Тайна кличевского болота - Статьи - Каталог статей - Музей авиационной техники - Боровая
Пятница, 24.02.2017, 11:19
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [99]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Статьи

Тайна кличевского болота

Загадку гибели экипажа самолета, разбившегося предположительно осенью 1943–го в Кличевском районе, пытаются разгадать могилевские поисковики. Присоединиться к экспедиции предложили и мне. Еще «на берегу» предупредили: «Поход не из легких. При себе иметь резиновые сапоги по подбородок и запас терпения: шагать несколько километров по болоту».


Николай Борисенко: "На этом обломке, кажется, есть какие-то цифры"

Кличевская партизанская зона — одна из самых крупных на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. А вообще, здешние леса занимают едва ли не 60 процентов площади района. Да какие леса — вперемежку с болотами, без проводника местами шагу не ступишь. Как отыскать на этих необъятных просторах самолет? Ориентировочно место падения поисковики установили еще несколько месяцев назад. Даже подняли кое–какие детали. Но, отправившись туда недавно снова — в составе группы были краеведы, лесники, охотники, — вернулись ни с чем. На нужное место так и не вышли. Словно леший день кружил, пока из лесу не выгнал. Повезет ли в этот раз?

Первый ориентир — указатель «деревня Межное». Пора достать из багажника металлоискатели, лопаты, навигатор и переобуться. Миловидная дама в камуфляже и резиновых сапогах — гид со стороны местных — инструктирует:

— Смотрите, какой светлый лес: березы и сосны так стоят, что горизонт просматривается. Никакого бурелома, сухо, мох под ногами. Но в этом и опасность — даже не заметите, где началось болото.


Лилия Сличенок: "Тут не пройти, трехметровый щуп до дна не достает"

Лилия Счисленок — методист Кличевского центра детского творчества и практикующий поисковик. В руках — кусок арматурины. Этим щупом с ручкой она пробивает себе дорогу. Идти надо за ней — след в след. Но я, зазевавшись, промахиваюсь и соскальзываю с лежащего на гати бревна. Густая черная жижа, как изголодавшееся чудовище, вмиг «откусывает» мою ногу до колена. Не осознавая всей опасности положения — мол, пустяки, — пытаюсь отвоевать и ногу, и сапог. Но болото оказывается сильнее, меня засасывает глубже. «Не двигайся», — слышу за спиной. После того как меня выволакивают на сухой островок, передвигаюсь с осторожностью канатоходца. От кочки к кочке. А «коллеги» с металлоискателями уже рассредоточились по болоту.

Водитель Кличевского лесхоза Александр Казаченок родом из этих мест: 

— Вообще–то это лесное озеро. Но из–за засухи — тепло уже несколько месяцев — вода почти ушла. Место коварное. Даже там, где сухо кажется, — топь. Глубина — 5 — 6 метров. В прошлый раз у нас четырехметровый щуп с собой был — до дна не доставали. Сглотнет человека мигом. Старики сказывали, в войну они ходили сюда сразу после падения самолета, пока еще его хвост над водой торчал. Пытались баграми зацепить и вытащить из кабины погибших пилотов. В итоге сняли с одного скальп — копну ярко–рыжих коротко стриженных волос. А еще, говаривали, на этом месте нашли оторванную руку. Точнее, кисть, на которой были часы. 

Кому отмеряли время те часы, никто уже не скажет. Коренных жителей в Межном, считай, не осталось. Правда, один из старожилов, Михаил Михненок, вспоминал: 

— Осенью 43–го я, двенадцатилетний хлопец, гулял во дворе дома. Вдруг слышу: самолет загудел, аж стекла в хате заколотились. Вся деревня на улицу выскочила, глядит в небо. А там он — с красными звездами на борту, двумя моторами на крыльях. Летит со стороны железнодорожной станции Воничи. Вдруг откуда–то сверху ястребом на него падает немецкий истребитель. Описал несколько кругов — и давай стрелять. Наш, цепляя деревья, пошел вниз. Но мы заметили: из него выпрыгнул человек с парашютом. Правда, как его звали, откуда он был, мы так и не узнали.

