«Армия» №3, 2009
История авиации – под Минском.
К 65-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в нашей стране появится первый музей авиационной техники. Создается он на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца. Безусловно, открытие такого музея - хороший подарок не только жителям Беларуси. Это очередная важная веха и в истории Центрального аэроклуба ДОСААФ, которому 25 июля этого года исполнится 75 лет. Кстати, буквально за неделю до этого события, 17 июля, отпразднуют в аэроклубе еще одну памятную дату - 100-летие со дня рождения дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца.
Музей авиационной техники. Не громкая ли заявка для небольшой Беларуси, в которой никогда не было крупных авиационных предприятий? О чем могут рассказать посетителям музея его экспонаты? И вообще, реально ли собрать на площадке под открытым небом хотя бы десяток самолетов и вертолетов? Признаюсь, эти вопросы я не раз слышал от скептиков еще задолго до открытия музея. Но в беседе с такими людьми выяснялось, что они даже не знали, что до распада СССР на сравнительно небольшой территории нашей республики действовало около сорока аэродромов. На них базировались две авиационные дивизии, отдельный авиационный полк, эскадрильи, авиационные отряды ГАИ, аэроклубы ДОСААФ, а также один отдельный вертолетный отряд.
С этих белорусских аэродромов взлетали и на них садились самолеты и вертолеты, представлявшие конструкторские бюро Микояна и Яковлева, нашего легендарного земляка Сухого и Илюшина, Туполева и Антонова, Миля и иных известных конструкторов. В небо взлетали истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики и бомбардировщики (в том числе дальние), транспортные и спортивные самолеты и вертолеты. Летали на предельно малых высотах и в стратосфере. Летали «небесные тихоходы» и самолеты, способные «одолеть» не одну скорость звука. Летали самолеты, представлявшие поршневую авиацию, и самолеты реактивные, оснащенные новейшим навигационным оборудованием и современными устройствами и комплексами, позволяющими решать любые задачи в самых сложных условиях.
- В недалеком прошлом мы имели большое разнообразие авиационной техники, военной и гражданской, - с горечью заметил во время одной из наших встреч начальник Центрального аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский. - Я понимал, что если не проявить инициативу и активность сейчас, упустить время, то узнать о славной авиации вчерашнего дня ныне живущие, а тем более их любознательные потомки, смогут только по кинофильмам и книгам.
Особенно больно, признался мой собеседник, было наблюдать, как в соответствии с международными договоренностями шли «под нож» самолеты, которые еще верой и правдой могли послужить в деле военно-патриотического воспитания молодежи. А ведь действительно, как важно бывает иной раз и рукой прикоснуться к своей истории. После чего узнать, как она продолжается в дне сегодняшнем в нашем государстве, где уже создана собственная авиационная школа, а на модернизированных отечественными предприятиями самолетах военными летчиками устанавливаются мировые рекорды...
Но все-таки, когда возникла идея создания в Беларуси музея авиационной техники? Николай Петрович не скрывал, что еще до работы в аэроклубе он посетил подобный авиационный музей в Германии и решил, что и нашей стране есть что показать. В1997 году, с назначением начальником Центрального аэроклуба ДОСААФ, Николай Мочанский присмотрел место для будущего музея. Большая территория у поселка Боровая была очень удобна для размещения будущих экспонатов. Весьма доступно это место и для посетителей. Практически сразу начались поиски экспонатов для музея. Руководство аэроклуба обратилось за помощью в Министерство обороны Беларуси, местные органы государственного управления...
Первым экспонатом стал в 1998 году давно выработавший свой ресурс МиГ-25. В тот момент он находился на 558-м авиационном ремонтном заводе. Вместо того чтобы пускать крылатую машину в утиль, самолет доставили в поселок Боровая. Это была удача! Самолет-история - первый в мире серийный истребитель, достигавший скорости полета 3000 километров в час! Многоцелевой самолет, способный решать как разведывательные, так и истребительные задачи. Истребители МиГ-25 применялись во время сирийско-израильского конфликта в 1982 году, а также в ходе ирано-иракской войны 1980 - 1988 годов, войны в Персидском заливе.
Вскоре на смотровой площадке будущего музея появился трудяга Ми-8, а затем - легендарный вертолет Ми-1 (кстати, сегодня в Беларуси таких вертолетов всего два).
Для непосвященных - Ми-1 - первый учебный винтокрылый аппарат, поступивший в военные училища и аэроклубы ДОСААФ. На нем сборная команда СССР неоднократно участвовала и побеждала в международных соревнованиях. Благодаря высоким летным качествам на Ми-1 было установлено 27 мировых рекордов. «В своей категории вертолет Ми-1 не уступает ни одной из западных машин по своим характеристикам...» - признавали летавшие на нем иностранные летчики.
