Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Исследование истории 1-ой отдельной учебной авиаэскадрильи ГВФ

1-Я ОТДЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ АВИАЭСКАДРИЛЬЯ ГВФ – ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

В июне 2022 года я опубликовал материал «1-я отдельная учебная авиаэскадрилья – неизвестная страница белорусской ГА». В нём была собрана вся доступная мне на тот момент информация из книг и Интернета про учебную эскадрилью ГВФ в Минске. Получилась небольшая история со множеством пробелов и противоречий. Я пришёл к выводу, что тема истории эскадрильи малоизучена и требуется привлечь архивные источники.


Слушатели 1-й ОУАЭ около Ил-12 перед учебным полётом

Большой массив документов по теме я обнаружил в фондах Национального архива Республики Беларусь. И начиная с июня 2022 года приступил к изучению истории подразделения по сохранившимся документам. Наверное, каждый исследователь, который только начинает изучать историю не по книгам и воспоминаниям, а по реальным документам, испытывает чувство эйфории. Открыв дела давно прошедших лет, которые до меня никто практически не использовал, я «перенёсся» в обстановку аэропорта Минск 40-х – 50-х годов XX века. Это был мой первый опыт исследования истории отдельного подразделения по архивам. Документы, как оказалось, содержат не только скупую информацию, статистику, сухие отчёты. По ним удалось узнать и про быт авиаторов, проблемы учебного процесса и лётной практики, познакомиться с выдающимися деятелями гражданской авиации Советского Союза и т.д.

За год были изучены документами из нескольких описей 1005 фонда НАРБ, а это более 30 дел и несколько тысяч листов, десятки часов, проведённых в архиве. Сегодня собранный материал находится в обработке. По нему мы планируем написать ряд статей, с которыми читатель сможет ознакомиться на сайте и в группе Вконтакте «Белорусский авиадневник». В этой статье я хочу ответить на несколько вопросов по эскадрилье, которые были заданы мной год назад, поделиться некоторой обобщающей информацией.
 

Что такое 1-я ОУАЭ ГВФ?

1-я ОУАЭ ГВФ – это учебное подразделение ГВФ, созданное в 1949 году в Минске, предназначенное для переподготовки пилотов лёгких самолётов типа По-2 на вторых пилотов тяжёлых самолётов Ли-2 для ГВФ в условиях стремительного роста парка двухдвигательных самолётов в Аэрофлоте. Кроме 1-й, была создана 2-я ОУАЭ в Киеве и 3-я ОУАЭ в Ростове-на-Дону. В дальнейшем эскадрилья перешла на другие типы воздушных судов и расширила направления переподготовки. Просуществовала эскадрилья до 1960 года.

 

Какие самолёт эксплуатировались в эскадрилье?

С января 1949 по июнь 1950 года – Ли-2.

С июля 1950 по апрель 1959 года – Ил-12.

С мая 1959 по октябрь 1960 – Ил-14.

В процессе работы качественный и количественный состав парка ВС менялся, по предварительным подсчётам через 1-ю ОУАЭ прошло 12 Ли-2, 12 Ил-12, 8 Ил-14. Одновременно в эскадрилье находилось не более 10 Ли-2, 8 Ил-12, 8 Ил-14.

 

Кого переучивали в 1-я ОУАЭ ГВФ?

Основной контингент – пилоты из лётных подразделений Аэрофлота всего СССР. Кроме того, в эскадрилье переучивались выпускники училищ, которые до этого прошли переподготовку с бортмехаников на пилотов. Дополнительно, в период сокращения ВВС – пилоты выпускники лётных военных училищ, которые летали на боевых самолётах и попавшие под увольнение. Единичный выпуск – работники училища ГВФ, переходящие на новый тип воздушного судна.

 

Какие направления переподготовки существовали в эскадрильи?

Переподготовка осуществлялась по нескольким направлениям в разные годы. Основные направления: переподготовка на вторых пилотов Ли-2, Ил-12, Ил-14, командиров кораблей Ил-12 и Ил-14. Далее представлен список различных вариантов переподготовки, которые мне удалось найти.

 

№ п/п

Должность до переподготовки

Должность после переподготовки

1

пилот По-2

второй пилот Ли-2

2

пилот По-2

второй пилот Ил-12

3

второй пилот Ли-2

второй пилот Ил-12

4

пилот Як-12

командир корабля Ил-12

5

лётчик Ил-28

второй пилот Ил-12

6

лётчик Ил-28

второй пилот Ил-14

7

второй пилот Ил-12

командир корабля Ил-14

8

второй пилот Ил-14

командир корабля Ил-14

9

Авиатехник

бортмеханик Ил-12

10

Радиооператор

бортрадист Ил-12

 

Как видно из таблицы, 1-я ОУАЭ готовила только лётные кадры. На инженеров и техников в эскадрилье не переучивали.

 

Где проходила теоретическая и практическая подготовка?

Теоретическая подготовка проходила в Минске на территории аэропорта. У эскадрильи имелось 3 класса, библиотека, преподавательская. Изначально это было деревянное здание, с 1958 года эскадрилье передали помещения в старом аэровокзале аэропорта. То есть помещений у эскадрильи было несколько, а не только 2 класса, как об этом говорилось в других публикациях.

