МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА БЕДЕ ЛЕОНИДУ ИГНАТЬЕВИЧУ
В Минске на стене дома № 7 по улице Янки Купалы установлена мемориальная доска в честь генерал-лейтенанта авиации Дважды Героя Советского Союза заслуженного военного летчика СССР Леонида Игнатьевича Беды. Доска работы белорусского скульптора Ивана Миско установлена на доме, в котором проживал Леонид Игнатьевич.
* * *
Леонид Беда родился 16 августа 1920 года в селе Новопокровка Кустанайской (ныне Костанайской) области, Казахстан. В 1936 году окончил семилетку, в 1940 году — Уральский учительский институт. Во время учебы в институте занимался в Уральском аэроклубе.
В 1940 году по комсомольскому набору направлен в Чкаловское военное авиационное училище лётчиков (г. Оренбург), которое окончил в 1942 году.
В августе 1942 года направлен на Сталинградский фронт. Летчик 505-го (с марта 1943 года — 75-го гвардейского) штурмового авиационного полка.
Первую боевую награду — орден Красной Звезды — пилот 2-ой авиаэскадрильи 505-го штурмового авиаполка сержант Беда получил в декабре 1942 года «за проявленное мужество и хладнокровие при выполнении боевого задания, за уничтожение техники и живой силы противника и спасение материальной части».
К тому времени Леонид Беда произвел 10 успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника, уничтожил 15 автомашин, 4 танка и до 90 человек живой силы врага. 14 сентября и 21 ноября был подбит зенитной артиллерией противника, но оба раза сумел вернуться и посадить поврежденный самолет на своем аэродроме.
Как летчик Леонид Беда пользовался авторитетом среди боевых товарищей и его зачисляют на должность командира звена.
В 1943 году Леонид Беда стал офицером – гвардии младшим лейтенантом. В это время в полку появились двухместные Ил-2. Стрелком в экипаж Беды был назначен старший сержант Семен Терентьевич Романов, уроженец деревни Сергейково Городокского уезда Витебской губернии. Вместе они летали до конца войны. Это редкий, если не сказать уникальный случай. По официальной статистике на одного убитого пилота приходилось 7 стрелков.
Важной вехой в боевой судьбе и росте летного мастерства Беды стали бои на Донбассе. Здесь он приобретал боевой опыт ведущего группы —сначала пары, четверки штурмовиков, а через некоторое время уже водил на боевое задание группы из 6-9 самолетов.
В октябре 1943 года Беда был назначен командиром эскадрильи. Именно тогда ему удалось проявить качества, которые принесли летчику настоящую славу.
Леонид Беда сам разрабатывал и эффективно применял на практике тактические приемы поиска наземных целей и нанесения по ним ударов. Чтобы выиграть каждый бой, нельзя быть консервативным и применять одни и те же приемы, какими бы эффективными они не были. Немцы старались максимально использовать все шаблоны в действиях советской авиации. А хороший ведущий группы избегал этих шаблонов, делал свои действия для врага неожиданными, что и обеспечивало успех и небольшие потери.
Потерь в эскадрилье Беды практически не было. Это было настолько удивительно, что некоторые летчики считали фамилию Беды чудесным оберегом. Позже выяснилось, что и немцы заметили неуязвимую эскадрилью. Во время штурмовки одного из железнодорожных узлов командование обратило внимание, что когда на цель выходила группа Беды, зенитный огонь, словно по команде ослабевал. Загадка эта разрешилась, когда станция была занята нашими войсками. Два пленных зенитчика с этой станции рассказали, что у советских летчиков появилось мистическое подразделение, в котором летчики — бестелесные духи, снаряды через них пролетают и их не убивают. Ведущий группы носит дьявольскую фамилию Беда, зенитчики по ним не стреляют. Заодно выяснилось, как же немцы различают мистическую эскадрилью. Оказалось, что еще в начале 1944 года летчиков 75-го гвардейского штурмового авиаполка ложно обвинили в нанесении удара по своим войскам. И хотя следствие разобралось, нервы командиру дивизии помотали изрядно. Вот он и приказал нанести на самолеты полка белые полосы на крылья, чтобы в следующий раз никто не перепутал. Однако за несколько месяцев боев парк самолетов был заменен почти полностью, так что полосы сохранились лишь в эскадрилье Беды, которая как раз потерь и не имела.
