Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [157]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [1]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

47-я САД: на главном направлении Часть 2.

47-я САД: на главном направлении. Часть 1.

47-я САД: на главном направлении

Часть 2.

Провал под Бобруйском, в результате которого немецким моторизованным соединениям удалось переправиться на восточный берег реки Березина, привел к тому, что 30 июня 1941 года командование Западного фронта было отстранено от управления войсками и 4 июля арестовано. После недолгого следствия 22 июля 1941 года были приговорены к расстрелу командующий фронта генерал армии Д. Г. Павлов, начальник штаба фронта генерал-майор В. Е. Климовских, начальник связи фронта генерал-майор А. Т. Григорьев. Подвергся аресту и расстрелу заместитель командующего ВВС Западного фронта Таюрский, исполнявший после самоубийства И.И. Копеца обязанности командующего ВВС.

В командование Западным фронтом вступил генерал-лейтенант А.И. Еременко. Начальником штаба был назначен генерал-лейтенант Г.К. Маландин.

Сплошной фронт отсутствовал. Войскам была поставлена задача сдерживать противника и дать возможность прибывающим армиям Резерва Главного Командования развернуться на рубеже рек Днепр и Западная Двина.

 «Во второй половине дня и до темноты 1 июля 1941 года авиация Западного фронта действовала по обнаруженным танкам и автомашинам противника в 10-12 километрах северо-западнее местечка Плещеницы и в районе Смолевич, одновременно прикрывая штаб фронта и город Могилев», – говорится в оперативной сводке штаба Западного фронта № 15, составленной к 8 часам 2 июля 1941 года [10, лл. 268-275]. Части 47-й САД действовали главным образом на Борисовском направлении, препятствуя переправе фашистских танков через Березину в районе Борисова.

Однако разгромленные и деморализованные соединения фронта более не могли сдерживать натиск врага. Противник подтягивал силы, готовясь к решающему наступлению. В течение дня 2 июля 1941 года воздушная разведка фронта обнаружила большое скопление танков на юго-западной окраине местечка Смолевичи, большое скопление танков и специальных машин (цистерн и др.), а также до пяти воинских эшелонов – на станции Смолевичи. Скопление танков и специальных машин – в 1 километре южнее деревни Остров, юго-западнее Борисова – замаскированные танки. 

У Жодино в направлении Борисова была обнаружена колонна в 50 танков, в районе Радунь – скопление до 50 танков. Из Кириловичей на Глубокое – движение колонны танков, голова которой уже достигла Глубокова. 

Крупная мотомеханизированная колонна приближалась к Лепелю, хвост которой находился у местечка Докщицы. Вторая колонна головой подходила к Докщицам, хвост – у Долгиново [10, лл. 339-345].

Выполняя приказание командующего Западным фронтом на бомбардировку немецких мотомехколонн на Борисовском направлении, весь день 2 июля, несмотря на плохую погоду, части 47-й САД бомбардировали скопления танков и мотомехвойск в районе Смолевичи – Жодино – Пересады – Борисов. Как свидетельствует оперативная сводка № 15 штаба 47-й САД за 3.7.41 к 6.00, 140-й СБАП в период с 11.30 до 21.00 произвел 16 самолето-вылетов на уничтожение войск противника в районе Смолевичи – Жодино – Остров, в частности:        

1-е звено капитана Мантурова в 12.50 с высоты 400 метров бомбардировало скопление танков на юго-западной окраине Смолевичи;

2-е звено старшего лейтенанта Дужий в 15.40 с высоты 900 метров бомбило по танкам в лесу северо-западнее Жодино;

3-е звено капитана Мантурова в 18.00 с высоты 700 метров атаковало скопление танков на северной окраине Смолевичи;

4-е звено старшего лейтенанта Дужий в 19.40 с высоты 400 метров атаковало скопление танков южнее деревни Белые Лужи;

5-е звено политрука Шкатова в 19.45 бреющим полетом атаковало бронемашины и танки в 3 километрах восточнее деревни Пересады. По свидетельству экипажей, цель была поражена.

