 01.01.42г

Орден Красной Звезды

49

Богуля

Александр Григорьев.

воентехн. 1 ран.

авиамеханик

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

50

Бодренко

Семён Иванович

мл. лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

51

Бурцев

Михаил Иванович

военинж. 3 ран.

ст.инженер

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

52

Грязнов

Серафим Владимиров.

воентехн. 2 ран.

авиамеханик

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

53

Иванов

Александр Николаевич

майор

нач.штаба полка

пр. № 1, Брянск.фр.,30.10.1941г.

 

54

Иметов

Фёдор Сергеевич

воентехн. 1 ран.

ст.техник эск.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

55

Казеев

Михаил Петрович

воентехн. 2 ран.

техн. по вооруж.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

56

Кирюхин

Александр Михайлович

воентехн. 2 ран.

техн. по вооруж.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

57

Костин

Евгений Анатольевич

воентехн. 2 ран.

техн. по вооруж.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

58

Мусиенко

Павел Викентьевич

капитан, пилот

адъютант эск.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

59

Пашин

Игорь Александрович

воентехн. 2 ран.

авиамеханик

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

60

Поздеев

Пётр Ильич

ст.лейт., пилот,

адъютант АЭ

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

61

Смелов

Павел Иванович

ст.политрук

военком эск.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

62

Третьяк

Иван Дмитриевич

воен.инж. 3 ран.

инж. по вооруж.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941 г.

 

63

Шипин

Борис Николаевич

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941 г.

 

64

Юсупов

Ибрагим Юсупович

капитан

штурман эск.

пр.№2-а, Брянск.фр.,07.11.1941 г.

 

Медаль «За отвагу»

65

Барсук

Андрей Степанович

воентехн. 2 ран.

авиамеханик

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

66

Зуйков

Константин Фёдорович

старшина

мех. по вооруж.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

67

Кривошей

Никита Понкратьевич

воентехн. 1 ран.

ст. тех. эскадр.

пр. № 4, Брянск.фр.,10.11.1941г.

 

68

Кувшинов

Андрей Матвеевич

воентехн. 2 ран.

мех. по прибор.

пр. № 4, Брянск.фр.,10.11.1941г.

 

69

Медведь

Лаврентий Фёдорович

воентехн. 2 ран.

авиамеханик

пр. № 4, Брянск.фр.,10.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

70

Мирошник

Александр Митрофан.

воентехн. 2 ран.

авиамеханик

пр. № 4, Брянск.фр.,10.11.1941г.

 

71

Михайлов

Михаил Александрович

ст. сержант

мастер вооруж.

пр.№14, Брянск.фр.,13.02.1942г.

 

72

Пахомов

Александр Иванович

лейтенант

стрелок-бомб.

пр.№14, Брянск.фр.,13.02.1942г.

 

73

Подорожный

Андрей Георгиевич

воентехн. 2 ран.

секр. ВЛКСМ

пр.№14, Брянск.фр.,13.02.1942г.

позже стал

пилотом

74

Стрельников

Полиект Павлович

сержант

мастер вооруж.

пр.№14, Брянск.фр.,13.02.1942г.

 

Медаль «За боевые заслуги»

75

Власов

Михаил Кузьмич

сержант

мастер вооруж.

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

служил в

44 ОКАЭ

76

Королёв

Алексей Филиппович

воентехн. 2 ран.

авиамеханик

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

77

Минкин

Николай Иванович

сержант

авиамоторист

пр.№2-б, Брянск.фр.,07.11.1941г.

 

В феврале 1942 г. в 97-м ББАП на бомбардировщиках смонтировали десять направляющих для пуска реактивных снарядов РС-82 и проверили в боях на Брянском фронте. 


Су-2 с десятью подвешенными под крыло реактивными снарядами

После нескольких успешных штурмовок летчикам дважды объявлял благодарность командующий ВВС 3-й армии генерал-лейтенант Г.П. Кравченко.

В мае 1942 г. сражавшийся на Брянском фронте 97-й ББАП потерял во время бомбёжки вражеского аэродрома г. Ельца почти все Су-2 и в результате (в т. ч. и такого события) 97-й ближнебомбардировочный авиационный полк очередного формирования (существовал с 24 декабря 1941 года по 25 мая 1942 года в составе ВВС Брянского Фронта 2-го формирования) был расформирован.

Оставшиеся машины и личный состав были переданы для усиления 209 ББАП, который также из-за потерь проходил неоднократно переформирования. В составе действующей армии находился:

— 22.06.1941 г.-27.06.1941 г.;

— 24.07.1941 г.-20.08.1941 г.;

— 22.09.1941 г.-12.09.1942 г.

