Понедельник, 11.12.2017, 12:25
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Саша
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 3.

Корректировщики-разведчики.

151-й корректировочно-разведывательный Новгородский орденов Суворова III степени и Кутузова III степени отдельный авиационный полк


Дайтер М.А.

По воспоминаниям лётчика полка Дайтер Моисея Абрамовича: «В дни, когда Советские войска успешно громили немецко-фашистские войска, когда фашистское командование пыталось во чтобы то ни стало приостановить атакующую силу Советской Армии наше Верховное Командование, с целью нанесения мощных ударов по отступающему фашистскому зверю, с целью более активной борьбы с артиллерией и техникой противника приняло решение объединить мелкие корректировочно-разведывательные авиаэскадрильи в отдельные самостоятельные корректировочное-разведывательные полки. Эти части должны были успешно выполнять любые задачи по корректировке и разведке поставленные артиллерийским командованием. К одним из таких полков, созданных в этот период относится и наш, 151 ОКРАП...»

На основании директивы Генерального штаба Красной Армии и приказа по 14-й Воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта на базе 44-й отдельной корректировочной авиационной Новгородской эскадрильи (приказ 14-й Воздушной армии № 00114 от 3 июня 1944 года) на аэродроме Старина Псковской области с 30 июня начал формироваться 151-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный полк.

Основное вооружение полка составляли по штату самолеты:
Ил-2 — 21 самолет;
Ла-5 — 10 самолетов;
По-2 — 5 самолетов.
Всего 36 самолетов.

Однако, в формировании 151 ОКРАП принимали участие и другие авичасти — это 59 ОКАЭ, плюс добавление в виде 3-й истребительной эскадрильи из состава 254 ИАП и звена ночных корректировщиков-разведчиков и связи (лётчики звена частично из состава 557 отдельной армейской авиационной эскадрильи связи 54 армии) и штаба полка. Кроме собственного истребительного прикрытия помощь полку часто оказывал 845 ИАП.

Ла-5ФН
Ла-5ФН 3-й эскадрильи 151 ОКРАП. Фото из архива Коновалова А.В.

По-2

По-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик). Самолет предназначался для выполнения ночной корректировки огня артиллерии и ночной артиллерийской разведки. Над верхним крылом видна мачта антенны радиостанции РСИ-4.

Из воспоминаний Дайтер М.А.: «Командиром полка был назначен командир 44 ОКАНЭ подполковник Золочевский Ю.М.
В период до 5 июля 1944 г. полк в основном был сформирован и началась упорная работа по подготовке личного состава и техники полка к предстоящим решающим боям за Прибалтику. В это время наши наступающие войска были остановлены на рубеже Псков-Остров-Н. Ржев по реке Великая и далее по оз. Чудское. Здесь немцы выстроили новую, хорошо оборудованную линию обороны. Эта линия явилась последней надеждой Гитлера на удержание в своих руках всей Прибалтики. Командованию 3-го Прибалтийского фронта необходимы были точные данные о подготовке немцев к обороне, о возведении укреплений, об артиллерии, танках, другой технике и живой силе фашистов. За несколько дней с большими трудностями весь передний край на глубину до 26 км был разведан и сфотографирован. Наше командование получило много ценных данных об обороняющемся противнике, его линиях укреплений, его артиллерии.

20 июня 1944 г. началось наступление на Ленинградском, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах и наши корректировщики сразу же включились в боевую работу. В течение первого дня наши экипажи подавили десятки батарей противника, корректировали [огонь нашей артиллерии] по технике и скоплению противника, за что получили 16 благодарностей от Командования артиллерии фронта.

11 июля 1944 г. наши части овладели г. Остров, 22 июля древним городом Псков, открыв тем самым путь в Советскую Прибалтику, куда и устремились наши войска.

Необходимо отметить, что корректировщики всегда делали своё дело. Если, скажем, нельзя было корректировать, то мы вели разведку отступающего противника. Но были и такие дни, когда приходилось отсиживаться на аэродроме из-за сильных воздушных боёв над линией фронта.

За образцовое выполнение заданий при подготовке операций на рубеже Псков-Остров приказом от 11 июля 1944 г. 151 ОКРАП был удостоен благодарности от Верховного Главнокомандующего».

На аэродромах базирования в составе полка активно работало фотоотделение, которое производило работу по обслуживанию фотоаппаратуры и обработке фотоматериалов с целью получения ценной информации для штабов.

Фотоотделение
Фотоотделение 151 ОКРАП

 

В состав отделения входило несколько девушек, окончивших Военно-авиационное разведывательное училище. Вот их имена: Елена Смиренникова, Ирина Шлейникова, Е.Говердовская, Раиса Шленкевич, Вера Куликова, Е.Терехова.