8 СБАП: 

1-е звено младшего лейтенанта Рякина поставленную задачу не выполнило;

2-е звено младшего лейтенанта Михайлова в 15.37 с высоты 20 метров бреющим полетом внезапно атаковало колонну танков у деревни Пересады. Цель была поражена.

3-е звено капитана Морозова в 16.40 бреющим полетом атаковало скопление замаскированных танков в р-не деревни Остров;

4-е звено младшего лейтенанта Рякина в 18.35 бреющим полетом атаковало скопление танков и автомашин на станции Смолевичи. Цель была поражена.

5-е звено лейтенанта Михайлова в 19.43 с высоты 400 метров атаковало скопление танков в районе южнее деревни Белые Лужи. Экипажами были отмечены попадания в цель.

За 2 июля 47-я САД потеряла 5 самолетов СБ, из которых 4 по наблюдению экипажей сели на восточном берегу Березины, 1 экипаж загорелся в районе цели.

Летчики заявили о 4 сбитых Ме-109 [8, лл. 21-24].

В оперативной сводке № 15 штаба 140-го СБАП от 5 июля 1941 года записано:

«… В полк возвратился экипаж 3-ей АЭ: пилот – мл. лейтенант Киселев, стрелок-радист – мл. сержант Говоров, стрелок-бомбардир – сержант Власенко после посадки горящего самолета на лес северо-восточней 12 км г. Борисов.

По докладу экипажа его самолет был атакован 2-мя истребителями противника, второй раз 6-ю истребителями и подожжен.

Кроме того самолет был обстрелян ЗА.

Истребители противника применили след. метод атаки: сначала атакуют всей группой 1 самолет и выводят его из строя, а затем следующий и так далее.

Экипаж мл. лейтенант Киселева с земли пулеметным огнем сбил 1 самолет Ю-88 в районе посадки» [7, л. 27]. 

На утро 3 июля в 140-м СБАП осталось исправных 4 самолета СБ и 5 Пе-2, в 8-м СБАП – 9 СБ, всего 18 бомбардировщиков на всю дивизию [10, лл. 339-345]. Но пополнения ждать было неоткуда, а враг наступал.

Критическая ситуация складывалась на рогачевском направлении. К исходу дня 2 июля противник достиг реки Друть на участке Озераны, Рогачев и на бобруйском направлении вышел к реке Днепр на участке Тощица, Ново-Серебрянка. Попытки форсировать реку Друть на участке Чечевичи, Чигиринка были отбиты советскими частями. Но наземные войска нуждались в помощи авиации. И почти потерявшая боеспособность 47-я САД 3 июля была брошена на ликвидацию прорыва танков противника в направлении Бобруйск-Рогачев. До 17 часов экипажами было произведено 14 самолето-вылетов. Группа капитана Морозова 8-го СБАП в составе 6 самолетов СБ в 14.45 с высоты 4000 метров произвела бомбардировку колонны танков на шоссе Бобруйск-Рогачев на участке река Ола-Барсуки.

140-й СБАП оставшимися пятью Пе-2 в 15.47 атаковал колонну танков между деревнями Бортники и Барсуки на шоссе Бобруйск-Рогачев. На подходе к цели летчики встретили сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, однако, по свидетельству экипажей, цель была поражена. На обратном пути «пешки» подверглись атаке группы Ме-109. В скоротечном воздушном бою в небе над деревней Добротино Быховского района две победы одержал противник: были подбиты «пешки» старшего политрука Павла Алимова и младшего лейтенанта Петра Лепехина.  А вернувшиеся экипажи заявили о 2 сбитых «мессершмиттах» [8, лл. 25-30].

