Воскресенье, 22.10.2017, 09:33
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Статьи

Уроженцы Белоруссии - руководители ЭТС ВВС РККА в предвоенные годы

УРОЖЕНЦЫ БЕЛОРУССИИ – РУКОВОДИТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ

В 2008 году исполнилось 90 лет ВВС и войскам ПВО. Сегодня вы впервые узнаете о наших земляках, внесших значительный вклад в создание инженерно-авиационной службы ВВС сначала Красной, а затем Советской Армии.

   Для обеспечения боевой подготовки раз­личных видов Вооруженных Сил и родов войск и их обслуживания существуют раз­личные службы. Одной из ведущих служб Военно-воздушных сил (ВВС) является инженерно-авиационная служба (ИАС). Свою историю она ведет от мотористов и механи­ков дореволюционной России, готовивших первые летательные аппараты к полетам и производивших их ремонт. Организационно ИАС ВВС оформилась в самостоятельную службу в современном ее понятии в 1939 году. До 1933 года она называлась техни­ческой службой, в период с 1933 по 1940 год - техническо-эксплуатационной, с июня 1940 года по 1942-й - эксплуатационно-технической службой ВВС Красной Армии, а в 1942 году преобразована в инженерно-авиационную службу ВВС. Это название сохранилось до настоящего времени. Для предотвращения путаницы в статье ис­пользуется ее предвоенное название - эксплуатационно-техническая служба (ЭТС).
Заправка самолета МУ-1 с помощью аэродромной тележки с бочкой и ручным насосом. 1920-е годы.
 
