Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [3]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

История экспозиции авиационной техники в Лиде

Экспозиция самолетов при 1-ой гвардейской авиационной дивизии* формировалась в течение нескольких десятилетий. За время своего существования неоднократно изменялся как состав экспозиции, так и место её расположения. На начало 90-ых годов, до передислокации дивизии в Россию, экспозиция включала в себя следующие экспонаты: Ил-10, который располагался на постаменте перед зданием Дома офицеров, МиГ-15бис, МиГ-17, МиГ-15УТИ, МиГ-21СМ, Су-7БКЛ, МиГ-23МЛ. На тот момент экспозиция являлась составной частью музея 1-ой авиадивизии, который уже в 1985 году стал полноценным авиационным музеем и первым в своём роде на территории Беларуси. Кроме того, напротив Клуба офицеров (ныне Дом офицеров)** находился памятник в честь лётчиков, погибших во время Великой Отечественной войны (скульптурная композиция в виде головы летчика в языках пламени) и вдоль аллеи были установлены портреты семи дважды Героев Советского Союза, служивших в дивизии. В данной статье представлен обзор экспозиции от момента основания до сегодняшнего дня. Часть материала посвящена музею истории авиадивизии.

Примечания.
* Вследствие происходивших в ВВС СССР реформ и переформирований авиачастей 1-ая гвардейская авиационная дивизия до 1960 года являлась штурмовой, с 1960-го по 1989 год — дивизия истребителей-бомбардировщиков, с 1989 года — бомбардировочная.
**  До начала 1990-х годов в этом здании размещался Клуб офицеров. В начале 1990-ых Клуб офицеров  стал Клубом части и именовался так около двух лет. Через некоторое время после перебазирования в Россию  1-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии, был расформирован гарнизонный Дом офицеров (ГДО), размещавшийся в Доме №9 по Советской улице.  Из бывшего ГДО в Клуб части перевезли библиотеку и со второй половины 1990-х годов Клуб части стал Домом офицеров.

ЭКСПОЗИЦИЯ САМОЛЕТОВ ПРИ 1-ОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ АВИАДИВИЗИИ В ГОРОДЕ ЛИДА

Экспонатом, положившим начало формирования экспозиции музея, является самолёт Ил-10. По утверждению одного из создателей музея, самолёт участвовал в боевых действиях во время Великой отечественной войны (так как в 1945 году один из полков, а именно 75-ый гшап был перевооружён на Ил-10), а после летал в небе Лидчины до начала 50-ых. Факт участия самолёта в боевых действиях послужил поводом того, что уже в 70-ые годы музей ВВС в Монино пытался заполучить штурмовик к себе в экспозицию. По неподтверждённой информации самолёт был списан после того, как во время посадки повредил одну из основных стоек шасси и некоторое время пролежал на задворках аэродрома, после чего его использовали в качестве тренажёра по отработке действий по химической защите.   После этого самолёт был установлен в качестве памятника на территории за пределами части около жилых домов военнослужащих. Так, имеется фотография из личного архива лётчика, служившего в Лиде в конце 50-ых, где самолёт находится перед домами офицерского состава (ДОСы) в 1958 году. Вероятнее всего это и есть первое место установки штурмовика.


Ил-10 в 1958 г. На заднем плане дом, где жили летчики с семьями.
Фото из семейного архива Иващенко Николая Григорьевича.

Самолёт был установлен на возвышенности, у подножья которой находилась плита, с текстом неустановленного содержания, по левому борту располагались изображения всех наград 1-ой гвардейской шад и текст: «За нашу Советскую Родину»..

Также в журнале советское фото за август 1971 года имеется фотография данного самолёта, сделанная Юрием Скуратовым, которая подписана следующим образом: «Самолёт-памятник в г. Лида, символ героических подвигов лётчиков-штурмовиков, участвовавших в освобождении Белоруссии». В журнале нет точной даты фотографии, однако на ней самолёт также стоит на грунтовой возвышенности, но на другом фоне и без таблички. В журнале приводится только обзор фотографий Юрия Скуратова, сделанных им в разные годы по всей стране.


