Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [147]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 1.

Одна из многих. История в/ч 40598.
бомбить, штурмовать, корректировать, разведывать для блага Родины

Исторический взгляд сына участника войны на биографию в/ч 40598

Вступление

В последние годы появилось желание ознакомиться с историей авиационной части, начавшей и закончившей свою судьбу на территории БССР, части, которая впоследствии (14.10.1942 г.) получила наименование 44 отдельная корректировочная авиационная эскадрилья (44 ОКАЭ), части, которая в 50-е годы стала первой в БССР освоившей вертолётную технику — 89 окраэ, части, где в сентябре 1943 г. начал служить на фронте лётчиком мой отец. Но до этого в течение многих тяжёлых, кровавых, героических, трагических месяцев его предшественники во славу Родины начали героическую историю этой части.

Часть 1
Предшественники. Патриоты-бомбёры.

Начало войны стало серьезным испытанием для ВВС Красной Армии. Внезапно напавший враг нанес огромный урон нашим авиационным соединениям. Особенно сильно пострадали части, находившиеся в Западном особом военном округе (ЗапОВО).


Дислокация ВВС Западного ОВО, июнь 1941 года.

Война застала 97 ближнебомбардировочный авиаполк (ББАП) в стадии окончания формирования. На этот момент, в июне 1940 г., из личного состава полка 13 лётчиков было переучено на Су-2, а в 1 квартале 1941 г. 97 ББАП получил авиационную технику. Более того, согласно плана переучивания лётного состава частей ВВС Красной Армии на новую авиационную технику, 97 ББАП был определён как центр для переучивания на самолеты Су-2 ближнебомбардировочных полков, расквартированных на территории Западного особого военного округа. К началу войны 97 ББАП (командир полка — майор Е.Л. Иванцов), входивший тогда в состав 13 бомбардировочной авиадивизии (БАД), базировался на Бобруйском аэродроме. Дата 22.06.1941 г. и фигурирует в армейских документах как дата окончания формирования 97 ближнебомбардировочного (а в первые полгода войны название полков менялось — ближний, скоростной, наконец, просто бомбардировочный) авиаполка. В то время полк имел на вооружении 50 самолетов Су-2, однако 14 из них еще находились на 389-м складе, были собраны, но передать летному составу их не успели, и противнику удалось захватить эти бомбардировщики на аэродроме Бобруйск.


Самолеты Су-2 97-го ББАП на захваченном немцами аэродроме Бобруйск.

Уже во второй половине дня 22 июня 1941 г. бомбардировщики Люфтваффе, расправившись с приграничными аэродромами, нанесли удары по тыловым аэродромам ЗапОВО, в том числе и по Бобруйскому. Командование 13 БАД уже утром первого дня войны приняло меры для разгрузки Бобруйского аэродрома, в результате чего боеготовые самолеты 97 ББАП перелетели на запасной аэродром Миньки. Поэтому потери Су-2 от налетов оказались незначительными. Приведя в боевое состояние самолеты, 97-й ББАП с полевого аэродрома Миньки (юго-восточнее Бобруйска) на третий день войны начал наносить бомбовые удары по наступающим соединениям 2-й танковой группы.

В оперативной сводке начальнику штаба дивизии по данным на 20 часов 45 минут сообщалось: «…самолеты [полка] трижды атаковали танковую колонну фашистов по дороге Кобрин — Картуз-Береза — Синявка. <…> В течение дня произведено 34 самолетовылета <…>. Сброшено 162 бомбы <…>. Отмечено 10 прямых попаданий [по цели]. При налете на противника потеряно 10 самолетов». Среди не вернувшихся (пропавших без вести) были экипажи в составе Агарков Д. В. - Горовой В. К., Овчинников П. А. - Габеев Б. У.

