Недавно на уже упоминавшемся на нашем сайте «Международном военном форуме» была начата новая тема под названием «Эпизод Пинск». В ней ведётся публикация и анализ немецких фотографий, сделанных летом 1941 года на территории пинского аэродрома Жабчицы.
Этот, весьма профессиональный и содержательный разбор пока коснулся, к сожалению, почему-то лишь самолётов СБ из состава ВВС РККА и до сих пор не затронул машин морской авиации. А ведь именно в Жабчицы в июне 1941 года, буквально перед самой войной было перебазировано из Петрикова единственное подразделение военно-морской авиации на территории Западного особого военного округа – 46-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилия ВВС ВМФ, организационно входившая в состав Пинской военной флотилии (о ней нами на данном сайте планируется отдельная публикация – см. анонс). На вооружении 46 ОРАЭ состояло 16 самолётов-разведчиков Р-10, а так же по два УТИ-1 и УТИ-4 и по одному РП-5 и У-2.
Учитывая, что к началу войны самолёты этой эскадрилии ещё не сменили старые бортовые опознавательные знаки морской авиации (пятиконечная красная звезда с кругом посредине) на стандартную «просто звезду», любая немецкая фотография «морского» Р-10 однозначно относится к 46 ОРАЭ на пинском аэродроме Жабчицы. А таковых в нашей коллекции к настоящему времени собралось уже более десятка, так что мы с вами смело можем отправляться на своеобразную фотоэкскурсию по «морскому сектору» пинского аэродрома Жабчицы лета 1941 года.
Впрочем, сами немцы начали её ещё в том же, 1941 году, когда в иллюстрированных пропагандистских изданиях Третьего Рейха появилась цветная фотография, на которой некий медик Люфтваффе ножом вырезает с борта «морского» Р-10 эту самую «морскую звезду». Из этой фотографии можно извлечь только то, что данный самолёт уже имеет значительные повреждения обшивки - первоначально серебристого цвета.
На следующей «серии» немецких фотографий – «морской» Р-10 уже зелёной окраски. Любопытно, что на первой по времени фотографии
мы видим вдалеке перед ним лежащие некие обломки, в то время, как на следующей
там же ясно видны стоящие в беспорядке ещё два «зелёных» Р-10. К сожалению, третья по времени съёмки фотография этой машины
сделана уже с другого ракурса.
Ещё несколько «зелёных» Р-10 мы видим на других немецких снимках. На одном из них
на переднем плане запечатлена машина с полностью содранной с обеих сторон обшивкой вертикального руля хвостового оперения. Это красноречиво говорит о том, что немецкие «любители русских сувениров» содрали именно эти участки обшивки, так как на них должны были быть «морские звёзды», номера или некие эмблемы. Справа за этим самолётом виден другой «зелёный» Р-10, а слева вдалеке – ещё два таких же, а так же единственный состоявший на вооружении 46 ОРАЭ самолёт У-2.
Те ж четыре «зелёных» Р-10 мы видим на следующей фотографии
но они являются как бы фоном для главного её «героя» - серебристого Р-10 с ясно различимой эмблемой на хвосте – изломанной молнией красного цвета. Позволим себе предположить, что это была личная машина командира эскадрилии майора Михаила Моисеевича Кравченко.
|
Этот же самолёт более отчётливо виден на двух следующих фотографиях, причём – с обоих бортов. Почему-то в литературе эта машина приписывается к 7-му отдельному разведывательному авиационному отряду ВВС РККА. |
Ещё один «серебристый» Р-10 носил на хвостовом оперении красную цифру «7»
Очевидно, что именно он же фрагментарно был запечатлён немцами на трёх следующих фотографиях
причём на последней из них «красная семёрка» уже аккуратно вырезана немцами с киля. На этих снимках обращает на себя внимание импровизированная маскировка этой серебристой машины сеном, набросанным на плоскости и хвостовое оперение. Очевидно, что это было срочно сделано после первого налёта немецкой авиации на аэродром Жабчицы, последовавшего утром 22 июня 1941 года…
И, наконец, на последней известной нам сегодня немецкой фотографии с «морского сектора» пинского аэродрома Жабчицы мы видим целую «линейку» самолётов бывшей 46 ОРАЭ.
В ней – сразу четыре Р-10: три «серебристых», а четвёртый (слева) – «зелёный». У одного из «серебристых» на хвостовом оперении с трудом читается красная «тройка», а отличительным признаком другого – самого правого – является тёмный (красный?) капот мотора (впрочем, и у Р-10 «с молнией» он тоже, скорее всего, не серебристого, а некого, более тёмного цвета). Справа между машинами Р-10 стоит зелёный учебный самолёт УТИ-4 (один из двух состоявших на вооружении 46 ОРАЭ), а слева – «приблудившаяся» откуда-то в Жабчицы «прилётная» «Чайка» - И-153. Очевидно, что все эти машины были специально собраны немцами в «линейку» на краю поля, чтобы не мешать использованию этого аэродрома уже третьими по счёту – после поляков и «советов» - хозяевами.
Какие же первичные выводы мы можем сделать из анализа приведённых нами выше фотографий советских самолётов в «морском секторе» пинского аэродрома Жабчицы? Во-первых, в 46 ОРАЭ ВВС ВМФ состояли машины сразу двух окрасок – зелёной (не менее 4) и серебристой (не менее 3). Самолёты 46 ОРАЭ имели «морские звезды» на фюзеляжах и красные номера на стабилизаторах (немецкими фотографиями документально подтверждено наличие «тройки» и «семёрки»), но, по меньшей мере, один из самолётов эскадрилии вместо хвостового номера имел эмблему – красную молнию.
Будем надеяться, что наши коллеги с «Международного военного форума» помогут нам в поиске других немецких фотографий самолётов 46 ОРАЭ, и тогда мы сможем продолжить нашу фотоэкскурсию по «морскому сектору» аэродрома Жабчицы.
2011 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)