Из воспоминаний Е.М. Тереховой: «Наше отделение 151-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка называли «пчелиным ульем» на колесах, а наших девушек — «пчелками». Вот не успел приземлиться самолет, а мы уже слетаемся к нему за кассетами с фотопленками: скорее их на обработку! Жужжат проявочные машины. Быстрее сушить, печатать! Почти мокрые отпечатки крепятся кнопками к планшетам — торопят дешифровщики. Ничего не пропустить — подсчитать, где и сколько танков, самолетов, машин, артиллерийских средств и живой силы противника! Постороннему глазу ничего не разобрать, но глаз разведчика распознает и замаскированные объекты.

Данные разведки ждут в штабе армии, они нужны артиллеристам, летчикам, корректировщикам. Расчет времени нашей работы идет на минуты, внимательность предельная, ведь от каждого вражеского объекта исходит смерть. Она, смерть, была рядом. Ни с чем не сравнить тревогу и напряжение, с которыми мы ждали пилотов. «Летели» к ним, когда они благополучно возвращались, а когда кто-нибудь не возвращался, давали волю девичьим слезам.

Шли вперед наши войска, без промедления перебазировался по трудным фронтовым дорогам и наш «улей». И едва осматривались на новом месте, забывали обо всем, кроме пленки, отснятой часто в бою, с риском для жизни, в трудных условиях плохой видимости».

Фотоотделением командовал техник-лейтенант Лавров Семён Фролович. Кроме него в мужскую часть отделения входили Бор Б. С., Антипенко В. Г., Коновалов А. В., Дерунов Д. А., Иванов Е. Н., Котяткин Г. Н., Басов А. Н., Синицин И. А., Барбэ И. И., Торбяковский С., Калинин С. В., Приставко М. М., Фомичев А. И. и др.

Из воспоминаний Дайтер М.А.: «Шли дни, наши войска продвигались вперёд на запад и с каждым днём всё больше росло мастерство нашего лётного состава, доставлявшего ценные сведения фотографированием и разведкой войск противника артиллерийскому командованию фронта. Родина высоко оценила боевую работу лётного и технического состава нашего полка. И вот 18 августа состоялось вручение первых правительственных наград воинам полка.  Более 30 человек получили в этот день ордена и медали.

25 августа наш полк получил вторую благодарность от Верховного Главнокомандующего за участие в овладении г. Тарту. В начале сентября наши войска вновь осуществили прорыв обороны фашистов на р. Эмма-Йыги… Героизм и мужество в эти напряженные дни проявляли лётный и технический составы осуществляя полёты в течение целого дня, делая по 3-4 вылета на фото разведку и корректировку артогня по батареям, скоплению живой силы, железнодорожным станциям выгрузки и другим целям.

19 сентября 151 ОКРАП был обрадован третьей благодарностью от Верховного Главнокомандующего за участие в прорыве обороны противника и овладение г. Валга в составе войск 3–го Прибалтийского фронта. За Валгой вскоре освобождены города Валмиера, Цессик, Сигулда. Враг усилил сопротивление стянув все свои разрозненные части на оборону Риги. Полёты на разведку обороны Риги пришлось выполнять без прикрытия истребителями, так как наш аэродром был расположен на расстоянии 170 км от г.Рига, летать приходилось даже над морем. 23 сентября 1944 г. полку была поставлена задача сфотографировать оборону г.Риги. В эти дни хорошо показали себя экипажи Закирова-Лисицкого, Богословец-Носаненко, Воронина-Яцук и другие.

И вот 16 октября нашими войсками был освобождён г. Рига, а уже вечером Москва салютовала войскам, освободившим город, в том числе и 151 ОКРАП. Приказом Верховного Главнокомандующего полку была объявлена благодарность за участие в освобождении г. Рига. С взятием этого города боевые действия на 3-м Прибалтийском фронте прекратились, и полк получил месячный отдых.

И тут полк облетела радостная весть — за образцовые боевые действия при освобождении г. Риги 151 ОКРАП Указом Президиума Верховного Совета ССР от 31 октября 1944 г. был награждён орденом Кутузова III степени. В боях за Прибалтику 151 ОКРАП в период с 1 июня по 31 октября произвёл 678 боевых вылетов. Из них:

— на корректировку 181 б. в.,
— на разведку 151 б. в.,
— на фотографирование 84 б. в.,
— «на прикрытие» сухопутных частей 255 б. в.

