Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Век винтокрылой авиации

13 ноября 2007 года человечество отметило знаменательную дату – 100-летие первого полета винтокрылого летательного аппарата француза Поля Корню. Без этого удивительного транспортного средства – вертолета – трудно представить нашу жизнь. Широчайшее применение он нашел в военном деле. Сегодня вы ВПЕРВЫЕ перелистаете совершенно неизвестные, по причине их недавней невероятной секретности, страницы истории создания и развития отечественной вертолетной авиации.

Советская винтокрылая авиация военного назначения родилась 28 октября 1948 года, когда на аэродроме города Серпухов было сформировано первое вертолетное подразделение –26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья на вертолетах Г-3 и Г-4. Эти вертолеты оказались очень «сырыми», недоведенными, поэтому настоящая жизнь в 26-й оутаэ, которой командовал подполковник Д. Афонин, началась лишь в 1951 году, когда в нее поступили первые советские серийные военные вертолеты Ми-1. В марте 1951 года здесь состоялись первые полеты. На базе эскадрильи 16 июля 1951 года сформировали и первый в истории советских ВВС вертолетный полк –550-й оап. Его возглавил известный летчик-истребитель, участник освобождения Белоруссии от фашистов, Герой Советского Союза подполковник Иван Маслов. Поначалу не все шло гладко – в ноябре 1951 года случилась первая катастрофа Ми-1, в которой погиб капитан Я. Черепков. Потребность в летчиках для винтокрылой авиации была очень высока, поэтому на базе 550-го полка сформировали на аэродроме Теплый Стан 5-й УТЦ под командованием легендарного летчика полковника Федора Прокопенко. С23 августа 1952 года началась подготовка военных вертолетчиков и в первом специализированном учебном заведении – 160-м военном авиационном училище в г. Пугачёве. После двух лет обучения в нем курсант получал квалификацию «пилот-техник». Летная подготовка в училище осуществлялась на базе 622-го учебного авиационного полка на вертолетах Ми-4. Первый выпуск 77 вертолетчиков состоялся в 1954 году. Сегодня Пугачёвское училище – это знаменитое Сызранское высшее военное училище летчиков ВВС России.

Место рождения военной винтокрылой авиации в Белоруссии – аэродром Берёза в Брестской области. Именно в Берёзе «росли» наши вертолетные крылья. Здесь базировалась первая часть Белорусского военного округа, получившая на вооружение вертолеты. Это 89-я Новгородская орденов Кутузова и Суворова отдельная корректировочная разведывательная авиационная эскадрилья, которой командовал подполковник Мешков. Она имела в своем составе два звена самолетов Ил-28Р и два звена вертолетов Ми-1. Пятьдесят лет тому назад, в соответствии с приказом командующего 26-й воздушной армией Белорусского военного округа № 0172 от 29 августа 1957 года на базе 89-й окраэ началось формирование первых отдельных авиационных звеньев связи на вертолетах Ми-1 для танковых и мотострелковых дивизий округа. Первых вертолетчиков для них осенью 1957 года начали готовить из летчиков-штурмовиков, летавших до этого на самолетах Ил-10. Штурмовую авиацию расформировали, и ее летный состав оказался не у дел. В Берёзу была направлена и группа лейтенантов из четвертого выпуска Пугачёвского училища. Среди первых молоденьких лейтенантов-вертолетчиков были Александр Буряков, Петр Бабий, Иван Османкин… Руководили подготовкой, переучиванием и формированием первых вертолетных подразделений полковник Мамонтов и подполковник Татаринов. Летчиками-инструкторами были офицеры, которые переучивались еще на базе 5-го УТЦ в Теплом Стане: капитаны Барабанов, Наказнюк, Деев. Полеты летчиков новоиспеченных вертолетных звеньев начались в феврале 1958 года. Так зарождалась отечественная армейская авиация. Огромный объем задач по подготовке вертолетчиков потребовал введения в отделе боевой подготовки 26-й воздушной армии БВО должности старшего инспектора – летчика по технике пилотирования и теории полета. Первым инспектором в истории нашей винтокрылой авиации стал подполковник Константин Кусливый, прошедший переучивание в 160-м училище в Пугачёве. Летом 1958 года первые вертолетные звенья связи прибыли в танковые и мотострелковые дивизии, дислоцировавшиеся в Уручье, Слуцке, Гродно, Бресте, Осиповичах, Бобруйске, Заслоново, а также в межокружной учебный ракетный центр Сухопутных войск в Лунинце. Звено имело на вооружении три вертолета Ми-1 и состояло из трех летчиков, техника звена и девятнадцати солдат. В 120-й гвардейской мотострелковой дивизии в Уручье было сформировано 250-е отдельное вертолетное звено связи, которым командовал капитан Игорь Наказнюк, летчики – старший лейтенант Александр Сова и лейтенант Петр Бабий. В 29-ю танковую дивизию в Слуцк прибыло 370-е отдельное авиазвено связи (командир капитан Николай Грицаенко), в 55-ю гвардейскую мотострелковую дивизию в Гродно – 247-е звено (командир капитан Деев). Впоследствии отдельные вертолетные звенья начали переформировывать в отдельные смешанные авиационные отряды и эскадрильи, а также началось формирование первых отдельных вертолетных эскадрилий и полков.
В Белорусском военном округе в Гродно (аэр. Чеховщизна) подполковником Шестаковым была сформирована 95-я Тильзитская ордена Красной Звезды отдельная смешанная авиационная эскадрилья. Еще одну – 46-ю осаэ создали в Борисове, а затем перебазировали в Заслоново. 13-я осаэ была сформирована в Бресте и переведена в Киселевичи. Отдельные вертолетные эскадрильи сформировали в Лунинце – 342-ю и в Боровцах – 237-ю. На аэродроме Липки, под Минском, для обеспечения штаба БВО была создана 66-я осаэ, а для управления 26-й воздушной армии – 248-я осаэ. При 120-й гвардейской мсд был сформирован 83-й отдельный вертолетный отряд.
 
