Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Статьи

Белорусские крылья морской авиации

Морская авиация… Почти столетие отделяет нас от момента ее зарождения. 17 июля 1916 года четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота провели воздушный бой над морем с немецкими самолетами. Он закончился полной победой российских морских летчиков. Два кайзеровских самолета были сбиты. Этот день – первая победа морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем, считается днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота. 

Столица морских авиаторов Беларуси

В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ России от 15 июля 1996 года № 253 в Российской Федерации День авиации ВМФ ежегодно отмечается 17 июля. Празднуют эту дату и в Беларуси и это не случайно, так как в советский период нашей истории в нашей республике была даже своего рода столица морских авиаторов. В небольшом белорусском городке Быхове, расположенном на правом берегу Днепра с 50-х до начала 90-х годов прошлого столетия располагался гарнизон морской авиации Балтийского флота. 

Здесь базировалась 57-я Смоленская морская ракетная авиационная дивизия, состоящая из двух гвардейских Краснознаменных полков: 170-го Смоленского и 240-го Севастопольско-Берлинского на вооружении которых были дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-16, которые впоследствии были заменены на Ту-22М2. Авиабаза в Быхове была одной из крупнейших в Советском Союзе, отсюда стратегические ракетоносцы – «убийцы авианосцев», уходили на патрулирование акваторий Балтийского моря и Северного Ледовитого океана… 

В нашей стране к морской авиации особое отношение, кроме базирования прославленного авиационного соединения, многие белорусы и уроженцы Беларуси, в годы военного лихолетья были морскими летчиками и проявив мужество и героизм, стали Героями Советского Союза. 

Герой из деревни Бахотец Чаусского района

«При выполнении боевых заданий в дни прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года, в период изгнания фашистских орд от города Ленина в 1944 году, товарищ Жучков проявил себя мужественным, отважным и решительным воздушным бойцом. В групповых воздушных боях с численно превосходящими силами противника проявляет храбрость, мужество и отвагу. Неоднократно смело и решительно, отбивая атаки вражеских истребителей, спасал жизнь своих боевых товарищей…», - это выдержка из представления на звание Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Тихона Свиридовича Жучкова, заместителя командира 3-й эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота. 

Тихон Жучков родился 4 июля 1922 года в деревне Бахотец Чаусского района Могилевской области в семье служащего. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1937 году и Могилевский аэроклуб в 1941 году. Работал токарем на авторемонтном заводе. 

С июня 1941 года в Военно - Морском Флоте, в 1942 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище летчиков. Отличился при прорыве блокады Ленинграда, освобождении Ленинградской области, республик Прибалтики. К концу войны совершил 257 успешных боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, из них 85 на разведку. Провел 37 воздушных боев, сбил 11 самолетов противника лично и 12 в группе. 

После войны Тихон Свиридович продолжал служить в ВВС Балтийского флота. С февраля 1947 года по октябрь 1950 года был на летно - испытательной работе в Государственном Краснознаменном Научно - Испытательном институте ВВС. С 1950 года вновь служил в строевых частях ВВС, в Киевском военном округе. Был заместителем командира авиационного полка, инспектором - летчиком. 

С августа 1960 года гвардии подполковник Тихон Жучков, военный летчик 1-го класса - в запасе. Жил в Москве, работал диспетчером в Центральной диспетчерской службе Гражданской авиации. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Умер 9 марта 1987 года, похоронен на Кунцевском кладбище.

ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Жучкова. 3-й ГвИАП ВВС КБФ, зима 1942-1943 гг.


Герой из Тимкович Копыльского района

Деревня Тимковичи Копыльского района Минской области – родина еще одного белорусского морского летчика, Героя Советского Союза. Здесь 14 февраля 1915 года родился Владимир Александрович Наржимский. 

После окончания десяти классов работал на Московском механическом заводе. В 1935 году Наржимский окончил Ульяновскую летно-техническую школу и затем три года проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1940 году он повторно был призван в армию, а в 1941-м - окончил Ейское военно-морское авиационное училище и с июня того же года - на фронтах Великой Отечественной войны. 

К августу 1944 года гвардии капитан Владимир Наржимский был заместителем командира эскадрильи 11-го гвардейского истребительного авиаполка 2-й гвардейской минно-торпедной авиадивизии ВВС Черноморского флота. К тому времени он совершил 339 боевых вылетов, принял участие в 35 воздушных боях, сбив 13 вражеских самолётов лично и ещё 5 - в составе группы.

В наградном листе на звание Героя Советского, который 26 августа 1944 года подписал командир 11-го гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза гвардии подполковник Денисов дается характеристика на морского летчика Владимира Наржимского: «За период Отечественной войны с немецкими оккупантами проявил себя исключительно мужественным, смелым, решительным летчиком-истребителем. Отлично владеет техникой воздушного боя, что способствует ему побеждать противника и всегда выходить победителем…». 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за «мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецкими захватчиками» гвардии капитан Владимир Наржимский был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 

После окончания войны Наржимский продолжил службу в Советской Армии. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. С 1958 года - на преподавательской работе сначала в этой академии, а затем в Центральном аэроклубе СССР, Военно-политической академии. Кандидат военных наук, доцент, награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. 

