Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь
|
|
Георгий | Дата: Пятница, 19.04.2013, 00:54 | Сообщение # 76 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| Авиационная техника Соединения и части фронтовой авиации, базировавшиеся на территории БВО, представляли несколько родов авиации: бомбардировочную, штурмовую, истребительно-бомбардировочную, истребительную, разведывательную и специальную авиацию. Основные типы самолетов бомбардировочной (в том числе ночной легкобомбардировочной) авиации: 1. Пе-2: – 4 гв. бап; – 134 гв. бап; – 135 гв. бап; 2. По-2: – 15 нбап (по 1946 г.); – 17 нбап (по 1946 г.); – 24 гв. нбап (по 1946 г.); – 406 нбап (по 1946 г.); 3. Ил-28: – 993 бап (с 1954 по 1961 г.); – 998 бап (с 1954 по 1960 г.); – 1104 бап (с 1954 по 1960 г.); – 1110 бап (с 1954 по 1961 г.); – ?410 бап (по 1959 г.); – ?466 бап (по 1959 г.). 4. МиГ-15: – 74 гв. бап (с 1956? г.); – 75 гв. бап (с 1956? г.); – 136 гв. бап (с 1956? г.); – 952 бап (с 1956? г.); – 953 бап (с 1956? г.); – 956 бап (с 1956? г.). 5. Су-24: – 953 бап (с 1978 г.); – 306 бап (с 1982 по 1987 г.); – 305 бап (с 1986 г.); – 116 гв. бап; – 497 бап. Основные типы самолетов штурмовой авиации: 1. Ил-2: – 74 гв. шап (по 1946? г.); – 75 гв. шап (по 1946? г.); – 76 гв. шап (по 1946? г.); – 136 гв. шап (по 1946? г.); – 952 шап (по 1946? г.); – 953 шап (по 1946? г.); – 956 шап (по 1946? г.); – 825 гв. шап (по 1946? г.). 2. Ил-10: – 74 гв. шап (с 1946? по 1956? г.); – 75 гв. шап (с 1946? по 1956? г.); – 76 гв. шап (с 1945? по 1947 г.); – 136 гв. шап (с 1946? по 1956? г.); – 952 шап (с 1946? по 1956? г.); – 953 шап (с 1946? по 1956? г.); – 956 шап (с 1946? по 1956? г.); – ?825 гв. шап (с 1946? по 1947 г.). 3. Су-25: – 357 ошап (с 1984 г.); – 206 ошап (с 1985 г.); – 397 ошап (с 1986 г.); – 378 ошап.
|
|
| |
Георгий | Дата: Пятница, 19.04.2013, 00:56 | Сообщение # 77 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| продолжение
Основные типы самолетов истребительно-бомбардировочной авиации: 1. МиГ-15: – 74 гв. ибап; – 75 гв. ибап; – 136 гв. ибап; – 952 ибап; – 953 ибап; – 956 ибап. 2. МиГ-17: – 953 ибап (по 1972 г.); – 911 ибап; – 940 ибап (по 1976 г.); – 305 оапиб (с 1976 по 1977 г.); – 306 оапиб (с 1976 по 1977 г.). 3. МиГ-21: – 911 ибап / апиб (с 1975 по 1982 г.). 4. Су-7Б: – 953 ибап / апиб (с 1961 по 1978 г.); – 940 апиб (с 1976 по 1983 г.); – 305 оапиб / апиб (с 1976? по 1986 г.); – 306 оапиб (с 1976 по 1982 г.). 5. МиГ-27: – 911 апиб (с 1981 г.); – 940 апиб (с 1982 по 1988 г.). Основные типы самолетов истребительной авиации: 1. Ла-5: – 790 иап (по 1947 г.); – 805 иап; – 863 иап. 2. Ла-7: – 9 гв. иап (по 1951? г.); – 523 иап; – 790 иап (с 1947 по 1948 г.); – ?171 иап. 3. Як-7: – 18 гв. иап (по 1947? г.). 4. Як-9: – 139 гв. иап. 5. Як-3: – 18 гв. иап. 6. Ла-9: – 790 иап (с 1948 по 1952? г.). 7. Як-15: – 18 гв. иап (с 1947 г.); – 139 гв. иап (с 1947 г.); – 523 иап (с 1948? г.). 8. МиГ-9: – 18 гв. иап (с 1948? г.); – 523 иап (с 1948? г.). 9. МиГ-15: – 516 иап (с 1950 г.); – 524 иап (с 1950 г.); – 614 иап (с 1950 г.); – 347 иап; – 868 иап; – 968 иап; – 133 иап; – 163 гв. иап; – 979 иап (по 1953 г.); – 911 иап; – 940 иап; – ?405 иап. 10. МиГ-17: – 968 иап (с 1953 г.); – 133 иап; – 163 гв. иап; – 979 иап (с 1953 г.); – 927 иап (с 1955 г.); – 116 иап; – 405 иап. 11. МиГ-19: – 927 иап (с 1958 г.); – 979 иап (с 1958 г.); – 968 иап (с 1959 г.). 12. МиГ-21: – 927 иап (с 1961 г.); – 968 иап (с 1965 г.); – 120 оиап (с 1969 г.). 13. МиГ-23: – 968 иап (с 1972 по 1984 г.); – 979 иап (с 1973 по 1989 г.). 14. МиГ-29: – 968 иап (с 1983 г.); – 927 иап (с 1987 г.).
