Для обеспечения боевой подготовки различных видов Вооруженных Сил и родов войск и их обслуживания существуют различные службы. Одной из ведущих служб Военно-воздушных сил (ВВС) является инженерно-авиационная служба (ИАС). Свою историю она ведет от мотористов и механиков дореволюционной России, готовивших первые летательные аппараты к полетам и производивших их ремонт. Организационно ИАС ВВС оформилась в самостоятельную службу в современном ее понятии в 1939 году. До 1933 года она называлась технической службой, в период с 1933 по 1940 год - техническо-эксплуатационной, с июня 1940 года по 1942-й - эксплуатационно-технической службой ВВС Красной Армии, а в 1942 году преобразована в инженерно-авиационную службу ВВС. Это название сохранилось до настоящего времени. Для предотвращения путаницы в статье используется ее предвоенное название - эксплуатационно-техническая служба (ЭТС).
Заправка самолета МУ-1 с помощью аэродромной тележки с бочкой и ручным насосом. 1920-е годы.
|
В период 1921 - 1941 годов ЭТС имела своей основной задачей организацию четкой и безаварийной работы материальной части в строевых частях, училищах и школах ВВС и обеспечение постоянной боевой готовности самолетов, моторов, вооружения и специального оборудования.
Совершенствование эксплуатационно-технической службы, повышение качества ее работы в значительной мере зависели от уровня подготовки, организационных способностей и энергии ее руководителей. Благодаря их вдумчивой и кропотливой работе была обеспечена грамотная техническая эксплуатация сложной авиационной техники инженерно-техническим составом Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Они смогли создать службу и вывести ее на уровень, соответствующий развитию авиации того времени. Кроме того, под их руководством в 1926 - 1941 годах была создана и постоянно совершенствовалась система технической эксплуатации авиационной техники, многие положения которой действуют до сих пор.
В советской и современной российской и белорусской военно-исторической литературе о военной авиации в основном освещена деятельность летчиков и конструкторов, показан их вклад в развитие ВВС. Инженерно-технический же состав ВВС, и в том числе руководители эксплуатационно-технической службы ВВС, остался как бы в тени. Даже их фамилии в военно-исторической литературе найти проблематично. А ведь именно они, осуществляя руководство работой эксплуатационно-технической службы ВВС, обеспечивали выполнение авиацией боевых и учебных задач. В течение рассматриваемого периода во главе эксплуатационно-технической службы ВВС РККА стояли хорошо подготовленные инженеры, обладающие высокими организаторскими способностями, глубокими техническими знаниями, а многие еще и большим практическим опытом и умением воплотить свои знания в конкретные дела.
В течение 1925 - 1941 годов эксплуатационно-технической службой ВВС РККА последовательно руководили семь человек: А.П. Смолин, А.К. Аузан, дивинженер В.С. Коннэрт, военинженер 1 ранга Ф.Н. Шульговский, бригинженер А.К. Репин, бригинженер З.А. Иоффе и дивинженер И.С. Троян. Из них трое - военинженер 1 ранга Ф.Н. Шульговский, бригинженер З.А. Иоффе и дивинженер И.С. Троян - наши земляки, уроженцы Белоруссии.
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы Ф.Н. Шульговский. 1946 г. |
В феврале 1936 года, после некоторого перерыва, в структуре УВВС РККА был вновь создан орган, руководящий эксплуатацией авиационной техники в войсках, - Инспекция технической эксплуатации. Ее возглавил Федор Нестерович Шульговский. Родился он в местечке Коханово Гомельской губернии. В 1914 году был призван в армию. В офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине прошел курс обучения на моториста и служил там же до середины 1916 года. С июля 1916 года по август 1917-го был командирован во Францию на завод Испано-Сюиза для обучения на авиамеханика. По возвращении в Россию был назначен на завод Анатра в Симферополе механиком, где и проработал до апреля 1918 года.
В августе 1918 года Федор Нестерович добровольно вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны. С августа 1918 по июнь 1921 года служил старшим мотористом в различных авиаотрядах. С июля 1921 года он младший механик 2-й истребительной авиаэскадрильи, с августа следующего года - инженер-механик той же эскадрильи. В 1927 году Шульговский два месяца прослужил старшим инженером-механиком 7-й отдельной авиаэскадрильи и поступил на Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, по окончании которых в 1928 году получил назначение старшим инспектором по эксплуатации Техническо-эксплуатационной инспекции (ТЭИ) Управления специального снабжения УВВС РККА.
Начиная с этого времени и до конца 1934 года Ф.Н. Шульговский работал в ТЭИ и Научно-испытательном институте (НИИ) ВВС под руководством первых основателей и руководителей эксплуатационно-технической службы ВВС А.П. Смолина и А.К. Аузана. В 1931 году вместе с инспекцией он перешел в НИИ ВВС. В 1931 - 1933 годах Шульговский участвовал в составлении первого «Наставления по техническо-эксплуатационной службе» (НТЭС-33). В 1934 году заочно окончил Московский авиационный институт. С января 1935 по февраль 1936 года служил инженером по моторам 10-го отдела УВВС РККА. В 1930-е годы Шульговский неоднократно назначался главным инженером воздушных парадов, проводимых в Москве.
