Пятница, 20.10.2017, 20:47
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Статьи

Воздушные рабочие войны.
2010 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Россия)

«ВОЗДУШНЫЕ РАБОЧИЕ ВОЙНЫ», или ОБЫКНОВЕННАЯ БОЕВАЯ РАБОТА ЛЁТЧИКОВ

…Традиционно, когда говорят о боевых действиях авиации, сначала вспоминают воздушные победы лётчиков-истребителей, затем – точные удары по наземным и морским целям бомбардировщиков и штурмовиков, смелые атаки торпедоносцев. При этом практически всегда «за скобками» остаётся ежедневная боевая работа иных авиационных подразделений – разведывательных, транспортных, связных. Автор этой публикации, служивший в своё время в военно-транспортной авиации, знает об этом не понаслышке…

…В ходе многолетней работы с документами фондов Российского государственного военного архива (РГВА) в Москве нам не раз удавалось делать «маленькие исторические открытия в архивной пыли». Очередной нашей находкой в ноябре 2010 года стал «Журнал боевых действий звена связи 29-й легко-танковой бригады» за период с 7 по 29 сентября 1939 года (РГВА, фонд 35086, опись 1, дело 517). Ранее этот документ хранился в бывшем Архиве Министерства вооружённых Сил СССР (ныне – ЦАМО РФ) в Подольске (старая архивная ссылка - фонд БОВО К-44, опись 261445с, дело 5), а затем был передан в нынешний РГВА, где полученный «при рождении» гриф «секретно» был снят с него лишь спустя шесть с лишним десятилетий – только 2 марта 2001 года! В старой советской «Карточке-заместителе» дела имеется одна-единственная запись о том, что более полувека назад, 23 апреля 1954 года оно было выдано для ознакомления некому капитану В.Дмитриеву…
…Сам по себе этот «Журнал…» представляет обыкновенную общую тетрадь в клетку, но с пронумерованными листами, которые вручную разграфлены с одной, правой стороны разворота на три колонки с заголовками «Время записи», «Задача звена и описание событий и фактов» и «Примечание». Во всей тетради заполнены лишь две первые колонки, а посему все записи из неё будут даны нами ниже не в табличном виде, а в изложении.
При этом нами не только расшифрованы все записи, сделанные отнюдь не самым идеальным писарским почерком, но и «раскрыты» военные сокращения и аббревиатуры, а сам оригинальный текст «Журнала…» приведён в соответствие с орфографией и пунктуацией современного русского языка.
…29-я легко-танковая бригада (она же «Войсковое соединение № 6296», или в/ч 6296), в состав которой организационно входило Авиационное звено связи (собственного порядкового номера не имело), было одним из бронетанковых подразделений Белорусского особого военного округа (БОФО). В составе войск 4-й армии Белорусского фронта утром 17 сентября 1939 года бригада вступила на территорию Западной Белоруссии, а свой боевой путь в Польской кампании закончила на Западном Буге. Вместе с ней в направлении Бреста по воздуху и по земле перемещались самолеты и личный состав звена. Цитируемый нами документ был начат ещё 7 сентября следующими записями:
«20.00. По соединению № 6296 объявлена боевая тревога. Личный состав звена собрался по тревоге в штабе звена в 20.07, и спустя 40 минут всё имущество было погружено на автомашину.
20.40. Командир звена получил устный приказ от начальника штаба войскового соединения № 6296 об отъезде на площадку Пастовичи. Командиру звена приказано оставаться при штабе звена до особого распоряжении.
21.00. Личный состав звена с имуществом под командой начальника штаба звена перебазируется на площадку Пастовичи».
В течение последующих четырёх дней никакие записи в «Журнал…» не заносились, а ведение его продолжилось лишь во второй половине 12 сентября:
«14.00. Получен приказ командования соединения № 6296 о перебазировании на площадку около деревни Шищицы.
16.00. Командир звена отдал устный приказ о перебазировании на площадку около деревни Шищицы двумя эшелонами. Воздушный эшелон – в составе: экипаж № 1 (Жемчужный, Коноплёв), экипаж № 2 (Давыдов, Карпов), экипаж № 3 (Жуков, Шеленков). Все остальные вошли в наземный эшелон под командой старшего техника звена воентехника 1-го ранга товарища Кузнецова.
18.45. Воздушный эшелон поднялся в воздух и лёг на курс Пастовичи – Шищицы. Наземный эшелон двинулся спустя 5 минут по маршруту Пастовичи – Новые Юраличи – Моисеевичи – Шищицы. 
19.30. Воздушный эшелон сделал посадку на площадку около деревни Шищицы».
На следующий день в «Журнале…» была сделана лишь одна запись: «02.00. Наземный эшелон прибыл в деревню Шищицы». После неё следовала общая запись через всю страницу документа: «С 13.09.1939 по 16.09.1939 среди личного состава звена проводились занятия и политинформации. Каждый день по 2 часа технический состав работал на матчасти. Лётный состав изучал район вероятных действий (Польшу)».