НАСТАСИЧ Милан Георгиевич
Первый командир первого в истории Белорусского военного округа вертолетного полка (65-й овп, п. Межица, 1962 г.)
БУРЯКОВ Александр Семенович
Первый летчик 370-го отдельного авиазвена связи на Ми-1 29-й танковой дивизии БВО (г. Слуцк, 1957 г.)
КУСЛИВЫЙ Константин Павлович
Первый старший инспектор – летчик по технике пилотирования и теории полета на вертолетах в ВВС БВО (26-я ва, 1957 г.)
ЩЕРБАКОВ Василий Васильевич
Первый белорусский вертолетчик, удостоенный звания Героя Советского Союза (28.04.1980 г., Золотая Звезда №11440)
1 августа 1962 года вошло в историю отечественной армейской авиации как дата образования первого на белорусской земле вертолетного полка. Легендарный летчик подполковник Милан Настасич стал первым командиром, сформированного им в Межице Витебской области, на базе Лунинецкой 342-й овэ подполковника Михаила Полухина, 65-го отдельного вертолетного полка на вертолетах Ми-4 и Ми-6. Местом базирования полка был определен аэродром в Кобрине. В Пружанах подполковник Вартан Харахасьян сформировал 225-й вертолетный полк на Ми-4.

Всепогодный, оснащенный бортовым метеолокатором вертолет Ми-172 (248-я овэ он) (Фото Н. Качук 2000 год)
 