Наиболее напряженный бой произошел в полдень 26 июня, когда 25 Су-2 с высоты всего 300 м бомбили танковую колону около г. Слонима. Не имея истребительного прикрытия, бомбардировщики сами активно вели воздушный бой. Экипажи доложили об уничтожении пяти Мессершмиттов, из которых два были на счету старшего политрука Шаронова и еще один — штурмана его экипажа лейтенанта Засорина. За 26 июня 97-й ББАП, произведя 34 вылета, лишился 14 самолётов: десять было сбито в бою, два разбились при посадке, а ещё два были сданы в ремонт из-за технических неисправностей. Девять пилотов погибли, один получил ранение и 14 пропали без вести.

Су-2
Су-2 97 ББАП, июнь 1941 г.

К первым числам июля 1941 г., выполнив 146 боевых вылетов, 97-й ББАП (согласно отчёта штаба полка), уничтожив огромное количество наземной техники противника, а также 14 немецких истребителей, утратил боеспособность. 07.07.1941 г. оставшихся в строю летчиков, штурманов, механиков, оружейников, мотористов и штаб полка вывели в 10 запасной авиаполк (ЗАП) на переформирование.

После переформирования в конце августа полк приступил к боевым действиям на Брянском фронте. Характер боевой работы и тактика применения самолётов 97-го ББАП мало изменились по сравнению с началом войны: авиаторы сбрасывали на фашистов бомбы с высоты 700–1600 метров с последующим обстрелом целей из пулеметов, разбрасывали над районами расположения германских войск выпускаемые Главным политическим управлением Красной Армии листовки. К сожалению, часто ставилась задача действовать по району, что приводило к низкой эффективности, поскольку конкретных целей экипажи не получали.


Иванцов Е.Л.
Фото https://pamyat-naroda.ru/

Наиболее напряженная работа отмечалась 2 сентября, когда были выполнены 47 вылетов. Пять экипажей не вернулись в тот день домой. 10 сентября вражеские истребители подбили Су-2 командира полка майора Е.Л. Иванцова (командир полка в период с 08.1940 г. по 10.09.1941 г.), но тяжело раненный летчик сумел дотянуть до своего аэродрома.

Вот что писала по этому поводу газета «Сталинский сокол» за 21 сентября 1941 года: «Недавно авиачасть майора тов. Иванцова выполняла ответственное задание по уничтожению фашистских танков и пехоты. Товарищ Иванцов решил вести своих питомцев на цель в районе М. «Сталинские соколы» появились точно над объектом и отлично выполнили боевую задачу. Вражеские подразделения были застигнуты врасплох.

Возвращаясь, авиачасть тов. Иванцова приняла бой с фашистскими истребителями. Но меткий огонь наших штурманов вскоре заставил уйти «восвояси» немецких летчиков. В бою сильное повреждение получил самолет, пилотируемый тов. Иванцовым, майор был ранен.

За свою многолетнюю практику тов. Иванцову приходилось не раз встречаться с трудностями, преодолевать опасности. И на этот раз закаленный в боях за Родину командир напряг все свои силы. Более 150 км он вел свою машину одной рукой. Вот и родной аэродром. Первым искусно приземлился Евдоким Лазаревич Иванцов. Встречавшие подошли к самолету.

Такая машина могла вернуться только под управлением художника своего дела, настоящего мастера-летчика. Именно таким является тов. Иванцов. Эти качества упорно приобретают и все летчики авиачасти майора.»
(Примечание – после тяжёлого ранения Иванцова врид командира полка стал нач. штаба 97 ББАП майор Иванов Александр Николаевич)

После длительного лечения Евдоким Лазаревич вернулся в строй и участвовал в боевых действиях до 30.04.1944. После этого времени подполковник Иванцов был назначен командиром 550 бао в ТуркВО.

С 1.09 по 28.09.41 г. экипажи переформированного 97 полка совершили 562 вылета, в основном уничтожая противника, в том числе и танкистов Гудериана, в районе н. п. Стародуб, Почеп, Глухов; с сентября 1941 г. полк входил в состав 61-й смешанной авиадивизии Брянского фронта (61-я САД с сентября по октябрь 1941 года была передана в состав ВВС Брянского фронта 1-го формирования, с 10 ноября по 24 декабря 1941 года — в составе ВВС  Юго-Западного фронта, в периодс 24 декабря 1941 года по 8 февраля 1942 года 61-я САД входила в состав ВВС Брянского фронта 2-го формирования — после этого срока она была расформирована).

