Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » 2011 » Октябрь » 15 » Еще раз о таране капитана Протасова
14:54
Еще раз о таране капитана Протасова
В прошлом году на сайте в разделе "Мемориал" был опубликован наш авторский материал под названием "Памятный знак экипажу капитана А.С.Протасова". Ныне автор вновь возвращается к этой теме, так как 14 октября 2011 года, в ходе исследовательской работы с документами личного фонда известного советского военного писателя-поисковика Сергея Сергеевича Смирнова в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, Москва, Российская Федерация) им было впервые выявлено письмо с личными воспоминаниями непосредственного свидетеля тарана капитана Протасова. Приводим ниже полный текст этого документа.

Недатированное письмо С.С.Смирнову от В.В.Калинкина, отправленное по оттиску почтового штемпеля 28.04.1965 с адреса: «г[ород] Красногорск М[осковской] О[бласти], Октябрьская [улица, дом] 5, кв[артира] 14» на адрес: «Москва, ул[ица] Шаболовка, д[ом] 53, писателю Смирнову Сергею Сергеевичу» (получено по оттиску почтового штемпеля 29.04.1965):

«Уважаемый Сергей Сергеевич!
   Вы сообщили [в своём очередном выступлении], что в мае [нынешнего года] готовите передачу о лётчиках-героях [Великой] Отечественной войны. В связи с эти хочу сообщить Вам о лётчике 16[-го] скоростного бомбардировочного полка капитане Протасове, о его лобовом таране с ведущим Ме-110, который вёл большую группу Ме-110 и [Ме]-109 на штурмовку нашего аэродрома в первые часы войны 22 июня [19]41 г[ода].
   Это было под г[ородом] Гродно на полевом аэродроме [Черлёна] на берегу [реки] Немана. После подъёма по тревоге в 3 часа утра все экипажи заняли свои места на [скоростных бомбардировщиках] СБ. Кроме того, наш полк был уже укомплектован и переучивался на [пикирующие бомбардировщики] Пе-2. На одну из этих машин мы и перелили весь бензин из других (т[ак] к[ак] почему-то [необходимого сорта авиационного] бензина на эти самолёты [больше] не было), и т[оварищ] Протасов со своим экипажем вылетел на разведку, чтобы выяснить обстановку. После сигнала тревоги[, поданного] из [11-й смешанной авиационной] дивизии, оборвалась всякая связь, со стороны границы уже была слышна канонада, и командование полка не знало, что происходит. (А все эти дни мы готовились к учениям.)
   Только экипаж т[оварища] Протасова набрал высоту и повернул машину над аэродромом на запад, как навстречу [ему] появилась целая армада немецких самолётов. Головной Ме-110 развернулся на Пе-2 и открыл [по нему] огонь. На нашем самолёте не было носовых пулемётов (их не успели поставить или зарядить), и т[оварищ] Протасов повёл свою машину в лобовую атаку. Немец тоже не свернул, и вот над центром аэродрома машины взорвались. Это было в пятом часу утра.
   Я служил в 16 СБП [здесь и далее - 16-й скоростной бомбардировочный полк] мотористом. Уже после первой штурмовки из личного состава полка осталось мало в живых, и о таране тов[арища] Протасова, возможно, ничего не известно. Может быть, и родственники до сих пор не знают о судьбе т[оварища] Протасова. У меня о звании и фамилии т[оварища] Протасова нет записей, к сожалению, я забыл и фамилии членов экипажа, но в памяти всё же, по-моему, фамилия и звание [капитана Протасова] сохранились правильно. Был т[оварищ] Протасов, кажется, штурманом полка.
   Хотелось, чтобы об одном из первых героев-лётчиков Великой Отечественной войны стало [всем] известно. Может быть, Вы располагаете дополнительным материалом, или в архиве СА [автор письма имеет в виду не тогдашний Центральный государственный архив Советской Армии (ЦГАСА, ныне – РГВА, Москва), а Центральный архив Министерства Обороны (ЦАМО, Подольск Московской области)] есть какие-то материалы о первых часах войны 16 СБП?
С уважением – Калинкин В.В., инженер».         

(Источник: РГАЛИ, фонд 2528, опись 5, дело 197, листы 1 – 2, рукописный оригинал).

Как видно из приведённого выше текста, содержащаяся в нём информация не только частично разнится с приведённой нами ранее (капитан Протасов пилотировал Пе-2, а не СБ), но и существенно дополняет её в деталях. 

2011 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)
 
Просмотров: 1647 | Добавил: Бортстрелок | Теги: Протасов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Бортстрелок  
Дмитрий, я как чувствовал, что это пригодится в первую очередь Вам, поэтому обработал найденный ТОЛЬКО ВЧЕРА этот документ и сразу же послал Александру, а он сразу же разместил этот материал здесь!

1 Almer  
Афигеть!!! Я уже не просто подсознательно чувствую что ведут нас эти пилоты.. я уже имею конкретные примеры...
Константин, очень своевремнно!!!
Дело в том, что после публикации книги по 16 СБАП ("Крылья над Неманом" http://s13.ru/archives/17797 ) где впервые указывалось на то, что Пе-2 был самолет, а не СБ, как писалось ранее, так месяц тому назад мы все таки нашли место его гибели и остатки самолета под Скиделем у д.Ковшово!
"Ведут" нас погибшие летчики.. просят что бы нашли мы их... мы знаем, что они там, где-т рядом в одном из блиндажей на старой линии окопов Первой Мировой войны...
Ждите ребята! Мы Вас найдем!!! 21 октября едем!!!
Константин, большое спасибо за информацию!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024