Главная | Протасов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ЭКИПАЖУ КАПИТАНА А.С.ПРОТАСОВА
 
ЗнакУстановлен на территории Мостовского района Гродненской области Республики Беларусь, слева от дороги Мосты – Гродно, в районе деревни Черлёна. Представляет собой установленный на кирпичном основании, частично облицованном чёрной и серой кафельной плиткой, 9-тонный гранитный валун с рельефным изображением лавровой ветви. На лицевой стороне валуна укреплена доска чёрного камня с текстом: «Здесь, 22 июня 1941 года, совершая таран фашистского истребителя, погиб экипаж бомбардировщика СБ-2М под командованием капитана Анатолия Протасова. Это – первый в истории Великой Отечественной войны и мировой авиации таран истребителя бомбардировщиком». Памятный знак сооружён по проекту председателя Гродненского областного отделения Белорусского союза художников скульптора Владимира Пантелеева на средства Мостовской районной организации Гродненского областного общественного объединения «Белая Русь». Памятный знак торжественно открыт 22 июня 2006 года в ходе заключительного этапа областной акции «С лампадой Вечного огня».
Место установки памятного знака выбрано на месте совершения воздушного тарана в 06.50 22 июня 1941 года, в районе деревни Черлёна, где к началу войны располагался аэродром, с которого взлетел самолёт капитана А.С.Протасова, таранившего немецкий тяжёлый истребитель «Ме-110».
Биографическая справка: Протасов Анатолий Сергеевич – капитан, командир 1-й авиационной эскадрилии 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного особого военного округа, родился 01.03.1909 в селе Князевка, ныне – посёлок городского типа в черте города Саратов Саратовской области Российской Федерации, русский, член ВКП(б) с 1928 года, призван в Красную Армию в июне 1932 года, выпускник 3-й Оренбургской военной авиационной школы лётчиков и летнабов имени К.Е.Ворошилова 1935 года, участник советско-финляндской войны 1939 – 1940 годов, кавалер ордена Красной Звезды, в документах числится «убитым в воздушном бою 22.6.41 над аэродромом Черлено», дважды увековечен в Книге Памяти Саратовской области как погибший 22.06.1941: в 9-м томе на 32-й странице - «в районе реки Неман» и в 10-м на 165-й – просто «в Белоруссии». По опубликованным данным, вместе с командиром корабля капитаном А.С.Протасовым погибли и оба других члена его экипажа – штурман лейтенант А.К.Ярулин и стрелок радист Бессарабов (или Бессараб; по различным данным – старший лейтенант или сержант). Эти данные не имеют документального подтверждения и нуждаются в дополнительной проверке.
Согласно другим опубликованным данным, «благодаря проведенным 5 февраля 2008 полевым исследованиям Д.Г.Киенко (поисковая группа «Рубон») и представителями первичного отделения ОО "Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры» под руководством А.Коломийцева было обнаружено и подтверждено последнее из остававшихся неизвестным место падения сбитого самолета. Теперь известны все три. Имеются данные и о предполагаемых местах захоронения героев. Пока на них нет даже надгробий, да и могильные холмики уже почти сравнялись с землей. В одном из этих мест и покоится экипаж капитана Протасова».

"2010 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)
 
Публикации по теме:
 
 
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024