209-й ББАП в составе 28 Су-2 во второй половине июля вступил в бои на Западном фронте. Этой лётной части вместе с другими полками ВВС фронта пришлось в неимоверно трудных условиях отбивать начавшееся немецкое летнее наступление. Это был первый полк военного времени, который сформировали в 10-м ЗАП (по другим сведениям при 135 ББАП) в районе Харькова. К 1 апреля 1941 г., согласно плана ВВС КА, полк должен был перебазироваться на аэродром в г. Смоленск на расквартирование и в 1 квартале 1941 г. должен был получить авиационную технику. Однако к 22.06.41 г. полк фактически базировался на аэродромах Балбасово и Бецкое, имел 25 самолетов Су-2 (из них 1 неисправный) и всего три боеготовых экипажа.

С первых дней войны входил в состав 12 БАД, а с июля 1941 г. действовал в составе 63 САД. В боях на подступах к г. Воронежу сильная и активная истребительная авиация Люфтваффе нанесла тяжёлые потери многим нашим полкам, но 209-й ББАП сохранил боеспособность. Сражавшиеся бок о бок с Су-2 штурмовые полки или понесли большие потери (например, 503-й ШАП), или имели много неисправных самолётов(218-й и 874-й ШАП).

В одном из вылетов героический подвиг совершил командир эскадрильи 209-го ББАП капитан Х.А. Мамин. Когда 25 июля над вражеским аэродромом Боровская его бомбардировщик был зажжен, летчик направил горящий Су-2 в гущу вражеских машин. В огне сгорели и краснозвездные самолеты, поскольку, отступая, советские войска оставили на этом аэродроме среди другой техники и семь Су-2 из 97-го ББАП.

С 24.07.1941 г. полк в составе 63 САД переведён на Юго-Западный фронт. Но и авиаторам 209-го ББАП приходилось непросто в условиях отступления. Достаточно сказать, что полк начал бои в составе 208-й ночной БАД, затем его оперативно подчинили 205-й авиадивизии, а в середине июля 1942 г. ввели в состав 223-й БАД, затем опять в 208 НБАД Воронежского фронта. К сентябрю в части сохранилось 20 Су-2. Все экипажи выполнили на данном типе самолета от 55 до 170 боевых вылетов. За боевую деятельность 83 человека личного состава полка были награждены орденами и медалями.

209 ббап

Фото 1942 г., сидят на земле: второй слева — младший лейтенант штурман Илья Прокофьевич Лесной (1920-1989), третий слева —штурман лейтенант Н.И. Кукушкин (погиб 23.06.1943), четвертый слева — начальник связи полка лейтенант И.С. Калачев, пятый слева — Валерий Александрович Верхоланцев (1916-2001), второй справа — пилот капитан Григорий Андреевич Удовиченко (1911-). Во втором ряду — второй слева штурман полка капитан Прокофий Михайлович  Лукьяненко, четвертый справа Герой Советского Союза Иван Александрович Кобылянский (1921—1945), пятый справа — Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Самочкин (1914—1977). В третьем ряду пятый справа — командир звена старший лейтенант Алексей Петрович Гусев.
Источник: Семейный архив И.П. Лесного — http://waralbum.ru/


Пилоты и штурманы 209 ББАП на фоне Су-2. 2-ой слева В.Е. Мацокин, 6-ой слева Калачев, 10-й слева Л. Говорухин

Слева направо: Е.С. Шевандо (погиб 16 февраля 1942 г.), И.В. Русских (погиб 11 июня 1942 г.), Л.А. Говорухин (Герой Советского Союза, после войны генерал майор авиации)
Фото и информацию предоставил Леонид Мацокин — http://wio.ru/


Верхоланцев В.А.

Очень эффективным считало советское командование рейд пятёрки Су-2, ведомых ст. лейтенантом В. А. Верхоланцевым (впоследствии, 15.05.1946 г., стал Героем СССР), на ж. д. станцию Курск 1 мая 1942 г. Несмотря на сильный зенитный огонь, наши бомбардировщики точно поразили цель. Неприятельский склад вспыхнул — пожар бушевал трое суток.

209-й ближний бомбардировочный авиационный полк – с 3 апреля 1942 года по 12 мая 1942 года передан в состав 2-й Воздушной Армии.