Александру Казаченку его родственник Григорий Дубина рассказывал: летчик этот пришел к ним в село. Местные — партизанские связные — той же ночью увели его в партизанский отряд. Что за отряд, что стало с товарищами этого пилота, сколько их было на борту самолета, — до сих пор покрыто тайной.

Уже после войны местные жители поднимали обломки самолета, которые нашли на поверхности болота. Парашюты по домам растащили. Из них, шелковых, со специальной пропиткой, сельчанки шили себе блузки и белье. Обшивку самолета сдавали как лом.

Таких вот кусков и мы из болота достали немало. Сортируя груду железа, руководитель поисковой экспедиции, могилевский историк Николай Борисенко, размышлял вслух:

— Возможно, это обломки бомбардировщика Ил–4. Он мог лететь со стороны Могилева на Осиповичи бомбить крупные железнодорожные станции. По легенде, немецкий истребитель подбил его снизу. Это подтверждает версию о бомбардировщике. У такой машины хвост прикрыт крупнокалиберным пулеметом, нос — авиационными пушками. А брюхо — самое уязвимое место. От стариков известно, что наш экипаж не отстреливался. Поскольку на борту такого самолета, как правило, 4 человека, возможно, к тому времени все, кроме спасшегося, были уже мертвы.

Борисенко протягивает мне несколько кусков обшивки и делится версией гибели экипажа:

— У самолета, который в прошлом году поднимали у деревни Макаренцы Могилевского района, все детали были оплавленные, а человеческие останки — обугленные. Значит, горел он еще в воздухе. Этот предположительно задымился, когда уже цеплял верхушки деревьев. А рванул, ударившись о землю. Судя по мощности взрыва — осколки разлетелись метров на 20 — 30 в разные стороны — на борту находились авиабомбы. Видимо, экипаж не успел ими воспользоваться.

Главная задача поисковиков сегодня — извлечь человеческие останки и все, что осталось от самолета. Это непросто. Ведь техника к болоту не проберется, а стоит зарядить дождям — и людям путь сюда будет отрезан. Но они не теряют надежду:

— Удастся отыскать номерной знак двигателя — сможем определить, какой части принадлежал самолет. Возможно, установим и имена летчиков.

На одном из кусков металла, который извлек из трясины студент Могилевского университета продовольствия, участник могилевского историко–патриотического клуба «Виккру» Антон Прокапнев, — что–то похожее на цифры. Прокапневу на этом болоте вообще больше всех везло. На какую кочку ни станет, тут же из–под мха достанет металлический обломок:

— Мой прадед Яков оборонял Севастополь и остался там навсегда. Еще с десяток предков до сих пор числятся пропавшими без вести. И мне хочется верить, что где–нибудь далеко от меня кто–то, как и я сейчас, отправляется в путь, чтобы вернуть из небытия имена тех, кто действительно достоин того, чтобы о них помнили.

Автор: Ольга КИСЛЯК

Фото автора.

Источник: газета "Советская Белоруссия"

Дата публикации 25 октября 2014 года


Поисковики достали из болота в Кличевском районе остатки советского бомбардировщика

Могилевские поисковики достали из болота в Кличевском районе остатки советского бомбардировщика Ил-4. Об этом сообщил заместитель руководителя областного историко-патриотического поискового клуба "Виккру", историк и писатель Николай Борисенко.

Историю о падении самолета поисковикам рассказали жители д.Межное, которые наблюдали за этой трагедией осенним вечером 1943 года. С их слов, советский борт сбил вражеский ночной истребитель. Самолет задымил и резко начала падать на лес. Летчик со штурманом выбросились на парашютах (бортрадист и стрелок к тому времени были уже мертвы), а самолет рухнул в болото. Утром местные жители вместе с партизанами направились к месту взрыва, где увидели торчащий из болота хвост самолета, а вокруг множество различных элементов бомбардировщика. Среди ветвей большой ели на парашютных стропах был обнаружен и один из летчиков. Раненый, он провел здесь всю ночь и только с помощью местных жителей смог спуститься на землю.

