Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Личности в авиации

Антохин Фёдор Васильевич

Антохин Фёдор Васильевич
Заслуженный пилот СССР, стоявший у истоков гражданской авиации в Беларуси

В процессе сбора информации об истории 1-й отдельной учебной авиационной эскадрильи ГВФ в городе Минске (с 1949 по 1960 год), автору довелось познакомиться не только с историческими фактами, показателями работы, авиапроисшествиями подразделения, но и с биографиями людей, которые активно участвовали в деятельности эскадрильи. Многие работники внесли свой вклад в развитие как белорусской, так и советской гражданской авиации, вписали свои имена в славную летопись Аэрофлота.

Одним из тех, про кого обязательно нужно рассказать – Антохин Фёдор Васильевич, первый командир эскадрильи. Человек, который начал свой путь в авиации ещё в 30-е годы рядовым пилотом лёгких самолётов в Минске, прошёл Великую Отечественную войну, руководил учебными подразделениями ГВФ в 40-50-е годы, выполнял правительственные задачи, находился на ответственных должностях в авиаподразделениях Ленинграда, одним из первых в Советском Союзе удостоился звания Заслуженный пилот СССР.

Фёдор Васильевич родился 26 февраля 1915 года в деревне Чернышино, Новосильского района Орловской области в семье крестьянина-бедняка. В 1929 году окончил школу крестьянской молодёжи в селе Голунь и вместе с семьёй работал в колхозе. Советский Союз активно проводил политику индустриализации, население переезжало в города, чтобы освоить рабочие специальности. В 1931 году Антохин приехал в Москву, где поступил учиться в школу фабрично заводского ученичества при 1-м государственном подшипниковым заводе. Там Фёдор Васильевич работал слесарем-лекальщиком.

В 30-е годы многие советские мальчишки мечтали о небе, о профессии лётчика. Способствовало этому руководство страны, партийные и общественные организации. 25 января 1931 года был озвучен знаменитый лозунг: «Комсомолец – на самолет!». Так, по призыву комсомола, в 1933 году Антохин поехал осваивать лётное дело в 3-ю Балашовскую авиашколу пилотов, которую закончил в 1936 году [1].

На работу Фёдор Васильевич был направлен в город Минск в авиаотряд спецприменения. В те годы гражданская авиация только зарождалась на территории Белорусской ССР. Антохин вместе с другими молодыми пилотами стал одним из первопроходцев крылатой отрасли республики. Здесь он выполнял транспортные, санитарные полёты, авиахимработы по уничтожению малярийного комара – важной задачей того времени.

2 апреля 1939 года у Антохина в Минске родился сын Ярослав, который пошёл по стопам отца и в 50-е годы стал пилотом гражданской авиации. В 1940 году Фёдор Васильевич работает пилотом в 203-м авиаотряде Московского управления ГВФ в Минске. С марта 1941 года переучивался в школе высшей лётной подготовки в городе Минводы на самолёт П-40 (демилитаризованный вариант скоростного бомбардировщика СБ). Возможно, такие самолёты должны были поступить на трассы в БССР.


Антохин Ф.В. в 40-е годы

В начале Великой Отечественной войны Антохина мобилизовали и включили в состав 12-й особой авиагруппы ГВФ, перед которой стояла специальная правительственная задача – перегон самолётов ДБ-3Ф (Ил-4) с Дальнего Востока. Затем Фёдор Васильевич служил в 1-м, 3-м и 5-м перегоночных авиаполках (ПАП), где занимался перегонкой самолётов А-20, Б-25, Си-47, поступавших в СССР по Ленд-лизу из США. Маршруты проходили с Аляски. В 1943 году был назначен командиром звена.

13 марта 1944 года получил орден Красной Звезды. В наградном листе от 18.12.1943 г. говорилось [1]: «Отличный летчик, овладел отличной техникой пилотирования самолетов А-20 и С-47. Перегнал 29 самолетов на участке Фербенкс-Уэлькаль. До 1 ПАП работал в 5 ПАП, где перегнал на участке Киренск-Красноярск 19 самолетов. До 1 ПАД работал на Южной перегоночной трассе, где перегнал 12 самолетов. Достоин награждения орденом Красной Звезды.

Командир 1 ПАД полковник Мазурук. 18.12.1943».

После окончания войны Фёдор Васильевич вернулся в гражданскую авиацию в Минск, где он начинал свою карьеру. Уже в 1946 году летал командиром корабля самолётов Ли-2 и Си-47 22-го транспортного авиационного отряда в Минске, был одним из лучших пилотов, неоднократно вместе со своим экипажем перевыполнял производственный план.