Лётную практику проводили в аэропорту Минск (аэродром Лошица), но так как аэропорт был самым загруженным в БССР, использовали аэродромную инфраструктуру ГВФ и ВВС. Например – Пинск и Могилёв (аэропорты ГВФ), Будслав, Озеро, Борисов, Мир, Городец, Докторовичи (запасные аэродромы ВВС). Все аэродромы, за исключением Лошицы, имели грунтовую ВПП. Пинск и Могилёв имели связное и навигационное радиооборудование, на запасных аэродромах ВВС для связи и навигации использовали переносные радиостанции. Кроме того, тренировки по маршруту осуществляли как в пределах БССР, так и в соседние республики СССР. Слушатели летали в составе экипажей эскадрильи при выполнении учебных рейсов в соседние республики.

 

Как связаны между собой 7-й учебно-тренировочный отряд и 1-я ОУАЭ?

В 1946 году в Минске был создан УТО, так как ГВФ испытывал необходимость в повышении квалификации лётных и технических кадров. В 1948 году перед Белорусским управлением ГВФ поставили задачу организовать в Минске 1-ю ОУАЭ. Руководство БУГВФ взяло за основу нового подразделения УТО и использовало его личный состав, материальную базу для ОУАЭ. Первые месяцы 1949 года эскадрилья и УТО функционировали вместе, хотя имели свои штаты и планы работ. Командир у двух подразделений был один. Но по документам за 1949 год я нашёл отдельно приказы командира УТО и командира ОУАЭ, хотя подписаны они одним человеком. Помещения оба подразделения использовали одни и те же. Объединение учебных структур не было завершено и уже в январе 1950 года командир ОУАЭ передал УТО другому руководителю. Таким образом, эскадрилья и УТО хоть и были тесно связаны в 1949 году, не являлись одним подразделением.

 

Командиры 1-й ОУАЭ

Первым командиром эскадрильи с 1949 по 1954 год был Антохин Фёдор Васильевич, о котором мы недавно писали. Выдающийся лётчик гражданской авиации. Больше сведений о командирах ОУАЭ не было. Но, как выяснилось, у эскадрильи был и второй командир. В 1954 году Антохин перевёлся в Ленинград, а ему на смену пришёл его заместитель по лётной работе – Ползунов Василий Степанович. Личность также интересная, участник Великой Отечественной войны, командир самолётов Си-47 и Ли-2 в 40-е, победитель всесоюзного соцсоревнования в 1947 году, Герой Социалистического труда и Заслуженный пилот СССР в 70-е годы.

 

Причины расформирования эскадрильи

Основная причина – появление Кировоградской школы высшей лётной подготовки, которая взяла на себя функции 1-й ОУАЭ в 1960 году.

Сопутствующие причины:

  1. существенное изменение профиля и объёмов переподготовки лётных кадров в эскадрильи во второй половине 50-х годов по сравнению с 1949 годом;
  2. решённый вопрос массовой переподготовки пилотов лёгких самолётов на вторых пилотов в интересах ГВФ к середине 50-х;
  3. стеснённые условия работы 1-й ОУАЭ в аэропорту Минск, дефицит помещений, отсутствие собственной учебной аэродромной базы;
  4. трудности комплектования кадрами. После восстановления жилых помещений для работников гражданской авиации в Минске в 40-е годы, темпы строительства замедлились. Поэтому существовала проблема жилья для новых работников (в основном для инструкторов- командиров кораблей, бортмехаников и бортрадистов).

 

Значение 1-й ОУАЭ ГВФ в Минске в контексте истории гражданской авиации Беларуси и переподготовки лётных кадров. Выводы.

Работа отдельных учебных авиационных эскадрилий ГВФ в 50-е годы практически не отражена в публикациях. Тем не менее подобные подразделения внесли существенный вклад в развитие гражданской авиации СССР в 50-е годы.

Если говорить про 1-ю ОУАЭ, то за 12 лет работы было подготовлено более 1000 вторых пилотов на Ли-2, Ил-12 и Ил-14, более 100 командиров кораблей Ил-12 и Ил-14, а также 17 бортмехаников и 15 бортрадистов на Ил-12. Эти кадры обеспечили рост показателей перевозок Аэрофлота в 50-е годы.

Для белорусской гражданской авиации факт наличия учебной эскадрильи уникален. Ни до её существования, ни после на территории республики не занимались переподготовкой лётных кадров в таком количестве. История этого подразделения незаслуженно забыта, хотя я считаю, что об эскадрилье нужно знать и помнить так же, как и об учебно-тренировочном отряде (УТО-7) и о Минском авиационно-техническом училище гражданской авиации (сегодня Белорусская государственная академия авиации) и о других белорусских авиационных учебных заведениях.

В следующих статьях я расскажу про использование эскадрильей аэродромов на территории Беларуси и развитие учебной базы в аэропорту Минск. Рассмотрю вопросы развития парка воздушных судов, проблемы технического обслуживания, авиапроисшествия. Не останутся без внимания и проблемы набора слушателей в эскадрилью, их обучение и дисциплина, и многое другое.

Всеволод Тарасюк

Полная перепечатка материала возможна только при письменном согласии автора или администрации сайта. При цитировании обязательна прямая ссылка на материал.
 

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ "1 -Я ОТДЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ ГВФ"

1-я отдельная учебная авиаэскадрилья – неизвестная страница белорусской ГА

Аэродромы и учебная база 1-ой отдельной учебной авиаэскадрильи ГВФ

1-я оуаэ ГВФ. Парк воздушных судов, техническое обслуживание и ремонт, состояние безопасности полётов.

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (01.08.2023)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024