В дальнейшие 11 дней Польской кампании ведение «Журнала боевых действий звена связи 29-й легко-танковой бригады» не прекращалось, и вниманию читателей представляются все последующие записи в нём:
«17.09.1939.
04.45. Через делегата связи 29-й легко-танковой бригады получен приказ о выступлении бригады и о переходе границы с Польшей по дороге Копыль – Несвиж. Звену поставлена задача разведать скопление войск противника в районе Несвиж – станция Городзея и держать связь с колоннами бригады.
06.05. Экипаж № 1 (Жемчужный, Коноплёв) поднялся в воздух и взял курс по направлению к Несвижу.
06.15. Экипажи №№ 2 и 3 поднялись в воздух и взяли курс на Копыль. Наземный экипаж отправился немедленно по маршруту Греск – Грозок – Копыль. Наземному экипажу командир звена приказал прибыть на место стоянки бригады – в 3 км севернее Копыля в лесу.
07.30. Воздушные экипажи № 2 и № 3 произвели посадку на площадке Якубовичи.
09.35. Экипаж № 1 произвёл посадку на площадке Якубовичи. По данным экипажа, в районе Несвиж – станция Городзея войск противника не обнаружено. Части бригады движутся двумя колоннами: одна – на Несвиж, вторая – южнее Несвижа в 6 км, по направлению к станции Усук. Задания от колонн экипаж не получал.
09.45. Экипаж № 2 (Давыдов, Кузнецов) пошёл на связь с колоннами бригады.
09.50. Наземный эшелон прибыл к месту стоянки бригады (3 км севернее Копыля).
10.00. Экипажи № 1 и № 3 убыли для связи с колоннами бригады.
13.10. Экипажи № 1 и № 3 произвели посадку на поле колхоза «Пролетарий». Связаться с колоннами не удалось – колонны двигались быстро, не встречая сопротивления противника.
14.00. Экипаж № 2 взлетел с площадки Якубовичи и взял курс на Несвиж. В полёте лопнула трубка заливной системы. Из-за опасения пожара товарищ Давыдов пошёл на посадку и приземлился у деревни Поцейки. Во время посадки в 15.25 срезало болт передней правой ноги шасси. В результате поломаны винт, шасси, дужки нижних плоскостей и пробит бок фюзеляжа.
16.40. Прибыл товарищ Кузнецов и доложил командиру звена о произведённой посадке самолёта № 7460.
17.00. Командир звена и технический состав с инструментами и запасными частями уехали на место посадки самолёта.
19.50. Командир звена и товарищ Давыдов произвели посадку на самолёте № 7460 на поле у колхозе «Пролетарий».
22.00. Старший техник звена товарищ Кузнецов с техническим составом убыли в Старые Дороги за плоскостью. Остальной состав звена остался на ночлег в лесу около самолётов.
18.09.1939.
10.20. Старший техник звена товарищ Кузнецов с техническим составом прибыл из Старых Дорог с плоскостью. Весь день технический состав ремонтировал самолёт № 7460.
18.50. Старший техник звена товарищ Кузнецов доложил командиру звена о готовности самолёта № 7460 к полёту. Ввиду сильного дождя и тумана перебазирование звена на аэродром Слоним отставлен командиром звена.
19.09.1939.
07.30. С утра шёл дождь и стоял густой туман. Командир звена убыл в Старые Дороги перекладывать парашюты.
19.50. Командир звена прибыл из Старых Дорог с переложенными парашютами.
20.09.1939.
10.00. Командир звена отдал устный приказ о перебазировании на аэродром Слоним.
11.00. Экипаж № 2 (Давыдов, Кузнецов) на взлёте допустил ошибку, в результате чего самолёт был разбит.
11.10. Командир звена произвёл посадку и отдал приказ (устный): самолёт разобрать, всё ценное с самолёта снять и сдать на хранение в колхоз «Пролетарий», экипажу самолёта № 7460 двигаться в наземном эшелоне.
11.30. Экипажи № 1 и № 3 поднялись в воздух и взяли курс на Слоним.
13.17. Экипажи № 1 и № 3 произвели посадку на аэродроме Слоним.
17.10. Получен приказ начальника ВВС армии доставить топографические карты со станции Столпцы в штаб армии. Командир звена приказал экипажу товарищей Коноплёва и Жукова доставить карты в штаб армии.
17.15. Экипаж (Коноплёв, Жуков) поднялись с аэродрома и взяли курс на станцию Столпцы.
17.20. Командир звена доложил начальнику ВВС армии об аварии в звене и отданном приказании. Начальник ВВС действия командира звена санкционировал.
21.09.1939.
02.30. Прибыл наземный эшелон на аэродром Слоним.
11.20. Командир звена уехал в Пружаны на доклад командиру 29-й легко-танковой бригады.