За этот период было подавлено 145 артиллерийских батарей, произведена корректировка артогня по железнодорожным станциям и колонам противника. Сфотографировано 72 маршрута общей площадью 4513 кв. км, фоторазведкой обнаружено:

— артиллерийских батарей противника 545
— зенитных батарей 145
— минометных батарей 366
— орудий ПТО и ПА 268
— ДЗОТов 845
— пулемётных точек 5858
— зенитных орудий 83
В воздушных боях сбито 2 ФВ-190 и 1 МЕ -190.

21 ноября 1944 г. поступил приказ о передаче нашего полка 3-му Белорусскому фронту и уже 15 декабря 151 ОКРАП был на новом месте, в непосредственной близости от фашистского логова Восточной Пруссии — г. Кёнигсберга. Началась тщательная подготовка личного состава и материальной части к предстоящим боевым действиям на территории фашистской Германии.

И вот 20 декабря 1944 г. полк приступил к выполнению первой боевой задачи артиллерийского командования — разведке переднего края и артиллерийских группировок врага под Гумбиненом, Каттенау, Куссен, Пилькаллен, Гольден, Даркмен.»

1 января 1945 года на аэродроме Вирбалис Литовской ССР в соответствии с директивой 1-й Воздушной армии № 05/01914 от 30 ноября 1944 года полк реорганизуется в двухэскадрильный состав. Боевой состав 151 ОКРАП становится:
 

— одна эскадрилья на самолетах Ил-2 16 самолетов;
— одна эскадрилья на самолетах Ла-5 16 самолетов;
— управление полка на Ил-2 1 самолет;
— звено ночных корректировщиков на По-2 3 самолета;
— связные По-2 2 самолета.

Итого — 38 самолетов.

Из воспоминаний Дайтер М.А.: «Надо сказать, что в эти дни мы редко встречали противодействие со стороны авиации противника. 

Воспользовавшись этим, мы исключительно хорошо выполнили возложенную на нас задачу и дали артиллерийскому командованию ценнейшие сведения о расположении частей противника. Но зато досталось нам от зенитной артиллерии фашистов, в результате несколько наших самолётов были сильно побиты осколками зенитной артиллерии, а один из наших лётчиков Иван Данилович Богославец был смертельно ранен и умер от потери крови 12 января 1945 г.»

Воспоминания авиамоториста 1 АЭ В.И. Тиховодова из его послевоенного фотоальбома: «Аэродром Исланжи. Ил-2 идёт на посадку. Сел, развернулся и выключился мотор, а лётчик не выходит. Это младший лейтенант Богословец привёл подбитую машину на свой аэродром и благополучно произвёл посадку. После посадки он потерял сознание. У лётчика в полёте была отбита полностью ступня одной ноги и нога привязана ремнём к педали самолёта. От полученного ранения и большой потери крови Иван Богословец в госпитале скончался».

Из воспоминаний Дайтер М.А.: «14 января 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. После длительной артиллерийской и авиационной подготовки наши войска стремительно двинулись вперёд, громя на своём пути хвалённые немецкие части на их же земле.

В первые же дни наступления было занято более 600 городов и населённых пунктов. И как радостно было нам узнать от наземного командования, что, воспользовавшись нашими данными фото и визуальной разведки советская артиллерия во время артподготовки уже подавила более 60 артбатарей фашистской артиллерии, миномётов и дотов. А наши корректировщики продолжали устранять препятствия продвижения наших войск. Не обошлось и тут без потерь:18 января 1945 г. в воздушном бою был сбит и погиб младший лейтенант Зрюмов Иван Васильевич. Зенитной артиллерией и истребителями врага было сбито ещё несколько наших экипажей, в том числе младшего лейтенанта Урбановича Василия Даниловича, которые попали в плен к фашистам. И впоследствии, после освобождения нашими войсками в результате наступления из плена, они вернулись в свою часть.

25 января 1945 г. наш полк получил пятую благодарность от Верховного Главнокомандующего за участие в овладении городом Тильзит в составе войск 3-го Белорусского фронта.

 4 февраля 1945 г. наши войска продолжая наступление овладели городами Ландсберг и Бартенштайн и подошли вплотную к осиному гнезду фашистской Пруссии — Кёнигсбергу. На очереди был штурм города, укрепленного сетью железобетонных фортов, большим количеством дотов, дзотов и разными огневыми установками. Каждый дом в городе был укреплён. Враг, обречённый на гибель, отчаянно сопротивлялся.

6 апреля 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта начали взламывать оборону вокруг города, а 8 апреля уже ворвались в город.

