Ту-134 — советский пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости. Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения В экспозиции музея первая серийная модификация самолета — Ту-134А. Самолёт выпускался с апреля 1970 года до 1980 года. На Ту-134А установили более совершенные двигатели с уменьшенным расходом топлива и реверсом тяги, удлинили фюзеляж на 2,1 м для размещения дополнительных рядов кресел. Рядом с Ту-134А установлен самоходный пассажирский трап СПТ-104 для входа на борт самолета.
Ту-134А CCCP-65038 - заводской № 48950, серийный номер 37-05. Построен на Харьковском авиационном заводе в 1976 году (дата выпуска - 30 сентября 1976 г). Начало эксплуатации 1 ноября 1976 г. в ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений, аэропорт Шереметьево). В 1979 году передан в Тюменское УГА. С 1993 года регистрационный номер RA-65038 и эксплуатируется в авиакомпании Тюменские Авиалинии.
21 сентября 2002 г. самолет перегнали на Минский АРЗ-407, в 2004 и 2005 годах выставляли на продажу, но покупателя так и не нашлось. С 2005 года формально стал принадлежать авиакомпании UTair. Списан из Российского реестра 9 сентября 2009 года в пользу Беларуси. Налетал с начала эксплуатации 44989 часов, совершил 24634 посадок. Эксплуатировался более 26 лет. В апреле 2010 года был передан в музей. Самолет в разобранном виде был перевезен на четырех автомобильных платформах ночью с 29 на 30 апреля 2010 года с завода в Боровую.
Видео "Транспортировка Ту-134"
Пассажирский трап представляет собой наземный агрегат, предназначенный для посадки и высадки пассажиров из самолетов, не имеющих откидных посадочных устройств. Самоходный пассажирский трап СПТ-104 был разработан на Харьковском авиазаводе для самолёта Ту-104. СПТ-104 снабжен электрическим силовым приводом. В качестве источника электрической энергии применяются аккумуляторные батареи, которые питают тяговый двигатель, предназначенный для передвижения трапа, и электродвигатель для обслуживания гидропривода. Лестница трапа может быть установлена под различным углом в зависимости от высоты порога входной двери самолета. Снаружи шасси и лестница обшиты декоративными дюралюминиевыми листами и обтекателями, верхняя площадка лестницы окантована резиновыми амортизаторами для смягчения возможных ударов о самолет. Подъем лестницы и установка ее под различными углами производятся с помощью механизма, состоящего из гидравлического подъемника двустороннего действия и сварной трубчатой фермы. Управление и контроль за механизмом подъема лестницы, опорными домкратами и агрегатами гидросистемы осуществляются водителем трапа с гидропанели. Трап передан Музею авиационной техники Минским авиаремонтным заводом № 407.
|