Недавно на аэродроме Боровая прошло «крайнее» рабочее совещание личного состава Минского аэроклуба ДОСААФ. Его начальник Николай Мочанский подвел итоги восьмидесятитрехлетней деятельности авиаторов на этом знаменитом месте, а потом… дал команду подчиненным на перевод авиационной техники к новому месту дислокации — на аэродром Липки. Именно сюда перебазировался Минский аэроклуб ДОСААФ. В обозримой перспективе аэродром Боровая будет застроен современными жилыми комплексами.
Боровая — место историческое
Сегодня Минский аэроклуб уже находится в Липках — на аэродроме совместного базирования авиации Министерства по чрезвычайным ситуациям и ДОСААФ. На Боровой осталось несколько воздушных судов, которые выполняют обзорные полеты, обеспечивают прыжки с парашютом спортсменов и платные прыжки для всех желающих.
Аэродром совместного базирования авиации МЧС и ДОСААФ в Липках
На прежнем месте пока остается и музей авиационной техники под открытым небом. Будет он действовать на Боровой до 2020 года: музейные экспонаты — более сорока самолетов и вертолетов разных поколений — застройке Боровой жилыми комплексами пока не мешают. А новые экспонаты теперь сразу везут в Липки. Так, там недавно появился списанный Су‑24.
У многих авиаторов и жителей столицы Боровая еще долго будет ассоциироваться с прославленным Минским аэроклубом ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. Ведь аэроклуб служил, работал, летал здесь целых 83 года. Жизнь тысяч авиаторов прошла в «спарке» с ним. Тут летчики и парашютисты учились летать и прыгать, приводили сюда своих детей и внуков.
Это место, где появлялись и росли династии людей, влюбленных в небо, здесь создавались семьи. Например, член ДОСААФ абсолютный чемпион мира по классическому парашютизму заслуженный мастер спорта Республики Беларусь Олег Фомин именно в аэроклубе встретил будущую жену парашютистку Оксану (спортсменка, призер многих международных соревнований).
Самолеты Ан-2 Минского аэроклуба ДОСААФ на стоянке аэродрома в Липках
Именно на аэродром Боровая нанес визит 21 июня 2014 года Президент Республики Беларусь Александр —Лукашенко, чтобы поздравить личный состав Минского аэроклуба —ДОСААФ с 80‑летием со дня образования этой славной организации.
Согласитесь, эта память дорогого стоит. Она осталась не только в людях, но и в том же яблоневом саду, заботливо взращенном руками фронтового летчика Ильи Иосифовича Проваторова (проработал в аэроклубе более 50 лет, уволился в возрасте 94 лет) и его коллег. Память живет и в березках, посаженных здесь нашими земляками — летчиками-космонавтами генерал-полковниками авиации в отставке Владимиром Ковалёнком и Петром Климуком, а также полковником Олегом Новицким. И вспоминать можно еще очень и очень многое, дорогое тысячам людей, но факт перевода воздушной гавани в иное место уже свершился. Время диктует свои правила.
В Липках — «полет» европейского уровня
Аэродром Липки находится всего в полутора километрах от Минской кольцевой дороги. Чтобы перебазировать туда аэроклуб, его пришлось реконструировать. Последние два года в Липках шла активная стройка. За это время здесь был построен новый комплекс зданий, включающий в себя учебно-административные и бытовые помещения. Созданы хорошие условия для размещения и подготовки спортсменов по авиационным видам спорта — парашютному, вертолетному и авиамодельному. На новом месте есть медицинская часть, склад парашютной техники, кабинеты для инструкторов и спортсменов, спортивный зал для тренировок зимой, раздевалки и душевые для спортсменов. Одним словом, созданы все условия для нормального цикла занятий.
Парашютные прыжки в Липках сейчас не выполняются: прыгать здесь сложно и небезопасно. Особенно так называемым перворазникам. Скорее всего, местом десантирования станет площадка вблизи деревни Масловичи, расположенной неподалеку.
Строителями была обновлена взлетно-посадочная полоса, построены отапливаемый ангар для авиатехники, вертолетные и самолетные площадки, новые рулежные дорожки. Появилась и автоматическая метеостанция, что очень важно.
— Равных этому аэродрому не будет в Европе! — без тени сомнения утверждает Николай Мочанский. — Мы собрали здесь все лучшее, что только возможно. Теперь не надо много ходить — 15 минут до вертолета, до парашютного класса, до авиамодельной мастерской. В отличие от Боровой, мы здесь предусмотрели три авиамодельных корда — теперь есть возможность проводить крупные международные соревнования по авиамодельному спорту.
Аэродром сможет принимать самолеты малой авиации. По мнению заместителя председателя Центрального совета ДОСААФ по авиации полковника запаса Андрея Горбатовского, пилоты уже сейчас могут подавать заявки и летать: этот аэродром круглосуточный и круглогодичный. 725 метров взлетно-посадочной полосы позволяют выполнять взлеты и посадки легким и сверхлегким воздушным судам.
Станция заправки топливом техники на аэродроме в Липках во время строительства
— Благодаря нашему инвестору закуплено самое современное светотехническое и радиотехническое оборудование. Оно позволяет осуществлять взлет и посадку при видимости 100 метров нижней границы облаков, — говорит Андрей Анатольевич. — Это значит, что здесь соблюдены все условия безопасности полетов гражданской авиации.
Реконструкцию аэродрома в Липках провела компания ООО «Астодевелопмент», застраивающая жилыми комплексами Боровую. Стоимость проекта оценивается в сумму около 10 миллионов долларов.
Новый комплекс административно-хозяйственных-построек Минского аэроклуба ДОСААФ в Липках
Вполне возможно, что со временем в Липках можно будет обеспечить систематический таможенный и пограничный контроль. Теоретически это возможно и сейчас. Для международного полета нужно подать заявку, и в Липки приедут работники органов пограничной службы и таможни. Для них в аэроклубе предусмотрено специальное помещение.
В просторных отапливаемых ангарах в Липках можно разместить несколько воздушных судов
На сегодняшний день компания ООО «Астодевелопмент» изучает вопросы дальнейшего благоустройства аэродрома в Липках.
Андрей Дроб, капитан 2 ранга запаса, начальник пресс-центра ДОСААФ, фото автора
Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины"
|