209 ББАП на фронте выполнял задачи по бомбардировке, штурмовке, разведке переднего края противника и объектов в глубине обороны, кроме того, операции бомбёжки сопровождались выбросом тысяч листовок. В составе 209 ББАП в этих операциях принимали участие около 10-12 экипажей из расформированного 97 ББАП (Дзуцев-Щербина, Чантурия (в других источниках Чантурин)-Мазин, Мирошниченко-Хапаев, Башкирцев-Шпаков, Кожняков-Гришин, Гончаров-Аврамчик, Березин-Чехляд, Мейлус-Дейнекин, Первой-Капаев, Чехляд, Крикотин и другие).

Командирами полка были капитан Котович (1941 г.), майор Артамонов В.И. (01-04.1942 г.), майор Кульбак А.В. (07-08.1942 г.).

Личный состав 209 ББАП

Список военнослужащих с сайта «Война окончена», предоставленный Л. Мацокиным
http://wio.ru/

Фамилия, имя, отчество

Звание

Должность

1

2

3

АрешковичИван Федорович

лейтенант

пилот, ком. звена

Арешкович Пимен Елисеевич

 

пилот, командир звена

Артамонов Владимир Иванович

 

пилот, командир 209 ББАП

Бабич Александр Петрович

 

командир звена

Барсуков Михаил Антонович

 

стрелок-бомбардир

Бережной Евгений Григорьевич

ст. лейтенант

стрелок-бомбардир

Бородулин Григорий Васильевич

 

старший инженер 209 БАП

Веденин Александр Васильевич

 

стрелок-бомбардир

Верхоланцев Валерий Александрович

 

пилот

Говорухин Лев Алеексеевич

 

пилот

Гусев Алексей Петрович

ст. лейтенант

пилот, ком.звена

Живилин Сергей Иванович

 

пилот, командир звена

Калачев Илья Семенович

лейтенант

нач. связи полка, стрел.-бом.

Красиков Николай Ксенафонтович

 

штурман эскадрильи

Косынкин Андрей Кузьмич

 

адъютант 209 БАП

Лагода Николай Максимович

сержант

стрелок-бомбардир

Лесной Илья Прокофьевич

ст. сержант

стрелок-бомбардир

Лукашенко Юрий Семенович

 

стрелок-бомбардир

Лукьяненко Прокофий Михайлович

ст. лейтенант

штурман полка, стрел.-бом.

Мамин Хасан Ахмедович

 

пилот, командир эскадрильи

Мартынов Василий Яковлевич

 

штурман эскадрильи

Мацокин Виктор Ефимович

 

пилот, зам. ком. эскадр.

Муратов МанибулаКаюмович

 

авиамеханик

Плахов Иван Ефимович

лейтенант

пилот, зам. ком. эскадр.

Почивалов Иван Федорович

ст. сержант

пилот

Русских Иван Васильевич

 

пилот, командир эскадрильи

Савицкий Федор Максимович

 

пилот

Самойленко Борис Григорьевич

 

стрелок-бомбардир

Серегин Иван Иванович

 

пилот

Терновой Николай Иванович

лейтенант

стрелок-бомбардир

Удовиченко Григорий Андреевич

 

пилот

Шевандо Евгений Сергеевич

ст.лейтенант

стрелок-бомбардир

Ящук Анатолий Николаевич

ст. политрук

военком 1 эскадрильи

Военнослужащие 209 ББАП, выявленные по наградным документам

1

2

3

Аврамчик Григорий Николаевич*

лейтенант

стрелок-бомбардир

Антоненко Афанасий Васильевич

старшина

авиамеханик

Артамонов Александр Алексеевич

ст. лейтенант

пилот

Башкирцев Борис Александрович*

мл. лейтенант

пилот

Беглов Иван Алексеевич

мл. лейтенант

пилот

Березин Александр Георгиевич*

лейтенант

пилот, ком. звена

Билкун Василий Евтихиевич

ст.политрук

секретарь партбюро полка

Борисов Пётр Семёнович

ст. тех.лейт.

авиамеханик

Быков Василий Егорович

мл. тех.лейт.

авиамеханик

Гончаров Павел Матвеевич*

сержант

пилот

Григорьев Андрей Кузьмич

лейтенант

нач. связи эскадрильи

Григорьев Михаил Александрович

мл. лейтенант

штурман звена

Дейнекин Павел Иванович*

лейтенант

стрелок-бомбардир

Дзуцев Михаил Гаврилович*

лейтенант

зам.ком. эскадрильи

Калющенко Михаил Дмитриевич

ст.лейтенант

стрелок-бомбардир

Кожняков Яков Фёдорович*

мл. лейтенант

пилот

Котович

капитан

пилот, ком.полка (1941г.)