|
|
| |
Георгий | Дата: Пятница, 19.04.2013, 00:57 | Сообщение # 78 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| продолжение
Основные типы самолетов и вертолетов разведывательной (в том числе корректировочно-разведывательной) авиации: 1. Ил-2: – 10 орап (по 1945? г.); – ?89 окраэ. 2. Пе-2: – 10 орап (по 1953 г.). 3. Ла-11: – 10 орап (с 1950 по 1953 г.). 4. МиГ-15Р: – 10 орап (с 1953 по 1967? г.). 5. Ил-28Р: – 10 орап (с 1953 по 1969 г.); – 89 окраэ. 6. Ми-1: – 89 окраэ. 7. МиГ-21Р: – 10 орап (с 1967 по 1968 г., с 1972 по 1991 г.). 8. Як-28Р: – 10 орап (с 1968 по 1978 г.). 9. МиГ-25РБ: – 10 орап (с 1978 г.). 10. Су-24МР: – 10 орап (с 1991 г.). Специальная авиация была представлена авиационными частями связи, РЭБ, транспортной, санитарной и буксировочной авиации. Основу вооружения частей связи в первые послевоенные годы составляли самолеты По-2. Они же были основными и в санитарной авиации (2 осанап). В составе транспортных (смешанных) авиационных частей имелся ряд транспортных самолётов и вертолетов и их специальных модификаций: – 323 осап / 95 осаэ / 95 овэ (Ли-2, Ил-12?, Ил-14?, Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-22?, Ми-24); – 142 трап / 142 осап / 248 осаэ (Ли-2, Ил-12?, Ил-14?, Ан-14?, Ан-12, Ан-26, Ту-124, Ту-134, Ми-1?, Ми-2?, Ми-4?, Ми-8, Ми-22?); – 50 осап (Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-22, Ту-134, Ми-8, Ми-9, Ми-22, Ми-24). На вооружении буксировочной авиации (36 обао) находились самолёты Ил-28, в 1980-х гг. их сменили МиГ-23. В 1989 году в составе 26 ВА появились отдельные авиационные части РЭБ, на вооружении которых были специальные модификации самолетов Як-28, МиГ-25 и вертолетов Ми-8: – 302 овэ РЭБ (Ми-8СМВ, Ми-8ППА, Ми-8МТП); – 151 оап РЭБ (Як-28ПП, МиГ-25БМ). Кроме этого, в 10 орап имелись самолеты МиГ-25БМ (с 1984 г.), а в 65 овп – вертолеты РЭБ Ми-8СМВ, Ми-8ППА (с 1970-х гг. по 1989 г.) и Ми-10ПП (с середины 1970-х гг. по 1984? г.).