Вот как описывал в своих мемуарах этот трагический эпизод войны бывший летчик 212-го дальнебомбардировочного полка Николай Богданов:

«…После того как две пары Ме-109 расправились с нашими самолетами (ДБ-3ф), потеряв при этом только один самолет, с востока прилетела пара Ил-2 и с ходу начала штурмовать танки противника. Оставшиеся там «мессеры» набросились на них и сразу сбили оба штурмовика. Через несколько минут прилетели другие два «ила», и их постигла та же участь (вероятно, здесь говорится об «илах» 4-го ШАП – Г.А.). Вскоре надо мной пролетело звено бомбардировщиков Пе-2 и начало бомбежку. «Мессершмитты» бросились в атаку. После короткой воздушной схватки только два наших самолета ушли домой целыми.

Экипажи наших штурмовиков и бомбардировщиков вели себя геройски, вступали в неравный воздушный бой и даже объятые пламенем прорывались к танковой колонне немцев, бомбили и обстреливали ее... » [2].

Однако этот воздушный бой для большинства членов экипажей Пе-2 не стал последним. Летчику старшему лейтенанту Лепехину удалось посадить горящий самолет в лесу юго-западнее деревни Озераны Рогачевского района, при этом сам летчик погиб, а штурман младший лейтенант Виктор Лебедев и стрелок-радист сержант Петр Боенков остались живы. В экипаже старшего политрука Алимова погиб стрелок-радист сержант Георгий Лазарев. Его похоронили в деревне Вязьма Быховского района.

Вечером 3 июля группа 140-го СБАП под командованием капитана Мантурова тремя СБ с 18 до 20 часов производила разведку вражеских мотомехколонн на дорогах в р-не Пропойск (Славгород)-Рогачев. Собрав важные разведданные, звено возвращалось на свой аэродром. Вылет обошелся без встреч с истребителями противника. Вот уже и своя территория. Впереди – Кричев. Казалось, ничто не предвещало беды. Однако в районе Кричева звено неожиданно было атаковано двумя истребителями И-16. Видимо пилоты «ишаков» приняли СБ, идущие с запада, за немецкие самолеты, и яростно набросились на бомбардировщик отставшего летчика старшего лейтенанта Ривкина и подожгли его. Горящий СБ упал в 5-7 километрах восточнее Кричева. К счастью, экипаж остался жив и уже на рассвете 5 июля летчики благополучно вернулись в часть [11, л. 39].

Между тем 3 июля 2-я и 3-я немецкие танковые группы были объединены в 4-ю танковую армию под командованием фельдмаршала фон Клюге, а их пехотные корпуса переданы под управление 2-й полевой армии (командующий — генерал-полковник фон Вейхс). Командующий созданной танковой армии принял решение сосредоточить обе танковые группы для нанесения удара через Смоленск на Москву. Перед группами ставилась задача 4 и 5 июля перейти в наступление пятью моторизованными корпусами от Дисны до Рогачева на фронте свыше 360 километров: войскам генерала Гудериана – форсировать Днепр на участке Рогачев, Орша и, продвигаясь вдоль автострады Минск – Москва, выйти на линию высот южнее Ельни и восточнее Ярцево; войскам генерала Гота – преодолеть Западную Двину на участке Витебск, Дисна, во взаимодействии со 2-й танковой группой прорвать оборону Красной Армии в районе Смоленска и Витебска и обеспечить войскам танковой армии выход на линию Береснево – Велиж – Невель.

В первой половине дня 3 июля танковая группа Гудериана форсировала Березину в районе Борисова. Левый фланг танковой группы Гота в середине дня вышел к Западной Двине северо-западнее Полоцка.

Чтобы не допустить прорыва фронта и дать возможность войскам Второго стратегического эшелона укрепиться на восточном берегу Днепра, поздно вечером 4 июля в соответствии с указанием Ставки Главного Командования Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, утвержденный в этот день командующим Западным фронтом, отдал войскам директиву на наступление:

«ДИРЕКТИВА № 16 ШТАБ ЗАПАДНОГО ФРОНТА  ГНЕЗДОВО  4.7.41  23.15.