Потери самолетов 97-го ББАП в сентябре были существенно ниже, чем летом. По донесению ВВС Брянского фронта на 30 сентября 1941 г. полк имел в своём составе:
— Су-2 — 15 шт. (в т. ч. исправных — 10 шт.),
— У-2 — 1 шт.,
— лётчиков, пилотов — 27 чел.,
—летнабов, стрелков–бомбардиров — 24 чел.,
— инженеров — 3 чел.,
— техников/механиков — 60 чел.,
— мл. авиамехаников — 62 чел.
Готовность для выполнения боевой задачи днём оценивалась в 20 экипажей, ночью — 0.

Успешную боевую работу полка в сентябре отметили в газете «Сталинский сокол» за 26 сентября 1941 года военком 97 ББАП батальонный комиссар Н. Бакланов и секретарь партбюро части А. Воронцов: «О размерах боевых действий нашей части в войне с германским фашизмом можно судить хотя бы по тому, что за последний месяц летчики больше 400 раз бомбили позиции и ближние тылы противника... ...Замечательными подвигами отмечен боевой путь старшего лейтенанта–большевика Золочевского. Подразделение, которым он командует, за последние 24 дня совершило 147 боевых вылетов. Без единой потери со своей стороны летчики нанесли врагу огромный урон...»

Кроме боевых действий экипажи полка для поднятия патриотического духа населения принимали участие и в праздничных мероприятиях 7 ноября 1941 г., когда две девятки Су-2 97-го ББАП, ведомые старшим лейтенантом Поздеевым Петром Ильичём, адъютантом эскадрильи, участвовали в воздушном параде в г. Куйбышеве, посвященном годовщине революции. Безупречно выдержав строй над городом и импровизированными трибунами с руководством страны (Сталин оставался в Москве, но филиал Совнаркома и большинство наркоматов перебазировались в Куйбышев), авиаторы заслужили благодарность маршала К.Е. Ворошилова.

Из состава 97-го полка ряд военнослужащих личного состава были награждены за летне-осенний период в конце 1941 г. и начале 1942 г.

НАГРАЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 97 БЛИЖНЕБОМБАРДИРОВОЧНОГО ПОЛКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1941 Г. И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1942 Г.

В феврале 1942 г. в 97-м ББАП на бомбардировщиках смонтировали десять направляющих для пуска реактивных снарядов РС-82 и проверили в боях на Брянском фронте. 


Су-2 с десятью подвешенными под крыло реактивными снарядами

После нескольких успешных штурмовок летчикам дважды объявлял благодарность командующий ВВС 3-й армии генерал-лейтенант Г.П. Кравченко.

В мае 1942 г. сражавшийся на Брянском фронте 97-й ББАП потерял во время бомбёжки вражеского аэродрома г. Ельца почти все Су-2 и в результате (в т. ч. и такого события) 97-й ближнебомбардировочный авиационный полк очередного формирования (существовал с 24 декабря 1941 года по 25 мая 1942 года в составе ВВС Брянского Фронта 2-го формирования) был расформирован.

Оставшиеся машины и личный состав были переданы для усиления 209 ББАП, который также из-за потерь проходил неоднократно переформирования. В составе действующей армии находился:

— 22.06.1941 г.-27.06.1941 г.;

— 24.07.1941 г.-20.08.1941 г.;

— 22.09.1941 г.-12.09.1942 г.

209-й ББАП в составе 28 Су-2 во второй половине июля вступил в бои на Западном фронте. Этой лётной части вместе с другими полками ВВС фронта пришлось в неимоверно трудных условиях отбивать начавшееся немецкое летнее наступление. Это был первый полк военного времени, который сформировали в 10-м ЗАП (по другим сведениям при 135 ББАП) в районе Харькова. К 1 апреля 1941 г., согласно плана ВВС КА, полк должен был перебазироваться на аэродром в г. Смоленск на расквартирование и в 1 квартале 1941 г. должен был получить авиационную технику. Однако к 22.06.41 г. полк фактически базировался на аэродромах Балбасово и Бецкое, имел 25 самолетов Су-2 (из них 1 неисправный) и всего три боеготовых экипажа.

