Минский аэроклуб Осоавиахима был создан в 1934 году Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР на базе планерной станции, функционировавшей в пригороде Минска – населённом пункте Медвежино. Обучение полетам проводилось на планерах УС-2 и УС-4. По мере поступления в аэроклуб самолётов У-2, начинается подготовка молодёжи на самолётах. В 1938г. в аэроклубе существовало два летных отряда.
31 октября 1939 года Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР аэроклубу присвоено персональное наименование дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца.
До начала Великой отечественной войны Минский аэроклуб произвел 7 выпусков будущих летчиков ВВС страны. В 1941 году после эвакуации в тыл Минский аэроклуб вошел в состав 10-й Военной авиашколы (в которую также входили воспитанники Гомельского и Харьковского аэроклубов), готовившей летчиков для фронта.
Послевоенное возрождение Минского аэроклуба началось в 1946 году. Лётная часть аэроклуба состояла из авиационного отряда первоначальной лётной подготовки (командир отряда А.М. Кремер), авиационно-спортивного отряда планерного и парашютного профиля (командир отряда Герой Советского Союза Е.С. Белявин) и авиационного звена поддержания техники пилотирования летчиков запаса (командир звена Ф.И. Лосев). Первый послевоенный выпуск курсантов с направлением в военные лётные училища произведен осенью 1947 года на самолётах По-2.
В 1948 году Минский аэроклуб в связи с расширением функций переименован в Центральный аэроклуб БССР. В 1964 году в связи с организационным совершенствованием авиации ДОСААФ СССР и предписанием аэроклубам только спортивных функций решением Центрального совета ДОСААФ СССР Центральный аэроклуб БССР переименован в Минский авиационно-спортивный клуб 1-й категории. В это же время, учитывая особенности использования воздушного пространства в районе полетов аэродрома «Боровая», летная подготовка спортсменов аэроклуба на самолетах, кроме звена парашютной подготовки, в этом же году была прекращена.
В октябре 1993 г. в связи с прекращением полномочий Федерации авиационного спорта СССР, представлявшей на международной арене авиационные виды спорта, Минский аэроклуб ДОСААФ переименован в Национальный аэроклуб Беларуси (НАК Беларуси) с целью вступления в члены ФАИ и получения соответствующих полномочий. В 1994 году НАК Беларуси был принят действительным членом Международной авиационной федерации, в результате чего белорусские команды и спортсмены ежегодно участвуют в соревнованиях по авиационным видам спорта, которые проводятся под эгидой ФАИ.
В 1997 году согласованным решением Военной академии Республики Беларусь и Республиканского совета БелОСТО Национальный аэроклуб Беларуси включен в систему летного обучения курсантов – будущих военных летчиков страны.
Согласно изменившемуся законодательству Постановлением Президиума Республиканского Совета БелОСТО от 22 июня 1999 г №3 Национальный аэроклуб Беларуси переименован в Центральный аэроклуб БелОСТО.
За послевоенные годы подготовлено 4 заслуженных мастера спорта СССР, 4 мастера спорта международного класса, 163 мастера спорта СССР, Чемпионы Мира, Европы и СССР, 585 спортсменов I-го разряда, более 15 тысяч II-го и III-го разрядов, двум работникам аэроклуба присвоено звание "Заслуженный тренер СССР" и пяти - "Заслуженный тренер БССР". Спортсмены аэроклуба семь раз завоёвывали звание чемпионов Мира, два раза чемпионов Европы и девять раз чемпионов СССР. Установлено 25 мировых и 30 Всесоюзных рекордов.
Многие годы Центральный аэроклуб ДОСААФ возглавляет подполковник запаса летчик 1-го класса Николай Петрович Мочанский, бесконечно преданный небу и авиации человек. По инициативе Николая Петровича на базе Центрального аэроклуба создан первый в Беларуси Музей авиационной техники под открытым небом. Открытие музея состоялось 4 июля 2009 года.
Учебно-спортивное учреждение «Центральный аэроклуб имени дважды Героя Советского Союза С.И.Грицевца» ДОСААФ Республики Беларусь предоставляет возможность принимать участие в обзорных полётах на вертолёте Ми-2, самолётах Як-52, Ан-2 и совершать прыжки с парашютом.
Использованы материалы с сайтов:
|