![](/novosti4/il14_arz_n.jpg)
31 год назад, в декабре 1986 года, Минский завод гражданской авиации № 407 покинул последний Ил-14, прошедший ремонт на этом предприятии. Всего же за период с 1956 по 1986 год на АРЗ-407 было отремонтировано 3 658 самолетов Ил-14. В течение 30 лет Минский авиаремонтный завод был основным ремонтным заводом для этих машин. Сотрудничество предприятия с ОКБ имени С. В. Ильюшина позволило расширить область применения самолета в народном хозяйстве, значительно доработать пассажирский вариант, создать восемнадцать новых модификаций самолета, продлить его ресурс.
В декабре 1956 года на Минскую авиаремонтную базу № 407, переименованную 3 марта 1962 года в завод № 407 гражданской авиации, прибыл в ремонт первый Ил-14 с бортовым номером СССР-Л1776. С января по апрель 1957 года здесь проводился опытный ремонт этого самолета. Испытания в воздухе первого Ил-14 начались 26 апреля 1957 года. Комиссия во главе с начальником отдела технического контроля К. Т. Гончаровым дала разрешение на испытания машины в воздухе, которые прошли успешно.
В авиационном ремонте невозможно обойтись без бригады восстановления самолетов на местах эксплуатации авиатехники. В феврале 1958 года проведены первые ремонтные работы в полевых условиях Ил-14 с бортовым номером СССР-Л1531.
В марте 1959-го выполнен спецзаказ Академии наук СССР — 5 летающих лабораторий, а в апреле авиационно-ремонтная база выполнила первый экспортный заказ — Ил-14С для Инндии.
В 60-е годы завод № 407 ГА работает над созданием эталонного варианта самолета Ил-14. Восемнадцатиместные самолеты оборудуются в 32-местные, появляются первые модификации летающих лабораторий.
В 1961 году выполнен правительственный заказ для Кубы.
![Авиаремонтники на Кубе](/_nw/6/s50069138.jpg)
Авиаремонтники на Кубе
В 1970-х годах группа конструкторов и технологов завода разработала восемнадцать модификаций Ил-14: аэрофотосъемщики ФКП и ФКМ, предназначенные для выполнения аэрофотосъемочных работ в средних и крупных масштабах, летающая лаборатория Гидрометеослужбы СССР, летно-испытательные комплексы ЛИК-1 (позволявшие проверять навигационные системы аэропортов) и ЛИК-2 (летно-испытательный комплекс для проверки средств посадки аэропортов), ледовый разведчик, разведчик рыбы, патрульный самолет погранвойск КГБ СССР и т. д.
Появление в народном хозяйстве страны новых модификаций самолета Ил-14 способствовало продлению навигации в северных морях, созданию и обслуживанию научно-исследовательских станций в Арктике и Антарктике.
![Переоборудование в ледовый разведчик](/_nw/6/s97620626.jpg)
Переоборудование в ледовый разведчик
В результате сотрудничества с эксплуатационными предприятиями, ОКБ, заводами-изготовителями, ГосНИИ ГА завод проводил постоянную научно-исследовательскую работу по изучению работоспособности элементов конструкции самолета. Благодаря этой работе межремонтный ресурс к 1972 году был увеличен до 3500 ч, а назначенный доведен до 35 000 ч. В 1957 году межремонтный ресурс Ил-14 составлял 1000 ч, а назначенный — 3000 ч.
В 1973 году, когда предприятие работало на полную мощность, здесь ремонтировалось 330 самолетов в год. Завод считался безусловным лидером в авиационной отрасли.
![Ил-14 после ремонта](/_nw/6/s69993020.jpg)
Ил-14 после ремонта
Ремонт Ил-14 осуществлялся на двух линиях. Были разработаны доки — платформы, на которых установленный самолет передвигался вдоль ангара по рельсам. На платформах были установлены площадки для удобного подхода к ремонтируемому самолету. Именно здесь впервые в отрасли была осуществлена идея бестеневого освещения.
![Самолеты Ил-14 в цехе сборки](/_nw/6/s40929548.jpg)
Самолеты Ил-14 в цехе сборки
30 октября 1975 года из Ленинграда к берегам Антарктиды вышло научно-исследовательское судно «Профессор Визе". На его борту находилась бригада ремонтников завода № 407 гражданской авиации. Цель командировки — восстановление самолета Ил-14, попавшего в аварию. 15 декабря группа прибыла на антарктическую станцию Молодежная и приступила к ремонту. Самолет был восстановлен.
На мысе Челюскин Ил-14 сел без выпущенных шасси. Когда добрались до самолета, пришлось копать траншеи, чтобы восстановить нижнюю поверхность крыла. Несмотря на сложности, машина была отремонтирована белорусскими специалистами.
![](/novosti4/il14_arz_3.jpg)
Коллективу предприятия был доверен ремонт литерных самолетов в салонном варианте. Эти машины перевозили руководителей многих зарубежных стран, эксплуатирующих советскую авиатехнику.
Для многих авиаремонтников этот самолет стал их трудовой судьбой, делом всей жизни. В декабре 1986 года последний из самолетов Ил-14 с бортовым номером СССР-61788 Якутского управления гражданской авиации покинул предприятие после ремонта.
![Монтаж двигателя на последнем Ил-14](/_nw/6/s94621794.jpg)
Монтаж двигателя на последнем Ил-14
![Митинг по случаю выпуска последнего Ил-14](/_nw/6/s23579570.jpg)
Митинг на Минском авиазаводе по случаю выпуска последнего Ил-14
![СССР-61788 перед вылетом](/_nw/6/s53419324.jpg)
Ил-14 с бортовым номером 61788 перед вылетом
К этому событию была выпущена памятная медаль.
![](/_nw/6/s18046869.jpg)
Источники:
Удалов К. Г., Радуцкий А. Л. Самолет Ил-14. М.: Транспорт, 1991.
Нестерович Е. П. Небо: история любви.. Минск: "Медиафакт", 2008.
Теляков В. А. Сквозь облака и годы. Минск: 2003.
Ил-14 // Авиационный форум AVIAFORUM.RU URL: https://aviaforum.ru/threads/il-14.7376/page-12 (дата обращения: 20.12.2017).
|