В апреле 1949 года коллективу ОКБ Микояна было поручено разработать учебно-тренировочный вариант истребителя МиГ-15 для обучения летного состава ВВС полетам на новой реактивной технике. Однако работы по созданию МиГ-15УТИ начались еще в ноябре 1948 г. по рекомендации ГК НИИ ВВС. Прототип самолета МиГ-15УТИ был построен на базе первого советского массового реактивного истребителя МиГ-15. На данном самолете за счет уменьшения первого фюзеляжного бака установили вторую кабину для инструктора. Вооружение включало пушку НР-23 и пулемет УБК-Э. Для контроля выполнения учебно-тренировочных заданий по воздушной стрельбе на самолет установили фотокинопулемет С-13. Первый вылет машины состоялся 27 июня 1949 года.
По мере снятия с вооружения одноместные МиГ-15 переделывались в двухместные МиГ-15УТИ, которые в связи с отсутствием аналогичных серийных вариантов МиГ-17 и МиГ-19 стали самыми распространенными учебно-тренировочными самолетами в странах Варшавского договора. В 60-х годах основной учебный самолет в Советском союзе.
МиГ-15УТИ 96 красный (реальный бортовой номер) заводской №1615308. Принадлежал 201-му ИАП ПВО, базировавшемуся до 1994 года в Мачулищах. Восстановлен на Минском авиаремонтном заводе в 2005 – 2006 г. Для реставрации самолета использовались детали МиГ-15УТИ "66 голубой" заводской № 1415394, который ранее был установлен в пионерском лагере «Зубренок» и с мишеней на авиационном полигоне "Ружаны". Антенны радиовысотомера из Минского авиаколледжа.
Восстановление МиГ-15УТИ на Минском авиаремонтном заводе фото © SLON (byavia.net)
|