18 апреля 1964 года в Минском аэропорту впервые совершил посадку самолет ТУ-124, пилотируемый заместителем начальника Белорусского управления гражданской авиации Дмитрием Григорьевичем Глущенко и Николаем Захаровичем Пасько. В Белоруссию пришла эра скоростных полетов, заменяя поршневую авиацию и обеспечивая скоростное воздушное сообщение на авиалиниях малой и средней протяженности. Высокая крейсерская скорость, большие высоты полета, а также оборудование самолета современными средствами навигации, радиолокации и посадки позволяли выполнять полет днем и ночью в сложных метеоусловиях.
Появшиеся в эксплуатации самолеты ТУ-124 потребовали от авиаторов более рационального использования возможностей новой авиатехники.Творческий подход и умение правильно эксплуатировать современную технику дали возможность максимально использовать эти самолеты на самых разных маршрутах. По инициативе руководства Белорусского управления гражданской авиации, инженеров авиационно-технической базы Минского аэропорта П. М. Осипова, В. П. Болотова, Р. Б. Пергаменцева, В. Н. Киселя был разработан и осуществлен переход на круглосуточное обслуживание самолетов. Это обеспечило решение важной задачи: иметь к началу очередного летного дня максимальное количество исправных машин, а также резерв.
|
|
Глущенко Д. Г. |
Ту-124 в Минском аэропорту |
В Минске был один из самых больших парков Ту-124 в СССР. Всего в аэропорту Минск-1 с 1964 по 1979 год эксплуатировалось 15 самолетов Ту-124. Выводимые из эксплуатации в период 1976-1979 гг. Ту-124 заменялись на самолеты Ту-134.
|
|
Самолеты Ту-124 в аэропорту Минска |
Самый продолжительный рейс на Ту-124 (9 часов 35 минут) выполнялся по маршруту Минск-Казань-Челябинск-Караганда-Алма-Ата.
Получили новое развитие и международные перевозки. 16 августа 1970 года открылась новая международная авиалиния Минск—Варшава-Берлин—Минск, выполняемая самолетом ТУ-124. Первый полет совершил экипаж командира корабля Виктора Яковлевича Багрянцева.
Экипаж Виктора Яковлевича Багрянцева
В дальнейшем полеты на этой международной авиалинии были доверены лучшим экипажам Белорусского управления гражданской авиации Г. Грачева, Е. Корнето, В. Осиповича, А. Хорошилова, А. Колезнева.
На минском авиаремонтном заводе № 407 гражданской авиации также полным ходом шла подготовка к освоению отечественной турбореактивной техники. Первым самолетом, в который минчанам предстояло вдохнуть "вторую жизнь", был ТУ-124. К тому времени на заводе появляется целая группа выпускников из разных высших и средних учебных заведений гражданской авиации. Все они активно включаются в работу по освоению ремонта самолета ТУ-124. Значительную помощь минчанам в это сложное время оказывал завод-изготовитель самолетов ТУ-124 в Харькове и другие эксплуатационные подразделения гражданской авиации. Было сформировано несколько групп авиаремонтников для обучения на заводах Министерства авиационной промышленности.
На техническом совете завода был рассмотрен и утвержден проект дока для ремонта Ту-124. Разработкой сложных конструкций занимались лучшие конструкторы завода И. М. Жуков, Р. Ф. Шапиро, К. Я. Орлов. Был выделен участок ремонта реактивной техники, который возглавил недавний выпускник Рижского института инженеров гражданской авиации Павел Никонович Макейчик.
В мае 1964 года для опытного ремонта на завод прибыл самолет Ту-124 Внуковского ПО ГА Московского Территориального УГА с бортовым номером 45012. В декабре 1964 года самолет ТУ-124 СССР-45012 был впервые испытан в белорусском небе экипажем в составе заслуженного пилота СССР Дмитрия Григорьевича Глущенко, летчика-испытателя Василия Потаповича Ламбуцкого, штурмана Минского летного отряда Вячеслава Ивановича Шкодина, бортинженера Андрея Федоровича Акимова, бортрадиста-испытателя завода Виктора Андреевича Телякова и участников испытаний - начальника ОТК завода Кузьмы Тимофеевича Гончарова и инженера по специальному оборудованию Валентина Ивановича Михеева. Двухчасовой испытательный полет подтвердил пригодность самолета к дальнейшей эксплуатации.
Всего Минским заводом гражданской авиации № 407 за период с 1964 по 1978 год выполнено 497 ремонтов самолетов Ту-124. |