Лётный состав нашего полка при подготовке к операции вскрыл оборону Кёнигсберга и в процессе продвижения наших войск вели разведку и корректировали огонь по неподавленным и ожившим вражеским артиллерийским батареям, а они часто были установлены в подвалах домов и отыскивание их представляло большую трудность, я бы сказал, хитрость; но приобретённый в предыдущих боях опыт помогал в выполнении самых трудных задач. И 11 апреля пала хвалёная немецкая крепость!»

Из письма зам. командира 1 АЭ Е.Ф. Кондратьева В.И. Тиховодову в 1988 году: «Этот вылет мне хорошо запомнился. После того, как не вернулись с боевого задания два экипажа, вылетевшие один за другим, я попросился полететь на это задание с капитаном Моисеенко Никодимом Гавриловичем. Надо было скорректировать огонь по вражескому артдивизиону, который своим огнём остановил наступление наших танков и пехоты в районе посёлка Бладнау, западнее Кёнигсберга. Этот район был насыщен множеством зениток, обойти которые было нельзя. Пришли к цели противозенитным маневром. Дали две поправки нашим артиллеристам. Уже когда цель была накрыта в самолёт попали пять снарядов. Было повреждено управление, нарушена связь по радио, отбита одна сторона стабилизатора и рулей высоты. Прилетел с трудом. На посадке использовал подтягивание на моторе, т. к. аэродинамического качества рулей не хватило. Удалось посадить самолёт на колёса и удержать его на пробеге. Инженер Д.И. Пинчук показал потом тягу руля высоты: вместо трубы диаметром в 20 мм осталась перемычка в 5 мм. На этом и прилетел… И это меньше, чем за месяц до конца войны.»

Ил-2 Ил-2

Фотографии из альбома Виктора Игнатьевича Тиховодова. На обратной стороне первой фотографии текст: «Это наш самолёт! Это мы за ним «ухаживали» до тех пор, пока он был сфотографирован. Это он, в руках к-на Кондратьева и к-на Моисеенко, весь разбитый благополучно добрался и сел на свой аэродром Дамерау, где, после заруливания на стоянку, он развалился пополам. На снимке: на переднем плане с-т Снетков, на заднем плане сержант Тиховодов.»

Из воспоминаний Дайтер М.А.: «Большую работу проделал 151 ОКРАП по уничтожению немецкой группировки на Земландском полуострове.

В боях под Пиллау 24 апреля был сбит экипаж Кучугурина Вас[илия] Степанов[ича] и  Денисова Юрия Петровича.

В период боёв за Кёнигсберг и Земландский п[олуостро]в особенно возрос авторитет нашего полка на
3-м Белорусском фронте.

За активные боевые действия и проявленное мужество при этом в боях на Земландском полуострове и за овладение портом Пиллау полк получил шестую благодарность от Верховного Главнокомандующего.

Это были последние бои в Великой Отечественной войне.

9 мая 1945 г. нас потрясла радостная весть – окончена война, заключено перемирие. Фашистская Германия капитулировала! Как-то не верилось, что это — действительность. Беспредельна была радость личного состава. В боях с врагом наши лётчики и штурманы показали беспримерную доблесть, мужество и героизм.

28 мая 1945 г. был получен Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении полка за операции по завоеванию Восточной Пруссии орденом Суворова III степени. Это было большой радостью для личного состава молодого полка, созданного всего лишь год назад.

За время боевой работы 151 ОКРАП в Восточной Пруссии было совершено 646 боевых вылетов, из них:
на Ил-2 — 408,
на Ла-5 — 161,
на По-2 — 77.
В том числе боевых вылетов:
на корректировку — 272 ,
на фотографирование — 56,
на воздушную разведку — 127.

Личный состав 151 ОКРАП за время боевых действий получил 142 ордена и свыше 400 медалей».

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ ИЗ ЛИЧНОГО СОСТАВА 44 ОКАЭ И 151 ОКРАП ЗА УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПЕРИОД 1941-1945 гг.

После взятия г. Кёнигсберга 9 апреля 1945 года, и до Победы в войне 9 мая 1945 года, 151 отдельный корректировочно-разведывательный авиаполк продолжал дислоцироваться на аэродроме вблизи г. Дамерау. Позднее (25.07.1945 г.) он передислоцировался на аэродром в с. Уречье Слуцкого района (Бобруйской) Минской области БССР.

(Продолжение следует)

Автор: Борис Дайтер
Соавтор: Александр Шматов

ФОТОАЛЬБОМ В/Ч 40598

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 1. Предшественники. Патриоты-бомбёры.

Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 2. Корректировщики.

 Одна из многих. История в/ч 40598. Часть 4. «Мирная» жизнь боевой части.

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (28.01.2017)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017