   В период 1921 - 1941 годов ЭТС имела сво­ей основной задачей организацию четкой и безаварийной работы материальной части в строевых частях, училищах и школах ВВС и обеспечение постоянной боевой готовности самолетов, моторов, вооружения и специального оборудования.
   Совершенствование эксплуатационно-технической службы, повышение качества ее работы в значительной мере зависели от уровня подготовки, организационных способностей и энергии ее руководителей. Благодаря их вдумчивой и кропотливой работе была обеспечена грамотная техни­ческая эксплуатация сложной авиационной техники инженерно-техническим составом Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Они смогли создать службу и вывести ее на уровень, соответствующий развитию авиации того времени. Кроме того, под их руководством в 1926 - 1941 годах была создана и постоянно совершенствовалась система технической эксплуатации авиационной техники, многие положения которой действуют до сих пор.
   В советской и современной российской и белорусской военно-исторической литерату­ре о военной авиации в основном освещена деятельность летчиков и конструкторов, показан их вклад в развитие ВВС. Инженерно-технический же состав ВВС, и в том числе руководители эксплуатационно-технической службы ВВС, остался как бы в тени. Даже их фамилии в военно-исторической лите­ратуре найти проблематично. А ведь имен­но они, осуществляя руководство работой эксплуатационно-технической службы ВВС, обеспечивали выполнение авиацией боевых и учебных задач. В течение рассматриваемого периода во главе эксплуатационно-технической службы ВВС РККА стояли хорошо подго­товленные инженеры, обладающие высо­кими организаторскими способностями, глубокими техническими знаниями, а мно­гие еще и большим практическим опытом и умением воплотить свои знания в кон­кретные дела.
   В течение 1925 - 1941 годов эксплуатационно-технической службой ВВС РККА последовательно руководили семь человек: А.П. Смолин, А.К. Аузан, дивинженер В.С. Коннэрт, военинженер 1 ранга Ф.Н. Шульговский, бригинженер А.К. Репин, бригинженер З.А. Иоффе и дивинженер И.С. Троян. Из них трое - военинженер 1 ранга Ф.Н. Шульговский, бригинженер З.А. Иоффе и дивинженер И.С. Троян - наши земляки, уроженцы Белоруссии.
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы Ф.Н. Шульговский. 1946 г.
   В феврале 1936 года, после некоторого перерыва, в структуре УВВС РККА был вновь создан орган, руководящий эксплуатацией авиационной техники в войсках, - Инспекция технической эксплуатации. Ее возглавил Федор Нестерович Шульговский. Родился он в местечке Коханово Гомельской губер­нии. В 1914 году был призван в армию. В офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине прошел курс обучения на моториста и служил там же до середины 1916 года. С июля 1916 года по август 1917-го был ко­мандирован во Францию на завод Испано-Сюиза для обучения на авиамеханика. По возвращении в Россию был назначен на за­вод Анатра в Симферополе механиком, где и проработал до апреля 1918 года.
   В августе 1918 года Федор Нестерович добровольно вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны. С августа 1918 по июнь 1921 года служил старшим мотористом в различных авиаотрядах. С июля 1921 года он младший механик 2-й истребительной авиаэскадрильи, с августа следующего года - инженер-механик той же эскадрильи. В 1927 году Шульговский два месяца прослужил старшим инженером-механиком 7-й отдельной авиаэскадрильи и поступил на Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, по окончании которых в 1928 году получил назначение старшим инспектором по эксплуатации Техническо-эксплуатационной инспекции (ТЭИ) Управления специального снабжения УВВС РККА.
   Начиная с этого времени и до конца 1934 года Ф.Н. Шульговский работал в ТЭИ и Научно-испытательном институте (НИИ) ВВС под руководством первых основате­лей и руководителей эксплуатационно-технической службы ВВС А.П. Смолина и А.К. Аузана. В 1931 году вместе с инспек­цией он перешел в НИИ ВВС. В 1931 - 1933 годах Шульговский участвовал в составле­нии первого «Наставления по техническо-эксплуатационной службе» (НТЭС-33). В 1934 году заочно окончил Московский авиационный институт. С января 1935 по февраль 1936 года служил инженером по моторам 10-го отдела УВВС РККА. В 1930-е годы Шульговский неоднократно назначался главным инженером воздушных парадов, проводимых в Москве.
   Инспекцию технической эксплуатации Федор Нестерович возглавлял до августа 1938 года. Здесь необходимо отметить, что в период с апреля 1936 года по январь 1937-го руководителем эксплуатационно-технической службы ВВС являлся не он, а главный инженер ВВС В.С. Коннэрт. С августа 1938 года военинженер 1 ранга Шульговский работал старшим преподава­телем кафедры технической эксплуатации и ремонта Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, а с июня следующего года до марта 1941-го возглавлял эту ка­федру. С марта 1941 до апреля 1942 года он был начальником инженерного факуль­тета академии.
   В марте 1942 года для улучшения ру­ководства технической эксплуатацией и ремонтом авиационной техники в Главном управлении ВВС Красной Армии было созда­но Главное управление инженерно-авиацион­ной службы (ГУ ИАС ВВС КА), состоящее из Управления технической эксплуатации, Управления ремонта и Управления опытно­го строительства (с июня 1942 г.). Первым начальником Главного управления ИАС был назначен Ф.Н. Шульговский. С июля того же года и до августа 1946 года он являлся начальником Управления технической экс­плуатации в ГУ ИАС ВВС КА.
   С августа 1946 года по март 1947-го Федор Нестерович возглавлял Ленинградскую Краснознаменную военно-воздушную инженерную академию. 29 марта 1947 года уволен в отставку по болезни.
Генерал-майор инженерно-авиационной службы
З.А. Иоффе. 1944 г.
   В ноябре 1939 года эксплуатационно-техническую службу ВВС возглавил Зе­лик Аронович Иоффе. Родился он в семье служащих в Речице Гомельской губернии. В 1920 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. Участник Советско-польской войны. В июле 1922 года уволен в запас. В апреле 1926 года Иоффе снова был при­зван на военную службу. В течение 1926 -1930 годов служил на различных должностях по партийной линии. В 1930 году Иоффе после окончания подготовительных курсов поступил на эксплуатационный факультет Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, который окончил в 1935 году.
   С мая 1935 года по июль 1937-го Зелик Аронович служил старшим инженером 1-й воздушной десантной эскадрильи и 22-й тяжелобомбардировочной авиационной эскадрильи, а также старшим инженером по эксплуатации 3-й авиабригады особого назначения. В этот же период, с октября 1936 по сентябрь 1937 года военинженер 3 ранга Иоффе находился в спецкомандировке в Испании и участвовал в боях с фашистами. За успешное выполнение этого специального правительственного задания Зелик Аронович был награжден орденом Красной Звезды.
   Вскоре после возвращения из Испании, 13 октября 1937 года военинженер 2 ранга Иоффе был назначен заместителем началь­ника Управления материально-технического снабжения УВВС РККА, а с 28 ноября того же года возглавил это управление.
   С января по ноябрь 1939 года он был главным инженером трассы Алма-Ата - Лань­чжоу, по которой из Советского Союза в Китай перегонялись боевые самолеты. За время его работы на трассе было собрано, облетано и перегнано в Китай свыше 400 самолетов.
   21 ноября 1939 года в Главном управлении ВВС Красной Армии было сформировано Управление эксплуатации и войскового ремонта. Первым его начальником и одновременно главным инженером ВВС Красной Армии назначили бригинженера Иоффе. Ему сразу же пришлось заняться сложнейшими вопросами технической эксплуатации авиаци­онной техники в суровых условиях Советско-финляндской войны. Он постоянно выезжал в действующие авиачасти и оказывал помощь главным инженерам ВВС Северо-Западного фронта и действующих армий в организации эксплуатации и полевого ремонта самолетов. За успешное выполнение боевых задач во время Советско-финляндской войны Иоффе был награжден вторым орденом Красной Звезды. После окончания боевых действий Зелик Аронович провел огромную работу по сбору, систематизации, анализу и внедрению в практику богатого опыта, полученного эксплуатационно-технической службой во время войны.
Осмотр мотора М-17 на бомбардировщике ТБ-3. 1930-е годы.
   С 25 января 1941 года З.А. Иоффе - заме­ститель начальника ВВА им. Н.Е. Жуковского по научной и учебной работе. С началом Великой Отечественной войны он неоднократно просил направить его на фронт. В 1942 году его просьба была удовлетворена.
   После пятимесячной стажировки в долж­ности главного инженера 16-й воздушной армии генерал-майор Иоффе был назначен главным инженером - заместителем по ИАС командира 2-го истребительного авиакорпуса. С февраля 1943 года и до апреля 1947 года он занимал должность главного инженера - заместителя по ИАС командующего 15-й воздушной армией.
   С апреля 1947 по октябрь 1949 года генерал-лейтенант Иоффе служил заме­стителем главного инженера ВВС, а потом два месяца - главным инженером ВВС Дальнего Востока. 11 ноября 1949 года он был назначен заместителем начальника Харьковского высшего военного авиационно-инженерного училища. На этой должности он прослужил 6 лет, до ноября 1955 года. С этого времени по декабрь 1960 года Иоффе был начальником вычислительного центра № 3 Министерства обороны СССР. Являясь первым начальником созданного центра, он руководил освоением и развитием его экспериментальной базы, активно работал по оснащению центра вычислительной техникой. Под его руководством были разработаны первые бортовые вычислительные машины для оснащения ВВС.
   По инициативе руководства ВВС в конце 1960 года был организован 30-й Центральный НИИ авиационной и космической техники. Его начальником был назначен Иоффе, который руководил институтом до декабря 1969 года.
   19 декабря 1969 года Иоффе был уво­лен в отставку по выслуге установленного срока службы. С января 1970 года и до своей кончины Иоффе возглавлял отдел боевой живучести самолетов фронтовой авиации в ОКБ им. Павла Сухого.
Генерал-лейтенант авиационной службы
 И.С. Троян. 1945 г.
   В предвоенный и начальный период Вели­кой Отечественной войны эксплуатационно-техническую службу ВВС Красной Армии возглавлял Иван Семенович Троян. Родился он в деревне Малые Озерки Гродненской губернии.
   В августе 1915 года был призван в армию. Попал служить рядовым в 36-й корпусной авиационный отряд. Был направлен на уче­бу в Николаевскую школу авиамотористов, которую окончил в декабре того же года и вернулся в свой отряд. В течение всей Первой мировой войны прослужил в 36-м корпусном авиаотряде старшим мотористом, стал старшим унтер-офицером.
   После Октябрьской революции 1917 года вступил в 1-й революционный авиаотряд в Одессе, в котором служил в должности стар­шего моториста. В течение 1918 - 1922 годов старшим мотористом проходил службу в 1-м Одесском железнодорожном авиаотряде, 51-м и 23-м авиаотрядах.
   В 1922 - 1926 годах Иван Троян - млад­ший механик 2-й разведывательной эска­дрильи, 1-й разведывательной эскадрильи воздушной эскадры № 2, 3-й отдельной разведывательной эскадрильи, 1-й легко­бомбардировочной авиаэскадрильи (лбаэ) имени В.И. Ленина. С сентября 1926 года до октября 1927-го он старший механик 1-й лбаэ, а с октября - старший авиатехник той же эскадрильи.
   В течение 1929 - 1931 годов Троян воз­главлял мастерские 20-го авиапарка Украинского военного округа, где приобрел большой опыт по организации ремонта авиационной техники.
   В декабре 1931 года Иван Семенович был назначен старшим инженером 50-й авиаэскадрильи, а через год - старшим инженером по эксплуатации 45-й авиабригады. На этой должности он прослужил до середины 1935 года. С июля 1935 по май 1939 года был старшим инженером по эксплуатации в Управ­лении ВВС Харьковского военного округа. В 1938 году окончил Курсы усовершенствования инженерного состава.
   В мае 1939 года военинженер 1 ранга Троян был назначен главным инженером ВВС 1-й отдельной Краснознаменной армии (ОКА). 21 августа 1939 года, в соответствии с новыми штатами, его должность стала именоваться - помощник по эксплуатации командующего ВВС 1-й ОКА. В этой должности он прослужил до июля 1940 года, когда был назначен инспек­тором по эксплуатации Летно-технической инспекции ВВС Красной Армии.
Периодический осмотр разведчика Р-5. 1930-е годы.
 
