Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [140]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

1-я отдельная учебная авиаэскадрилья – неизвестная страница белорусской ГА

Белорусская гражданская авиация имеет богатую и интересную историю, которая насчитывает более 80-и лет. Несмотря на большое количество публикаций по теме, до сих пор остаётся много малоизученных и неизвестных страниц. Одной из таких можно считать историю 1-й отдельной учебной авиаэскадрильи (далее ОУАЭ). В книгах по истории, касающейся темы гражданской авиации Беларуси, 1-я ОУАЭ упоминается эпизодически и иногда содержит противоречивую информацию.

Впервые про 1-ю ОУАЭ было упомянуто в книге автора-составителя Виктора Андреевича Телякова «Сквозь облака и годы» в 2003 году. Далее про авиаэскадрилью упоминал в своей книге «История создания и развития гражданской авиации Беларуси 1933 - середина 1980 гг.» Николай Борисович Щавлинский. Из имеющейся в книгах информации можно составить следующую картину.

В 1949 году на базе учебно-тренировочного отряда (прим. в городе Минск) была организован 1-я учебная авиаэскадрилья, перед которой стояли задачи переучивания лётного и инженерного состава для работы на самолётах Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Курсантами авиаэскадрильи были авиаторы со всех управлений гражданского воздушного флота страны. Эскадрилья имела два класса и несколько самолётов для подготовки личного состава. Командиром 1-го ОАО (прим. скорее всего ОУАЭ) был назначен опытный лётчик Фёдор Васильевич Антохин [1, c.210]. В середине 50-х годов учебная эскадрилья была расформирована и вновь был образован 7-й учебно-тренировочный отряд (далее УТО) [1, с.211]. Утверждение спорное, так как выходит, что 7 УТО был образован вместо 1-й ОУАЭ. В книге Щавлинского Н.Б. имеется следующая информация: по состоянию на 1-е апреля 1953 года в составе Белорусского ТУ ГВФ имелись такие подразделения как 7-й Учебно-тренировочный отряд и 1-я Отдельная авиаэскадрилья в городе Минске (остальные подразделения в контексте повествования мы не указываем). Как видно из этой информации, эти два подразделения существовали одновременно, т.е. в середине 50-х годов 7-й УТО не был создан вместо 1-й ОУАЭ. Николай Борисович основывался на архивных данных, поэтому правильно будет основываться на его информации.

К сожалению, в книгах авторов, изучающих историю белорусской гражданской авиации не указаны причины расформирования 1-й ОУАЭ. В 2013 году вышла книга Телякова В.А. «Земля и небо рядом». Фактически книга представляет из себя переработанную и дополненную книгу «Сквозь облака и годы» 2003 года. Автор пересмотрел изложенную ранее информацию, однако тема 1-й ОУАЭ не претерпела изменения [3, с. 237-238].

Ещё одним из источников, который затрагивает тему 1-й ОУАЭ, является портал авторской авиационной фотографии russianplanes.net. На странице имеется хоть и небольшая, но всё же интересная информация. 1949 год – в Минске образована 1-я отдельная учебная АЭ Белорусского УГВФ для обучения пилотов на Ил-12. В октябре 1960 года – в связи с организацией Кировоградской ШВЛП ГВФ, 1-я ОУАЭ ГВФ была ликвидирована. Самолёты были переданы территориальным управлениям ГВФ, освободившийся личный состав трудоустроен в подразделениях Белорусского ТУ ГВФ [4]. Из этой информации видно, что 1-я ОУАЭ просуществовала с 1949 года по октябрь 1960 года, а причиной расформирования является организация Кировоградской школы высшей лётной подготовки гражданской авиации, которая была создана на базе Кировоградского военного авиационного училища лётчиков дальней авиации, после сокращения ВВС.