Операция "Багратион" стала особой вехой в боевых делах и жизни Л. И. Беды. Здесь, на белорусской земле, используя богатый опыт сражений, он вместе с летчиками эскадрильи наносил ощутимые удары по скоплениям немецко-фашистских войск в "минском котле", мастерски штурмовал артиллерийские и минометные батареи, колонны машин и танков.
В июле 1944 года, как одного из лучших, Леонида Беду привлекли для выполнения особо важного задания — уничтожения путевых разрушителей в районе станции Орша. Леониду Игнатьевичу удалось найти и уничтожить тщательно замаскированный путеразрушитель. Второй путеразрушитель нашел и уничтожил Анатолий Брандыс. Так действиями штурмовиков 1-й гвардейской штурмовой дивизии удалось сохранить 150-ти километровый участок железной дороги Орша-Борисов. За защиту Оршанского железнодорожного узла во время операции «Багратион» Леониду Беде присвоили звание Почетный железнодорожник.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Беде Леониду Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
За время войны Леонид Беда сражался на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Южной Украины, Крыма, Белоруссии и Литвы, в Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга. Всего за время войны совершил 214 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.
29 июня 1945 года гвардии майор Беда Леонид Игнатьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Награждён орденом Ленина, 4-мя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
В 1945 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Липецкой высшей офицерской лётно-тактической школе. До 1947 года продолжал службу в строевых частях ВВС Белорусского военного округа.
В 1950 году окончил Военно-воздушную академию в Монино, в 1957 году — Военную академию Генштаба. Служил в Туркестанском военном округе, в Северной группе войск в Польше.
С сентября 1963 по январь 1966 года командир 1-й гвардейской дивизии истребителей-бомбардировщиков в Белорусском военном округе, город Лида.
На празднике Победы в Лидском гарнизоне (в первом ряду пятый справа - Л.И. Беда)
В 1966—1968 гг. — заместитель, в 1968—1972 гг. — 1-й заместитель командующего 26-й воздушной армией, Белорусский военный округ. С февраля 1972 года — командующий авиацией Краснознаменного Белорусского военного округа. Внес большой вклад в повышение ее боевой готовности.
Л. И. Беда в служебном кабинете
Жил в Минске. Погиб 26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
Надгробный памятник Л. И. Беде на Восточном кладбище в Минске. На правой фотографии — открытие памятника.
Имя Леонида Игнатьевича Беды носят улицы в Минске и Лиде.
Аннотационная доска на фасаде дома №5 по ул. Леонида Беды в г. Минске.
Не всем жителям улицы Леонида Беды в Минске нравится ее название. Причина недовольства — двусмысленность на вывесках и указателях, где написано «улица Беды». Но это неправильно: по решению 1976 года она должна именоваться как «улица Леонида Беды».
Не желающие мирится с двусмысленным названием жители направили обращение в Комиссию по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей города Минска. Комиссия оставила прежнее название, аргументировав, что переименование улицы Леонида Беды вызовет справедливое негодование ветеранов Великой Отечественной войны, а также тем, что на ней расположены многоквартирные жилые дома, организации и учреждения, которым придется переоформлять документы на право собственности и домовладения, лицевые счета и юридические адреса. «Почему бы тогда просто не сменить вывески и надписи, где было бы написано, скажем, «улица Генерала Беды» по аналогии с улицей Академика Королева в Москве?», — предложили жители улицы. Ответ был таков: с юридической точки зрения «Генерал Беда» и «Леонид Беда» — совсем не одно и то же. Тем не менее, улица в городе Лида называется именно как улица Генерала Беды.
Приказом Министра обороны Республики Беларусь № 250 от 20 мая 2000 года Леонид Игнатьевич Беда зачислен навечно в 1-ю авиационную эскадрилью 206-й штурмовой авиабазы ВВС Республики Беларусь.
Уголок Л. И. Беды в в/ч 19764
Источники
Наливайко Б. М. Леонид Игнатьевич Беда. Минск: Беларусь, 1979.
Леонид Беда: герой белорусского неба // Белорусская военная газета "Во славу Родины" URL: https://vsr.mil.by/
Счастье и беда Леонида Беды // Портал Издательского дома „Звязда“ URL: http://zviazda.by/ru
Легенды армии. Леонид Беда. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=R1iGECdnVJ0
|