  1. Противник сосредоточивает на лепельском направлении до двух танковых и одной-двух моторизованных дивизий для дальнейшего наступления в общем направлении Витебск или Порхов.
  2. Западному фронту прочно оборонять линию Полоцкого укрепленного района, рубеж р. Зап. Двина, Сенно, Орша и далее р. Днепр и не допустить прорыва противника на север и восток.
  3. 22-й армии в прежнем составе без 128-й и 153-й дивизий прочно оборонять Полоцкий укрепленный район и рубеж по р. Зап. Двина до Бешенковичи включительно, не допустив выхода противника на правый берег Зап. Двина. Мост у Бешенковичи сжечь.

Граница слева: Велиж, (иск.) Витебск, Бешенковичи, Лепель.

  1. 20-й армии в составе 61-го стрелкового корпуса (110, 136, 172-я стрелковые дивизии), 69-го стрелкового корпуса (73, 229 и 233-я стрелковые дивизии), 18, 53, 137, 128 и 153-й стрелковых дивизий, 7-го и 5-го механизированных корпусов создать на линии Бешенковичи, Сенно, Моньково, Орша, Шклов сильную противотанковую оборону, усилив район Сенно батальоном танков, с пятью танками КВ.

229-ю стрелковую дивизию выдвинуть на рубеж: (иск.) Сенно, Моньково.

Подготовить контрудар 7-м и 5-м механизированными корпусами во взаимодействии с авиацией в направлениях Островно и Сенно, для чего 7-й механизированный корпус сосредоточить в районе Лиозно и 5-й механизированный корпус в районе Девино, ст. Стайки, Ореховск. Успех развивать 7-м механизированным корпусом в направлении Камень, Кубличи и 5-м механизированным корпусом — на Лепель.

1-й мотострелковой дивизии, усиленной танковым полком, развивать удар на Борисов с целью захвата переправы через р. Березина. При успехе механизированных частей развивать удар в северном направлении на Докщицы.

Командный пункт командующего 20-й армией — Клюковка.

Граница слева: Починок, Шклов, Червень.

  1. 21-й армии в прежнем составе прочно оборонять рубеж р. Днепр. В ночь на 5.7.41 г. смелыми действиями отрядов в направлении Бобруйск уничтожать отдельные группы танков и мотопехоту противника восточнее Бобруйск, подорвать все мосты и зажечь леса в районе действий танков противника.
  2. Военно-воздушные силы. 23-ю смешанную авиационную дивизию передать в распоряжение командующего 20-й армией для непосредственного взаимодействия с войсками на поле боя. Остальным Военно-воздушным силам фронта:

1/. Не допустить переправы войск противника на правый берег р. Зап. Двина и прорыва противника на Орша;

2/. В ночь на 5.7.41 г. зажечь леса в районе Лепель, Глубокое, Докщицы.

Командующий войсками Западного фронта Маршал Советского Союза Тимошенко

Начальник штаба Западного фронта генерал-лейтенант Маландин

Член Военного совета Западного фронта Л. Мехлис» [9, лл. 128-129].

4 июля части 47-й САД получили приказ бомбить танковые колонны Гудериана, рвущиеся к Орше. На боевое задание вылетели 9 СБ 8-го СБАП. Группа старшего политрука Филимонова атаковала танки противника на дороге между станцией Приямино и поселком Нача. Экипажами были отмечены прямые попадания. При отходе от цели краснозвездные бомбардировщики подверглись атаке истребителей Ме-109 численностью до 30 самолетов. Не имея истребительного прикрытия, девятка стала уходить от преследования. Снизившись до высоты бреющего полета, машины шли в плотном строю, стрелки вели огонь из турельных пулеметов. Смертельная гонка продолжалась до самого Толочина, после чего «мессеры» повернули назад. По данным экипажей, в этом воздушном бою ими было сбито 4 Ме-109. Свои потери составили 6 самолетов. И еще один СБ потерпел аварию при посадке [11, л. 40].