Авиационную технику искали во всех регионах Беларуси. Начальник аэроклуба вместе со своими коллегами ездил в бывшие военные городки, на полигоны, поисковики из ДОСААФ находили забытые всеми крылатые машины в бывших пионерских лагерях, как это случилось с самолетом МиГ-19. К слову, воссоздавать его пришлось заново. Для этого являвшийся в то время заместителем начальника аэроклуба по летной подготовке Александр Нестерук нашел даже чертежи машины. Пришлось потрудиться и с восстановлением знаменитого истребителя МиГ-15. На самолете такого типа в свое время летал и погиб первый космонавт Юрий Гагарин. По словам Николая Мочанского, эту машину собирали по крупицам: одну часть нашли на свалке в Мачулищах, вторую - в пионерском лагере на озере Нарочь, а третью изготовили на 407-м Минском авиаремонтном заводе.
Смотрю на эти красавцы самолеты и вертолеты и представляю, сколько сил, человеческого труда вложено в каждый из них... Ведь прежде чем латать и красить, надо было еще доставить технику на территорию будущего музея. А для этого приходилось отстыковывать крылья, искать подходящие машины для перевозки, организовывать взаимодействие с подразделениями Госавтоинспекции. Причем не все самолеты доставлялись в авиационный музей из Беларуси. Например, учебный самолет Л-29, получивший недавно белорусскую прописку, приехал к нам из Вяземского учебного авиационного центра.
Глядя на этих людей-энтузиастов, я поймал себя на мысли, что восхищаюсь ими -ведь они не только умеют любить небо. Они еще остаются преданными этим красивым стальным птицам, которые уже не в силах поднять их в голубую высь. На некоторых экспонатах красуются таблички с упоминанием хозяев, которым ранее принадлежала техника. Надпись на одной из них, прикрепленная к самолету МиГ-21, доставленному в музей из Брестской области, гласит: «Агрофирме «Малеч» от командира 927 Кенигсбергского, орденов Александра Невского, Краснознаменного истребительного авиаполка полковника Лазаря В.Г. На этих самолетах полк выполнял интернациональный долг в Афганистане».
Не один боевой вылет совершил «за речкой» и истребитель Су-17 - первый ударный самолет советских ВВС, размещенный на афганской земле в 1979 году, а также маневренный, послушный в управлении, отлично вооруженный и защищенный штурмовик Су-25. Сегодня они тоже представлены в экспозиции.
А значит, знакомство с крылатой техникой - не только возможность узнать историю авиации, но и перенестись в те далекие дни, прикоснуться к телам этих израненных боевых машин, приземлившихся на мирной белорусской земле.
Гордость экспозиции - переданный Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны самолет Ли-2. Приобрести такой экспонат - мечта любого авиационного музея в мире.
Иду мимо выставленных на площадке крылатых и винтокрылых машин. Рядом со мной инструктор-методист аэроклуба полковник в отставке Евгений Шумский. Он рассказывает мне об истории каждой из них. Но с особой теплотой - о вертолетах. Оказывается, на них Евгений Николаевич налетал сотни часов, шесть лет командовал вертолетным полком, из рядов Вооруженных Сил уволился с должности начальника отдела армейской авиации ВВС Краснознаменного Белорусского военного округа.
О единственном в Беларуси музее авиационной техники уже сегодня высоко отзываются не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. С интересом наблюдали за его созданием наш земляк дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Владимир Коваленок, Герой Советского Союза летчик Анатолий Пугачев, Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур.
- Сегодня наша экспозиция насчитывает 26 самолетов и вертолетов - разных видов и классов, - отметил Николай Мочанский. - К 2010 году мы планируем пополнить коллекцию еще самолетами Ан-12, Ту-134, Як-40, Ил-76 и вертолетом Ми-26. В перспективе к 2012 году на смотровой площадке будет стоять 37 единиц авиационной техники! Посетители музея также смогут увидеть самолеты Ту-16,Ту-124, Су-27, Ил-28, По-2, Л-39. Некоторые из них планируем получить из России. Не исключено, что в будущем экспозиция музея расширится до 42 единиц авиационной техники - территория позволяет.
Приоткрыл Николай Петрович еще один небольшой секрет. Оказывается, уже сегодня руководитель Центрального аэроклуба ДОСААФ вынашивает идею создать экспозицию, посвященную космонавтике. Летчик-космонавт Владимир Коваленок обещал помочь с приобретением спускаемого на Землю космического аппарата. А там, глядишь, появится в Беларуси и музей космонавтики.
Подполковник Александр МАКАРОВ |