Ил-10 в городе Лида. Фото Юрия Скуратова их журнала «Советское фото» за август 1971 г.

В 1965 году по ходатайству ветеранов дивизии самолёт был водружён на бетонный постамент. Данное событие было приурочено к двадцатилетию Победы. Постамент находился на территории самой части около штаба дивизии. На этой площадке и начала формироваться экспозиция самолётов. Чуть позже рядом с Ил-10 установили Су-7БКЛ и МиГ-15, которые располагались слева и справа от постамента.


Фото Ил-10 из архива Мелихова А.


Ил-10 в одном ряду с МиГом и Су-7БКЛ.


Ил-10 около штаба дивизии. Фото из архива Александра Свиридова.

Вероятнее всего, вторым после Ила на площадке появился МиГ-15. История его появления такова: после ликвидации штурмовой авиации в 1960-ом году были расформированы все полки, входившие в состав 1-ой гшад, а самолеты Ил-10 утилизированы. Вместо расформированных в состав дивизии вошли полки, на вооружении которых находились самолёты МиГ-15. В это время в Лиду из Пружан был передислоцирован 911-ый истребительный полк на МиГ-15. Дивизия была переименована в истребительно-бомбардировочную. С 1963 по 1966 годы дивизией командовал знаменитый лётчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза Леонид Игнатьевич Беда. Самолёт МиГ-15бис с бортовым номером (б/н) 50, на котором летал Беда, был установлен в экспозицию. Скорее всего его крыло видно на фото левее Ил-10 около штаба дивизии.


Леонид Беда в кабине МиГ-15бис б/н 50


Середина 80-ых, на переднем плане МиГ-15бис.


МиГ-15бис б/н 50 и МиГ-17 б/н 01 на открытой площадке, видно разбитое остекление неподвижной части фонаря. Серидина 90-ых. Фото  https://ok.ru/

Следующим экспозицию пополнил Су-7БКЛ с б/н 46. Данный тип самолетов никогда не базировался на лидском аэродроме, однако в состав дивизии, штаб которой находился в Лиде, входил 305-ый апиб, дислоцировавшийся в Поставах, на вооружении которого состояли Су-7 различных модификаций.
На фото Су-7БКЛ:


конец 70-ых,


середина 80-х,


2002 год.

Еще одним самолётом, который впоследствии был установлен в экспозицию, является МиГ-17. В середине 60-ых 911-й полк был перевооружен на самолёты МиГ-17, а в качестве памятника МиГ-17 появился в 70-ые годы. (В 1976 году полк полностью перевооружился на самолёты МиГ-21СМ). Первоначально самолёт МиГ-17 б/н 01 был установлен на грунтовой возвышенности на территории части и не входил в экспозицию напротив штаба дивизии.

МиГ-17 на территории части 70-ые годы. Фото  https://ok.ru/
 
Также в сети Интернет появлялась фотография с информацией о МиГ-17 с б/н 02, который устанавливался в Лиде на территории военного городка или части. Судьба этого самолёта, а также отношение его к Лиде неизвестны.

МиГ-17 с бортовым номером 02

МУЗЕЙ 1-ОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ АВИАДИВИЗИИ

В 1983 году было принято решение о строительстве на территории военного городка здания музея, который был посвящён истории авиадивизии. Для этого было привлечено немало специалистов различного профиля, а также сами военнослужащие. Курировал строительство музея и создание экспозиции Герой Советского Союза Малахов Николай Михайлович, который воевал во время войны в 76-ом гшап, входившем в 1-ую гшад.

Герой Советского Союза Малахов и лётчики в музее 1-ой гшад

Музей представлял собой двухэтажное здание. На первом этаже размещался холл, небольшой кинозал, комната для проведения конференций, а также помещение с различными станками и оборудованием для изготовления элементов экспозиции.

Все экскурсии начинались в холле первого этажа. Здесь экспозиция повествовала о зарождении авиации и её развитии до начала Великой Отечественной войны. В стены были вмонтированы магнитофоны (5 штук), которые проигрывали определенную композицию в ходе всей экскурсии, включались они с помощью потайных кнопок. После проведения первой части экскурсии, посетители поднимались на второй этаж, их взору представала картина «Родина мать зовёт» и играла композиция «Вставай страна огромная».