В 1976 году этот полк был передислоцирован в ГДР, в состав 1-й гвардейской танковой армии, а на его месте подполковником Григорьевым сформирован 330-й вертолетный полк (расформирован в мае 1987 года). 20 января 1982 года подполковником Юрием Мордовиным на аэродроме Боровцы на базе 237-й отдельной вертолетной эскадрильи был создан 276-й отдельный вертолетный полк на вертолетах Ми-24. 5 августа 1988 года на аэродром Пружаны прибыл выведенный из Афганистана, прославленный 181-й отдельный вертолетный полк. А в Кобрине разместилась 302-я отдельная вертолетная эскадрилья РЭБ. Кроме перечисленных выше частей, вертолеты находились на вооружении 25-й отдельной смешанной эскадрильи 2-й оа ПВО в Мачулищах, 50-го отдельного смешанного авиаполка в Липках, трех отдельных вертолетных эскадрилий при штабах ракетных дивизий РВСН в Лиде, Мозыре и Поставах. На базе 206-й овэ РВСН в Поставах впоследствии была создана 1-я вертолетная эскадрилья Пограничных войск Беларуси. В штабах 7-й и 5-й гвардейской армий БВО были образованы отделы армейской авиации, на которые замыкались 46-я осаэ (Заслоново) и 13-я осаэ (Бобруйск) соответственно. В 28-й армии сформировали управление армейской авиации (в подчинении – 330-й овп в Пружанах и 95-я осаэ в Гродно), которое возглавил командующий армейской авиацией – заместитель командующего 28-й армией по авиации генерал-майор авиации А. Аревшатян. Он стал первым в истории БВО генералом-вертолетчиком. Белорусские вертолетчики внесли огромный вклад в развитие советской армейской авиации. Именно в винтокрылых частях БВО проходили армейские испытания вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-26, Ми-10, Ми-27.
Нельзя не вспомнить огромный вклад, который внес в подготовку кадров вертолетчиков знаменитый на весь Союз Витебский учебный авиацентр ДОСААФ, выпускавший в свое время летчиков – сержантов запаса на вертолетах Ми-1. Именно его воспитанник майор Василий Щербаков стал 28.04.1980 года первым в истории Белоруссии вертолетчиком, удостоенным звания Героя Советского Союза. За подвиг, совершенный в Афганистане. Винтокрылая авиация вынесла основную тяжесть войны в этой далекой южной стране. Неувядаемой славой покрыли себя белорусские вертолетчики и при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Воспитанник 65-го овп, начальник отдела армейской авиации 5-го армейского корпуса БВО (Уручье) полковник Василий Водолажский в 1992 году умер от острой лучевой болезни, полученной в Чернобыле. 17 ноября 1999 года он посмертно удостоен звания Героя России. В славную историю отечественной винтокрылой авиации навсегда вошли вертолетчики Владимир Бульба, Николай Топтун, Евгений Шумский, Виктор Носов, Сергей Филипченков, Федор Лаппо, Казимир Блин, Александр Буряков, Валентин Маслов, Владимир Сидельников, Александр Сова…
Сегодня невозможно представить современную армию без винтокрылой авиации. Славные традиции своих предшественников продолжают авиаторы 181-й боевой вертолетной базы в Пружанах и 2-й эскадрильи 50-й смешанной авиабазы в Мачулищах. В их руках сегодня не только испытанные временем Ми-8 и Ми-24, но и модернизированные Ми-8МТКО и новейшие Ми-172.

28 октября, в честь славной даты сформирования первой вертолетной эскадрильи в Серпухове, определен в российской армии как День армейской авиации. В 2008 году юбилей – 60-летие.
Думается, что и наши белорусские вертолетчики заслужили свой праздник. А с датой надо определиться сегодняшним винтокрылым бойцам и ветеранам.