|
|
| |
Георгий | Дата: Пятница, 19.04.2013, 01:25 | Сообщение # 79 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| Источники информации 1. "927 Кенигсбергскому Краснознаменному ордена Александра Невского истребительному авиационному полку посвящается…" Видеофильм. г. Береза, в/ч 55782, 2010. 2. Бурдин С. МиГ-23. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – 48 с. 3. Военный энциклопедический словарь (электронная версия). Сайт Министерства обороны Российской Федерации. 4. Воспоминания Бучина Бориса Владимировича на сайте "Я помню" http://iremember.ru . 5. Гуркин В.В и др. Боевой состав Советской армии. Часть V (январь-сентябрь 1945 г.). – М.: Воениздат, 1990. – 216 с. 6. Дьяков Д.А. Совершенствование организационной структуры 1-й (26-й) воздушной армии Белорусского военного округа (1945-1962 гг.). // Военно-исторический журнал. – 2010. – №11. – с. 16-19. 7. Дьяков Д., Киенко Д., Мирчук В. "Дважды награжденный, родной Краснознаменный…". – Гродно: Хата, 2011. – 75 с. 8. Интервью В. Анохина и А. Марченко с А.А. Калюжным на сайте "ВВС России: люди и самолеты" http://www.airforce.ru . 9. Качук Н. 213 ПАРМ: полвека в строю. // Армия. – 1999. – №3. – с. 25-27. 10. Качук Н. Век винтокрылой авиации. // Армия. – 2007. – №5. – с. 20-21. 11. Качук Н. Штурмовики, наденьте ордена. // Армия. – 2005. – №6. – с. 26-30. 12. Киенко Д. "Крылья над Нёманом". – Гродно: Хата, 2010. – 59 с. 13. Киенко Д., Мирчук В., Редько В. "Наш Волковысский, Краснознаменный…". – Гродно: Хата, 2012. – 102 с. 14. Марковский В., Приходченко И. МиГ-27 – "бич небесный". – М.: ВЭРО Пресс; Яуза; ЭКСМО, 2012. – 128 с. 15. Марковский В., Приходченко И. Первый сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б. "Выйти из тени!". – М.: Яуза; ЭКСМО, 2012. – 144 с. 16. Марковский В., Приходченко И. Штурмовик Су-25 "Грач". Бронированный наследник Ил-2. – М.: Яуза; ЭКСМО, 2011. – 160 с. 17. Морозов В. На "Горбатом" через войну (летчик-штурмовик М.Г.Гареев). // Мир авиации. – 2006. – №1. – с. 4-17. 18. Никольский М. 790-й истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк. // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 2007. – №7. – с. 1-11. 19. Никольский М. 968-й Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторский смешанный авиационный полк. // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 2010. – №1. – с. 1-32. 20. От солдата до генерала. Воспоминания о войне. Том 5. – М.: Алгоритм, 2005. – с. 90-107. 21. Павлов А.В., Войлоков С.В. Истребитель МиГ-29 в строевых частях – история, символика, окраска. Книга первая – изделие "9-12". – М., 2009. – С. 40-41. 22. Сайт "Авиаторы Второй мировой" http://www.allaces.ru . 23. Сайт "Красные соколы. Лучшие лётчики-асы России 1914 - 1953 гг." http://airaces.narod.ru . 24. Сайт "Щучин – город авиаторов" http://scucin-avia.narod.ru . 25. Форум "120 гв. иап" на сайте "Домна" http://domna.ucoz.ru/forum/20-22-1 . 26. Форум "415 иап Туношна" на сайте выпускников СВВАУЛШ http://www.svvaulsh.ru . 27. Форум "А сколько вас было!!!!" на сайте "Авиабаза" http://www.airbase.ru . 28. Форум "Аэродром Поставы" на http://www.forumavia.ru . 29. Форум "БЖЕГ ( Brzeg ) – 151-й отдельный авиационный полк" на сайте "Авиация СГВ. 1945-1993" http://www.sgvavia.ru . 30. Форум "Су-25, начнем ветку???" на http://www.forumavia.ru . 31. Фотоинформационный сайт городского поселка Россь http://ross-photo.narod.ru .
Отдельная благодарность за уточнения Андрею Васильчику, Леониду Карпову, Дмитрию Киенко, Владимиру Мирчуку, Юрию Рудакову.
|
|
| |
Бортстрелок | Дата: Суббота, 20.04.2013, 20:53 | Сообщение # 80 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Цитата (Георгий) 10 отдельный разведывательный авиационный полк 10 орап перебазирован 8.07.45 г. из Восточной Пруссии в Пинск, 11.10.45 г. – в Жабчицы А разве Пинск и Жабчицы - применительно к базированию авиации - это не одно и то же? Неоднократно встречал такое определение, как "пинский аэродром Жабчицы", да и других под "столицей Полесья" что-то в послевоенное время не знаю...Добавлено (20.04.2013, 20:53) --------------------------------------------- Предыдущее моё сообщение начиналось с "исчезнувших" куда-то слов: "Георгий, спасибо за такой прекрасный справочный материал! Это то, чего постоянно не хватает По нему есть один, "рабочий вопрос" " и далее по тексту, начиная с цитаты...
|
|
| |
Георгий | Дата: Воскресенье, 21.04.2013, 00:43 | Сообщение # 81 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| Цитата (Бортстрелок) Цитата (Георгий) 10 отдельный разведывательный авиационный полк 10 орап перебазирован 8.07.45 г. из Восточной Пруссии в Пинск, 11.10.45 г. – в Жабчицы А разве Пинск и Жабчицы - применительно к базированию авиации - это не одно и то же? Неоднократно встречал такое определение, как "пинский аэродром Жабчицы", да и других под "столицей Полесья" что-то в послевоенное время не знаю... Эти данные я взял из книги о 10 орап (№7 в списке источников). Здесь мне самому непонятно - может, Дмитрий пояснит. Кстати, у меня опечатка - 10 орап перебазирован из Восточной Пруссии не 8.07.45, а 8.08.45 г. Исправляю. Вообще, как видно, в данном материале много пробелов и неточностей. Есть и условности. Например, в послевоенные годы под аэродромами "Кобрин" и "Пружаны" имеются в виду несколько аэродромов в окрестностях данных городов. Короче говоря, этот материал нельзя считать чем-то законченным (такая цель и не ставилась). Просто хотелось свести в какое-то подобие системы имеющиеся в открытом доступе разрозненные сведения. В принципе, самое общее представление об авиации БВО составить можно. И если для кого-то эти сведения окажутся интересными, я буду рад. А ещё лучше, если кто-либо сможет их поправить/дополнить. Благодарю за добрые слова!
