На страже «здоровья» военных летательных аппаратов стоят специалисты инженерно-авиационной службы. 7 декабря она отмечает вековой юбилей!
Авиация в армии быстро и прочно заняла свою нишу, так как ее польза в военном деле оказалась неоспорима. Соответственно, росла и численность боевых воздушных судов и авиационных подразделений. Так возникла необходимость в координации деятельности личного состава частей по технической эксплуатации летательных аппаратов.
Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандования от 7 декабря 1916 года было создано управление полевого генерал-инспектора Военно-воздушного флота, призванного навести порядок, определить единые подходы к технической эксплуатации боевых самолетов. Именно эта дата и была взята за начало деятельности инженерно-авиационной службы.
Беларусь неразрывно связана с историей развития военной авиации.
В городе Лиде живет полноценной авиационной жизнью один из старейших военных аэродромов нашей страны. В нынешнем году он отметил свое 103‑летие! Сегодня на лидском аэродроме отрабатывают летные смены боевые штурмовики Су‑25, курсанты и военные летчики совершенствуют летное мастерство на учебно-боевых самолетах Як‑130 и учебно-тренировочных Л‑39.
…А 9‑я полевая воздухоплавательная рота в Лиде (близ имения Перепечица) была сформирована 9 сентября 1910 года из 2‑й роты бывшего 3‑го Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона. На вооружении роты состояло тогда два аэростата Парсеваля.
Уже в 1912 году военные приступили к строительству аэродрома в Южном городке рядом с городом. В 1913 году он был полностью готов, включая здания обеспечения и казармы. Там разместилась 4‑я авиационная рота, а всего в Российской империи на тот момент было шесть таковых. На вооружении у них тогда состояли самолеты «Фарман», «Ньюпор», «Вуазен». И эту авиационную технику обслуживали технари!
«Ньюпор» и его команда техобеспечения
Гражданская война, подготовка вооружения к установке на самолеты. 1919 год
В эпоху Второй мировой… На 1 января 1939 года на территории Беларуси базировалось 19 процентов авиаполков ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В том же году в составе управления ВВС было создано эксплуатационное управление, решавшее задачи, связанные с технической эксплуатацией авиационной техники. А эксплуатационно-техническая служба ВВС стала самостоятельной. Она имела свои подразделения во всех строевых авиационных частях и школах, соединениях и объединениях, а также соответствующие органы во всех звеньях управления, начиная с эскадрильи.
25 февраля 1942 года приказом народного комиссара обороны на базе управления эксплуатации и ремонта ВВС и управления опытного строительства было создано главное управление инженерно-авиационной службы, во главе которой был поставлен главный инженер ВВС генерал-лейтенант Петров.
Работы по восстановлению истребителя в войсковых условиях. 1942 год
На вооружение авиационных частей Краснознаменного Белорусского военного округа всегда поступала только современная авиационная техника, а обслуживать ее доверялось только лучшему инженерно-техническому составу.
Этого требовала сложившаяся после Великой Отечественной войны непростая военно-политическая обстановка. Противостояние с Западом стало причиной гонки вооружений. У западных границ СССР было размещено много воинских частей, в том числе авиационных, оснащенных современным вооружением и техникой.
Предполётная подготовка на самолёте МиГ-21
В итоге с развалом Советского Союза белорусской армии досталась передовая авиационная техника, в том числе истребители МиГ‑29 и Су‑27, штурмовики Су‑25, фронтовые бомбардировщики Су‑24, вертолеты Ми‑8, Ми‑24, Ми‑6… За исправностью этих летательных аппаратов следили специалисты инженерно-авиационной службы воинских частей и вышестоящих штабов.
Официальное признание профессионального праздника состоялось 30 сентября 2011 года — именно тогда вышел приказ министра обороны, объявивший 7 декабря Днем инженерно-авиационной службы авиации Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Ныне в авиационных частях специалисты инженерно-авиационной службы продолжают трудиться на благо безопасности полетов, следить за исправностью авиационной техники. А координацией их деятельности занимаются подчиненные начальника отдела эксплуатации и ремонта авиационной техники (правопреемника ИАС) — заместителя начальника управления вооружения ВВС и войск ПВО полковника Дмитрия Капустина.
Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины" |