К 5 июля в составе 47-й САД осталось исправных 10 самолетов в обоих полках. Для выполнения поставленных командованием фронта задач дивизия остро нуждалась в притоке свежих сил. 8 июля 1941 года в ее оперативное подчинение были переданы из 46-й авиадивизии ВВС  Московского военного округа 95-й бомбардировочный авиаполк (командир полковник С.А. Пестов) в составе 12 Пе-2, дислоцированный на аэродроме Шаталово, и 261-й бомбардировочный полк в составе 11 самолетов Пе-2 с дислокацией Боровское. Таким образом к 9 июля 1941 года состояние 47-й САД несколько улучшилось:

8 СБАП – 2 СБ;       140 СБАП – 4 Пе-2,  4 СБ, дислокация аэродром Деркна;

95 СБАП – 12 Пе-2, дислокация Шаталово;

261  БАП – 11 Пе-2, дислокация Боровское [11, л. 48].

Всего 33 самолета, главным образом, новейшие Пе-2.

В 5 часов утра 9 июля 95-й СБАП девяткой Пе-2 под командованием майора Степанова нанес удар по вражеским самолетам на аэродроме Приямино. Однако застать врасплох противника не удалось. В районе цели бомбардировщики были атакованы звеном Ме-109. Несмотря на численное превосходство «пешек», победа досталась «мессерам»: один Пе-2 был подбит и совершил вынужденную посадку на своей территории возле станции Темный Лес [11, л. 48].

Звено капитана Горшунова в 19 часов атаковало колонну танков, двигавшуюся сплошной стеной по дороге Березино-Лепель. В пяти километрах к юго-востоку от Лепеля, над деревней Заболотье им на перехват ринулись пять истребителей Ме-109, прикрывавшие четыре бомбардировщика Хе-111. Завязался воздушный бой, в котором немцам удалось сбить два краснозвездных пикировщика. Один упал неподалеку от места боя, второй сел в районе деревни Смольяны (20 километров северо-западнее Орши). Погибли экипажи лейтенанта Павла Серова и старшего лейтенанта Михаила Гармаша [11, л. 49].

В этот же день 8-й СБАП лишился своих последних самолетов – звено, вылетевшее в 6 часов утра на разведку в район Лепель-Борисов, не вернулось. Через несколько дней оставшиеся экипажи 8-го бомбардировочного авиаполка во главе с командиром майором С.Ф. Бузылевым убыли в Харьков за новыми самолетами, теперь уже – Су-2, и после переучивания в конце июля снова вернулись в действующую армию, где в составе 47-й САД приняли участие в боях на Смоленском направлении.


Командир 8-го СБАП С.Ф. Бузылев

«Тов. Бузылев своим личным примером заражает летный состав бесстрашием и желанием громить с воздуха врага. В момент наибольшей насыщенности воздуха истребителями противника и сильного огня ЗА тов. Бузылев лично водил группы самолетов на боевые задания», – говорится в боевой характеристике Сергея Фавстовича Бузылева [15, л. 29]. За героизм и мужество, проявленные в боях с врагом, майор Бузылев 8 июля 1941 года был награжден орденом Красного Знамени, а 22 июля – орденом Знак Почета.

Основная боевая нагрузка легла на экипажи 95-го бомбардировочного авиаполка. Авиаторы, лишь несколько дней назад прибывшие к фронту и еще не имевшие боевого опыта, столкнулись с сильным и опытным противником. Немецкие истребители волна за волной беспрестанно бороздили небо в полосе фронта, оперативно вылетая на перехват советских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировочные полки несли огромные потери.

Не стало исключением и звено старшего лейтенанта Зацепы, которое 10 июля в 16.50 производило атаки вражеских танков и пехоты на дороге Бешенковичи-Бочейково. В районе Бешенковичей тройка была перехвачена пятью Ме-109 и обстреляна с земли зенитной артиллерией. Противнику удалось подбить один Пе-2, который совершил вынужденную посадку на своей территории в районе озера Жеринское в 5 километрах восточнее Чашников [11, л. 90].

