Главная | Утраченные авиапамятники | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
УТРАЧЕННЫЕ АВИАПАМЯТНИКИ

Ранее мемориальные летательные аппараты были установлены (кроме упомянутых в темах по областям) также в населённых пунктах Барань, Быхов, Горки, Гродно, Дзержинск, Крыжовка, Лунно, Новоселки, Острошицкий Городок, Ружаны, Сморгонь а также на территории детского оздоровительного лагеря "Зубрёнок". Так, известно минимум о 30 следующих мемориальных летательных аппаратах – 29 самолётах (Ан-2, Ан-10А, Ан-12, 2 Ан-14, Ил-12Д, 4 Ил-14, 2 Ли-2, МиГ-15, 3 МиГ-15УТИ, 2 МиГ-17, МиГ-19, МиГ-23 и ещё один самолёт семейства "МиГ" (МиГ-15, МиГ-17 или МиГ-19), Су-7, Су-17, Ту-104А, 2 Ту-124, 2 Ту-134, Як-12) и 1 планере, установленных ранее на территории Белорусской ССР, но к настоящему времени безвозвратно утраченных (перечисление ведётся по населённым пунктам в алфавитном порядке). 

БАРАНОВИЧИ
В городе БАРАНОВИЧИ Барановичского района Брестской области в начале 2000-х годов утрачен самолёт Ан-10ВКП (бортовое обозначение – «СССР-55501», раскраска – типовая Аэрофлота, самолёт принадлежал ВВС), установленный ранее в городском Парке культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ в качестве помещения «Городского музея авиации и космонавтики». Был на балансе 558 АРЗ. В ноябре 2000 года при создании в Гостомеле «Музея самолетов АН», прорабатывался вопрос о транспортировке и передаче самолета в экспозицию будущего музея. Самолет должны были перевезти несколькими рейсами Ан-22 за счет 558 АРЗ. Таможня Республики Беларусь не дала добро на вывоз такого количества «цветного» металла с территории страны. Сделка не состоялась. Самолет порезали на части и перевезли на территорию одной из организаций по улице Крестьянской г. Барановичи, где часть деталей до настоящего времени ().
Ан-10Ан-10Ан-10Ан-10
 
БАРАНЬ

В посёлке БАРАНЬ Оршанского района Витебской области после 2002 года утрачен самолёт Ил-14. По неподтвержденным данным самолет эксплуатировался в звене управления 326-й Тарнопольской тяжёлой бомбардировочной дивизии (в/ч 18378) 46-й воздушной армии стратегического назначения (г. Тарту, Эстонская ССР). После списания был установлен в сквере посёлка Барань. Подготовлен к установке в качестве мемориального на «Оршанском авиаремонтном заводе» в Балбасово.
Сначала в салоне находился тир, затем планировалось открыть видеосалон. Однако реализовать затею с видеосалоном не получилось, и самолет стал бесхозным. В 2002 году начался демонтаж самолета для перевозки его на полигон МЧС Орши и использования в качестве тренажера.

Ил-14

БОБРУЙСК
В городе Бобруйск Могилёвской области утрачены самолёты:
 - Ил-14 в авиагородке (сгорел);
 - Ли-2 в Детском парке (ныне Парк культуры и отдыха г. Бобруйска). Самолет располагался в парке слева от входа в 1970-е – 1980-е годы.
Ли-2

БОРОВАЯ
В посёлке БОРОВАЯ Минской области утрачен планер неустановленной марки, установленный ранее на пилоне.
Планер
 

БЫХОВ
 В городе БЫХОВ Быховского района Могилевской области после 1993 года утрачен самолет Ту-104А (серийный № 66600203, регистрационный номер первоначально - «СССР-Л5423», затем, с 14.08.1959 - «СССР-42329»). Самолет эксплуатировался с 15.03.1957 в Московском управлении транспортной авиации, с 12.08.1957 – в Западно-Сибирском управлении Гражданской авиации, с 01.05.1961 – в Школе высшей летной подготовки, затем был переоборудован в военный штабной самолет и 28.08.1961 года передан войсковой части № 15585 (170-й морской ракетоносный авиационный полк ВВС ВМФ) в Быхов. После списания был установленный на детской площадке «Солнышко» в военном городке Быховского гарнизона, в нём располагался авиамодельный кружок. Сгорел осенью 1993 года и был окончательно убран к 1995 году.
Ту-104Ту-104Ту-104Ту-104Ту-104
 
ВИТЕБСК
В городе ВИТЕБСК Витебской области в период 1983 – 2006 года утрачены самолёты:
- МиГ-17 (бортовой номер - «07»), установленный на постаменте в Парке имени Советской Армии (ныне – Парк «Мазурино») утрачен к 2006 году;
МиГ-17МиГ-17МиГ-17МиГ-17МиГ-17МиГ-17
 