Полковник Николай КАЧУК

Источник: журнал «Армия» №5 2007 год.
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (13.08.2011)
Просмотров: 6295 | Комментарии: 7 | Теги: беларусь, вертолеты | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 7
1 сын_своего_отца  
Краткие воспоминания о моём отце
Сесть за это письмо меня вынудила статья, в которой рассказывалось  о части, где пришлось служить отцу - майору Дайтер Моисею Абрамовичу. Во  второй половине 50-х 20 века часть – наследница 151 ОКРАП - 89 ОКРАЭ стала местом рождения вертолётных сил КБВО. Непосредственное участие в этом процессе принимал отец, но, почему- то в статье среди фамилий людей, причастных, его не оказалось. Меня этот факт возмутил. Я решил этим поделиться.
Предыстория такова.
Историей части отца вплотную решил заняться в 2015 г.– к 70-летию Победы.
В настоящий момент нахожусь на пенсии, время позволяет, есть интерес. Интерес к истории авиации был всегда. Всегда с удовольствием читал военные мемуары, различные военные материалы (благо интернет здорово помогает). Являюсь председателем местного Совета ветеранов «Городской округ «Ногликский» Сахалинской области. По роду этой деятельности общаюсь с людьми, бываю в школьных коллективах. Однажды в нашем МБУК «Ногликский краеведческий музей» сотрудник музея Миронович Ю.А. посетовал  о малом количестве материалов, посвящённых Великой Отечественной войне. Я и предложил ему фотографии отца, связанные с историей части, его личные записи, наградные материалы, лётную книжку того периода. Юрий Александрович с желанием ухватился  за эту идею и, как результат, общими усилиями с домом детского творчества, центральной районной библиотекой, местной студией ТВ была организована тематическая экспозиция, куда вошли и  мои  материалы, по ним были изготовлены красочные альбомы, был сделан 20-минутный фильм по истории 151 ОКРАП.  Продолжая поиск в интернете по запросу «44 ОКАЭ-151 ОКРАП», на интернет-ресурсе http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/vek_vintokryloj_aviacii/3-1-0-43  я обнаружил статью «Век винтокрылой авиации», автор - Качук Н., полковник, взятую из журнала «Армия», 2007г. №5, стр.20-25. Администратор сайта А.И.Шматов на мой вопрос о справедливости предложил мне поделиться краткими воспоминаниями  о той поре, об отце, о части. А её краткая история такова (по крайней мере, как я её представляю).
Часть эта была сформирована на Калининском фронте 14.10.1942 г., получила номер 40598 и называлась 44 отдельная корректировочная авиационная эскадрилья. Командиром стал капитан Золочевский Ю.М. В это время сержант Дайтер М.А. находился в запасном полку, ожидая своего шанса попасть на фронт после окончания Чугуевского военного авиационного училища (ЧВАУ).

Курсант Чугуевского военного авиаучилища Дайтер.М.А. (1940г.)


Здесь-то (где-то летом 1943г.) Золочевский Ю.М. в числе других предложил ему перейти в 44 ОКАЭ, предварительно переучившись с истребителя на Ил-2. Желание быстрее попасть на фронт победило. Пройдя в сентябре 1943 г. укороченную программу переучивания на Ил-2, уже в октябре 1943 г. (о чем гласит запись в лётной книжке) попал на Волховский фронт, в 44 ОКАЭ, лётчиком–корректировщиком. В составе этого подразделения за участие в боевой работе он через некоторое время получил первые боевые награды и прожил всю свою военную судьбу. Часть успешно воевала. Возможно именно поэтому, когда было принято решение о формировании корректировочно-разведывательного полка, базовой была определена 44 ОКАЭ. «03.06.1944 г. 44 ОКАЭ вместе с 59 ОКАЭ решением командования 14 воздушной армии 3 Прибалтийского фронта образовали 151 отдельный корректировочно-разведывательный полк с добавлением третьей – истребительной эскадрильи и штаба полка.» Командиром стал подполковник Золочевский Ю.М. Часть сохранила Почётное наименование «Новгородский», полученное 44 эскадрильей за освобождение г. В.Новгорода (февраль 1944 г.), сохранила номер части - 40598. Свой боевой путь полк окончил после взятия порта в В.Пруссии - Пилау вблизи Кёнигсберга. Война ЗАКОНЧИЛАСЬ!!!
За боевые заслуги на Знамени полка красовались ордена Кутузова III ст. (31.10.1944г.) и Суворова III ст. (28.05.1945). Полк получил  6 благодарностей от Верховного Главнокомандующего. За время боевых действий личный состав части был награждён 142 орденами, 400 медалями. В составе 44 ОКАЭ воевал в 1943г. ставший впоследствии Героем СССР Мейлус И.И. «После взятия г. Кёнигсберга 9 апреля 1945 года, и до победы в войне 9 мая 1945 года, 151(ОКРАП) корректировочно-разведывательный авиаполк продолжал дислоцироваться в г. Дамерау. Позднее он передислоцировался на аэр. Уречье, Слуцкого района, Бобруйской (позднее Минской) обл., Белоруссия» - так написано в воспоминаниях ветерана, старшины Коновалова А.В.


