Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Публикации о музее

История авиации – под Минском.

«Армия» №3, 2009

История авиации – под Минском.

К 65-летию освобождения Бело­руссии от немецко-фашистских захватчиков в нашей стране поя­вится первый музей авиационной техники. Создается он на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца. Безусловно, открытие такого му­зея - хороший подарок не только жителям Беларуси. Это очередная важная веха и в истории Централь­ного аэроклуба ДОСААФ, которо­му 25 июля этого года исполнится 75 лет. Кстати, буквально за не­делю до этого события, 17 июля, отпразднуют в аэроклубе еще одну памятную дату - 100-летие со дня рождения дважды Героя Советского Союза Сергея Ивано­вича Грицевца.

Музей авиационной техники. Не громкая ли заявка для небольшой Беларуси, в которой никогда не было крупных авиационных пред­приятий? О чем могут рассказать посетителям музея его экспонаты? И вообще, реально ли собрать на площадке под открытым небом хотя бы десяток самолетов и вертолетов? Признаюсь, эти вопросы я не раз слышал от скептиков еще задолго до открытия музея. Но в беседе с такими людьми выяснялось, что они даже не знали, что до распада СССР на сравнительно небольшой территории нашей республики действовало около сорока аэродромов. На них базировались две авиа­ционные дивизии, отдельный авиационный полк, эскадрильи, авиационные отряды ГАИ, аэроклубы ДОСААФ, а также один отдельный вертолетный отряд.
С этих белорусских аэродромов взлетали и на них садились самолеты и вертолеты, пред­ставлявшие конструкторские бюро Микояна и Яковлева, нашего легендарного земляка Сухого и Илюшина, Туполева и Антонова, Миля и иных известных конструкторов. В небо взлетали истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики и бомбарди­ровщики (в том числе дальние), транспортные и спортивные самолеты и вертолеты. Летали на предельно малых высотах и в стратосфере. Летали «небесные тихоходы» и самолеты, способные «одолеть» не одну скорость звука. Летали самолеты, представлявшие порш­невую авиацию, и самолеты реактивные, оснащенные новейшим навигационным обо­рудованием и современными устройствами и комплексами, позволяющими решать любые задачи в самых сложных условиях.
- В недалеком прошлом мы имели боль­шое разнообразие авиационной техники, военной и гражданской, - с горечью заметил во время одной из наших встреч начальник Центрального аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский. - Я понимал, что если не про­явить инициативу и активность сейчас, упу­стить время, то узнать о славной авиации вчерашнего дня ныне живущие, а тем более их любознательные потомки, смогут только по кинофильмам и книгам.
Особенно больно, признался мой собе­седник, было наблюдать, как в соответствии с международными договоренностями шли «под нож» самолеты, которые еще верой и правдой могли послужить в деле военно-патриотического воспитания молодежи. А ведь действительно, как важно бывает иной раз и рукой прикоснуться к своей исто­рии. После чего узнать, как она продолжает­ся в дне сегодняшнем в нашем государстве, где уже создана собственная авиационная школа, а на модернизированных отечествен­ными предприятиями самолетах военны­ми летчиками устанавливаются мировые рекорды...
Но все-таки, когда возникла идея созда­ния в Беларуси музея авиационной техники? Николай Петрович не скрывал, что еще до работы в аэроклубе он посетил подобный авиационный музей в Германии и решил, что и нашей стране есть что показать. В1997 году, с назначением начальником Центрального аэроклуба ДОСААФ, Николай Мочанский присмотрел место для будущего музея. Большая территория у поселка Бо­ровая была очень удобна для размещения будущих экспонатов. Весьма доступно это место и для посетителей. Практически сразу начались поиски экс­понатов для музея. Руководство аэроклуба обратилось за помощью в Министерство обороны Беларуси, местные органы государственного управления...
Первым экспонатом стал в 1998 году дав­но выработавший свой ресурс МиГ-25. В тот момент он находился на 558-м авиацион­ном ремонтном заводе. Вместо того чтобы пускать крылатую машину в утиль, самолет доставили в поселок Боровая. Это была удача! Самолет-история - пер­вый в мире серийный истребитель, достигавший скорости полета 3000 километров в час! Многоцелевой самолет, способный решать как разведывательные, так и истре­бительные задачи. Истребители МиГ-25 при­менялись во время сирийско-израильского конфликта в 1982 году, а также в ходе ирано-иракской войны 1980 - 1988 годов, войны в Персидском заливе.
Вскоре на смотровой площадке будущего музея появился трудяга Ми-8, а затем - легендарный вертолет Ми-1 (кстати, сегодня в Беларуси таких вертолетов всего два).
