Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [157]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [1]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Пинский аэродром Жабчицы: немецкая фотоэкскурсия по "морскому сектору"
ПИНСКИЙ АЭРОДРОМ ЖАБЧИЦЫ
НЕМЕЦКАЯ ФОТОЭКСКУРСИЯ ПО «МОРСКОМУ СЕКТОРУ»

Недавно на уже упоминавшемся на нашем сайте «Международном военном форуме»  была начата новая тема под названием «Эпизод Пинск». В ней ведётся публикация и анализ немецких фотографий, сделанных летом 1941 года на территории пинского аэродрома Жабчицы.
Этот, весьма профессиональный и содержательный разбор пока коснулся, к сожалению, почему-то лишь самолётов СБ из состава ВВС РККА и до сих пор не затронул машин морской авиации. А ведь именно в Жабчицы в июне 1941 года, буквально перед самой войной было перебазировано из Петрикова единственное подразделение военно-морской авиации на территории Западного особого военного округа – 46-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилия ВВС ВМФ, организационно входившая в состав Пинской военной флотилии (о ней нами на данном сайте планируется отдельная публикация – см. анонс). На вооружении 46 ОРАЭ состояло 16 самолётов-разведчиков Р-10, а так же по два УТИ-1 и УТИ-4 и по одному РП-5 и У-2.
Учитывая, что к началу войны самолёты этой эскадрилии ещё не сменили старые бортовые опознавательные знаки морской авиации (пятиконечная красная звезда с кругом посредине) на стандартную «просто звезду», любая немецкая фотография «морского» Р-10 однозначно относится к 46 ОРАЭ на пинском аэродроме Жабчицы. А таковых в нашей коллекции к настоящему времени собралось уже более десятка, так что мы с вами смело можем отправляться на своеобразную фотоэкскурсию по «морскому сектору» пинского аэродрома Жабчицы лета 1941 года.
Впрочем, сами немцы начали её ещё в том же, 1941 году, когда в иллюстрированных пропагандистских изданиях Третьего Рейха появилась цветная фотография, на которой некий медик Люфтваффе ножом вырезает с борта «морского» Р-10 эту самую «морскую звезду». Из этой фотографии можно извлечь только то, что данный самолёт уже имеет значительные повреждения обшивки - первоначально серебристого цвета.
На следующей «серии» немецких фотографий – «морской» Р-10 уже зелёной окраски. Любопытно, что на первой по времени фотографии
мы видим вдалеке перед ним лежащие некие обломки, в то время, как на следующей
там же ясно видны стоящие в беспорядке ещё два «зелёных» Р-10. К сожалению, третья по времени съёмки фотография этой машины
сделана уже с другого ракурса.
Ещё несколько «зелёных» Р-10 мы видим на других немецких снимках. На одном из них
на переднем плане запечатлена машина с полностью содранной с обеих сторон обшивкой вертикального руля хвостового оперения. Это красноречиво говорит о том, что немецкие «любители русских сувениров» содрали именно эти участки обшивки, так как на них должны были быть «морские звёзды», номера или некие эмблемы. Справа за этим самолётом виден другой «зелёный» Р-10, а слева вдалеке – ещё два таких же, а так же единственный состоявший на вооружении 46 ОРАЭ самолёт У-2.
Те ж четыре «зелёных» Р-10 мы видим на следующей фотографии
но они являются как бы фоном для главного её «героя» - серебристого Р-10 с ясно различимой эмблемой на хвосте – изломанной молнией красного цвета. Позволим себе предположить, что это была личная машина командира эскадрилии майора Михаила Моисеевича Кравченко.
Этот же самолёт более отчётливо виден на двух следующих фотографиях, причём – с обоих бортов. Почему-то в литературе эта машина приписывается к 7-му отдельному разведывательному авиационному отряду ВВС РККА.
Ещё один «серебристый» Р-10 носил на хвостовом оперении красную цифру «7»
Очевидно, что именно он же фрагментарно был запечатлён немцами на трёх следующих фотографиях
причём на последней из них «красная семёрка» уже аккуратно вырезана немцами с киля. На этих снимках обращает на себя внимание импровизированная маскировка этой серебристой машины сеном, набросанным на плоскости и хвостовое оперение. Очевидно, что это было срочно сделано после первого налёта немецкой авиации на аэродром Жабчицы, последовавшего утром 22 июня 1941 года…
И, наконец, на последней известной нам сегодня немецкой фотографии с «морского сектора» пинского аэродрома Жабчицы мы видим целую «линейку» самолётов бывшей 46 ОРАЭ.
В ней – сразу четыре Р-10: три «серебристых», а четвёртый (слева) – «зелёный». У одного из «серебристых» на хвостовом оперении с трудом читается красная «тройка», а отличительным признаком другого – самого правого – является тёмный (красный?) капот мотора (впрочем, и у Р-10 «с молнией» он тоже, скорее всего, не серебристого, а некого, более тёмного цвета). Справа между машинами Р-10 стоит зелёный учебный самолёт УТИ-4 (один из двух состоявших на вооружении 46 ОРАЭ), а слева – «приблудившаяся» откуда-то в Жабчицы «прилётная» «Чайка» - И-153. Очевидно, что все эти машины были специально собраны немцами в «линейку» на краю поля, чтобы не мешать использованию этого аэродрома уже третьими по счёту – после поляков и «советов» - хозяевами.
Какие же первичные выводы мы можем сделать из анализа приведённых нами выше фотографий советских самолётов в «морском секторе» пинского аэродрома Жабчицы? Во-первых, в 46 ОРАЭ ВВС ВМФ состояли машины сразу двух окрасок – зелёной (не менее 4) и серебристой (не менее 3). Самолёты 46 ОРАЭ имели «морские звезды» на фюзеляжах и красные номера на стабилизаторах (немецкими фотографиями документально подтверждено наличие «тройки» и «семёрки»), но, по меньшей мере, один из самолётов эскадрилии вместо хвостового номера имел эмблему – красную молнию.
Будем надеяться, что наши коллеги с «Международного военного форума» помогут нам в поиске других немецких фотографий самолётов 46 ОРАЭ, и тогда мы сможем продолжить нашу фотоэкскурсию по «морскому сектору» аэродрома Жабчицы.
 