Дайтер М. А. с сыном. Уречье.

2 сын_своего_отца  
После переформирований, оставшееся подразделение (отряд, с прежним номером части) весной? 1952г? было переведено в г. Речица, Гомельской обл. (на несколько месяцев). Эти годы в моей памяти отложились редкими, детскими  воспоминаниями. Это и понятно – мне в ту пору было около 4 лет.
Дальнейшие годы отложились в памяти более чётко. Уже зимой 1952 г. часть осела в г.Лунинец, Брестской обл. Здесь под командованием отца (до 1955 г.) авиаотряд прослужил до лета 1956г. Летали на Як-11, По-2, было один-два Як-12. Запомнилось, что офицерские семьи жили дружно, хлебосольно. Несмотря на то, что жили на частных квартирах, навещали друг друга, вместе отмечали праздники, летом часто выезжали на природу.

Надёжный тыл лётчика Дайтер М.А. Лунинец, июнь 1954 г.

Особенно запомнились маёвки. Тогда 9 мая ещё не был красной датой, но в армии этот день широко отмечался и праздновался выездами на природу семьями, с детьми, (шашлыков в ту пору пока ещё не готовили). Выпивали, дурачились, ловили рыбу, уже купались.Во второй половине 1955 г. в часть прибыл новый командир - майор Мешков Платон Андреевич. А к концу этого периода личный состав части начал переучиваться (1954?-1957?гг.) на вертолёты Ми-1. И, если я правильно вспоминаю, первыми были капитан  Барабанов и мой отец. Летом 1956 г. часть была переведена в г. Берёза-Картузская, Брестской обл., на аэр. Осовцы. Казармы и штаб разместились на территории бывшей польской политической тюрьмы (несколько позже штаб и казарма переехали на территорию так называемого Южного городка, уже  недалеко от аэродрома), там уже располагалась сухопутная часть. Отец снял квартиру на Красноармейской ул., которая шла вдоль забора военной территории со стороны бокового въезда, и часто можно было наблюдать вереницу «Катюш» на базе автомашины «Студебеккер». Невдалеке от дома было кладбище, а за ним разрушенный монастырь. Среди нас, пацанов, ходила молва, что где-то на территории монастыря на ветке дерева Наполеон в своё время забыл свой картуз – так и появилось
название населённого пункта. Ещё дальше, вдалеке, на горизонте, виднелся
аэродром Осовцы. Здесь, в Берёзе, уже  вновь была воссоздана ОКРАЭ, уже под номером 89. Командиром стал п/п Мешков П.А. К вертолётному отряду были присоединены буксировщики на
Ил-28. Отец стал замкомэска у Мешкова (который летал только на Ил-28) и командовал вертолётной половиной эскадрильи. Капитан Барабанов был помощником у отца, к тому времени это был довольно опытный, умелый лётчик-вертолётчик. Об этом говорит такой факт. Однажды, во время полётов (если я правильно помню) на  вертолёте произошёл отказ двигателя и он в режиме авторотации сумел посадить Ми-1 на поляну в лесу. Про это даже писала окружная газета. Мы уже жили в ДОСах на территории Северного (офицерского) городка.

Дайтер М. А. 1952 год.

В этот период шло активное сокращение авиационных частей, молодым предлагали переучиваться на Ми-1 и 89 ОКРАЭ стала базой для переучивания  лётчиков на Ми-1. В основном этим занимались капитан Барабанов и отец. Из этого времени помню фамилии ТатариновДеев, А.Сова, В.Школа (позже погиб, по-моему, в ГСВГ), Щербаков (погиб)Н.Бирюков, Овчинников - любимые ученики отца, Маврин, Гоцуляк, Ерёмин, Малетин, Н.А.Грицаенко - сослуживец отца  еще по военной поре, Поздеев, С.Головлёв - штурман отца в этот период. Позже мы услышали от отца очень запоминающуюся фамилию – п/п Кусливый К.П.
В эти годы вертолётчикам  приходилось выполнять и спасательные операции: чуть ли не каждую весну летали в Полесье помогали потерпевшим от весенних наводнений. Отца мы видели довольно редко-всё его время принадлежало службе, полетам, командировкам. В лучшем случае дома он бывал поздно вечером, в воскресенье, по, редким в то время,праздникам. Все вместе же мы бывали во время его отпуска. В 1960-61? в  эскадрилью пришёл новый командир - подполковник Алятин.