Инспекцию технической эксплуатации Федор Нестерович возглавлял до августа 1938 года. Здесь необходимо отметить, что в период с апреля 1936 года по январь 1937-го руководителем эксплуатационно-технической службы ВВС являлся не он, а главный инженер ВВС В.С. Коннэрт. С августа 1938 года военинженер 1 ранга Шульговский работал старшим преподавателем кафедры технической эксплуатации и ремонта Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, а с июня следующего года до марта 1941-го возглавлял эту кафедру. С марта 1941 до апреля 1942 года он был начальником инженерного факультета академии.
В марте 1942 года для улучшения руководства технической эксплуатацией и ремонтом авиационной техники в Главном управлении ВВС Красной Армии было создано Главное управление инженерно-авиационной службы (ГУ ИАС ВВС КА), состоящее из Управления технической эксплуатации, Управления ремонта и Управления опытного строительства (с июня 1942 г.). Первым начальником Главного управления ИАС был назначен Ф.Н. Шульговский. С июля того же года и до августа 1946 года он являлся начальником Управления технической эксплуатации в ГУ ИАС ВВС КА.
С августа 1946 года по март 1947-го Федор Нестерович возглавлял Ленинградскую Краснознаменную военно-воздушную инженерную академию. 29 марта 1947 года уволен в отставку по болезни.
Генерал-майор инженерно-авиационной службы
З.А. Иоффе. 1944 г. |
В ноябре 1939 года эксплуатационно-техническую службу ВВС возглавил Зелик Аронович Иоффе. Родился он в семье служащих в Речице Гомельской губернии. В 1920 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. Участник Советско-польской войны. В июле 1922 года уволен в запас. В апреле 1926 года Иоффе снова был призван на военную службу. В течение 1926 -1930 годов служил на различных должностях по партийной линии. В 1930 году Иоффе после окончания подготовительных курсов поступил на эксплуатационный факультет Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, который окончил в 1935 году.
С мая 1935 года по июль 1937-го Зелик Аронович служил старшим инженером 1-й воздушной десантной эскадрильи и 22-й тяжелобомбардировочной авиационной эскадрильи, а также старшим инженером по эксплуатации 3-й авиабригады особого назначения. В этот же период, с октября 1936 по сентябрь 1937 года военинженер 3 ранга Иоффе находился в спецкомандировке в Испании и участвовал в боях с фашистами. За успешное выполнение этого специального правительственного задания Зелик Аронович был награжден орденом Красной Звезды.
Вскоре после возвращения из Испании, 13 октября 1937 года военинженер 2 ранга Иоффе был назначен заместителем начальника Управления материально-технического снабжения УВВС РККА, а с 28 ноября того же года возглавил это управление.
С января по ноябрь 1939 года он был главным инженером трассы Алма-Ата - Ланьчжоу, по которой из Советского Союза в Китай перегонялись боевые самолеты. За время его работы на трассе было собрано, облетано и перегнано в Китай свыше 400 самолетов.
21 ноября 1939 года в Главном управлении ВВС Красной Армии было сформировано Управление эксплуатации и войскового ремонта. Первым его начальником и одновременно главным инженером ВВС Красной Армии назначили бригинженера Иоффе. Ему сразу же пришлось заняться сложнейшими вопросами технической эксплуатации авиационной техники в суровых условиях Советско-финляндской войны. Он постоянно выезжал в действующие авиачасти и оказывал помощь главным инженерам ВВС Северо-Западного фронта и действующих армий в организации эксплуатации и полевого ремонта самолетов. За успешное выполнение боевых задач во время Советско-финляндской войны Иоффе был награжден вторым орденом Красной Звезды. После окончания боевых действий Зелик Аронович провел огромную работу по сбору, систематизации, анализу и внедрению в практику богатого опыта, полученного эксплуатационно-технической службой во время войны.
Осмотр мотора М-17 на бомбардировщике ТБ-3. 1930-е годы. |
С 25 января 1941 года З.А. Иоффе - заместитель начальника ВВА им. Н.Е. Жуковского по научной и учебной работе. С началом Великой Отечественной войны он неоднократно просил направить его на фронт. В 1942 году его просьба была удовлетворена.
После пятимесячной стажировки в должности главного инженера 16-й воздушной армии генерал-майор Иоффе был назначен главным инженером - заместителем по ИАС командира 2-го истребительного авиакорпуса. С февраля 1943 года и до апреля 1947 года он занимал должность главного инженера - заместителя по ИАС командующего 15-й воздушной армией.