С первых дней войны входил в состав 12 БАД, а с июля 1941 г. действовал в составе 63 САД. В боях на подступах к г. Воронежу сильная и активная истребительная авиация Люфтваффе нанесла тяжёлые потери многим нашим полкам, но 209-й ББАП сохранил боеспособность. Сражавшиеся бок о бок с Су-2 штурмовые полки или понесли большие потери (например, 503-й ШАП), или имели много неисправных самолётов(218-й и 874-й ШАП).

В одном из вылетов героический подвиг совершил экипаж в составе командира эскадрильи 209-го ББАП капитана Мамина Х.А. и штурмана эскадрильи лейтенанта Мартынов В. Я. Когда 25 июля над вражеским аэродромом Боровская его бомбардировщик был зажжен, летчик направил горящий Су-2 в гущу вражеских машин. В огне сгорели и краснозвездные самолеты, поскольку, отступая, советские войска оставили на этом аэродроме среди другой техники и семь Су-2 из 97-го ББАП.

С 24.07.1941 г. полк в составе 63 САД переведён на Юго-Западный фронт. Но и авиаторам 209-го ББАП приходилось непросто в условиях отступления. Достаточно сказать, что полк начал бои в составе 208-й ночной БАД, затем его оперативно подчинили 205-й авиадивизии, а в середине июля 1942 г. ввели в состав 223-й БАД (примечание – в этот период с 16.07.1942 до момента расформирования, авиаполк начинают именовать 209 БАП), затем опять в 208 НБАД Воронежского фронта. К сентябрю в части сохранилось 20 Су-2. Все экипажи выполнили на данном типе самолета от 55 до 170 боевых вылетов. За боевую деятельность 83 человека личного состава полка были награждены орденами и медалями.

Личный состав авиаэскадрильи 209 БАП, созданной из состава 97 ББАП, Воронежский фронт, 25.09.1942
Фото https://vk.com/albums-92754602

209 ббап

Фото офицеров 209 бомбардировочного авиационного полка 19.09.1942 г.
Сидят на земле слева направо: пилот ст. сержант Сандухадзе М.Н, штурман мл. л-т Лесной И.П., штурман л-т Кукушкин Н.И., нач. связи АЭ л-т Калачев И.С., пилот л-т Верхоланцев В.А., …, зам. ком. 1 АЭ к-н Плахов И. Ефим, пилот мл. л-т Удовиченко Г.А.
2-ой ряд слева направо: …, второй — штурман полка ст. л-т Лукьяненко П.М., ком. 1 эскадрильи к-н Королёв Н.Н., ком. полка майор Кульбак А.В., Герой Советского Союза пилот ст. л-т Самочкин А.В., Герой Советского Союза штурман мл. л-т Кобылянский И.А., военком полка бат. комиссар Павлов С.Ф., военком 1 эскадрильи ст. политрук Ящук А.Н., нач. штаба полка майор Кириченко И.В.
В 3-м ряду пятый справа ком. звена ст. л-т Гусев А.П.
Фото из семейного архива Лесного И.П. — http://waralbum.ru/


Пилоты и штурманы 209 ББАП на фоне Су-2. Слева направо: Лагода Н.М., Мацокин В.Е., Гусев А.П., 5-й слева Лесной И.П., 6-й Калачев И.С., 10-й Говорухин Л.А., 12-й Шевандо Е.С., крайний справа Косынкин А.К.

Слева направо: Е.С. Шевандо (погиб 16 февраля 1942 г.), И.В. Русских (погиб 21 июня 1942 г.), Л.А. Говорухин (Герой Советского Союза, после войны генерал-майор авиации)
Фото и информацию предоставил Леонид Мацокин — http://wio.ru/

Очень эффективным считало советское командование рейд пятёрки Су-2, ведомых ст. лейтенантом В. А. Верхоланцевым (впоследствии, 15.05.1946 г., стал Героем СССР), на ж. д. станцию Курск 1 мая 1942 г. Несмотря на сильный зенитный огонь, наши бомбардировщики точно поразили цель. Неприятельский склад вспыхнул — пожар бушевал трое суток.