   1 февраля 1941 года бригинженер Троян был назначен начальником 2-го управления (эксплуатации и войскового ремонта) ГУ ВВС КА - главным инженером ВВС Красной Армии и проработал в этой должности до января 1942 года. В 1941 году 2-е управление ГУ ВВС КА было переименовано в Управление технической эксплуатации. В предвоенный период развертывания ВВС Ивану Семеновичу приходилось много заниматься вопросами освоения личным составом новой авиационной техники, укомплектования частей инженерно-техническими специалистами, организации технической эксплуатации авиационной тех­ники в новых частях и соединениях. С началом войны перед эксплуатационно-технической службой ВВС встал ряд новых задач, ко­торые не отрабатывались в мирное время. Решались все эти задачи под руководством главного инженера ВВС дивинженера Трояна. Руководил он эксплуатационно-технической службой ВВС до января 1942 года, когда должность главного инженера ВВС КА вновь была сокращена.
   До августа 1946 года Иван Семенович Троян служил главным инженером - заместителем по ИАС командующих ВВС Закавказского фронта и 11-й воздушной армии. С августа 1946 года по январь 1948-го служил главным инженером - заместителем по ИАС командующего ВВС Киевского во­енного округа. С января 1948 года по июнь 1953-го генерал-майор Троян был главным инженером 17-й воздушной армии (в 1949 году переименована в 69-ю). 16 июня 1953 года уволен в запас по болезни.
 
