Суббота, 21.10.2017, 18:43
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Статьи

Москва — Бегомль: воздушный мост 1943 года
Москва — Бегомль: воздушный мост 1943 года

Самолет Ил-14Пожалуй, название нашей рубрики не настраивает на то, что экспонаты, о которых мы рассказываем, будут очень большими. Поэтому, когда в Докшицком районе мне сказали, что готовы показать «жемчужину» длиной более 20 метров, честно говоря, я сразу не сообразил, о чем идет речь. А речь шла о... самолете Ил–14, принадлежащем с 1991 года Бегомльскому музею народной славы. Эта крылатая машина является прототипом (другими словами, очень похожа) американского «Дугласа» и советского Ли–2, которые в годы Великой Отечественной войны прилетали на партизанский аэродром, расположенный на свободной от оккупантов территории.
До войны аэродром, строившийся у самой границы с Западной Белоруссией, использовать в боевых целях не успели. Во время оккупации крестьяне пасли на нем скот, а когда партизаны прогнали немцев и полицаев из поселка и окрестностей, с марта 1943–го практически каждую ночь на ровную площадку, окруженную со всех сторон лесом, приземлялись грузовые самолеты.
— Они взлетали с аэродрома в Тверской области, расположенного за линией фронта, и доставляли партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты, листовки, — рассказывает исполняющая обязанности директора Бегомльского музея народной славы Алла Королевич. — Обратно на «большую землю» переправляли детей, раненых.
В музееЧтобы перевезти больше груза, двухмоторные «Дугласы» брали на буксир фанерные планеры, которые перед самым аэродромом отцеплялись и садились самостоятельно. Сделать это было нелегко. Некоторые из планеристов, к сожалению, разбились. Отважным летчикам не раз приходилось вступать в воздушный бой с истребителями люфтваффе. Один из самолетов, на котором за линию фронта собирались переправить наградные документы на наиболее отличившихся партизан, был сбит. Документы пропали. Однако как бы то ни было, а только за 2 недели марта 1943 года во время операции «Воздушный мост» было совершено 96 боевых вылетов. Из них 85 — успешно. Перевезено 50 тонн грузов и высажено в тыл врага более 100 человек. Среди них десантники–диверсанты, военные корреспонденты и кинооператоры, даже руководители партизанского движения Литвы.
В 1989 году совет ветеранов партизанской бригады «Железняк» и бывший начальник ее штаба Леонид Бирюков обратились в Министерство обороны СССР с просьбой установить в Бегомле самолет, чтобы увековечить память о партизанском аэродроме. Так как «Дугласы» к тому времени уже не эксплуатировались, в Воркуте нашли более современный, построенный на их основе Ил–14 и перегнали его в Беларусь.
— Когда в 1991–м его тащили во двор музея, весь поселок вышел на улицу! — вспоминает Королевич. — А год назад районные власти приняли решение поставить его на более видном месте у шоссе Минск — Витебск, рядом с автостанцией. Теперь у необычного экспоната не только фотографируются проезжающие мимо автолюбители, но и проходят массовые мероприятия. Например, здесь Бегомлю вручали президентский вымпел «За стойкость и мужество в годы Великой Отечественной войны».
Самолетов Ил–14 на постсоветском пространстве сохранилось очень мало. Более крупные белорусские и российские музеи проявляли интерес к крылатому раритету, но в Бегомле расставаться с ним не намерены.
— Самолет стал символом поселка, — утверждает Королевич. — Увидев его, многие приходят в музей, чтобы больше узнать о необычном экспонате, о партизанском аэродроме, обслуживавшем во время войны более 20 бригад Минской, Вилейской и Витебской областей.

"Советская Белоруссия" 25.06.2010
Фото автора.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК


Источник: http://www.sb.by/
Категория: Статьи | Добавил: Саша (12.01.2011)
Просмотров: 1257 | Комментарии: 1 | Теги: Ил-14, самолет, музей, АЭРОДРОМ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Саша, спасибо за материал, дополняющий своими данными мою прошлогоднюю справку о бегомльском "Иле"!
Однако, "журналисты всегда журналисты", то есть они не могут не написать какую-нибудь да хрень! angry В этой статье убила фраза про то, что Ил-14, оказывается, "является прототипом (другими словами, очень похожа) американского «Дугласа» и советского Ли–2". No commets, блин!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017