Экспозиция на втором этаже повествовала про историю 1-ой гшад с момента её возникновения. Большая часть экспозиции рассказывала про участие дивизии в Великой Отечественной войне. Отдельный стенд описывал боевые действия дивизии по взятию Кёнигсберга. Также в зале располагалась кабина самолёта Су-7, в которой имитировалась работа ручек и рычагов управления, приборного оборудования и световой сигнализации. В музее также был уголок, где располагались памятные подарки от гостей дивизии.

Открытие музея состоялось в преддверии 9-го мая 1985 года, к 40-летию Победы. Два года напряженной работы по созданию музея увенчались успехом. Музей был признан лучшим в Белорусском военном округе.

Продолжением всей экспозиции являлась выставка самолётов напротив Клуба офицеров. К 1985 году на новое место были перемещены самолёты ранее располагавшиеся около штаба дивизии. К уже имеющимся самолётам (Ил-10, МиГ-15бис и Су-7БКЛ) на новом месте добавился МиГ-17, который до этого стоял отдельно на территории части, а также МиГ-15УТИ, МиГ-21СМ. Для Ил-10 построили более массивный постамент, а все остальные экспонаты установили на грунте вдоль аллеи.


Экспозиция около Клуба офицеров (80-ые годы)

Учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТИ, б/н 92 служил для тренировочных полетов лётчиков МиГ-15 и МиГ-17. Самолёт располагался в экспозиции за МиГ-15 и МиГ-17, что, возможно, говорит о том, что эксплуатировался он ещё после списания МиГ-17. Обычно в полках такие самолёты могли использовать в качестве разведчика погоды.

К 1976 году 911-ый полк перевооружился на самолёты МиГ-21С(СМ). На вооружении они простояли до 1981 года. Впоследствии один из самолётов МиГ-21СМ с б/н 49 был установлен в экспозицию.

В конце 80-ых годов коллекция пополнилась МиГ-23МЛ. Самолёты МиГ-23МЛ не базировались на лидском аэродроме и не входили в состав 1-ой авиадивизии. Данный экспонат появился после расформирования в 1989 году 979-го истребительного полка в Щучине. По распоряжению командования самолёт МиГ-23МЛ был передан в экспозицию в Лиде.


Экспозиция в период с 1989 по 1993 год. Уже есть МиГ-23МЛ и ещё не снят с постамента Ил-10

Также в 1985 году рядом с экспозицией, был установлен памятный знак в честь летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны - скульптурная композиция в виде головы летчика в языках пламени. Интересно отметить, что скульптором этого знака был военнослужащий, который за свою работу получил в подарок кинокамеру.

Рядом с музеем и экспозицией был небольшой парк, в котором были сделаны качели для детей (были использованы подвесные топливные баки с самолётов), самолёт Ан-14, который возил детей по кругу. Данный аттракцион имел электрический привод. По имеющейся информации, Ан-14 был передан из управления другой авиадивизии (возможно Щучин), так как в управлении 1-ой гадиб имелись только Ан-2, Ми-8 и Ми-9.


Ан-14 в парке аттракционов напротив 18-го дома. Фото: Ольга Кайзер.

Также был запланирован к установке самолёт Ан-12 (предполагалось перегнать с аэродрома Липки), в котором планировалось разместить кинотеатр для детей, но к сожалению данные планы не были реализованы.

Надо отметить, что музей пользовался большой популярностью как в городе, так и в масштабах всего военного округа. За небольшое время своего существования здесь побывали партийные руководители разного уровня, командующие полков, дивизий, армий, маршалы, представители стран Варшавского договора, Кубы, Вьетнама и многие другие. Музей играл важную роль в патриотическом воспитании. Просуществовал музей относительно недолго: с 1985 по 1992 год.


