Сегодня авиакомпания Белавиа отмечает 25 лет со дня образования. В данном обзоре предлагаем вспомнить основные вехи истории авиакомпании.
История авиакомпании Белавиа неразрывно связана с историей белорусской гражданской авиации, в частности с авиационными подразделениями, которые базировались в Минске в советское время. После развала Советского Союза на всём постсоветском пространстве начался переход от структуры объединённых авиаотрядов к авиакомпаниям. В 1993 году большинство авиационных предприятий гражданской авиации Беларуси вошли в состав Белорусского объединения гражданской авиации (БОГА) «Белавиа». Однако такая структура была признана малоэффективной и следующим этапом стала реорганизация объединения в несколько предприятий в том числе создание четырёх авиакомпаний. В 1996 году на базе нескольких минских предприятий, которые базировались в аэропорту Минск-2, была создана авиакомпания Белавиа. Кроме того, параллельно были созданы авиакомпании «Минскавиа», «Могилёвавиа» и «Гомельавиа».
Ту-154М авиакомпании Белавиа Фотография https://fotografersha.livejournal.com/537718.html
В наследство от БОГА «Белавиа» Национальной авиакомпании «Белавиа» достался парк самолётов Ту-134А, Ту-154Б-2, Ту-154М, около 30 бортов. Наличие данных воздушных судов позволило организовать рейсы в Европу, Африку, Азию и так далее.
12 августа 1997 года «Белавиа» стала действительным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Факт участия авиакомпании в организации означает то, что авиакомпания соответствует международным стандартам авиаперевозок.
В период с 1996 по 1998 год открываются новые рейсы, в том числе в Рим, Лондон, Пекин, Стамбул, Прагу.
В 1998 году часть воздушных судов авиакомпании «Минскавиа», а также личный состав переходит в авиакомпанию «Белавиа». Происходит слияние двух авиакомпаний. Парк ВС пополнили Ан-24Б/РВ, Ан-26, Як-40. «Белавиа» стала базироваться в двух аэропортах: Минск-1 и Минск-2.
Ан-24РВ авиакомпании Белавиа
В 2000 году в состав авиакомпании перешли Як-40 из «Могилёвавиа».
Наряду с пополнением флота самолётами других авиакомпаний происходил процесс списания, передачи в другие авиакомпании, продажи устаревших Ту-134А, Ту-154Б-2. Кроме того списывались невостребованные Ан-24 и Як-40.
Вопрос обновления парка стоял остро перед руководством авиакомпании и белорусской крылатой отрасли. Было рассмотрено множество вариантов. Одним из перспективных направлений в обновлении флота была покупка самолётов российского производства. К сожалению, в России так и не был налажен выпуск Ту-334, которые имели перспективу для гражданской авиации республики. Не был реализован проект модернизации Ту-134А в Ту-134М. В 1998 году был взят в лизинг самолёт Ту-154М (EW-85741).
Ту-154М EW-85741 в первоначальной ливрее
На фоне общего старения флота появилась проблема ограничения по выбросам и шумам для самолётов Ту-134А и Ту-154Б-2. С апреля 2002 года полёты данных типов в страны Европы был запрещён.
В результате авиакомпании пришлось пересмотреть сеть маршрутов, перераспределить ресурсы, а также активизировать поиск новых воздушных судов.
В 2002-2003 годах была проведена серьёзная работа по подготовке к эксплуатации самолётов Boeing 737-500. И уже в октябре 2003 года в Национальном аэропорту Минск приземлился первый Boeing, который был взят на условиях оперативного лизинга. Это стало историческим событием для авиакомпании и гражданской авиации Беларуси.
Первый Boeing 737-500 авиакомпании Белавиа
В 2002-2005 годах Белавиа начинает активно сотрудничать с зарубежными авиакомпаниями. В 2002 году заключено код-шеринг соглашение с «Автрийскими авиалиниями», в 2003 с «Air Baltic», в 2004 с «Аэрофлотом» и т.д.
В 2004 году был взят в лизинг ещё один Boeing 737-500.
К 2005 году из эксплуатации были выведены все Ан-24Б, Ан-26, Як-40, Ту-154Б-2 и уже в 2006 году в эксплуатации осталось 10 самолётов, что стало наименьшим значением за всё время.
В 2007 году были взяты в лизин 2 самолёта производителя Bombardier CRJ-100. Благодаря этому были выведены из эксплуатации Ан-24РВ – 1 борт, Ту-134А – 1 борт.
Взлёт CRJ-200LR авиакомпании Белавиа. Фотография MSQ.Spotter
Списанные Ан-24РВ 12 мая 2008 в Национальном аэропорту Минск. Фотография Darren Smith
С 11 февраля 2008 года у пассажиров, вылетающих рейсами из Москвы, появляется возможность покупки электронного авиабилета. Электронный билет показал явные преимущества перед бумажным билетом, особенно на таком маршруте как Москва – Минск.
14 февраля 2008 года произошла авария самолёта CRJ-100 в аэропорту «Звартноц» города Ереван. При взлете самолёт перевернулся и загорелся. К счастью, все находившиеся на борту остались живы.
В 2008 году был взят в оперативный лизинг самолёт Boeing 737-300. Самолёт имел большую вместимость по сравнению с 737-500.
Важным событием конца 2008 года является внесение «Белавиа» в регистр ИАТА как авиакомпании, соответствующей стандартам эксплуатационной безопасности (IOSA). Наличие сертификата IOSA подтверждает использование авиакомпанией передовых стандартов в области управления безопасностью полетов, определяет международный статус безопасного перевозчика, дает потенциал к расширению международного сотрудничества с ведущими авиакомпаниями мира, упрощает выход на новые рынки.