Наспех подготовленное контрнаступление Красной Армии в районе Сенно-Лепель провалилось. Заняв 10 июля Витебск и захватив Оршанский плацдарм, Гудериан двинулся к Днепру. Пересечь реку он планировал к югу от Орши, в районе Копыси и Шклова, куда направились основные силы 2-й танковой группы. 11 июля 18-я танковая дивизия Гудериана и 29-я моторизованная пехотная дивизия вермахта сконцентрировались в районе Шклова, чтобы атаковать мосты и форсировать водную преграду на пути к Смоленску.

12 июля 1941 года командующий Западного фронта отдает новый приказ на контрнаступление:

«ПРИКАЗ ВОЙСКАМ ЗАПАДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ  № 060

12 июля 1941 г.

  1. Противник, сосредоточив 8 и 39 танковые корпуса в витебском и до танкового корпуса могилевском направлениях, форсировал р. Зап. Двина и Днепр и развивает наступление на Велиж и Горки.

           2. Задача фронта совместными действиями 22, 19 и 20 армий, во взаимодействии с авиацией, уничтожить прорвавшегося противника и, овладев гор. Витебск, закрепиться на фронте Идрица, Полоцкий УР, Сиротино, ст. Княжица, Шилки, Орша и далее по р. Днепр.

           Начало наступления 8.00 13.7.41 г.

8. ВВС фронта. Задачи:

           1) В 7.30 13.7 нанести удар с воздуха по противнику, в районах Городок, Островно, Витебск, действуя главным образом по артиллерии и танкам противника.

           2) Наблюдением с воздуха своевременно вскрывать очаги сопротивления противника на пути движения наших войск и немедленно их подавлять.

           3) Прикрыть наземные войска от ударов воздушного противника.

           4) Дальнебомбардировочный корпус использовать для ударов по противнику в районе Городок, Витебск, Бешенковичи и Шклов.

           5) Авиацию армий полностью направить для ударов во взаимодействии с наземными войсками» [9, лл. 232-234].

 В эти дни противостояние на Шкловском направлении достигло наивысшего накала. Район активно патрулировался немецкими истребителями из 51-й истребительной эскадры Люфтваффе, а также истребителями ВВС, численность которых была значительно увеличена за счет переброски на Западный фронт ряда полков ПВО из Московского военного округа. Верховное Главнокомандование возлагало большие надежды на бомбардировочную авиацию, которой было предписано бомбить войска противника и переправы с воздуха.

11 июля в первой половине дня экипажи 95-го СБАП звеньями произвели бомбометание в районах Чашники, Жерино, Кляпиничи. До 14 часов было выполнено 11 самолето-вылетов. В воздушном бою возле Чашников «мессершмитты» сбили 2 самолета Пе-2. Не имея возможности дотянуть до своей территории, «пешки» сели на территории противника. Еще один Пе-2 был сбит зенитной артиллерией в районе Черная Дубровка [8, л. 57].

Во второй половине дня экипажи совершали вылеты на разведку переправ в районе Шклова и производили бомбометание в районе станции Барсуки, Коханово, Княжицы. Из этих вылетов на свой аэродром не вернулись 5 самолетов Пе-2 [8, л. 58].

Потери 47-й САД росли с каждым днем. Летавшие без прикрытия бомбардировщики становились легкой добычей господствовавших в воздухе немецких истребителей. Так в 95-м СБАП, кроме уже упоминавшихся пяти пикировщиков, 11 июля не вернулось на свой аэродром звено лейтенанта Щепкина, вылетевшее в 14.20  на разведку в район Орша, Коханово, Староселье, Княжицы, Шклов, а также два экипажа лейтенанта Дедюкина, которые в 14.25 бомбили вражеские войска на станции Барсуки [8, л. 58].

12 июля не вернулось звено под командованием старшего лейтенанта Лисняка, вылетевшее в 16.45 на бомбардировку немецких танков в районе Шклова [8, л. 66].

За четыре дня с 9 по 12 июля потери 47-й САД составили 31 самолет из 33-х исправных. 95-й бомбардировочный авиаполк лишился 20 машин, то есть больше, чем у него было изначально. Видимо, 140-й СБАП передал ему оставшиеся 4 Пе-2 и 4 СБ и вслед за 8-м авиаполком убыл за новыми самолетами.

