Пятница, 18.08.2017, 00:18
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Статьи

Не только в полете живут самолеты…
НЕ ТОЛЬКО В ПОЛЕТЕ ЖИВУТ САМОЛЕТЫ...

Благодарная человеческая память хранит имена героев и участников исторических событий. В их честь на территории Беларуси сооружены многочисленные памятники и мемориалы. Среди них есть и памятники так называемым летательным аппаратам – самолетам и вертолетам, которые установлены в местах отдыха людей: в городских парках и скверах, на холмах, откуда хорошо просматриваются. В Гомельской области установлено девять мемориальных летательных аппаратов: семь самолетов, из которых два МиГ-15УТИ и по одному ИЛ-14, МиГ-17, СУ-7Б, СУ-25, ТУ-124Ш, а также два вертолета МИ-2 и МИ-8ППА.
 

МиГ-15 в РечицеДва самолета и два вертолета из этого перечня установлены на открытой демонстрационной площадке Гомельского областного музея военной славы. Мемориальный самолет МиГ-15УТИ на радость горожанам установлен в живописном месте – на набережной Днепра в Речице. Есть самолет-памятник МиГ-17 в Мозыре. Он установлен на городском холме по ул. Интернациональной. Мемориальный самолет марки ТУ-124Ш имеется в городе Чечерске. А в городском парке Калинковичей на постаменте красуется МиГ-15УТИ. В этом городе есть и памятник советским летчикам, которые в годы Великой Отечественной войны повторили подвиг Гастелло, направив горящий самолет на вражескую транспортную колонну. Это было высшим проявлением героизма, так как летчики сознательно жертвовали своими жизнями ради победы над врагом.

На территории Гомельской области огненный таран совершили пять воздушных асов. Младший лейтенант Юрий Шлыков в районе деревень Кроток и Капличи Калинковичского района направил горящий самолет на скопление вражеских войск. Он посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Капитан Анатолий Кадомцев совершил свой подвиг в районе Рогачева. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В районе Рогачева был совершен еще один огненный таран: 14 февраля 1944 года подполковник командир 248-го истребительного авиаполка Иван Абалтусов направил горящий самолет в колонну гитлеровцев.

Золотыми буквами в историю освобождения Мозыря вписано имя капитана Константина Захарова. К моменту своего последнего подвига он уже осуществил 190 боевых вылетов, провел 41 воздушный бой, сбил 15 вражеских самолетов. 13 января 1944 года Константин Захаров направил горящий самолет в место скопления вражеских войск. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Список летчиков, совершивших огненный таран на Гомельщине, завершает старший лейтенант Николай Баранов, направивший подбитый самолет с полной бомбовой загрузкой на гитлеровский укрепленный пункт Осовец.

Возвращаясь к теме мемориальных летательных аппаратов, хочется рассказать и о самолете, который установлен в Светлогорске. Это самолет ИЛ-14, не имеющий номеров и обозначений. Раскраска корпуса – «под Аэрофлот», и та померкла. И тем не менее самолет выглядит впечатляюще. Думается, не у одного подростка, глядя на него, сердце екнуло.

В настоящее время дальнейшая судьба самолета – в центре дискуссии горожан, что, собственно, и заставило меня взяться за перо. А началось все с того, что не так давно на имя председателя Светлогорского райисполкома Сергея Максименко пришло письмо от председателя Центрального совета ДОСААФ генерал-майора Анатолия Степука. В нем он обращается с просьбой передать на безвозмездной основе центральному аэроклубу ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца самолет ИЛ-14, стоящий на шасси на ул. Октябрьской в Светлогорске, возле райотдела МЧС. Просьба генерал-майора мотивирована тем, что центральный аэроклуб ДОСААФ с 1999 года проводит работу по поиску, доставке на аэродром, восстановлению и доведению до эксплуатационного состояния воздушных судов, стоявших на вооружении ВС СССР и эксплуатировавшихся в Беларуси. Как известно, музей авиационной техники действует с июня 2009 года. Сейчас он располагает 28 различными экспонатами.

