В Ивацевичском районе Брестской области специалистами 52-го отдельного специализированного поискового батальона совместно с членами историко-патриотического технического отряда «Авиапоиск-Брест» из болота были извлечены фрагменты самолета Ил-4 и один из его двигателей. По номеру мотора была установлена принадлежность самолета к 212-му дальнебомбардировочному авиаполку 52-й авиадивизии, дислоцировавшемуся в Смоленске.
С помощью российских исследователей было установлено, что экипаж самолета состоял из трех человек – командира лейтенанта В. М. Купало, стрелка бомбометателя лейтенанта К. С. Токарева и стрелка радиста младшего сержанта К. П. Вовк. 24 июня 1941 года экипаж совершал свой второй боевой вылет для нанесения бомбового удара по войскам противника в районе Картуз Береза (ныне – г. Береза Брестской области).
В ходе воздушного боя самолет был сбит, а экипаж покинул машину на парашютах. Командир корабля был ранен, стрелок радист (Вовк Карп Платонович, 1919 года рождения, уроженец Полтавской области Украинской ССР) был убит и упал вместе с машиной в болото.
* * *
Предыстория
Информацию о том, что в 90-х годах из полесских болот поднимали самолет, члены поискового отряда узнали из рассказа очевидцев подъема самолета экскаватором. Долгое время не получалось съездить и попытаться проверить место в Выгонощанских болотах на перешейке двух озер — Бобровичи и Выгонощи. Предполагали, что это самолет СУ-2. По словам очевидцев удалось поднять оторвавшийся от самолета двигатель с винтом и незначительные элементы фюзеляжа. Также были найдены несколько фрагментов одного из летчиков и планшет. По словам очевидцев, всё забрали присутствовавшие на подъеме военные. По окончании работ была установлена фамилия одного из летчиков — Голиков Иван Тарасович 1919 г. р. Каким образом был установлен один из летчиков неизвестно, предположительно по документам в планшете. В деревне Выгонощи установили плиту с надписью: «Здесь захоронены неизвестные Советские летчики погибшие за освобождение Родины». Позже в верхней части плиты дописали Голикова, но по словам одного из представителей поселкового руководства останков летчика под плитой нет.
|
|
Памятник в деревне Выгонощи
Подъем и поиск
Для «Авиапоиска» история подъема этого самолета началась два года назад, в начале июля 2016 года. Группа энтузиастов историко-патриотического технического отряда «Авиапоиск-Брест» выехала на разведку места падения бомбардировщика, предположительно Су-2, сбитого во время бомбардировки танковой колонны противника в первые дни войны. Благодаря проводнику тогда удалось найти это место в болоте. Определили тип бомбардировщика — это оказался ДБ-3Ф.
Воронка на месте падения самолета
Фрагменты самолета
Вторая разведка 22 сентября 2016 года оказалась также успешной и позволила ответить на ряд возникших вопросов. Помощь по идентификации борта и архивным работам по этому экипажу оказал поисковый отряд «Вымпел» из Москвы.
Фрагменты самолета, найденные при разведке вокруг воронки
Начало работ по подъему самолета было запланировано на 4 июля 2017 года. Однако в связи с высоким уровнем грунтовых вод использовать технику на месте падения самолета оказалось невозможным. Поэтому работы по подъему перенесли на осенний период .
Проведенная 19-20 сентября разведка показала, что уровень грунтовых вод остается по-прежнему высоким и возможность проведения работ с использованием техники в этом году исключается. Скоординировав действия с Управлением по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил, приняли решение о переносе работ по подъему самолета на следующий — 2018 год.
В конце сентября группа «Авиапоиска» выехала в очередной раз на место падения самолета и, отработав все «отзывающиеся» места вокруг воронки, поисковики закрыли сезон, подготовившись к совместной работе со специалистами 52-го отдельного специализированного поискового батальона по этому самолету с использованием техники в следующем году.
Фрагменты, найденные вокруг воронки, при отработке отвалов в 2016-2017 гг.
После подъема в 1996 году драглайном одного из моторов на берегу остались его фрагменты, на пяти из них повторился номер 88427. В 2017 году удалось найти номер мотора и на направляющей втулке, которую сохранил в этнографическом музее Вениамин Бычковский и передел ее поисковикам. Там был тот же номер — 88427.
Фрагмент с номером мотора
Отряд «Авиапоиск-Брест» обратился за помощью в определении экипажа к своим российским коллегам по поиску — отряду «Вымпел» из г. Москва. Мария Иванова провела долгую и кропотливую работу по установлению этого экипажа в архивах ЦАМО и ей удалось найти экипаж, который был в боевом вылете 24.06.1941 на борту ДБ-3Ф 2-го звена 5-й авиаэскадрильи 212 дбап.
На этом можно было-бы и успокоиться, но зная, какая путаница бывает в актах на списание в полках, решили поднимать второй мотор. Найти его предстояло в котловане из торфа глубиной до 3-х метров.
Поисковый сезон 2018 года тоже принес свои неприятные сюрпризы. Обещанный для подъема экскаватор отряду не выделили. И подъем второго мотора пришлось вести с помощью подручных средств и смекалки.
Номер второго мотора — 88506 — подтвердил принадлежность самолета 212-му авиаполку. Командир самолета Купало и штурман Токарев спаслись, стрелок радист младший сержант Вовк К.П. убит в воздухе истребителем противника.
Транспортировка мотора из болота
Памятный знак на месте падения ДБ-3Ф
Останки младшего сержанта стрелка-радиста Вовк Карпа Платоновича захоронят в поселке Телеханы. А пока идут поиски родных, подключились Украинские поисковики.
Фото из архива историко-патриотического технического отряда «Авиапоиск-Брест»
Источники:
Сайт историко-патриотического технического отряда "Авиапоиск-Брест"
Военный информационный портал МО
Форум ПО «Тризна» |