Здание музея 1-ой гшад (2014 год)


Расположение авиационных памятников и экспозиции авиационной техники в разные годы в Южном городке г. Лиды

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

В 1993 году 1-ая гбад была перебазирована в Россию. Вместе с дивизией «улетел» Ил-10 с экспонатами музея, хранившимися внутри здания. Остальные самолёты из экспозиции достались 206-ому ошап, который перелетел в Лиду из Пружан. В середине 90-ых годов на пустующий постамент был установлен самолёт Су-7БКЛ, а остальные самолёты для сохранности были размещены на территории части около столовой. К сожалению, в то время, когда самолёты находились на неохраняемой территории, было повреждено множество элементов конструкции, разбиты фонари кабин, повреждены различные датчики.

Середина 80-ых 2015 год

Ан-14 с б/н 48, использовавшийся в аттракционе, был передан в детский сад №32 в военном городке и в 1999 году был утилизирован.


Ан-14 в детском саду № 32 г. Лиды

9 июля 2005 года в честь 60-летия освобождения Лиды в Доме офицеров была открыта комната боевой славы 206-ой шаб. В ней собрана информация про историю авиации, участие её в боевых действиях, а также про возникновение, боевой путь 206-го штурмового авиаполка.

Комната боевой славы

В период с 2000-го по 2005-ый год в экспозиции появился штурмовик Су-25 с б/н 21, который ранее состоял на вооружении в этой части. В 2010 году вместо скульптурной композиции в виде головы лётчика был установлен макет самолёта Ил-2, изготовленный военнослужащими части.

В мае 2011 года кабину Су-7Б изъяли из заброшенного здания бывшего музея, она имела неприглядный вид, и была утилизирована.

В 2015 году экспозицию покинул самолёт МиГ-21СМ, который передали в город Береза, Брестской области. Самолёт был отреставрирован на 558-ом АРЗ в Барановичах и установлен в 2016 году в городе Берёза в честь лётчиков 927-ого иап, на вооружении которого МиГ-21 стоял в течении 30-ти лет.

В 2016-ом в экспозицию передан самолёт Су-24М, б\н 22, который ранее принадлежал 116-ой гбраб, а после снятия с вооружения находился на хранении в Барановичах.


Экспозиция самолетов в августе 2016 года

В 2005 году рассматривалась возможность расширения экспозиции за счёт вертолётов Ми-8 и Ми-24, для которых были подготовлены площадки, но идея не была реализована в то время. В 2018 году на данную площадку всё же "приземлился" вертолёт Ми-8Т, который был ранее учебным пособием в военной академии. Винтокрылой машине обновили окраску, бортовой номер остался прежним - 68 белый. Ми-8 стал первым вертолётом в экспозиции с момента её существования. Хоть данный вертолёт и не базировался в Лиде, военный аэродром был площадкой для вертолётчиков более 10 лет. Здесь в период с 1980-1991 год базировалась 257 отдельная вертолётная эскадрилья (принадлежала РВСН). Также вертолёты Ми-8 и Ми-9 эксплуатировались в 1-ой гадиб (гбад) как штабные. Появление в экспозиции легендарной "восьмёрки" является важным событием в деле увековечивания истории аэродрома.


Ми-8Т в экспозиции в/ч 19764. Фото http://vsr.mil.by/

Экспозиция самолетов музея 1-ой гвардейской авиадивизии является первой экспозицией авиационной техники на территории Беларуси. До этого нечто похожее было только в городе Минске. В музее истории Великой Отечественной войны 7 октября 1944 года была открыта выставка трофейного оружия, где выставлялись самолёты Германии и её союзников. Экспозиция просуществовала до 1947 года.


Выставка трофейного оружия в Минске

Музей 1-ой гвардейской Сталинградской Ордена Ленина, дважды краснознамённой, Орденов Суворова и Кутузова штурмовой авиадивизии является первым на территории Беларуси музеем авиационной тематики, при создании которого широко использовались современные технологии и  оборудование, который располагался в отдельном здании и имел в своей экспозиции 7 самолётов.

Всеволод Тарасюк

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (16.08.2018)
Просмотров: 4131 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024