На авиационном форуме «Авиафорум» упоминается, что 28 июня 1960 года вышел приказ начальника ГУ ГВФ №343 о приёмке от Минобороны фондов и организации на их базе Кировоградской ШВЛП. Далее следует приказ №567 от 1960 года. В связи с организацией Кировоградской ШВЛП, 1-ю учебную авиаэскадрилью ГВФ ликвидировать. Командиру 1-й ОУАЭ самолёты эскадрильи (Ил-14) передать территориальным управлениям ГВФ, согласно ранее отданному приказанию. Начальнику Белорусского ТУ освободившийся личный состав ликвидируемой 1-й ОУАЭ трудоустроить в подразделениях БелТУ. Основной задачей Кировоградской школы высшей лётной подготовки ГВФ (КШВЛП) стала подготовка и переподготовка лётного состава [6]. Как видно из этой информации, функции 1-й ОУАЭ передавались КШВЛП в Кировоград.

В фондах Национального архива Республики Беларусь есть документы, касающиеся деятельности 1-й ОУАЭ с 1949 по 1959 год. Следовательно, существование 1-й ОУАЭ в данный период подтверждается документально. Также в Отчётах о наличии и состоянии самолётно-моторного парка в Белорусском ТУ ГВФ за 50-е годы (с 1954 года) есть информация о том, что в распоряжении 1-й ОУАЭ были самолёты Ил-12 до 1959 года, а в 1959 году 5 самолётов Ил-14. А на 1 января 1960 года в 1-й ОУАЭ было 7 самолётов Ил-14 [7, л.3]. В отчётах о наличии и состоянии самолётно-моторного парка в БТУ ГВФ на 1 января 1961 года 1-я ОУАЭ не числится. Из чего можно сделать вывод, что авиаэскадрилья была расформирована в 1960 году. Все Ил-14 на 01.01.1961 года числятся в 104 авиаотряде БТУ ГВФ, причём часть из этих самолётов ранее принадлежало 1-й ОУАЭ [8, л.3]. Этот факт также косвенно подтверждает расформирование авиаэскадрильи в 1960 году.

Из всего вышесказанного следует следующее, история 1-й отдельной учебной авиационной авиаэскадрильи является малоизученной темой в истории белорусской авиации. Требуется исследовать специфику деятельности авиаэскадрильи, структуру, количество переученных авиаспециалистов (лётчиков, инженеров, техников), эксплуатируемые воздушные суда, точные причины расформирования, связь 1-й ОУАЭ и 7-го УТО.


Командный состав 1-й ОУАЭ


Экипаж учебного самолёта Ил-12 1-й ОУАЭ. Фотографии взяты из книги В.А. Телякова «Сквозь облака и годы».

Всеволод Тарасюк

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Теляков, В. А. Сквозь облака и годы / В. А. Теляков. – Минск: ―Минская фабрика цветной печати. 2003. – 272 с.
  2. Щавлинский Н.Б. История создания и развития гражданской авиации Беларуси 1933 - середина 1980 гг. / Н.Б. Щавлинский. – Минск БГАТУ 2011. – 188 с.
  3. Теляков, В.А. Земля и небо рядом / В.А. Теляков. – Минск: – ЧУП «КАВАЛЕР». 2013 – 294 с.
  4. 1-я отдельная учебная АЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/airline/4592– Дата доступа: 11.06.2022.
  5. История Кировоградской ШВЛП, КЛШУ ГА И КВЛУ ГА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ecovd.ru/sng-goskorporacziya-po-orvd-v-rf/1nauka-i-obrazovanie-sssr-rf/istoriya-sozdaniya-klshu-ga/ – Дата доступа: 11.06.2022.
  6. Структура системы Аэрофлота в 70-80-е годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aviaforum.ru/threads/struktura-sistemy-aehroflota-v-70-80-e-gody.26240/ – Дата доступа: 11.06.2022.
  7. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 3. Д. 173.
  8. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 3. Д. 181.
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (12.06.2022)
Просмотров: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022