В июле 1941 года на помощь Западному фронту из Сибирского военного округа был спешно переброшен 30-й бомбардировочный авиаполк, вооруженный самолетами СБ. 11 июля он вошел в оперативное подчинение 47-й САД. Однако к этому времени от дивизии остался только номер.  

Всего сутки выделил комдив 30-му СБАП на обустройство на новом месте и уже 12 июля в 18.30 первая девятка СБ вылетела на бомбардировку вражеских танков в районе Копыси. И этот первый вылет новичков обернулся катастрофой – ни один СБ не вернулся на свой аэродром [8, л. 74].

На следующий день, выполняя приказ командующего Западного фронта на поддержку авиацией контрнаступления на Витебском направлении, эскадрилья 30-го СБАП в 9.15 с высоты 5000 метров произвела бомбардировку артиллерийских позиций противника в районе Островяны, Краснополье, озеро Лосьвиды. Едва сбросив бомбы, бомбардировщики были атакованы двумя Ме-109 и двумя Ме-110. Девятка приняла бой, в котором экипажам удалось сбить один Ме-110. Свои же потери составили три самолета. Один загоревшийся СБ упал в районе цели, два дотянули до своей территории и сели в районе Колышки-Рудня (40-50 км восточнее Витебска) [8, л. 74].

Вторая девятка в 10.50 на бреющем полете с высоты 550 метров произвела бомбардировку юго-восточной окраины Витебска, нанося удары по скоплениям немецких мотомехчастей, двигавшихся в направлениях Витебск-Орша, Витебск-Рудня. Как отметили экипажи, бомбы легли в цель. Врагу был нанесен немалый ущерб. Но тут же появилось звено Ме-109 и ринулось в атаку на бомбардировщики. А в районе Рудни группа СБ была атакована вторично. После двух воздушных боев на свой аэродром вернулись только 6 самолетов. Один СБ отстал в 15 километрах от Витебска, 2 СБ, получившие повреждения, сели на своей территории [8, л. 74].

Продолжали боевые действия и оставшиеся экипажи 95-го СБАП. 14 июля звено младшего лейтенанта Ткаченко вылетело в 12.50 с аэродрома Шаталово на боевое задание. Однако едва самолеты успели набрать высоту, как тут же столкнулись с группой Ме-109 и Ме-110, летевших на бомбардировку. За воздушным боем, разыгравшимся в 5-6 километрах от аэродрома, наблюдали летчики с земли. На их глазах один Пе-2 был сбит фашистским «мессером» и пошел на снижение в р-не Починка. Две другие «пешки» оторвались от преследования и ушли выполнять боевое задание, однако назад они уже не вернулись [33]. Погибли командир звена младший лейтенант Николай Ткаченко, штурман экипажа лейтенант Евгений Васильев, стрелок-радист сержант Иван Махановский; пилот лейтенант Тимофей Денисковский, штурман лейтенант Иван Абрамов, стрелок-радист сержант Петр Иванов.

Белорусский период боевой деятельности 47-й САД завершился. Впереди были тяжелые бои за Смоленск и Москву. Состав дивизии пополнился и обновился. В конце июля в состав 47-й дивизии был передан 66-й ШАП под командованием полковника С.С. Щегликова, перевооруженный на Ил-2. Влился 129-й истребительный полк на МиГ-3. 140-й БАП получил Пе-2. Летчики приобрели боевой опыт, повысилось их мастерство и теперь они могли на равных вести воздушные бои с противником. Показательным является бомбоштурмовой удар, нанесенный 47-й САД по аэродрому Ельня.

30 июля 1941 года два звена Ил-2 66-го ШАП и два звена Су-2 8-го БАП под прикрытием МиГ-3 нанесли комбинированный бомбоштурмовой удар по аэродрому противника Ельня. Бомбардировщики Су-2 на высоте 1500 метров под прикрытием Миг-3, летевших на высоте 2000 метров, обнаружив цель, сбросили бомбы с горизонтального полета. Экипажи Ил-2, ориентируясь по разрывам бомб, сделали «горку» и, снизившись до 200 метров, сбросили бомбы и обстреляли цели из РС, а затем открыли огонь из стрелково-пушечного вооружения, подавив огонь зенитной артиллерии.