Ил-14 в СветлогорскеПрежде чем дать ответ председателю Центрального совета ДОСААФ, в Светлогорском исполнительном комитете решили изучить общественное мнение. Вопрос о дальнейшей судьбе самолета был вынесен на обсуждение членов районного Совета ветеранов, Совета старейшин при райисполкоме и почетных граждан города и района. Равнодушных, принимавших участие в обсуждении, которое переросло в горячую дискуссию, не было. Бывший председатель Светлогорского райисполкома Михаил Митрахович вспомнил тот день, когда ИЛ-14 приземлился возле д. Чирковичи, недалеко от Светлогорска, после чего воздушное судно было доставлено в райцентр. Первоначально самолет стоял в городском парке. Через некоторое время в салоне самолета оборудовали детский кинотеатр. Многие карапузы, которым теперь под 30, смотрели в нем мультики. Билет стоил 10 копеек (сама водила в кино сына). Восторгу малышни не было предела. А через некоторое время кинотеатр закрыли, мотивируя это тем, что в самолете нет пожарных выходов. Воздушное транспортное средство задраили намертво и перетащили на новое место.
Бывший мэр города Михаил Митрахович считает, что самолет нужно отдать музею авиационной техники. Однако его не поддержали. Более того, многие высказались против того, чтобы самолет покинул пределы Светлогорска. В их числе – председатель Совета старейшин Николай Барбук, участница партизанского движения на Гомельщине Лидия Кабанова и другие. Высказывалось мнение открыть в салоне самолета филиал музея или использовать его в других благородных целях. Дискуссия о дальнейшей судьбе самолета разворачивается в местных СМИ. Заинтересованное отношение горожан к этому вопросу вполне понятно. Здесь проживает немало патриотов своего города. Долгие годы в пригороде действовал аэроклуб ДОСААФ, имеющий свой аэродром, воздушные суда и снаряжение. Аэроклуб посещало не одно поколение светлогорских мальчишек. Некоторые из них связали свою жизнь с авиацией. Кстати, и нынешний и.о. директора РУП «Авиакомпания «Гомельавиа» в свое время оканчивал одну из светлогорских школ.

…На аллее героев, расположенной рядом с городской площадью, есть бюст летчику-штурмовику Сергею Красноперову, погибшему в боях за освобождение Светлогорского (тогда Паричского) района. 24 июня 1944 года из боевого полета его экипаж не вернулся. К тому времени Сергей Красноперов уже был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза и многими боевыми орденами и медалями. И только через 30 лет во время мелиоративных работ возле деревни Николаевки Светлогорского района тот самолет был найден. Весть об этом быстро облетела предприятия и организации, школы города и района. Какое это было событие!

П. о. СухойСколько таких самолетов было найдено с времен войны на территории Беларуси, никто не знает, так как статистика по этому вопросу не ведется. Не все найденные воздушные суда восстановлены, это и понятно. Но то, что каждый случай находки боевого самолета имел непревзойденный эффект в патриотическом воспитании, бесспорно.

Закончить данный материал хочется в мажоре, вспомнив гениальную и знаковую личность для Гомеля и всей авиации – Павла Иосифовича Сухого. В этом областном центре есть памятник гениальному авиаконструктору, дважды Герою Социалистического Труда. И хотя Павел Сухой родился в Глубоком Витебской области, детство и юность он провел в городе над Сожем. С Гомеля уехал в Москву «строить» самолеты. Какой удачной была эта дорога, каким тернистым и вдохновенным был его труд!

…Самолеты не умирают, но живут не только в полете. Нам приятно на них смотреть, восхищаться ими и благодарить их за ощущение полета, которое они дают, даже находясь на земле.

"Транспортный вестник" 17 февраля 2011 г.
Автор публикации: Валентина ШИНКЕВИЧ


Источник: http://www.transport-gazeta.by/index.php/newspaper/1/transportnyy1vestnik
Категория: Статьи | Добавил: Саша (21.03.2011)
Просмотров: 5774 | Комментарии: 9 | Теги: Гомельская область, авиапамятники, самолет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 9
1  
Когда самолет стоит, гниет, когда в нем устраиваются пьянки с кострами, когда он разбивается и разбирается - где тогда все эти "старейшины", "ветераны" и прочие "сочувствующие"? А вот когда за самолет пытаются взяться действительно небезразличные люди - тут-то все собаки-не-сене и появляются..

2  
Статья в газете-источнике лежит в архиве по адресу transport-gazeta.by/index.php/archive/article/1027/number/7/17-02-2011/ne-tolko-v-polete-zhivut-samolety