Крикотин*

   

Кукушкин Николай Иванович

мл. лейтенант

стрелок-бомбардир

Кульбак Алексей Власович*

майор

пилот,ком.полкас 07.1942 г.

Мазин Александр Михайлович*

лейтенант

стрелок-бомбардир

Мирошниченко Григорий Герасимов.*

мл. лейтенант

пилот

Павлов Сергей Филатович

бат. комиссар

воен. комиссар полка

Пономарёв Поликарп Андриянович

военинж. 3р.

ст.инженер полка

Руденко Павел Иванович

лейтенант

стрелок-бомбардир

Сайтхонов Галиван Галиулинович

воентех. 1 р.

авиамеханик звена

Самочкин Анатолий Васильевич

лейтенант

ком.звена

Серов Игорь Александрович

ст. сержант

механикэлектрооборудов.

Стефанович Ростислав Адамович

ст. лейтенант

пилот, адъютант эскадрильи

Тишевский Дмитрий Тимофеевич

мл. лейтенант

стрелок-бомбардир

Трофимов Николай Алексеевич

лейтенант

пилот

Труш Владимир Иванович

мл. лейтенант

стрелок-бомбардир

Чехляд Михаил Сергеевич*

лейтенант

стрелок-бомбардир

Чеченко Михаил Никитич

ст. лейтенант

штурман полка

Шалдин Михаил Павлович

лейтенант

стрелок-бомбардир

Шкуренко Георгий Алексеевич

ст. лейтенант

пилот, ком.звена

Щербина Дмитрий Акимович*

ст.лейтенант

штурман эскадрильи

Якупов Анвар Сарварович

мл. лейтенант

пилот

Яценко Иван Николаевич

ст. лейтенант

пилот, зам. ком.эскадрильи

* — военнослужащие бывшего 97 ББАП

Военнослужащие 209 ББАП, выявленные по спискам безвозвратных потерь

1

2

3

Астахов Александр Иванович

мл. лейтенант

пилот

Брилев Константин Степанович

лейтенант

стрелок-бомбардир

Бушуев Валентин Дмитриевич

мл. лейтенант

пилот

Бычков Максим Степанович

лейтенант

младший летнаб

Волошинский Петр Аксентьевич

лейтенант

стрелок-бомбардир

Горелов Николай Григорьевич

лейтенант

нач. связи эскадрильи

Малыгин Владимир Николаевич

лейтенант

младший летнаб

Михалкин Василий Давыдович

лейтенант

стрелок-бомбардир

Петров Сергей Васильевич

лейтенант

стрелок-бомбардир

Поляниченко Николай Андреевич

сержант

стрелок-бомбардир

Селянко Василий Григорьевич

сержант

стрелок-бомбардир

Соловьев Афанасий Фёдорович

лейтенант

командир звена

Томилло Владимир Иванович

лейтенант

стрелок-бомбардир

Хнычкин Виктор Никитович

лейтенант

стрелок-бомбардир

Холкин Иван Петрович

политрук

воен. комиссар эскадрильи

Военнослужащие 209 ББАП из других источников (документами не подтверждено)

Гуща Александр Иосифович

майор

зам. Командира 209 ББАП

Дмитриенко Андрей Петрович

 

пилот

Герои Советского Союза, воевавшие на самолете Су-2 в 97-ом и 209-ом ББАП

Фамилия И.О.

Звание, где награжден

Когданагражден

Вылетов на Су-2

1

Мейлус И. И.

капитан, 958-й ШАП

23.02.1945

132

97-й, 209-й ББАП, 44-я ОКАЭ

2

Верхоланцев В. А.

майор, 98-й ОРАП

15.05.1946

147

209-й ББАП, 45-я ОКАЭ

3

Говорухин Л. А.

майор, 525-й ШАП

15.05.1946

99

209-й ББАП

4

Самочкин А. В.

лейтенант, 289-й БАП

27.03.1942

183

289-й,209-й ББАП, 1-я гв. ОКАЭ

5

Яцковский С. В.

капитан, 164-й ГвОРАП

18.08.1945

6

97-й ББАП

В 1942 г. производство Су-2 прекратили. Задачи ближних бомбардировщиков стали выполнять бронированные штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2.

12 сентября 1942 года 209 ББАП был расформирован.

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 2. Корректировщики.

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 3. Корректировщики-разведчики.

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 4. «Мирная» жизнь боевой части.

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (14.01.2017)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017