Для непосвященных - Ми-1 - первый учебный винтокрылый аппарат, поступивший в военные училища и аэроклубы ДОСААФ. На нем сборная команда СССР неоднократно участвовала и побеждала в международных соревнованиях. Благодаря высоким летным качествам на Ми-1 было установлено 27 ми­ровых рекордов. «В своей категории вертолет Ми-1 не уступает ни одной из западных машин по своим характеристикам...» - признавали летавшие на нем иностранные летчики.
Авиационную технику искали во всех регионах Беларуси. Начальник аэроклуба вместе со своими коллегами ездил в бывшие военные городки, на полигоны, поисковики из ДОСААФ находили забытые всеми крыла­тые машины в бывших пионерских лагерях, как это случилось с самолетом МиГ-19. К слову, воссоздавать его пришлось заново. Для этого являвшийся в то время заместителем начальника аэроклуба по летной подготовке Александр Нестерук нашел даже чертежи машины. Пришлось потрудиться и с восстановле­нием знаменитого истребителя МиГ-15. На самолете такого типа в свое время летал и погиб первый космонавт Юрий Гагарин. По словам Николая Мочанского, эту машину собирали по крупицам: одну часть нашли на свалке в Мачулищах, вторую - в пионерском лагере на озере Нарочь, а третью изготовили на 407-м Минском авиаремонтном заводе.
Смотрю на эти красавцы самолеты и вер­толеты и представляю, сколько сил, человече­ского труда вложено в каждый из них... Ведь прежде чем латать и красить, надо было еще доставить технику на территорию будущего музея. А для этого приходилось отстыковы­вать крылья, искать подходящие машины для перевозки, организовывать взаимодействие с подразделениями Госавтоинспекции. Причем не все самолеты доставлялись в авиационный музей из Беларуси. Например, учебный самолет Л-29, получивший недавно белорусскую прописку, приехал к нам из Вя­земского учебного авиационного центра.
Глядя на этих людей-энтузиастов, я пой­мал себя на мысли, что восхищаюсь ими -ведь они не только умеют любить небо. Они еще остаются преданными этим красивым стальным птицам, которые уже не в силах поднять их в голубую высь. На некоторых экспонатах красуются та­блички с упоминанием хозяев, которым ра­нее принадлежала техника. Надпись на одной из них, прикрепленная к самолету МиГ-21, доставленному в музей из Брестской области, гласит: «Агрофирме «Малеч» от командира 927 Кенигсбергского, орденов Александра Невского, Краснознаменного истребитель­ного авиаполка полковника Лазаря В.Г. На этих самолетах полк выполнял интернацио­нальный долг в Афганистане».
Не один боевой вылет совершил «за реч­кой» и истребитель Су-17 - первый ударный самолет советских ВВС, размещенный на афганской земле в 1979 году, а также манев­ренный, послушный в управлении, отлично вооруженный и защищенный штурмовик Су-25. Сегодня они тоже представлены в экспозиции.
А значит, знакомство с крылатой техни­кой - не только возможность узнать историю авиации, но и перенестись в те далекие дни, прикоснуться к телам этих израненных бое­вых машин, приземлившихся на мирной белорусской земле.
Гордость экспозиции - переданный Бело­русским государственным музеем истории Великой Отечественной войны самолет Ли-2. Приобрести такой экспонат - мечта любого авиационного музея в мире.
Иду мимо выставленных на площадке крылатых и винтокрылых машин. Рядом со мной инструктор-методист аэроклуба полковник в отставке Евгений Шумский. Он рассказывает мне об истории каждой из них. Но с особой теплотой - о вертолетах. Оказывается, на них Евгений Николаевич налетал сотни часов, шесть лет командовал вертолетным полком, из рядов Вооруженных Сил уволился с должности начальника отдела армейской авиации ВВС Краснознаменного Белорусского военного округа.
О единственном в Беларуси музее авиа­ционной техники уже сегодня высоко отзываются не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. С интересом наблюдали за его созданием наш земляк дважды Герой Со­ветского Союза летчик-космонавт Владимир Коваленок, Герой Советского Союза летчик Анатолий Пугачев, Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур.
- Сегодня наша экспозиция насчитывает 26 самолетов и вертолетов - разных видов и классов, - отметил Николай Мочанский. - К 2010 году мы планируем пополнить коллек­цию еще самолетами Ан-12, Ту-134, Як-40, Ил-76 и вертолетом Ми-26. В перспективе к 2012 году на смотровой площадке будет сто­ять 37 единиц авиационной техники! Посе­тители музея также смогут увидеть самолеты Ту-16,Ту-124, Су-27, Ил-28, По-2, Л-39. Неко­торые из них планируем получить из России. Не исключено, что в будущем экспозиция му­зея расширится до 42 единиц авиационной техники - территория позволяет.
Приоткрыл Николай Петрович еще один небольшой секрет. Оказывается, уже сегодня руководитель Центрального аэро­клуба ДОСААФ вынашивает идею создать экспозицию, посвященную космонавтике. Летчик-космонавт Владимир Коваленок обещал помочь с приобретением спускае­мого на Землю космического аппарата. А там, глядишь, появится в Беларуси и музей космонавтики.
 
Подполковник Александр МАКАРОВ
Категория: Публикации о музее | Добавил: Саша (26.06.2010)
Просмотров: 2170 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024