3  
Ну вот, не зря список авиапамятников РБ составлял и разместил его на этом сайте! Сразу видно, что автор ("авторица" smile ) статьи, прежде, чем её написать, с ним знакомилась! smile
Насчёт Ил-14 в Светлогорске выскажу собственное мнение. Подробно обследовал его внешне и отснял в апреле 2008 года. Считаю, что тогда он был (внешне) в вполне нормальном состоянии и надеюсь, что за истекшие три года это состояние кардинально не изменилось (в "крайний" раз был в Светлогорске с месяц назад, но доехать до самолётика, увы. не довелось sad - сей объект не был включён в "официальную программу визита" smile ).
А проблема у него в том, что, как я писал в "Авиапамятниках РБ", таковых машин на территории Беларуси осталось две - эта и в Бегомле. Тамошнюю привели в "суперпрядок" и установили так, что её оттуда уже не увезёшь. Значит, Боровой нужен Ил-14 из Светлогорска. И вот мы уже читаем об этом на "Байавиа" -
http://www.byavia.net/forum/viewtopic.php?p=35784#35784
Правда, в Светлогорске его точно никто не жёг, не бил, ну, а насчёт того, что в него гадили, автору поста виднее - попробуйте сделать это перед местным МЧС с "пожаркой" и автовокзалом... Ибо стоит он в Светлогорске отнюдь не на "задворках", да и ржавчины на нём (по крайней мере 3 года назад) точно не было.
Но ... для Боровой он остался единственным, и в этом вся проблема. Во всяком случае для светлогорского "илюши"...

4  
Судя по фото в интернете, этот самолет уже давно не похож на нормальный самолет, и если его не отдадут в музей - он здесь погибнет, как техническое творение рук человеческих. Ведь, это сейчас какой-то муляж - а не живая (хоть и не летающая) машина. Грустно это видеть и осознавать.
Вряд ли хватит сил и средств у местных властей и ветеранов, чтобы содержать сей экспонат в достойном виде, даже в качестве памятника. Поскольку это не истребитель на постаменте, а большое воздушное судно, требующее особых условий сохранения и содержания в приличном виде.

P.S. А у нас ребята недавно взялись - вообще поставить такого Илюшу на крыло.

http://aviarestorer.ru/forum/showthread.php?t=2130
http://saon.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=4543
http://pilottv.aviationtoday.ru/vids/v19.html?lng=ru (сюжет на 8мин 30с от начала)
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1294076926/0

+ грустная история 2003 года из Самары про аналогичный Ил-14
http://lenta.ru/russia/2003/10/20/korolev/


5  
Увважаемый LSA!
Как "неместный" biggrin , однако постоянно бывающий в Светлогорске, позволю себе ещё раз высказаться про местного "илюшу".
Вы пишете: "Судя по фото в интернете, этот самолет уже давно не похож на нормальный самолет" - Вы абсолютно правфы: ни один самолёт-памятник в мире "не похож на нормальный самоллёт". По определению!
Насчёт местных ветеранов сказать ничего не могу - в принципе не встречал ветеранов авиации в Светлогорском районе (хотя они, возможно, и есть).
Вы пишете: "... это не истребитель на постаменте, а большое воздушное судно, требующее особых условий сохранения и содержания в приличном виде". - М-да... Вам ЛТХ Ил-14 в сравнении с современным стребителем (например, с "двадцать девятым" из Боровой) привести, или сами найдёте?
Насчёт же Ваших ссылок о Ил-14 в Тушино - просьба от коренного москвича, часто в этом самом Тушине бывающего, поменьше, как бы это дипломатично выразиться, ...
Вам это пишет человек, который ещё в 1985 году от Р.Х. готовил к отправке в Ульяновск тамошний теперь Ил-14 из Остафьева (названьице сие, кстати, не с буквы "А" начинается...). Во что он там превратился видали? А я его "ласточкой" туда отправлял...

6  
"Правда, в Светлогорске его точно никто не жёг, не бил"
Вот только почему-то Геннадий Сердюк выразился так: "Фактически его "засрали" на порядок больше, чем Ил-18 из Бреста."

7  
Locust пишет: "Вот только почему-то Геннадий Сердюк выразился так: "Фактически его "засрали" на порядок больше, чем Ил-18 из Бреста."
Почему Геннадий Сердюк так выразился , объяснить может только он, о чём можете спросить лично его - например, в "светлогорской" теме на форуме "Байавиа" вот здесь -
http://www.byavia.net/forum/viewtopic.php?p=36250#36250
Тем более, что после сегодняшнего его сообщения там, Боровой вроде бы на Светлогорск жаловаться нечего - Ил-14 теперь явно будет "музейным".

8  
Два дня назад на сайте Светлогорской телерадиокмпании "РАНАК" появилась следующая информация о Ил-14 - http://www.ranak.by/news.php?id=2768
Статья называется "Вторая жизнь светлогорского самолета. Почему разбирают на фрагменты городскую достопримечательность" и начинается словами:
"У каждого из нас есть вещи, которые являются своеобразными памятными вехами. У городов тоже есть свои памятные знаки, символизирующие какое-то событие или просто отрезок времени. И у Светлогорска они имеются, несмотря на его короткую историю. Одной из достопримечательностей нашего города до недавнего времени был самолет Ил-14".
Там есть небольшое фото его демонтажа и пока 1 краткий комментарий: "Печально"...
"

9  
Всем привет! Вы всегда уверены что правы?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017