|
|
| |
Электрик | Дата: Воскресенье, 22.09.2013, 18:32 | Сообщение # 82 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| К вопросу об авиационном полигоне "Речица". По информации http://televid.by/archives/3413 в районе д.Горновка Речицкого района (http://belaruscity.net/raspolozhenie_na_karte/town-3245824026.html) ранее находился авиационный полигон. С большой вероятностью это и есть район дислокации авиаполигона "Речица".
Сообщение отредактировал Электрик - Понедельник, 23.09.2013, 09:51 |
|
| |
Almer | Дата: Суббота, 12.10.2013, 01:31 | Сообщение # 83 |
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 37
Статус: Offline
| Всем привет, в Пинске было несколько аэродромов. Один из них именно Пинск еще действовал в конце 80-х годов как гражданский. В 40-50 годах, особенно при выводе частей в 45 году, авиацию принимали оба, т.к. очень много частей выводилось и транзитом в том числе. Поэтому точно сказать куда вывели 10 ОРАП в Пинск или в Жабчицы сказать трудно. В книге писал как в документе, что бы не строить догадок относительно точного места на конкретную дату.
Кстати, Георгий, думаю тебе очень поможет новая книга "Аэродром Лида-сто лет полетов" http://rubon-belarus.com/books/182-lida-100let-poletov в ней есть все про 1 ГШАД и точные аэродромы и даты расформирования ее полков военного периода, а так же перебазирования частей в состав дивизии, например 953 ИАП, 940 бап и т.д.
И еще вот такая информация, у тебя как тип не дан Ще-2, а они былы в Белоруско-Литовском ВО (БЛВО), нашли мы место катастрофы около Лиды, 4 погибших 15 июня 1945 г. Вылетели из 172 ПАБ -cудя по всему это полевая авиабаза, вероятно Степянка.
|
|
| |
Бортстрелок | Дата: Суббота, 12.10.2013, 02:11 | Сообщение # 84 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Под Пинском в авиационном отношении подразумевались 2 аэродрома - Жабчицы (западнее города) и Галево (восточнее него). Оба - ещё с "польских часув", оба носили название по близлежащим деревням. Советский гражданский аэродром - это Галево.
|
|
| |
Георгий | Дата: Суббота, 12.10.2013, 23:34 | Сообщение # 85 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| Дмитрий, спасибо за информацию. Кстати, раз уж упомянули аэропорт Пинск (Галево) - когда именно он перешел в ведомство ГВФ? Где-то в конце 1940-х?
|
|
| |
Бортстрелок | Дата: Воскресенье, 13.10.2013, 00:22 | Сообщение # 86 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Галево стал гражданским тогда, когда на общесоюзном уровне было прингято решение о том, что каждый райцентр СССР (если это позволяют условия местности) должен иметь собственный аэродром местных авиалиний. Но, когда именно это произошло, мне не известно А Жабчицы распахали в годы "хрущёвских сокращений"...
|
|
| |
nov | Дата: Воскресенье, 13.10.2013, 22:33 | Сообщение # 87 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| я извиняюсь за оффтоп. но меня очень заинтересовал маленький вертолет желтой окраски кторрый я вчера наблюдал недалеко от литовской границы . какому ведомству он может принадлежать ? c виду похож на робинсон 44
|
|
| |
Almer | Дата: Воскресенье, 13.10.2013, 23:32 | Сообщение # 88 |
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 37
Статус: Offline
| Еврокоптер погранвойск с Постав.
|
|
| |
Саша | Дата: Воскресенье, 13.10.2013, 23:46 | Сообщение # 89 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Цитата Almer Еврокоптер погранвойск с Постав. Еврокоптеры погранвойск белые с красно-зеленой полосой - фото. А это летал скорее всего вот этот Robinson.
|
|
| |
nov | Дата: Понедельник, 14.10.2013, 00:12 | Сообщение # 90 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
| еврокоптеры знаем мы хорошо. а вот на табачного робинсона похож. Интересно его внезапное появление буквально после информации о крушении ан-2 на украине якобы с белорусской контрабандой ?
|
|
| |
|