В феврале 1948 года Антохина, как одного из опытнейших пилотов, назначили на должность командира учебно-тренировочного отряда (УТО) в аэропорту Минск [2]. Занимаясь переподготовкой и обучением других пилотов, Фёдор Васильевич учился и сам, закончил среднюю школу и поступил в Белорусский Университет на юридический факультет.

В конце 1948 года на базе УТО началось формирование 1-й отдельной учебной авиационной эскадрильи (ОУАЭ) для массовой переподготовки на вторых пилотов Ли-2. Вопрос переподготовки лётных кадров для транспортной авиации в то время обсуждался на правительственном уровне.  На должность командира нового учебного авиаподразделения назначают Антохина [3, с.210]. Изначально предполагали, что ОУАЭ заменит УТО, взяв на себя его функции, однако в реальности два подразделения в 1949 году функционировали параллельно и Фёдору Васильевичу пришлось руководить как УТО, так и ОУАЭ. Лишь в январе 1950 года он передал УТО новому командиру [4]. В 1950 году эскадрилья переходит на переподготовку вторых пилотов Ил-12, лётный состав переучивается на новую матчасть, в том числе и Антохин.

С 1949 по 1954 год под руководством Фёдора Васильевича учебная эскадрилья наладила процесс подготовки вторых пилотов, шло совершенствование учебного процесса, для подразделений Аэрофлота подготовили несколько сотен вторых пилотов транспортных самолётов. В марте 1954 года Антохин передал командование 1-й ОУАЭ своему заместителю [5], а сам перевёлся в Северное Территориальное Управление ГВФ на должность заместителя начальника Управления по лётной службе [6, с.17]. В 1959 году освоил Ил 18.


Антохин Ф.В. (слева)

7 января 1963 года состоялся первый пассажирский рейс Ту-114 из СССР в столицу Кубы – Гавану [7, с.37]. Авиасообщение между странами играло важную политическую роль. И снова Фёдор Васильевич оказывается на ответственном посту – в 1963 году его назначают представителем Аэрофлота на Кубе [6, с.17]. После командировки в 1964 году работал заместителем командира Ленинградского ОАО по лётной службе, с 1971 года старшим пилотом-инспектором Ленинградского УГА.

16 августа 1966 года Антохин одним из первых поучил высокое звание – Заслуженный пилот СССР (удостоверение №4).


Грамота Заслуженному пилоту СССР Антохину Ф.В.

В 1972 году Фёдор Васильевич завершает лётную карьеру. В 1974 году переведён на должность начальника штаба 344 ЛО (отряд эксплуатировал Ту-134). Эту должность он занимает до 1982 года [6, с.17].

За время нахождения на лётных должностях освоил 18 типов самолётов и налетал 12500 часов (по другим данным 10 типов и 17000 часов [6, с.17]).


Антохин В.Ф. с нагрудным знаком «Заслуженный пилот СССР»

Фёдор Васильевич принимал активное участие в спортивной (бег и лыжи) и общественной жизни различных коллективов, был начальником штаба школы юных лётчиков, членом комитета Болгаро-Советской дружбы, членом комитета ДОСААФ и др. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной Войны, знаком Почёта, знаками «Отличник Аэрофлота», двумя знаками «За безаварийный налёт 1.000.000 км» медалями, Почётными грамотами МГА и СУГА.

Умер Фёдор Васильевич 18 ноября 1983 года, похоронен на кладбище Жертв 9-го января. Антохин прожил непростую, яркую и насыщенную событиями жизнь, навсегда вписал своё имя в историю гражданской авиации Советского Союза.

Автор благодарит за помощь в сборе информации Нестерова Антона Михайловича – заместителя директора Объединённого музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге.

Всеволод Тарасюк

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.            Мемориал Победы. Антохин Фёдор Васильевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://memorial24.ru/uchastniki/antohin-fedor-vasilevich – Дата доступа: 26.06.2023.

2.            Национальный архив Республики Беларусь (далее – НАРБ). – Ф. 1005 Оп. 3 Д.23 Л.3.

3.            Теляков, В. А. Сквозь облака и годы / В. А. Теляков. – Минск: ―Минская фабрика цветной печати. 2003. – 272 с.

4.            НАРБ – Ф. 1005. Оп. 3. Д. 27 Л. 77.

5.            НАРБ – Ф. 1005. Оп. 3. Д. 81 Л. 68

6.            Курлыкин, Е.В. Летопись авиапредприятия «Пулково» / Е.В. Курлыкин. – Санкт-Петербург: – «Политехника-Сервис». 2007

7.            Соболев, Д.А. Хроника советской гражданской авиации. 1961-1991 гг. / Д.А. Соболев. – Москва: – Фонд «Русские Витязи». 2022 – 400 с.

Категория: Личности в авиации | Добавил: Саша (09.07.2023)
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024