3 сын_своего_отца  
В начале 1962 г. отца списали с лётной работы по состоянию здоровья (зрение), он ушёл в отставку. Летом мы уехали жить в Витебск.
Знаю, что позже кто-то попал служить в Межицу, кто-то в ГСВГ, Пружаны, Брест, Лунинец.
Разлетелись…Теперь на форуме сайта в теме «Авиация Белорусского военного округа
и Республики Беларусь» (http://aircraft-museum.ucoz.ru/forum/7-7-5#271) читаю, что и сама часть 40598 прекратила существование в 1964?


На фото в последнем ряду: пятый справа А. Сова, шестой В. Школа – ученики  Моисея Абрамовича Дайтер

Мне странно, что в статье автор не вспомнил отца. Ведь, наверняка, он собирал материал, а не выдумывал его. И неужели никто из  учеников отца его не вспомнил? Или их не искали? Может «на ветке» найдутся знающие? Ясно, что он был не самый первый вертолётчик в БВО, но всё-таки один из первых…

Дайтер Моисей Абрамович

P.S. В подтверждение своих детских воспоминаний предоставляю некоторые из редких  фотографий тех времён.

Борис Дайтер - сын своего отца.

Для написания использовались материалы:
1. Тезисы к докладу М.А. Дайтер «К юбилею части».
2. Воспоминания ветерана части А.В. Коновалова «От Шемурши до Кёнигсберга».
3. Материалы сайта «бессмертный полк.ру.»
4. Фотографии архива М.А. Дайтер.
5. Фотографии из архива старшины Коновалова А.В., обработанные А. Мовчан и переданные внуком А. Плешковым.

4 Георгий  
1
Какой интересный исторический материал! Борис Моисеевич, большое спасибо Вам за предоставленные сведения и фото!
К сожалению, статья "Век винтокрылой авиации" едва ли не единственная, опубликованная в СМИ по теме становления и развития вертолётной авиации БВО. Да и имеет она краткий, обзорный вид. А Ваши сведения открывают целую страницу истории авиации БВО 1950-х годов. Выходит, первые вертолёты появились не в Берёзе, а ещё в Лунинце.
Тройка этих Ми-1, как я понимаю, и представляла собой весь вертолётный парк БВО на то время:


5 сын_своего_отца  
Георгий,Мне трудно ответь утвердительно- в то время у меня были другие интересы.другие заботы.помню ,что впервые услышал о переучивании на вертолёты ещё в Лунинце,причём в память запало,что впервые разговоры были о Як-24,окончательно получилось Ми-1.Уехали из Лунинца летом 1956г. но дату проставленную возле этого фото я поставил со знаком "?".Не берусь утверждать в 100% её достоверности.

6 Саша  
0
В фотоальбом Одна из многих. История в/ч 40598 (от 44 ОКАЭ и 151 ОКРАП до 89 ОКРАЭ) добавлены 16 новых фотографий - периода войны и аэродром Уречье конца 40-х начала 50-х годов.

7 сын_своего_отца  
для Георгия. В конце статьи "Одна из многих.История в\ч 40598...."  на основании личных записей М.Дайтер  и записей в его лётной книжке внесены  дополнения по срокам  освоения Ми-1 - получается...то,  о чём Вы спрашивали местом первого освоения, обучения на Ми-1 был Лунинец и, похоже, ещё в 54 ОКРАО, а уже во второй половине 1956г  была 89 ОКРАЭ и г. Берёза. Кроме того, оказывается с вами мы – тоже "земляки": осенью 1967 я по направлению работал на Кобринском инструментальном заводе, оттуда был призван в СА, служил после ШМАС в   3 гв. АД ВТА в 244 АП ВТА(аэр.Кречевицы на Ан-12). Если возникнет желание пообщаться подробней, то сообщите

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024