16.45. Экипажа (Коноплёв, Жуков) произвели посадку на аэродроме Слоним. Топографические карты были доставлены, но ввиду отъезда штаба армии на станции Ивацевичи карты остались в звене.
22.45. Командир звена прибыл со штаба 29-й легко-танковой бригады с приказанием 22.09.1939 перебазироваться на площадку в Пружаны.
22.09.1939.
12.56. Воздушные экипажи № 1 и № 3 поднялись с аэродрома Слоним и взяли курс на Пружаны. Наземный эшелон двинулся непосредственно после вылета самолётов.
14.23. Экипажи № 1 и № 3 произвели посадку на площадке в Пружанах. Части бригады к этому времени уже были на пути к Брест-Литовску.
16.35. Наземный эшелон прибыл в Пружаны.
23.09.1939.
11.38. Экипаж № 1 вылетел в штаб армии на станцию Ивацевичи с топографическими картами.
12.36. Экипаж № 1 произвёл посадку в поле в 3 км северо-восточнее станции Ивацевичи. Топографические карты были доставлены в штаб армии.
13.40. Экипаж № 1 поднялся в воздух и взял курс на Пружаны.
14.39. Экипаж № 1 произвёл посадку на площадку Пружаны.
15.30. Командир звена отдал устный приказ о перебазировании в город Брест-Литовск.
16.03. Экипажи № 1 и № 3 поднялись в воздух и взяли курс на Брест-Литовск. Наземный эшелон так же двинулся на Брест-Литовск.
17.09. Экипажи № 1 и № 3 произвели посадку на аэродроме Брест-Литовск.
18.40. Командир звена убыл в штаб для доклада о прибытии звена в город Брест-Литовск. К 21.00 была поставлена охрана у самолётов и экипажи уехали на стоянку бригады.
24.09.1939.
05.00. Наземный эшелон прибыл на аэродром города Брест-Литовск. В пути эшелон был остановлен немецкими войсками и вынужден был повернуть обратно.
14.00. Командир звена получил приказ выслать самолёт на разведку железнодорожных эшелонов с войсками польской армии, движущимися от Ковеля на Брест-Литовск.
14.30. Экипаж № 1 (Жемчужный, Коноплёв) произвели взлёт и взяли направление на Ковель.
15.58. Экипаж произвёл посадку благополучно.
16.20. Экипаж № 1 доложил командиру 29-й легко-танковой бригады о произведённой разведке и что экипажем обнаружено. Во время разведки экипаж обнаружил большое скопление железнодорожных эшелонов на станции Малорита и находящихся в пути со станции Малорита на Брест-Литовск. Экипаж летел на высоте 1700 – 1500 метров. Обстрела самолёта экипаж не обнаружил. Здесь же командир 29-й легко-танковой бригады приказал данные разведки отправить начальнику штаба бригады.
20.40. Командир звена получил приказ командира 29-й легко-танковой бригады 25.09.1939 лететь в Старые Дороги за корреспонденцией, деньгами и газетами.
25.09.1939.
10.20. Экипаж № 1 поднялся с аэродрома и взял курс на Старые Дороги.
18.16. Экипаж № 1 произвёл посадку на площадке Сопон. Ввиду того, что деньги были отправлены в Брест-Литовск ещё 24.09.1939, а газет не было, он забрал лишь корреспонденцию.
16.25. Экипаж взлетел с площадки Сопон и в 19.39 благополучно произвёл посадку на аэродроме Брест-Литовск.
20.20. Командир звена доложил командиру 29-й легко-танковой бригады о выполнении приказания.
26.09.1939.
10.10. Экипаж № 3 (Жуков, Давыдов) по приказанию командира 29-й легко-танковой бригады вылетел на разведку железнодорожных эшелонов с войсками польской армии, движущимися по железной дороге Ковель - Брест-Литовск.
13.20. Экипаж № 3 прибыл с разведки и доложил командованию о результатах разведки. Экипаж обстрелян не был.
27.09.1939.
09.30. Экипаж № 3 получил приказ от командира звена о полёте в Старые Дороги за почтой и газетами».
Никаких записей за 28 сентября в «Журнале…» нет, и только на следующий день, в 19.20 в нём было зафиксировано, что «Экипаж № 3 (Жуков, Давыдов) произвёл посадку на аэродроме Брест-Литовск благополучно. Экипаж не мог вылететь 27.09.1939 со Старых Дорог ввиду сильного дождя и тумана».
Последней записью в цитируемом нами документе стала фраза «Личный состав все эти дни работал на матчасти и занимался по расписанию». На этом ведение «Журнал боевых действий звена связи 29-й легко-танковой бригады» было окончено, как окончилась в целом для лётчиков этого подразделения и вся Польская кампания. Для них началась обыкновенная служба в мирное время, но уже на территории Западной Белоруссии.
Категория: Статьи | Добавил: Саша (10.12.2010)
Просмотров: 891 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017