С апреля 1947 по октябрь 1949 года генерал-лейтенант Иоффе служил заместителем главного инженера ВВС, а потом два месяца - главным инженером ВВС Дальнего Востока. 11 ноября 1949 года он был назначен заместителем начальника Харьковского высшего военного авиационно-инженерного училища. На этой должности он прослужил 6 лет, до ноября 1955 года. С этого времени по декабрь 1960 года Иоффе был начальником вычислительного центра № 3 Министерства обороны СССР. Являясь первым начальником созданного центра, он руководил освоением и развитием его экспериментальной базы, активно работал по оснащению центра вычислительной техникой. Под его руководством были разработаны первые бортовые вычислительные машины для оснащения ВВС.
По инициативе руководства ВВС в конце 1960 года был организован 30-й Центральный НИИ авиационной и космической техники. Его начальником был назначен Иоффе, который руководил институтом до декабря 1969 года.
19 декабря 1969 года Иоффе был уволен в отставку по выслуге установленного срока службы. С января 1970 года и до своей кончины Иоффе возглавлял отдел боевой живучести самолетов фронтовой авиации в ОКБ им. Павла Сухого.
Генерал-лейтенант авиационной службы
И.С. Троян. 1945 г. |
В предвоенный и начальный период Великой Отечественной войны эксплуатационно-техническую службу ВВС Красной Армии возглавлял Иван Семенович Троян. Родился он в деревне Малые Озерки Гродненской губернии.
В августе 1915 года был призван в армию. Попал служить рядовым в 36-й корпусной авиационный отряд. Был направлен на учебу в Николаевскую школу авиамотористов, которую окончил в декабре того же года и вернулся в свой отряд. В течение всей Первой мировой войны прослужил в 36-м корпусном авиаотряде старшим мотористом, стал старшим унтер-офицером.
После Октябрьской революции 1917 года вступил в 1-й революционный авиаотряд в Одессе, в котором служил в должности старшего моториста. В течение 1918 - 1922 годов старшим мотористом проходил службу в 1-м Одесском железнодорожном авиаотряде, 51-м и 23-м авиаотрядах.
В 1922 - 1926 годах Иван Троян - младший механик 2-й разведывательной эскадрильи, 1-й разведывательной эскадрильи воздушной эскадры № 2, 3-й отдельной разведывательной эскадрильи, 1-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи (лбаэ) имени В.И. Ленина. С сентября 1926 года до октября 1927-го он старший механик 1-й лбаэ, а с октября - старший авиатехник той же эскадрильи.
В течение 1929 - 1931 годов Троян возглавлял мастерские 20-го авиапарка Украинского военного округа, где приобрел большой опыт по организации ремонта авиационной техники.
В декабре 1931 года Иван Семенович был назначен старшим инженером 50-й авиаэскадрильи, а через год - старшим инженером по эксплуатации 45-й авиабригады. На этой должности он прослужил до середины 1935 года. С июля 1935 по май 1939 года был старшим инженером по эксплуатации в Управлении ВВС Харьковского военного округа. В 1938 году окончил Курсы усовершенствования инженерного состава.
В мае 1939 года военинженер 1 ранга Троян был назначен главным инженером ВВС 1-й отдельной Краснознаменной армии (ОКА). 21 августа 1939 года, в соответствии с новыми штатами, его должность стала именоваться - помощник по эксплуатации командующего ВВС 1-й ОКА. В этой должности он прослужил до июля 1940 года, когда был назначен инспектором по эксплуатации Летно-технической инспекции ВВС Красной Армии.
Периодический осмотр разведчика Р-5. 1930-е годы.
|
1 февраля 1941 года бригинженер Троян был назначен начальником 2-го управления (эксплуатации и войскового ремонта) ГУ ВВС КА - главным инженером ВВС Красной Армии и проработал в этой должности до января 1942 года. В 1941 году 2-е управление ГУ ВВС КА было переименовано в Управление технической эксплуатации. В предвоенный период развертывания ВВС Ивану Семеновичу приходилось много заниматься вопросами освоения личным составом новой авиационной техники, укомплектования частей инженерно-техническими специалистами, организации технической эксплуатации авиационной техники в новых частях и соединениях. С началом войны перед эксплуатационно-технической службой ВВС встал ряд новых задач, которые не отрабатывались в мирное время. Решались все эти задачи под руководством главного инженера ВВС дивинженера Трояна. Руководил он эксплуатационно-технической службой ВВС до января 1942 года, когда должность главного инженера ВВС КА вновь была сокращена.
До августа 1946 года Иван Семенович Троян служил главным инженером - заместителем по ИАС командующих ВВС Закавказского фронта и 11-й воздушной армии. С августа 1946 года по январь 1948-го служил главным инженером - заместителем по ИАС командующего ВВС Киевского военного округа. С января 1948 года по июнь 1953-го генерал-майор Троян был главным инженером 17-й воздушной армии (в 1949 году переименована в 69-ю). 16 июня 1953 года уволен в запас по болезни.