Ребята из могилевского поискового отряда "Виккру" очень заинтересовались этой историей. Учитывая прошлогодний успешный опыт поиска и подъема экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 у д.Макаренцы Могилевского района, было принято решение самолет поднять и установить имена погибших членов экипажа. Координацию работ взяло на себя главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома и руководство Кличевского райисполкома. Специалисты Гончанского лесничества Кличевского лесхоза прорубили около 1 км просеки среди болотистого леса, а ПМК-89 "Водстрой" предоставило необходимую технику. И как только установилась морозная погода в конце января, приступили к работе тяжелая техника, поисковики "Виккру" и ребята из кружка "Военная история Беларуси" областного центра творчества. Все работы проводились в тесном взаимодействии со специалистами 52-го специализированного поискового батальона Минобороны, саперно-пиротехнической группы в/ч 5527. Благодаря упорной и самоотверженной двухдневной работе из промерзшей торфяной жижи были подняты номерные детали самолета и костные останки двух погибших летчиков.

По номерам двигателей самолета с помощью российских коллег поискового форума "Тризна" был установлен номер самолета (№11013). Таким образом, только через 70 с лишним лет открылись обстоятельства гибели советского бомбардировщика и двух членов его экипажа. Как выяснилось, 27 октября 1943 года пять экипажей Ил-4 17-го гвардейского бомбардировочного авиаполка авиации дальнего действия вылетели с аэродрома Адуево (северо-восточнее г.Медынь Смоленской области - ныне Калужской) с боевым заданием бомбардировки железнодорожного узла Минск. Среди них был и экипаж гвардии младшего лейтенанта Климаченкова. В наградном листе на командира, обнаруженном поисковиками на сайте ОБД "Мемориал", об этом вылете говорится следующее: "27.10.43 г. при налете на ж.д. узел Минск, пройдя линию фронта был атакован немецким истребителем противника, при этом стрелок и радист были убиты, машина сгорела, сам гвардии мл.лейтенант Климаченков со штурманом Гвоздовским спустились на парашютах на территорию, занятую противником. После многих усилий добрался до партизанского отряда, откуда был переброшен через линию фронта. 25.01.1944 г. Климаченков вернулся в часть и снова вошел в строй боевых летчиков…". А подтверждение того, что советский бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4) был сбит 27 октября на высоте 4600 м в квадрате Межное, было найдено у немецкого летчика, его группа ночных истребителей осенью 1943 года базировалась в Орше.

Благодаря тесному сотрудничеству с российскими исследователями удалось установить подробности трагедии в Кличевском лесу и судьбы летчиков. Все они 20-25-летние ребята служили в 17-м гвардейском бомбардировочном авиаполку. Командир экипажа летчик гвардии младший лейтенант Дмитрий Климаченков (уроженец Калининской области - ныне Тверской) выпрыгнул с парашютом из горящего самолета, попал к партизанам, а затем вернулся в свою часть. Продолжал геройски воевать, совершил 134 боевых вылета, награжден орденами и медалями. После войны жизнь связал с армией, генерал-майор, проживал в Полтаве на Украине. Умер в сентябре 2012 года.

Штурман самолета гвардии старшина Алексей Гвоздовский (уроженец Воронежской области) выпрыгнул из горящего самолета вместе с командиром и с помощью партизан возвратился в свой полк. 9 июля 1944 года в составе другого экипажа вторично был сбит и не вернулся с боевого задания.

Воздушный стрелок-радист - начальник связи авиаэскадрильи гвардии старшина Вячеслав Хайлов (уроженец Москвы) и воздушный стрелок-радист младший сержант Хаким Музаффаров (уроженец Ташкента) Ил-4 погибли. До 3 февраля 2015 года они числились пропавшими без вести. Сейчас Могилевский поисковый отряд "Виккру" разыскивает родственников погибших. По согласованию с Кличевским райисполкомом перезахоронение останков Вячеслав Хайлов и Хакима Музаффарова состоится не позднее 9 мая 2015 года.

Источник: БЕЛТА

Дата публикации 15 февраля 2015 года

Категория: Статьи | Добавил: Саша (25.10.2014)
Просмотров: 630 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
— Возможно, это обломки бомбардировщика Ил–4. Он мог лететь со стороны Могилева на Осиповичи бомбить крупные железнодорожные станции. По легенде, немецкий истребитель подбил его снизу. Это подтверждает версию о бомбардировщике. У такой машины хвост прикрыт крупнокалиберным пулеметом, нос — авиационными пушками. 

Это какие пушки в носу Ил-4?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017