 
 
Подготовка к вылету истребителя И-16 тип 24. 1940 год.

Руководители эксплуатационно-техни­ческой службы ВВС до своего назначения на высокие руководящие посты имели большой практический опыт, который они получили находясь на инженерно-технических должностях в строевых авиачастях. Двое, Ф.Н. Шульговский и И.С. Троян, служили мотористами еще во время Первой мировой войны. Один из них, И.С. Троян, в своем служебном росте прошел все ступени службы: моторист, старший моторист, младший меха­ник отряда и эскадрильи, старший механик эскадрильи и старший авиатехник эскадрильи, начальник мастерских авиапарка, старший инженер эскадрильи, старший инженер по эксплуатации авиабригады, старший инженер по эксплуатации управления ВВС военного округа, главный инженер ВВС армии, главный инженер ВВС Красной Армии.
   Следует отметить, что в течение 1925 -1941 годов эксплуатационно-технической службой ВВС РККА руководили грамотные инженеры и хорошие организаторы. Они сумели создать и вывести на уровень, соот­ветствующий развитию авиации на тот период, как саму службу, так и систему технической эксплуатации авиационной техники и на­ладили грамотную техническую эксплуатацию сложной авиационной техники инженерно-техническим составом Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Своим трудом они внесли большой вклад в обеспечение выполнения со­ветской военной авиацией ставившихся перед ней задач. И почти половина руководителей эксплуатационно-технической службы ВВС РККА в довоенный период (трое из семи) были нашими земляками - уроженцами Белоруссии.

Подполковник Сергей АВЕРЧЕНКО, кандидат исторических наук, заместитель главного редактора «Военно-исторического журнала», специально для журнала «Армия»

Источник: журнал "Армия" №5, 2008
 
Категория: Статьи | Добавил: Саша (13.01.2013)
Просмотров: 2211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017