- Ту-134 регистрационный номер СССР-65639, заводской № 9350917. Корпус – типовая раскраска Аэрофлота. Эксплуатантом являлось Северное УГА (с 8 февраля 1971 года Ленинградское УГА), 1-й Ленинградский ОАО, 344 ЛО, а/п Шоссейная (с 1 апреля 1973 года а/п Пулково). Поступил 2 марта 1970 года. Зарегистрирован 16 апреля 1970 года, как СССР-65639. 21 мая 1976 года в Симферополе совершил аварийную посадку, из-за обгорания и разрушения лопаток второй турбины левого двигателя (экипаж самолета: Г. П.Курильченко и Т. Е. Котляров). 10 июля 1977 года был захвачен двумя террористами и угнан в Финляндию. Списан 28 июня 1983 года по отработке назначенного ресурса. В 1983 году установлен, как авиапамятник, в г. Витебск на Московском проспекте, возле Витебского технологического института легкой промышленности. Использовался как детский кинотеатр "Полет". В 1988 году кинотеатр был закрыт по причине несоответствия нормам пожарной безопасности. В 1992 году самолет был демонтирован и утилизирован.
Ту-134Ту-134Ту-134Ту-134Ту-134
 
 
ГОМЕЛЬ
В городе ГОМЕЛЬ Гомельской области - утрачен самолёт Су-7БМ (номер «40» красного цвета), ранее установленный во дворе СШ №45.
Су-7Су-7Су-7Су-7Су-7

ГОРКИ
В городе ГОРКИ Горецкого района Могилёвской области в 1990 году утрачен самолёт Ил-12Д (бортовой номер «09», раскраска – типовая ВВС), установленный в период 1984 – 1986 годов в городском парке, ранее принадлежавший ВВС. По неподтвержденным данным, самолет был привезён в Горки из Витебска при содействии известного земляка – Заслуженного военного лётчика СССР генерала авиации Григория Устиновича Дольникова (1923 – 1996) и установлен здесь в его честь. 
Ил-12Ил-12

ГРОДНО
В городе ГРОДНО Гродненской области в период до 2005 года утрачены самолёты:
- Ан-2 – был установлен на Советской площади, у Городского клуба ДОСАВ;
- Су-17 (номер «155» красного цвета, корпус: верхняя часть – трёхцветной зелёно-коричневой камуфляжной раскраски, нижняя – небесной), установленный на тумбах-подставках под стойками выпущенного шасси около Кургана Славы, утрачен в 1995 году;
Ту-124
 
- Ту-124 - регистрационный номер СССР-45029, заводской номер 2350804. Корпус – типовая раскраска Аэрофлота. Эксплуатировался в Аэрофлоте в Белоруссии до 1976 года, затем экспонировался в Минске на ВДНХ БССР.  Доставлен  в Гродно 24.01.1980 и установлен на шасси на бетонном основании в Старом парке (ныне Гродненский центральный парк имени Жилибера) в качестве детского кинотеатра «Полёт».  В 1993 году (по другим данным в период 2000 - 2005 годов) самолет был перевезен в районный центр Гродненской области город Ивье. Ту-124 был установлен около озера в центре города, где планировалось  сделать зону отдыха. Однако проект не был реализован и самолет, простояв некоторое время бесхозным, был утилизирован.
Ту-124Ту-124Ту-124Ту-124Ту-124Ту-124
 

ДЗЕРЖИНСК
В городе ДЗЕРЖИНСК Минской области в начале 1990-х годов утрачен самолёт Ил-14, установленный ранее в городском парке и являвшийся частью экспозиции Дзержинского районного историко-краеведческого музея. Какое-то время в нем работало детское кафе «Карлсон».
Ил-14Ил-14Ил-14
 
В городе ЖЛОБИН Гомельской области в первой половине 1990-х годов был утрачен самолет Ил-14. Самолет был установлен в начале 1980-х на территории Микрорайона-2 около магазина № 41.

Ил-14, предположительно принадлежавший ВВС, совершил посадку на аэродром Четверня (площадка АХР в 10-ти километрах от Жлобина с асфальтовым покрытием длиной 440 м). От самолета отстыковали консоли крыла и по трассе М-5 доставили в город.