2011 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Бортстрелок (28.08.2011)
Просмотров: 6195 | Комментарии: 3 | Теги: АЭРОДРОМ, Жабчицы, Р-10, Пинск | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
1 Алексей  
На форуме scalemodels.ru написали, что этот Р-10 принадлежит 5 КАЭ ( корпусная ) 5 СК, 10А , г.Ломжа район Белостока.

Кто прав?

2 Алексей  
Извиняюсь, фото не вставилось - речь идет о Р-10 с молнией на ВО.

3 Саша  
Алексей, на форуме scalemodels.ru написали правильно, это Ломжа. Просто обсуждение этого материала шло в комментариях к новости,вот здесь,  а не в комментариях к статье.
Чтобы в дальнейшем не было путаницы, переношу сюда обсуждение темы:

Цитата
Дмитрий   (29.08.2011 22:06)
Константин, большинство фоток в статье, они не с Пинска, а с Ломжы, с ОКАЭ, на форуме информация была в мае примерно. Причем сделаны 3 июля 1941 года... и подписаны-Ломжа. Конечно, я полностью с Вами согласен что старый вариант написания ОЗ с кругом в ВМФ не отменили, однако и в эскадрильях связи и корректировки приписаных к сухопутным частям они тоже оставались судя по всему.

Бортстрелок   (30.08.2011 23:12)
Уважаемый Дмитрий!
Спасибо за комментарий! Я в курсе тех сообщений на МВФ, но не могу быть уверен везде в точности их идентификации, так как обсуждение во многом шло (как и на ВИФ2) на уровне предположений. Давайте конкретно разберём все примеры с "задниками".

Дмитрий   (31.08.2011 23:00)
Давайте, но как их выложить в комментарии? могу на майл скинуть, если к Вам дошел мой предыдущий.

Бортстрелок   (02.09.2011 00:28)
Согласно предоставленным мне уважаемым Дмитрием фото, четыре из них (в статье - по порядку с пятой по восьмую) сделаны действительно не в Жабчицах, а в Ломже, о чём ясно свидетельствуют надписи "Lomsa 3/7 41", ранее мне, к сожалению, не известные  "Под вопросом" также может быть последняя фотография материала, однако остальные я продолжаю идентифицировать именно как 46 ОРАЭ и Жабчицы.
Благодарю Дмитрия за присланные фото!

Дмитрий   (03.09.2011 12:49)
Ну вот и отлично! немного авиация Беларуси расставляется на свои места по 1941 году.
Наверняка вводить в заблуждение будет наличие звезд с кругом, которые судя по всему оставались не только в авиации ВМФ, но и в отдельных эскадрильях сухопутных войск, на которые "де-юрэ" , приказ по опознавательным знакам не распространялся.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024