209-й ближний бомбардировочный авиационный полк – с 3 апреля 1942 года по 12 мая 1942 года передан в состав 2-й Воздушной Армии.

209 ББАП на фронте выполнял задачи по бомбардировке, штурмовке, разведке переднего края противника и объектов в глубине обороны, кроме того, операции бомбёжки сопровождались выбросом тысяч листовок. В составе 209 ББАП в этих операциях принимали участие около 10-12 экипажей из расформированного 97 ББАП (Дзуцев-Щербина, Чантурия (в других источниках Чантурин)-Мазин, Мирошниченко-Хапаев, Башкирцев-Шпаков, Кожняков-Гришин, Гончаров-Аврамчик, Березин-Чехляд, Мейлус-Дейнекин, Первой-Капаев, Крикотин и другие).

Командирами полка были: врид комполка капитан Матишев Н.В. ( .07– .08.1940 г.), полковник Виноградов Н.С. (.11.40–12.07.1941), капитан Котович Б.А. (15.07.1941–15.12.1941 г.), Герой Советского Союза майор Артамонов В.И. (15.12.41– 03.05.1942 г.), майор Кульбак А.В. (24.05.1942–08.10.1942 г.)


Матишев Н.В.

Виноградов Н.С.

Котович Б.А.

Артамонов В.И.

Кульбак А.В.
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ 209-ГО ББАП

Герои Советского Союза, воевавшие на самолете Су-2 в 97-ом и 209-ом ББАП

Фамилия И.О.

Звание, где награжден

Когданагражден

Вылетов на Су-2

1 Верхоланцев В. А. майор, 98-й ОРАП 15.05.1946 147 209-й ББАП, 45-я ОКАЭ
2 Говорухин Л. А. майор, 525-й ШАП 15.05.1946 99 209-й ББАП

3

Кобылянский И. А. сержант, 289–й БАП 27.03.1942 145? 289-й, 209-й ББАП, 45-я ОКАЭ

4

Мейлус И. И. капитан, 958-й ШАП 23.02.1945 132 97-й, 209-й ББАП, 44-я ОКАЭ

5

Самочкин А. В.

лейтенант, 289-й БАП

27.03.1942

183

289-й, 209-й ББАП, 46-я ОКАЭ, 1-я гв. ОКАЭ

6

Яцковский С. В.

капитан, 164-й ГвОРАП

18.08.1945

6+6

97-й ББАП

7 Голубев В. М. ст. лейтенант, 285-й ШАП
майор, 58-й ГвШАП(285 ШАП)
12.08.1942

24.08.1943
7 209 ББАП

Слева направо: Верхоланцев В.А., Говорухин Л.А., Мейлус И.И., экипаж Героев Самочкин А.В. и Кобылянский И.А., Яцковский С.В.


Голубев В. М.

Из состава 209 ББАП в начале 1942 г. к званию Героя Советского Союза также представлялись: командир звена Арешкович Пимен Елисеевич, стрелок-бомбардир звена Барсуков Михаил Антонович, штурман эскадрильи Лукьяненко Прокофий Михайлович, стрелок-бомбардир Тишевский Дмитрий Тимофеевич, но вместо звания Героя получили ордена Красной Звезды. Медаль «Золотая Звезда» не получил и пилот Почивалов Иван Фёдорович — он был награжден орденом Красного Знамени. Не были удостоены награды за огненный таран Мамин и Мартынов.

В 1942 г. производство Су-2 прекратили. Задачи ближних бомбардировщиков стали выполнять бронированные штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2.

12 сентября 1942 года был подписан приказ о расформировании 209 БАП.

(Продолжение следует)

Автор: Борис Дайтер
Соавтор: Александр Шматов

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 2. Корректировщики.

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 3. Корректировщики-разведчики.

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 4. «Мирная» жизнь боевой части.

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (14.01.2017)
Просмотров: 5366 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2023