Вспоминает Андрей Рожков: — «Самолет привезли в Жлобин в начале 80-х годов. Это было после 1981 года, но до начала перестройки. Самолет сам прилетел к Жлобину. Совершил посадку не возле самого Жлобина, а на некотором удалении. Потом с него сняли крылья, фюзеляж с центропланом притянули в Жлобин. Поставили его возле 41-го магазина. Народу набежало выше крыши. Многие бегали по лежащим на траве крыльям. Кто-то умудрялся залезть на цетроплан. Любопытных гоняла милиция. Говорили, что в самолете будет детское кафе. Но потом самолет увезли — кафе в самолете не соответствовало требованиям пожарной безопасности. Однако еще несколько десятилетий магазин так и называли – «возле самолета».

К 90-ым годам Ил-14 уже был накренён на бок, имел неприглядный внешний вид, а также запущенный салон. Самолёт с демонтированными консолями крыла переместили в 17-ый микрорайон, где фюзеляж был разделан на две части. К середине 90-ых летательный аппарат был сдан на металлолом.

Ил-14Ил-14Ил-14Ил-14Ил-14Ил-14

КРЫЖОВКА
В деревне КРЫЖОВКА Минской области утрачен самолёт семейства «МиГ» (МиГ-15, МиГ-17 или МиГ-19), установленный ранее на территории пионерского лагеря «Кировец».

ЛИДА

В районном центре Гродненской области городе Лида в период в период 1998-1999 гг. утрачен самолет Ан-14.

Изначально Ан-14 с бортовым номером "48" располагался в . По свидетельству жителей города, самолет не просто стоял в парке, а имел привод для движения по кругу и катал детей. Позже, в более сложные времена, самолёт стоял неподвижно. Когда территория, где находился самолет стала бесхозной, Ан-14 передали в детский сад № 32, над которым шефствовала  воинская часть. Был утилизирован в конце 90-х годов.

Ан-14

ЛУННО
В деревне ЛУННО Мостовского района Гродненской области утрачен самолет Як-12, установленный ранее на подставках под стойки шасси около здания местной школы и подаренный до 1970 года командующим 26-й воздушной армией генерал-полковником авиации Сергеем Яковлевичем Жуковским (1918 – 1980). Существование авиапамятника было установлено 31 июля 2007 года поисковой группой «Рубон» (Киенко Д. (на правом фото на месте установки Як-12), Мирчук В., Редько В., Дьяков Д.)
Як-12Як-12_31.07.2007

МАЧУЛИЩИ
В посёлке МАЧУЛИЩИ Минского района в начале 1990-х годов утрачен самолёт МиГ-15УТИ. Был установлен в апреле 1971 года к 20-ой годовщине 201-го иап на постаменте с убранным шасси на развилке между казармой 201-го ИАП и солдатской столовой. Открытие памятника состоялось 30 апреля 1971 года. Имел корпус естественного цвета металла со стилизованным изображением продольной молнии голубого цвета с чёрной окантовкой. Нанесённый на самолёт бортовой номер «20» красного цвета без окантовки означал 20-ю годовщину полка. На постаменте имелась надпись: «Мы небо мирное храним». Самолёт состоял на вооружении 201-го ИАП ПВО.
МиГ-15УТИМиГ-15УТИМиГ-15УТИ

МИНСК
В городе МИНСК Минской области в период с 1970-х годов по нынешнее время утрачены самолёты:
 
- Ан-2Р – заводской номер 1Г21328, бортового обозначения не имеет. Корпус красного цвета. Был установлен на шасси на территории парковки авторынка Малиновка по Меньковскому тракту.
Самолет был построен на авиационном заводе PZL-Mielec в 1985 году. С регистрационным номером СССР-40621 эксплуатировался в Белорусском управлении ГА. С 2003 года EW-40621 принадлежит авиакомпании , выполнявшей полеты на геомагнитную съемку, десантирование парашютистов, авиахимработы. Следующим владельцем самолета после 2008 года становится иностранное частное унитарное сельскохозяйственное предприятие , поставлявшее высокопроизводительную импортную технику и запчасти к ней сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам республики и её сервисное обслуживание. При острой необходимости для сведения до минимума простоев техники во время посевной или уборочной кампаний детали и агрегаты доставлялись самолетами предприятия. В июле 2017 года "Штотц Агро-Сервис" был признан банкротом. Самолет находился на хранении в аэропорту Минск-1. В 2018 г. был установлен на авторынке, где находился до 2022 года.
Ан-2РАн-2РАн-2Р_май 2019 г.Ан-2РАн-2Р_май 2019 г.
- Ан-12 (регистрационный номер – «CCCP-1186(9?)»; по другим данным, эксплуатировался ранее в ВВС), установленный в микрорайоне «Восток», в корпусе самолёта последовательно размещались пневматический тир и магазин, утрачен в период 2000 - 2001 год;
Ан-12Ан-12Ан-12Ан-12
 
