Я поехала на место, чтобы попытаться восстановить трагические события тех давних лет.
От Могилева до Макаренцов километров 20. Сперва — по асфальту, затем с поворота — по проселочной дороге, и вот оно — поле. Широкое, уходящее за горизонт. Неудивительно, что отыскать тут самолет было непросто. Могилевский историк Николай Борисенко объясняет:
— Сельчане помнят: он развалился в воздухе и, рухнув, ушел под землю. Только хвост с красной звездой торчал на поверхности. Немцы приказали его закопать. После войны самолет искали, мы сами последние три года не один квадрат тут обшарили — тщетно. Помог местный житель Игорь Великанов — краевед–подвижник, работающий по зову души. Собирал сведения о войне, добивался, чтобы память погибших была увековечена. Установить памятник летчикам на местном кладбище — тоже его идея.
Памятник из черного гранита с надписью «В память экипажа летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны» — в пару сотне метров от места, где нашли самолет. На маленьком «островке», окаймленном березами. После войны тут захоронили останки экипажа, которые смогли отыскать под обломками.
Местная жительница Зинаида Шпанникова, которой в ту пору было лет девять, помнит тот страшный день:
— Над деревней вспыхнуло зарево, раздался страшный грохот. Нас, детей, родители старались из дому не выпускать — в деревне немцы стояли. Но в тот день многие не утерпели — помчались на поле. Видели, наш самолет горит... Правда, немцы всех быстро оттуда погнали.
Однако сельчанам удалось унести с поля несколько фрагментов человеческих тел — все, что осталось от погибших. В основном — головы. Лиц не разглядеть — искалеченные, обгоревшие. И густая девичья коса...
Поисковики считают, что экипаж состоял из пятерых человек: двое пилотов, двое бортмехаников и одна радистка. Борисенко предполагает:
— Фронт в 1943–м стоял под Курском, наверное, с той стороны и прибыли. Со спецзаданием. А то, что самолет был сбит в 1943–м, подтверждают патроны. На них год выпуска значится.
Среди останков сбитого самолета поисковики отыскали ржавый пулемет и стреляную ленту. Значит, экипаж до последнего отбивался от противника.
Игорь Великанов, по инициативе которого установили памятник и возобновили поиски самолета, не словоохотлив. Но кое–что все же рассказал:
— Старостой деревни в ту пору был Василь Гавриленко. И была у него дочь — Оля лет восемнадцати. Однажды в начале войны в деревне объявился оборванный босой мужик. Василь его спрятал, одежку кое–какую дал, махорки, показал дорогу на Москву. Тот мужик в наши края вернулся в 1943–м. После того, как упал самолет. Оказалось — генерал–лейтенант. Показывал фотографию погибшего экипажа, называл легендарным. Фото и документы долгие годы Василь хранил. А как его не стало, внук все сжег. Ольга, увы, даже имен этих людей не запомнила. Да и нет ее уже — в прошлом году схоронили.
Казалось бы, оборвалась последняя ниточка. Но Великанов не сдавался. Не мог спать спокойно, зная, что у его родной деревни лежат неупокоенные останки воинов, погибших за Родину. Пытаясь докопаться до истины, обращался в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске, на передачу «Жди меня».
Безрезультатно. Но он все равно надеялся, что их найдут. Герои достойны того, чтобы о них помнили.
Вот и поисковики надеются, говорит старший прапорщик 52–го отдельного поискового специализированного батальона Министерства обороны Андрей Тарасевич:
— В последние годы мы все реже, поднимая останки погибших, находим при них памятные медальоны. Но здесь шансы есть. По номерному знаку двигателя можно узнать, какой части принадлежал самолет. А в этом было два двигателя, стало быть, шансы удваиваются.
И кто знает, может, сюда, в Макаренцы, однажды приедут потомки тех, кто геройски погиб здесь в июне 1943–го. Чтобы поклониться их памяти, сказать спасибо поисковикам и краеведам–подвижникам, знающим истинную цену фразы: «Война не окончена, пока не захоронен последний солдат».