В экспозиции музея представлены фрагменты самолёта Пе-2, упавшего во время Великой Отечественной войны (предположительно в 1944 году) в районе деревень Вежки и Путятино Дубровенского района Витебской области. Работы по подъему самолета велись на протяжении трех лет — с 2009 по 2011 год.
ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПОНАТА
Инициировали подъем самолета отец и сын Харлантьевы. Владимир Артемович Харлантьев живёт в деревне Загорье Шкловского района: увлекается историей, занимается поисковыми работами. Сергей Владимирович является заместителем руководителя поискового отряда «Гвардеец» в Санкт-Петербурге.
Оказавшись в одной из деревень Дубровинского района и разговорившись с местными жителями данной деревни, Сергей Владимирович затронул тему, где что может быть из техники. В беседе выяснилось, что здесь, недалеко от их деревни, упал в болото советский самолет. Даже согласился показать.
Из книги Владимира Харлантьева «Со Шкловщины»: «Поехали. Но оказалось, от их деревни не так уж и близко. Но найти очень легко. Сворачиваем с шоссе на проселочную дорогу, которая идет прямо к лесу, а потом вдоль леса. Останавливаемся у еле заметной дороги, ведущей в лес. С опаской попробовали ехать по ней, но побоялись ехать дальше. Наш проводник сказал: «Пошли, здесь рядом». Точно метров через триста и подошли к небольшому болотцу среди хвойного леса. Он толстый, но не особенно. Соответственно, его в войну не было. Наш Сусанин показал на небольшое болотце, расположенное в низине. Шириной приблизительно метров сто пятьдесят, которое извивалось по обе стороны леса. «Здесь!» - громко произнес наш проводник, показывая рукой на небольшое, метров шесть на десять-двенадцать, озерцо среди болота. Мы недоверчиво покосились на него.
Сколько раз нас водили по лесам и болотам, в которых якобы видели утонувший танк или бронетранспортер или что-то еще, а при дальнейшем обследовании выяснялось, что там даже ржавого болта нет.
Видя наше недоверие, проводник пояснил: «Вы зря сомневаетесь. В одно засушливое лето на этом месте торчал ствол пулемета. Так школьники вытащили его из болота и отнесли в школьный музей, а плиту поставили у ели». И точно, к толстой ели был прислонен бронещиток, по-видимому, защита стрелка-радиста.»
2009 год
Совместная белорусско-российская операция по подъему самолета в лесном массиве вблизи деревни Вежки Зарубского сельсовета Дубровенского района Витебской области началась в июне 2009 года.
В работах принимали участие представители поискового отряда «Гвардеец» из Санкт-Петербурга, Минского аэроклуба, поисково-реставрационной группы благотворительного фонда "Память Афгана", 52-го специализированного поискового батальона. Организацию и финансирование подъема самолета обеспечивал Сергей Владимирович Харлантьев.
В ходе раскопок было найдено много мелких фрагментов самолета, бронезаголовник, стойка хвостового колеса, гильзы и патроны калибра 7,62 мм и 12,7 мм, бомбоприцел, лопасть винта, останки двоих членов экипажа.
Раскопки на месте падения самолета летом 2009 года. На правой фотографии Сергей Владимирович Харлантьев (слева) и Владимир Артемович Харлантьев.
Также были найдены тринадцать рублей советских денег (две купюры по 1 рублю, две по 3 рубля и одна пятирублевая), квитанция на получение перчаток и фрагмент письма. Однако та часть квитанции, где должна быть фамилия летчика, была оторвана. На фрагментах письма удалось прочитать только про какую-то соседку и про то, что сын у него уже большой.
Надежда на установление фамилии одного из членов экипажа появилась когда был найден пистолет ТТ с сохранившимся номером 50609 1937-го года выпуса. Но из Подольского архива ответили, что по номеру пистолета фамилию летчика установить невозможно.
По найденным фрагментам поисковики предположили, что это место падения самолета Ил-2.
По ряду сложившихся обстоятельств работы по подъему самолета пришлось пока приостановить.
2010 год
18 июня 2010 года, ко Дню освобождения района, останки лётчиков были захоронены в братской могиле в деревне Зарубы.
Братская могила в Зарубах.
2011 год
Работы по подъему самолета были возобновлены в конце января 2011 года. На начальном этапе раскопок были подняты детали от радиатора охлаждения, фрагмент какой-то дверки, баллон, две броняшки, небольшой прибор, кусок шлемофона. Первые ощутимые результаты поисковики получили только 3 февраля. На этот момент были обнаружены боеприпасы, пулемёт, редуктор двигателя с одной лопастью винта. По зубьям шестерни редуктора определили, что это самолет Пе-2. Далее были подняты два двенадцатицилиндровых V-образных двигателя М-105 №24-2244 и № 24-2782 и две стойки шасси с колесами.
Это окончательно подтвердило, что найденные фрагменты принадлежат пикирующему бомбардировщику «ПЕ-2». После чего, 9 февраля, поисковые работы были полностью завершены.
11 февраля 2011 года поисковики из отряда «Гвардеец» и представители поисково-реставрационной группы благотворительного фонда «Память Афгана» в торжественной обстановке передали найденные части самолета Пе-2 в Музей авиационной техники в Боровой.
* * *
Имена членов экипажа, к сожалению, до сих не установлены. К установлению имен членов экипажа в 2014 году подключились поисковики Могилевского историко-патриотического клуба «ВИККРУ» и Межрегиональной молодежной общественной организации Поисковое объединение "Тризна".
Руководитель историко-патриотического поискового клуба «Виккру» Николай Сергеевич Борисенко (на фото справа) в Музее авиационной техники 16 декабря 2014 года. Идет поиск номеров двигателей.
Установлен номер двигателя — 24-2244
* * *
В октябре 2015 года на месте падения самолета Пе-2 Владимир Артемович и Сергей Владимирович Харлантьевы установили памятный знак.
«Путник, склони голову. Здесь сражаясь за нашу Родину, погиб экипаж бомбардировщика ПЕ-2. Слава героям. 1941-1945»
Источники:
Харлантьев В. А. Со Шкловщины (Книга вторая). СПб: Издательство ордена Красного Знамени газеты ЛенВО «На страже Родины», 2011.