Понедельник, 11.12.2017, 03:28
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Морская авиация в Беларуси

Морская авиация в истории Белорусии. Вместо вступления.
2010 © К.Б.Стрельбицкий
(Москва, Российская Федерация)

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ В ИСТОРИИ БЕЛОРУССИИ.
(1919 – 1991 годы)

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.

МБР-2…Работая над документами и материалами по истории участия советской авиации в событиях сентября 1939 года на территории Западной Белоруссии, я обратил внимание на интересный факт. В своих воспоминаниях о тех днях поляк Вацлав Чишек писал о советских гидросамолётах, посадку которых он наблюдал 27 сентября на озере Свитязь под Шацком (ныне – территория пограничной с Белоруссией Волынской области Украины). Такую «экзотику» на Шацких озёрах выдумать «на ровном месте» было просто невозможно, поэтому эти воспоминания сопровождались авторитетным комментарием известного польского историка Юзефа-Веслава Дысканта, что это было «поддерживающее действия советской Днепровской военной флотилии соединение гидросамолётов, ведущее боевые действия до конца сентября, преследуя отходящие на запад польские войска Отдельной оперативной группы «Полесье» и Группы Корпуса Пограничной Охраны». Однако из советских архивных документов мне хорошо было известно, что авиация Днепровской флотилии (о ней будет подробно рассказано ниже) в то время имела на вооружении только колёсные самолёты, и поэтому возник вопрос: чьи же именно это были гидросамолёты в глубинном Полесье? Ответ, точнее «подсказку» мне удалось найти так же в архиве, причём в документах … Белорусского особого военного округа. Хотя корпус этих документов предвоенного периода по понятным причинам сохранился в весьма и весьма неполном виде, но среди уцелевших мне удалось отыскать запрос «из центра» в Минск в адрес командующего авиацией, в котором ему предлагалось отчитаться о наличии в ВВС округа на 1 января 1940 года … морских ближних разведчиков МБР-2! Шла затяжная «Зимняя война» с Финляндией, и Действующие Армия и Флот сильно нуждались не только в людских, но и материальных пополнениях из внутренних военных округов. Тогда-то, очевидно, в Москве и вспомнили о существовании в Белоруссии некого небольшого подразделения – звено или группа из нескольких машин – гидросамолётов, предназначенных для использования на реках и озёрах Полесья и участвовавших в событиях сентября 1939-го. В неожиданно тяжёлой войне с «белофиннами» эти машины нужнее были на море, для которого они собственно и создавались, и в том же году «белорусские гидросамолёты» были переданы ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Так как на 22 июня 1941 года ни одного МБР-2 в составе ВВС Западного особого военного округа уже не было, то, очевидно, что именно таков был финал советской «армейской гидроавиции» в Белоруссии…
…История же «настоящей» морской авиации на территории современной Республики Беларусь гораздо более обширна и весьма интересна, однако почему-то до сих пор не нашла своего исследователя. Многолетняя научно-исследовательская работа с документами военных архивов (РГАВМФ в Санкт-Петербурге, бывший АО ЦВМА в Москве, ЦАМО в Подольске) позволяет мне сегодня первому выступить с публикацией по данной проблеме.
Под понятием «морская авиация» я понимаю любое подразделение Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота, имевшее на вооружении как специфические морские летательные аппараты (поплавковые гидросамолёты, летающие лодки, самолёты-амфибии), так и обычные самолёты с колёсным шасси. Исключением, отдельно рассматриваемым в нашей работе, являются подразделения морской авиации ВМФ Польши, базировавшиеся в 1928 – 1939 годах на территории тогдашней Западной Белоруссии. Военно-воздушные силы Германии, базировавшиеся на временно оккупированной территории БССР в 1941 – 1944 годах, каких-либо морских самолётов здесь не имели.

Изложение материала будет вестись в соответствии с исторической хронологией по следующему плану:
1. Морская авиация первой Днепровской военной флотилии (1919 – 1920 годы)
2. Морская авиация второй Днепровской военной флотилии (1932 – 1940 годы)
3. Морская авиация Пинской военной флотилии (1940 – 1941 годы)
4. Морская авиация третьей Днепровской военной флотилии (1944 – 1947 годы)
5. Морская авиация Краснознамённого Балтийского флота в послевоенной Белоруссии
6. Польская морская авиация в Западной Белоруссии (1928 – 1938 годы)
Приложение 1. Типы самолётов морской авиации, базировавшиеся на территории Белоруссии в ХХ веке.
Приложение 2. Аэродромы и прочие пункты базирования морской авиации на территории Белоруссии в ХХ веке.
Категория: Морская авиация в Беларуси | Добавил: Саша (05.10.2010)
Просмотров: 2003 | Рейтинг: 2.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017