Поскольку внимание немецких зенитчиков было отвлечено на самолеты Су-2 и МиГ-3, то выход штурмовиков на аэродром для них оказался неожиданным. В результате удара на аэродроме возникло несколько очагов пожара.

Все самолеты, в том числе «миги» прикрытия, вступившие в безрезультатный бой над аэродромом с двумя Ме-109, вернулись без потерь [6].

 95-й СБАП в конце августа был отозван с фронта, перевооружен на тяжелые истребители Пе-3 и 25 сентября 1941 года переименован в 95-й ИАП. В сентябре - октябре 1941 года  он действовал в непосредственном подчинении ВВС Западного фронта.

За три недели войны 47-я смешанная авиадивизия потеряла погибшими и пропавшими без вести более 150 авиаторов. Немало ярких страниц в ее историю вписали командир эскадрильи 140-го БАП капитан Василий Дужий (Дюжий, погиб 3.11.1944 г.), заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Александр Скворцов, старший политрук Павел Алимов, штурман экипажа младший лейтенант Виктор Лебедев, Евгений Петрович Челышев, командир звена 8-го СБАП старший лейтенант Николай Рякин и многие другие авиаторы.

Галина Анискевич

 

Источники и литература:

  1. Hans Schlauffer «So lebten sie und so sterben sie. Das Buch vom Panzer-Regiment 35» (1967, Bamberg: Kameradschaft ehem. PzRgt 35), с. 45.
  2. Богданов, Н.Г. В небе – гвардейский Гатчинский / Н.Г. Богданов. – Л.: Лениздат, 1980. – 300 с. – С.24.
  3. Гальдер, Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника генерального штаба сухопутных войск. Том III / Франц Гальдер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: libok.net/writer/5092/kniga/14381/galder_frants/voennyiy_dnevnik/read/9. – Дата доступа: 11.12.2012.
  4. Гребенников,О. Останки летчика, погибшего в 1941 году под Кобрином, передали родственникам для погребения на родине / Олег Гребенников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zarya.by/news/community/ostanki-letchika-pogibshego-v-1941-godu-pod-kobrinom-peredali-rodstvennikam-dlja-pogrebenija-na-rodine/ – Дата создания: 12.12.2021.
  5. Донесение генерал-майора С.И. Поветкина от 29.06.1941 г. Цитируется по: Мартов Владимир. Белорусские хроники, 1941 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: idiot.vitebsk.net/i41/mart41_1.htm. – Дата доступа: 17.11.2012.
  6. Перов, В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. – Том 1. Суровая школа. – М.: Издатель А.С. Акчурин, 2003. – 212 с.
  7. ЦАМО РФ. Ф.140 БАП. Оп.11321с. Д.7.
  8. ЦАМО РФ. Ф.20142. Оп.1. Д.5.
  9. ЦАМО РФ. Ф.208. Оп.10169сс. Д.4.
  10. ЦАМО РФ. Ф.208. Оп.2454сс. Д.27.
  11. ЦАМО РФ. Ф.208. Оп.2589. Д.21.
  12. ЦАМО РФ. Ф.208. Оп.2589. Д.26.
  13. ЦАМО РФ. Ф.33. Оп. 682524. Д.975.
  14. ЦАМО РФ. Ф.33. Оп.682524. Д.228.
  15. ЦАМО РФ. Ф.33. Оп.682526. Д.494.
  16. ЦАМО РФ. Ф.47 САД. Оп.1. Д.5.
  17. ЦАМО РФ. Ф.96а. Оп.1711. Д.1.

Челышев Евгений Петрович. Биография [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.clubvi.ru/madeinviia/madeinviia08.htm. –  Дата доступа: 18.06.2012.

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (18.12.2021)
Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024