Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

Мой позывной - "Таран-21"

МОЙ ПОЗЫВНОЙ - "ТАРАН-21"
 

Представляем книгу майора в отставке Василия Глебовича Зверева "Мой позывной - "Таран-21", вышедшую в Минске в 2010 году.

В книге рассказывается о славном боевом пути, который прошел в годы Великой Отечественной войны 20-й истребительный авиаполк, впоследствии - 139-й гвардейский истребительный авиаполк, в котором служил и сам автор. Приводятся подробные данные практически о всех воздушных боях, проведенных летчиками этого полка.

 * * *

Василий Глебович Зверев родился в 1921 году в деревне Парфенково Дубровенского района Витебской области в крестьянской семье. Во время учёбы в педтехникуме в 1938 году поступил в Оршанский аэроклуб, где впервые поднялся в небо на самолете У-2 с полевого аэродрома у деревни Яковлевичи. По окончании обучения в аэроклубе в числе лучших воспитанников его направили на учебу в Одесскую военную школу летчиков-истребителей. Первым местом службы для Василия Глебовича стал 167-й истребительный авиационный полк. Через полгода поступил в Конотопское военное училище, где его и застала война.

С начала Великой Отечественной войны стремился попасть на фронт, но долгое время получал отказ. Его оставили в училище в качестве летчика-инструктора. Василий Глебович учил летать курсантов сначала на И-16, а потом и на новом самолете – Як-7. Попасть на фронт помог случай. В конце 1942 года Василий Зверев вместе с другими инструкторами получил приказ прибыть в Москву. Необходимо было перегнать на фронт американские самолеты, поступившие к нам по ленд-лизу. Пока инструкторы добирались до Москвы, группу уже сформировали и отправили. Но у летчиков появилась возможность отправиться на фронт. Просьбу Зверева удовлетворили, и он оказался в 20-м истребительном авиаполку 303-й истребительной авиационной дивизии. Первый свой боевой вылет Василий Зверев совершил в июле 1943 года. Основной задачей полка было прикрытие действий нашей бомбардировочной и штурмовой авиации.

19 августа 1943г. при выполнении боевого задания Василий Глебович был ранен и при приземлении на парашюте в бессознательном состоянии попал в плен к гитлеровцам. Месяц был в немецком плену. Бежал и продолжал летать с поврежденной рукой. Но плен долго аукался после войны. Из-за него так и остался старшим лейтенантом

Участвовал в освобождении Смоленщины, родной Белоруссии, в боях в небе Восточной Пруссии. Войну закончил командиром эскадрильи.

171 боевой вылет, из них 117 на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков, 27 воздушных боёв, 4 лично сбитых вражеских самолёта и 5 самолётов, сбитых в групповых боях при его участии - таков личный вклад Василия Глебовича в победу над фашизмом. Сам он своей главной заслугой считал то, что, будучи ведущим в группе, прикрывавшей действия бомбардировщиков и штурмовиков, не потерял ни одного из прикрываемых самолётов от огня истребителей противника.

Говоря о боевой деятельности лётчика Зверева, нельзя не упомянуть его участие в обучении особенностям полета на истребителях "Як" французских летчиков из полка «Нормандия - Неман», который в 1943 году вошел в состав 303-й авиационной истребительной дивизии.

В биографии летчика-истребителя Василия Зверева есть один малоизвестный факт. Именно Зверев на своем истребителе первым ворвался в небо Минска, когда город еще был оккупирован фашистами.

— Незадолго до освобождения Минска потерялась связь с группой разведчиков, которые на лошадях двигались по тылам противника. Надо было найти их и выбросить буй для связи, — вспоминает Василий Глебович. — Вылетел на задание, стал их искать. Вынырнув из одной плотной облачности, сразу же попал в другую. Лечу. По времени получается, что запас топлива израсходовал наполовину, а разведчиков так и не нашел. Вдруг облачность закончилась, и я попал в полосу чистого неба. Глянул вниз, и похолодело все внутри — подо мной Минск! Спрятаться от зениток некуда. Да немцы и не пытались открыть огонь, потому что были в шоке. Можно представить их состояние — над железнодорожным вокзалом, который находится под постоянным контролем ПВО, пролетает советский истребитель! Покружился над городом, запомнил все, что только мог, и назад. По пути еще обстрелял немецкую колонну. Свернул от шоссе в сторону леса. Через некоторое время нашел разведчиков, сбросил им буй для связи и — на базу. Доложил, что задание выполнил, а заодно рассказал о том, как пролетел над Минском...

Три ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны, медали «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией» - так оценила Родина боевую деятельность Василия Глебовича в годы Великой Отечественной войны.

В 1947 году в числе первых летчиков страны освоил и летал на первом реактивном самолете Як-15.

С 1949 г. работал в Минском аэроклубе на различных должностях. В последние годы активно участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи Республики Беларусь, являлся начальником клуба «Юный авиатор».

Василий Глебович Зверев скончался 9 июля 2012 г после продолжительной и тяжёлой болезни на 92-м году жизни.

* * *

Заявки на приобретение книги принимаются  на E-mail almer@tut.by и по телефону +375-29-7833-405. Книги имеются в наличии в Минске. Возможна отправка в другие города Республики Беларусь и другие страны. 


 Василий Глебович Зверев вручает книгу "Мой позывной - "Таран-21" Владимиру Васильевичу Ковалёнку 10 июня 2011 года на мероприятиях, посвященных 50-летию первого полёта в космос в Музее авиационной техники в Боровой.
Фото: Антон СУРЯПИН

 
Категория: Статьи | Добавил: Саша (27.02.2013)
Просмотров: 2255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024