В 2009 году были полностью выведены из состава флота Ан-24РВ, Ту-134А. Также был выведен из эксплуатации один Ту-154М. На их смену пришли два CRJ-200 и два Boeing 737-300. Открывается новый рейс в Амстердам. 11 ноября 2009 года был приобретён первый электронный билет на сайте Белавиа в сети интернет. В конце года на бортах авиакомпании появляется бортовой журнал «Belavia OnAir».
5 сентября 2009 года. Буксировка Ту-134А EW-65149 в Национальном аэропорту Минск после последнего полёта. Фото: byavia.net, автор Авионик
В 2011 году годовой пассажиропоток впервые превысил 1 млн. пассажиров. Началась подготовка к эксплуатации самолётов бразильского производства Embraer.
В 2012 году авиакомпания приобретает в оперативный лизинг два Embraer ERJ-175. Надо отметить, что это были самолёты, поставленные прямо с завода. Компоновка ВС выбиралась с учётом требований авиакомпании. ERJ-175 стали первыми новыми самолётами западного производства, поставленные «Белавиа» прямо с завода. Кроме того, флот авиакомпании в период с 2008 года пополнялся самолётами Boeing 737-300, Boeing 737-500, CRJ-200.
Встреча первого Embraer 175 в Национальном аэропорту Минск в 2012 году. Фотография: Holiday.by
В 2014 году Национальная авиакомпания «Белавиа» реорганизована в ОАО авиакомпания «Белавиа». В мае 2014 года авиакомпания покупает в Бразилии 2 самолёта Embraer ERJ-195. В июне заключается соглашение о покупке трёх Boeing 737-800 с завода. В октябре авиакомпания заявялет о ребрендинге.
Посадка ERJ-195 в Минске в 2014 году
В 2015 году авиакомпания берёт в оперативный лизинг 2 Boeing 737-800. Пассажиропоток за 2015 год достиг отметки 2 млн. пассажиров.
Прилёт первого Boeing 737-800 в январе 2015 года. Фотография holiday.by
В 2016 году авиакомпания полностью выводит из эксплуатации все Ту-154М, организуются прощальные рейсы «Полёт ради полёта». В июне один из Boeing 737-300 был перекрашен в специальную окраску в стиле игры «World of Tanks». Самолёт получил прозвище «Танколёт». В августе в Национальном аэропорту Минск приземлился первый новый Boeing 737-800, который был окрашен уже в новой ливрее, до конца года было поставлено ещё 2 самолёта.
Встреча самолёта Boeing 737-800 в Национальном аэропорту Минск в 2016 году
Встреча первого «танколёта» в Национальном аэропорту Минск в 2016 году
Встреча самолёта Ту-154М во время проведения акции «Полёт ради полёта» Фотография https://fisher-y.livejournal.com/66531.html
В 2017 году продолжился процесс ребрендинга, были перекрашены несколько Boeing 737-300/500. За 2017 год было перевезено более 3 млн. пассажиров.
В 2018 году из Бразилии было поставлено 3 самолёта Embraer: один ERJ-175, два ERJ-195. Самолёты уже были окрашены в новую ливрею. Также в 2018 году был заключён договор на поставку самолётов Boeing 737-8MAX. В конце года был перекрашен ERJ-195 в окраску «World of Tanks» и получил название «Танколёт 2.0».
Презентация нового ERJ-175 в новой ливрее в ангаре авиационно-технической базы Белавиа. Фото: Фото: https://belavia.by/
Подписание соглашения на самолёты Boeing 737-8 MAX
Презентация нового Танколёта 2.0 в ангаре АТБ в декабре 2018 года Фото:Фото: mosty-zara.by
В 2019 году из эксплуатации были выведены два Boeing 737-300, один CRJ-100. В оперативный лизинг приобрели два Boeing 737-800, один ERJ-175, три ERJ-195. В 2019 году пассажиропоток достиг рекордного показателя в 4 млн. пассажиров.
24 декабря авиакомпания "Белавиа» установила рекорд — впервые был перевезён 4-миллионный пассажир.
В феврале 2020 года был заключён договор на поставку 3 ERJ 195-E2 – самолётов второго поколения бразильского авиапроизводителя Embraer. В 2020 году были выведены из эксплуатации все CRJ-200, а также сокращено количество самолётов Boeing 737-300/500 до 5 ВС. Поставлены 2 Boeing 737-800 на условиях лизинга, а также новый ERJ-175. Несмотря на сокращение количества рейсов в 2020 было открыто несколько новых маршрутов.
20 февраля, в рамках дальнейшего обновления флота, авиакомпания Белавиа подписала договор лизинга (компания AerCap) на три Embraer 195-E2. Фотография: belavia.by
23 декабря 2020 года флот авиакомпании пополнил первый Embraer 195-E2, что стало знаковым событием.
Встреча нового Эмбраера в Национальном аэропорту Минск 23 декабря 2020 года. Фото https://newsgomel.by/
2 февраля 2021 года с поста генерального директора авиакомпании ушёл Анатолий Николаевич Гусаров, который возглавля авиакомпанию на протяжении 25 лет. Ему на смену пришёл Игорь Николаевич Чергинец.
Фото: редакция OnAir Belavia.
За 25 лет истории авиакомпания перевезла более 20 млн. пассажиров, открыло множество новых рейсов в различные аэропорты Африки, Европы, Азии и т.д. Через флот авиакомпании прошло более 80 воздушных судов. Авиакомпания стала брендом, который знают не только в Беларуси, но и за её пределами.
В канун своего юбилея авиакомпания готовится к прилёту нового авиалайнера— Embraer 195-E2 в специальной юбилейной окраске.
ВОЗДУШНЫЕ СУДА АВИАКОМПАНИИ БЕЛАВИА С 1996 ПО 2020 ГОДЫ (скачать pdf)
|