- Ил-14, установленный в 1970-х годах перед Минским авиаремонтным заводом № 407;
Ил-14
 
- Ли-2 — заводской номер 18428206,  регистрационный номер СССР-84591. Построен в 1948 году на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. Эксплуатировался в Западно-Сибирском УГА. Списан 24 августа 1963 г. по износу (приказ № 552).
Установлен в октябре 1963 года в Парке имени М. Горького, в корпусе самолёта размещался детский кинотеатр "Пятый океан", открытие которого состоялось 6 ноября 1963 года (первый в СССР детский кинотеатр такого рода). Из парка самолет убрали примерно в начале 1970-х годов. Дальнейшая судьба Ли-2 неизвестна.
Ли-2Ли-2_1965Ли-2
 
- МиГ-17, с бортовым номером «60», установленный в парке им. Челюскинцев в районе здания администрации парка (за колесом обозрения), на трех кирпичных оштукатуренных тумбах-опорах высотой около 1 метра на выпущенных шасси. Утрачен в середине 1970-х годов, во время реконструкции парка;
МиГ-17
 
- МиГ-19, установленный перед зданием школы №65 по ул. Чапаева, 3;
- Ту-134 (регистрационный номер «СССР-65630», заводской № 9350901, корпус – типовая окраска Аэрофлота) установленный осенью 1983 года в районе Курасовщина на улице Корженевского. В корпусе самолёта последовательно размещались детское кафе «Икар» и пневматический тир. Утилизирован в июне 1994 года. Теперь на этом месте стоят 3 корпуса дома №33 по улице Корженевского.
Самолёт был построен в 1969 году на Харьковском авиазаводе. В эксплуатации с 6 августа 1969 г. в Московском территориальном УГА, Внуковское ПО ГА. С 30 июня 1972 г. в Молдавском УГА, Кишиневский ОАО. Списан 22 ноября 1982 г. (Приказ МГА № 170 - по отработке назначенного ресурса) 
Ту-134Ту-134Ту-134Ту-134

По неподтвержденным данным перед зданием Минского городского аэровокзала по улице Чкалова был установлен самолет Ту-124 с регистрационным номером СССР-45097.

 
НОВОСЕЛКИ
В деревне НОВОСЕЛКИ (ныне агрогородок) Витебской области Поставского района в 1990-х годах утрачен самолет Ан-14, установленный ранее на территории детского сада.
Ан-14

 
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ "ЗУБРЁНОК"
В Национальном детском оздоровительном лагере «Зубрёнок» в Мядельском районе Минской области утрачен самолет МиГ-15УТИ (бортовой номер «66» голубого цвета, заводской номер 1415394). Самолёт подарили лагерю вскоре после открытия (лагерь открылся в 1969 году) шефы — лётчики из Постав. В 90-х годах самолёт был снят с постамента. Его пытались сдать на металлолом, однако не удалось найти покупателя. Самолёт некоторое время валялся на задворках лагеря и понемногу растаскивался. В начале 2000-х останки самолёта перевезли в Музей авиационной техники в Боровой и использовали детали для реставрации находящегося в экспозиции самолета МиГ-15УТИ с бортовым номером «96».
МиГ-15УТИ_ПодарокМиГ-15УТИМиГ-15УТИ_1983МиГ-15УТИ_1989

 
ОСТРОШИЦКИЙ ГОРОДОК
В деревне ОСТРОШИЦКИЙ ГОРОДОК Минского района Минской области после 1997 года утрачен самолёт МиГ-15УТИ с бортовым номером "92", установленный ранее на территории оздоровительного лагеря «Восток».
МиГ-15УТИ_00-07-1981
 
РУЖАНЫ
В городскомй посёлке Ружаны Пружанского района Брестской области утрачен самолет МиГ-15, установленный ранее на детской площадке военного городка. (Фото с сайта "210 авиационный полигон")
МиГ-15

СМОРГОНЬ
В городе Сморгонь Гродненской области после 1994 года утрачен  самолет МиГ-23 с бортовым номером "53". Самолет был установлен на въезде на территорию школы младших авиационных специалистов (ШМАС134, в/ч 64686) на постаменте возле КПП. На постаменте имелась табличка с текстом "Слава воинам авиаторам".
МиГ-15

ЩУЧИН
Ан-14 – бортовой номер «50». Был установлен на площадке во дворе дома №19 по улице Островского. До списания предположительно состоял на вооружении звена управления 95-й иад. Утилизирован в конце 1980-х или начале 1990-х.
Ан-14
 
*   *   *

Данный список утраченных мемориальных летательных аппаратов является ориентировочным, поэтому может и должен исправляться, уточняться и дополняться.
 
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024