В 1970 году в звании полковника Владимир Наржимский был уволен в запас. Проживал в Москве, работал в Высшей комсомольской школе. Скончался 17 октября 1988 года, похоронен на Николо-Архангельском кладбище Москвы.

Герой из села Коптевичи Чашникского района

«16 июня 1942 года при бомбоштурмовом ударе по кораблям противника в районе острова Гогланд, участвуя в группе из шести самолетов, горя священной ненавистью к врагу и чтобы бить наверняка, при пикировании снизился до 70-ти метров, рискуя подорваться на своих бомбах, произвел бомбоудар по транспорту противника водоизмещением 5 тыс. тонн, который после сильного взрыва затонул. При этом прямым попаданием зенитной артиллерией противника у его самолета были повреждены рули управления, но благодаря отличному знанию вверенной ему техники, благополучно приводит самолет на свой аэродром и производит отличную посадку. Через 7 часов самолет уже был снова в строю…», - это один из примеров выполнения боевых заданий командования нашим земляком, гвардии капитаном Новицким Евгением Гавриловичем, начальником парашютно-десантной службы 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й штурмовой авиационной дивизии Военно-воздушных сил Балтийского флота. 

Евгений Новицкий родился 15 августа 1912 года в селе Коптевичи Чашникского района Витебской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов, затем Николаевскую школу морских летчиков Осоавиахима. Работал пилотом авиации Наркомлеса в Ленинграде. 

В 1941 году призван в Военно-морской флот и направлен на учебу в 3-е военно-морское училище в городе Владивосток. В октябре того же года Новицкий назначен летчиком 57-го пикировочно-штурмового авиационного полка (с марта 1943 года – 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиационный полк) 8-й бомбардировочной авиационной бригады Военно-воздушных сил Балтийского флота. 

За время войны Новицкий совершил 72 боевых вылета на самолете Ил-2 и 500 вылетов на У-2, уничтожил и повредил четыре транспорта, канонерскую лодку, шесть катеров, 32 танка, четыре полевых и 27 зенитных орудий, 12 цистерн с горючим и много другой техники и войск врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Новицкому Евгению Гавриловичу было присвоено звание Героя Советского Союза. 

С 1946 капитан Новицкий - в запасе. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Работал начальником отдела аэрофотоизысканий, секретарем парткома института Гипролестранс. Умер 11 октября 1997 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском православном кладбище. 

Вместо заключения 

Сколько белорусов в годы Великой Отечественной войны сражались с врагов в качестве морских летчиков? Подобная статистика, пожалуй, отсутствует… Но даже та информация, с которой удалось ознакомиться в ходе подготовки этого материала, свидетельствует о том, что наши земляки - морские летчики, внесли достойный вклад в разгром ненавистного врага. Подтверждением этого может служить и тот факт, что высокое звание Героя Советского Союза, кроме тех, о ком было сказано выше, получили и другие уроженцы Беларуси, которые в годы военного лихолетья были морскими летчиками, среди них: 

- Григорий Сергеевич Пинчук, командир самолета 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота, родился 11 января 1912 года в селе Лоев, ныне поселок городского типа Гомельской области; 

- Иван Иванович Волосевич, военком 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи 61-й истребительной авиационной бригады ВВС Балтийского флота, родился 18 августа 1909 года в деревне Тихны Березовского района Брестской области; 

- Макар Власович Барташов, в ходе войны с Японией в 1945 году командовал 12-й штурмовой авиационной дивизией Тихоокеанского флота, родился 20 сентября 1909 г. в Жлобине Гомельской области; 

- Владимир Антонович Скугарь, заместитель командира эскадрильи 30-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота, родился 15 июля 1914 года в деревне Жабыки  Костюковичского района Могилевской области;

- Петр Васильевич Кондратьев, помощник командира 13-го истребительного авиационного полка 61-й авиационной бригады Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота, родился 9 июля 1909 года в городе Витебске… 

Большой десантный корабль "Иван Рогов" с вертолетом на кормовой взлетно-посадочной палубе.

Морская авиация… Многие белорусские юноши и в послевоенный период проходили военную службу в частях морской авиации. Они гордились и гордятся своей принадлежностью к славной когорте морских авиаторов и в этом я абсолютно уверен. 

Мне повезло, свою офицерскую службу на флоте я начинал на большом десантном корабле «Иван Рогов», где была авиационная группа, включавшая в себя 4 транспортно-боевых вертолета Ка-29. На протяжении многих месяцев, пока длился дальний поход, смог видеть, как говорится, изнутри особый уклад жизни морских авиаторов. Их профессионализм, мужество и в то же время душевность и искренность покоряла всех, кто общался с ними. 

Крепкого вам здоровья, мои боевые друзья, долгих лет жизни и больших успехов на жизненном пути! 

Николай Бойко

Источник: газета "Советская Белоруссия"

 

Категория: Статьи | Добавил: Саша (14.10.2014)
Просмотров: 1512 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024